Примерные вопросы для подготовки к экзамену для студентов очной формы обучения

1.  Предмет и задачи спортивной медицины. Спортивная медицина как составная часть системы  здравоохранения, физической культуры и спорта.

2.  Основные формы и методы спортивной медицины. Медицинское обследование занимающихся ФК и спортом.

3.  Первичное медицинское обследование. Задачи, объем исследования, методы.

4.  Повторное медицинское обследование, задачи, содержание.

5.  Дополнительное медицинское обследование. Задачи, содержание.

6.  Врачебно-физкультурная служба, задачи, структура, организация работы.

7.  Врачебно-физкультурные кабинеты. Задачи организации работы.

8.  Влияние занятий физической культурой и спортом на организм человека.

9.  Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков. Правила измерения роста, веса, мышечных объемов, поперечных размеров тела, окружности грудной   клетки,   ЖЕЛ,   силовых   показателей,   жировых   складок.   Определение удельного веса и плотности тела.

10.  Метод индексов в оценке уровня физического развития.

11.   Оценка физического развития методом стандартов.

12.  Центильная оценка гармоничности физического развития.

13.  Методы      исследования      и      оценка      функционального      состояния      ССС. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы. Оценка результатов.

14.  Методика проведения одномоментной функциональной пробы с 20 приседаниями. Оценка результатов.

15.  Методика проведения комбинированной пробы Летунова. Оценка результатов.

16.  Методы исследования и оценка функционального состояния систем  внешнего дыхания.

17.  Гипоксемические пробы в оценке состояния системы внешнего дыхания. Пробы Штанге, Генчи. Оценка их связи с тренированностью.

18.  Методы исследования и оценка функционального состояния нервной системы.

19.  Методы исследования и оценка слухового и вестибулярного анализаторов. Проба Яроцкого.

20.  Методы   исследования   и   оценка   функционального   состояния   эндокринной, пищеварительной и выделительной систем.

21.  Методы исследования и оценка функционального состояния систем крови.

22.  Определение, методы и оценка физической работоспособности.

23.  Гарвардский степ - тест в оценке общей физической работоспособности.

24.  Определение общей физической работоспособности по данным пробы РWС.

25.  Проба Руфье-Диксона. Методика проведения. Оценка результатов.

26.  Исследование и оценка биологического возраста детей и подростков.

27.    Организация    врачебного   контроля    за   физическим    воспитанием    в    школе. Распределение на основную, подготовительную и специальные группы.

28.  Особенности методики физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

29.  Особенности   организации  ВПК     за  физическим   воспитанием   детей  детских дошкольных учреждений.

30.  ВПК   за   юными   спортсменами   ДЮСШ.   Медико-биологическое   обоснование этапов подготовки юных спортсменов.

31.  ВПК за взрослыми, занимающимися физической культурой.

32.  Особенности ВПК за женщинами, занимающимися ФК и спортом.

33.  Врачебно-педагогические наблюдения. Методы, задачи, оценка результатов.

34. Организация медицинского обеспечения на сборах и соревнованиях.

35.  Медицинские  вопросы  спортивной  организации  и  отбора.   Заболеваемость  и спортивная специализация.

36. Допинг и антидопинговый контроль.

37.  Особенности питания спортсменов.

38. Спортивный травматизм. Специфика травм в различных видах спорта.

39.  Причины и профилактика спортивных травм.

40.  Кровотечение, понятие, виды. Способы остановки кровотечения.

41.  Ранения     при     занятиях     спортом,     классификация.     Основные     симптомы повреждений. Оказание первой помощи.

42.  Повреждение суставов. Основные признаки. Оказание первой помощи.

43.  Нокаут. Понятие. Механизм развития. Первая помощь.

44.    Солнечный   удар.   Причины   возникновения,   механизм   развития.   Основные симптомы. Первая помощь, профилактика.

45.  Тепловой удар. Причины возникновения. Основные симптомы. Первая помощь, профилактика.

46. Утопление. Механизм развития асфиксии, симптомы. Первая помощь.

47. Острые патологические состояния у спортсменов. Симптомы. Первая помощь.

48.  Гипогликемическое состояние. Причины возникновения. Неотложная помощь.

49.  Острое физическое перенапряжение.

50. Хроническое физическое перенапряжение.

51.  Перетренированность.

52. Дистрофия    миокарда    вследствие    хронического    перенапряжения    сердца   у спортсменов.

53.  Медицинская и спортивная реабилитация. Средства восстановления спортивной работоспособности.

54.  Печеночно-болевой синдром.

55.  Медицинские средства снятия утомления и восстановления работоспособности.

56.  Физические    средства    и    методы     снятия    утомления     и     восстановления работоспособности спортсменов.

 

Критерии выставления отметок

«удовлетворительно» - пороговый уровень сформированности компетенций,

«хорошо» - средний уровень сформированности компетенций,

«отлично» - высокий уровень сформированности компетенций,

«неудовлетворительно» - компетенции не сформированы.