2 академических часа
Современный уровень развития
психологической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные,
экономические, геополитические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают
необходимость разработок регламентаций действий психологов в процессе
исследовательской, практической работы.
I.
Обязанности и права
психолога
1. Психолог должен принимать
активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной
жизни:
1.1. повышать средствами
психологии производительность труда, качество продукции, снижать материальные,
энергетические, временные затраты рабочей силы.
1.2. Содействовать
психологическими средствами внедрению социальных, технических, технологических
и других нововведений.
1.3. Улучшать качество подготовки
специалистов путем применения психологической профориентации,
профконсультирования, профотбора, профобучения и психопрофилактики.
1.4. Добиваться снижения
текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции
населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.
1.5. Добиваться возвращения к
активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической
реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по
проблемам личной и общественной жизни.
1.6. Прогнозировать
социально-психологические последствия социальных, научных и технических
инноваций.
1.7. развивать теоретическое и
методическое обеспечение психологической науки.
1.8. Руководствоваться в своей
деятельности этическими принципами и правилами.
2. Психолог имеет право,
применяя методы психологической науки:
2.1. Получать конфединциальную
информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей,
выступающих в качестве испытуемых.
2.2. Формулировать рекомендации
по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по
рабочим местам.
2.3. Участвовать в работе
комиссий по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.
2.4. Проводить исследования
причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты
на заседаниях комиссий по их расследованию.
2.5. Принимать участие в работе
по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.
2.6. Участвовать в работе
приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.
2.7. Использовать материалы своей
работы в процессе индивидуально-психологического консультирования, сообщать о
них на конференциях, съездах, в печати.
2.8. Разрабатывать новые методы
работы психолога и получать на них авторские права.
II.
Социальные
и этические принципы проведения исследования
1.1. Принцип не нанесения ущерба
испытуемому:
· информированность
испытуемого о целях исследования, применяемых методах, способах использования,
хранения результатов, а также о возможности их публикации;
· безопасность применяемых
методик.
Психолог
применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для
здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования
в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических
свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным,
согласованным задачам психологического исследования.
В случае болезни испытуемого
применение методов исследования и коррекции допустимо только с разрешения врача
или с согласия других лиц, представляющих интересы реципиента.
· согласование с испытуемым
вопросов, связанных с характером передаваемой заказчику информации.
Психолог
таким образом формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование
и публикацию результатов исследования, чтобы исключить их применение вне тех
задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые не
должны ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о
характере передаваемой заказчику
информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
· передача заказчику
результатов исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме
конкретных рекомендаций в рамках решаемых задач.
1.2. Принцип компетентности
психолога:
· необходимая квалификация
пользователя методикой.
«Этическими нормами» установлено: «Психолог
осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не
предлагает своих услуг, а также не использует методов, если они не
удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях
исследования» (Ethical..., 1981, принцип 2с).
· сопоставление тестового
результата с другой, находящейся в рамках исследования, информацией об испытуемом;
· знакомство с литературой по
выбранной методике;
· умение оценить технические
параметры таких характеристик теста как репрезентативность норм, надежность,
валидность, достоверность;
· внимание к условиям, которые
могут влиять на ход исследования (опыт участия в тестах, отношения с
экспериментатором,
При тестировании лиц с различной культурой важно
разделять межкультурные факторы. влияющие как на сам тест, так и на
критериальное поведение, и факторы, влияние которых ограничивается лишь тестом.
· владение методами
психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия
для эффективного решения поставленных задач и поддержания у испытуемого чувства
доверия и симпатии.
· обоснование данных
исследования проводится на основе первичных материалов, результатов
математико-статистической обработки и ,при необходимости, заключения экспертов.
1.3. Принцип соответствия и
осведомленного согласия :
· информация, запрашиваемая у
индивида должна соответствовать поставленным целям исследования;
· использование теста,
валидного цели исследования;
· применение методик,
адекватных целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию,
состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
· использование
стандартизированных, нормализованных, надежных, валидных, адаптированных к
обследуемому контингенту методик;
· информирование заказчика и
испытуемого об этических принципах психологической деятельности, целях,
задачах, средствах, предполагаемых результатах психологической деятельности и
принимали в ней добровольное участие;
«Психолог,
запрашивающий у испытуемого в ходе интервьюирования, тестирования или
оценивания сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту
информацию, делает это только после того, когда отвечающее лицо полностью
осознало цели интервьюирования, тестирования, а также способы использования
такой информации», - «Этические нормы психологов» Ethical..., 1981, принцип 7d.
Тестирование
детей проводится с согласия родителей. При тестировании профессиональной
пригодности и достижений достаточно получения согласия правомочных
представителей, в случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие.
1.4. Принцип конфиденциальности
деятельности психолога:
Результаты
исследования не подлежат сознательному или случайному разглашению вне
согласованных с испытуемым условий.
· кодирование сведений
психологического характера.
Психолог обязан на всех материалах психологического
характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не
фамилии. Имена, отчества испытуемых, а присвоенные им коды, состоящие из
некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя,
отчество испытуемого и соответствующий ему код. Известный только психологу,
хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних
месте и предается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.
· согласование между
психологом и заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам,
характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели использования и
сроки уничтожения;
· корректное использование
сведений психологического характера;
Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об
исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его
исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения
этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем
случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению
кому-либо вне формы и целей, рекомендованных психологом.
Литература:
1.Практикум по экспериментальной и прикладной
психологии: Учеб. Пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и
др.; Под ред. А.А. Крылова. - СПб: Издательство С.-Петербургского университета,
1997. - 312 с.
2.Основы психодиагностики. Учебное пособие. - М:
Феникс, 1996. - 544 с.
19.03.2020
Типология
научных исследований
2 академических часа
1. Эксперимент.
Один из основных методов научного познания.
Эксперимент - это специально спланированная
искусственная реальность, позволяющая изолировать объекты (явления) от
посторонних влияний, обеспечивающая особое положение экспериментатора
(наблюдателя), а также возможность манипуляции переменными, описывающими
объекты (явления) и их взаимодействия.
В процессе эксперимента
проверяются гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными,
обеспечивается возможность исследования развивающегося объекта, соблюдая
принципы развития, детерминизма.
Отличается от наблюдения
активным вмешательством исследователя в ситуацию, планомерным манипулированием
одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией изменений
изучаемого объекта.
Основные характеристики,
отличающие эксперимент от доэкспериментальных и квазиэкспериментальных
исследований:
2.
Квазиэксперимент.
Квазиэксперимент - это
исследование с ограничениями в формах экспериментального контроля.
Проводится в тех случаях,
когда реализация контроля в объеме,
предписываемом для проведения «истинного» эксперимента и его методами
неосуществимо по каким-либо причинам.
Причины проведения квазиэксперимента:
*
исследование сложных каузальных (причинных) законов, невоспроизводимых
в лабораторных условиях;
*
повышение валидности исследования путем нивелирования эффектов
«подстраивания» стратегий испытуемых под ожидания экспериментатора в условиях
«замаскированного» эксперимента, проводимого в «полевых» условиях.
Ограничения:
*
трудности в осуществлении контроля за воздействием случайных и
альтернативных переменных;
*
приближение к естественным условиям иногда ограничивает возможные
обобщения. В этих случаях исследования
обычно стоят ближе к практике приложения их результатов именно в исследуемой
области.
Валидность выводов по
результатам квазиэксперимента зависит от объема побочных переменных, охваченных
статистическим контролем. Приближение данного типа исследования к безупречному
эксперименту снижает вероятность других интерпретаций полученных взаимосвязей
за счет неконтролируемых факторов.
Способы
повышения контроля:
*
составление квазиэкспериментальных планов;
*
дополнительное варьирование;
*
статистический контроль;
*
изменение формы контроля (к разным по определенному параметру группам
применяется одинаковое экспериментальное воздействие, а различие в результатах
приписывается той базисной переменной, по которой группы различаются).
Мысленный
эксперимент.
Мысленный эксперимент (МЭ) -
перенос исследования в план умственных действий, мысленный сбор данных в
предполагаемых экспериментальных ситуациях.
Отличительная его
особенность - невозможность реализовать его в действительности. Следует
различать продумывание планируемого исследования и мысленный эксперимент как
специфический прием формирования идеализированных решений проблемы, из которых
могут быть выведены правдоподобные гипотезы, доступные проверке в реальном
исследовании.
Корреляционное
исследование
Отличительная особенность- невозможность
вмешательства в исследуемую реальность.
В корреляционном исследовании нет возможности проверить гипотезы о
причинно-следственных отношениях между переменными, но результаты
корреляционного исследования могут опровергнуть гипотезу о
причинно-следственных связях, при условии достаточной внешней, внутренней,
конструктной валидности.
Применяется в тех случаях,
когда знание об изучаемом явлении недостаточно для того, чтобы создать его
репрезентативную модель в искусственных условиях или смоделировать его важные
аспекты в естественных условиях.
Наблюдение.
Задание для самостоятельной работы - описать цель, виды наблюдения, особенности их проведения и анализа полученных данных.
Описание единичного случая.
Задание для самостоятельной работы - написать цель, условия, область применения и особенности анализа результатов.
Пилотажное исследование.
Проводится с целью пробы,
проверки всех составляющих плана исследования. Анализируются понимание
испытуемыми инструкций, совместимости процедур, возможные источники нарушения
внутренней, внешней и конструктной валидности
для отбора и стандартизаци процедур и др.
Литература:
Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории
психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.-88 с.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического
исследования. - М., 1993. - 120 с.
Корнилова Т.В. Квазиэкспериментальные схемы
исследований./ Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.:
Форум-Инфра-М, 1998. - С. 10-26.
Корнилова Т.В. Мысленный эксперимент./ Методы
исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - С.
27-53.
26.03.2020
Соответствие исследования научным стандартам
4 академических часа
План
1. Валидность:
· внешняя;
· текущая;
· внутренняя;
· конструктная.
2. Репрезентативность:
· репрезентативность выборки;
· репрезентативность методики;
· репрезентативность
результатов.
3. Надежность.
4. Статистический вывод.
Валидность - оценка качества
организации и выполнения исследования, соответствие результатов основным
научным принципам, возможность обобщения, приемлемости, объективности,
непротиворечивости.
Принцип валидности
характеризует отношения предмета с элементами системы исследований.
Внешняя валидность обеспечивает возможность обобщения результатов исследования на другие
условия, иные выборки и популяции.
Факторы, угрожающие внешней
валидности: нарушения репрезентативности выборки, изменение предмета а процессе исследования .
Разновидностью данного типа
валидности является экологическая валидность, как оценка применимости
результатов лабораторного (экспериментального) исследования к неподобранным
специально объектам в естественных условиях.
Внутренняя валидность оценивает соответствие выводов представленной
гипотезе.
Факторы, снижающие
внутреннюю валидность: неточно сформулированная гипотеза, смешение влияния
независимой переменной с другими переменными., неэквивалентности сопоставляемых
групп, их изменения в ходе исследования, смещение критериев описания объектов в
процессе исследования.
Конструктная валидность характеризует точность обозначения свойств объекта
исследования, экспериментального воздействия, побочных и добавочных переменных,
экспериментального эффекта; между положениями теории и их реализацией в данном
исследовании.
2.Репрезентативность
Репрезентативность (фр. representatif, представительный, показательный) - соответствие характеристик,
полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо
объекта, характеристикам этого объекта в целом. Это дает возможность
распространять выводы частичного обследования на весь изучаемый объект.
Репрезентативностью должны обладать теоретические обоснования, приемы выделения
и описания объекта изучения, выборка испытуемых и т. д.
Принцип репрезентативности
определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом.
Объект должен быть выбран в соответствии
с задачей исследования
Репрезентативность выборки
Репрезентативность методики - соответствие приемов исследования свойствам изучаемого
объекта. Эта характеристика методики нарушена, если ее применение обнаруживает
артефактные свойства объекта исследования или она не может быть использована
для фиксации основных показателей.
Репрезентативность результатов - соответствие результатов исследования множеству
результатов, полученных в аналогичных условиях реального или безупречного
эксперимента. Связана с внешней валидностью и надежностью исследования.
3.Надежность.
Надежность - это
воспроизводимость результатов исследования.
Характеризует отношения
предмета с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата,
полученного данным методом.
4.Ошибки статистического вывода.
Причины появления ошибок:
*
недостаточный объем выборки;
*
нерепрезентативность выборок;
*
недостаточно высокое отношение количества объектов к количеству
переменных, описывающих эти объекты (объектов должно быть больше не менее чем в
10 раз);
*
неправильный подбор статистических методов.
Научная
проблема. Формирование цели и задач исследования
Формулирование проблемы
предполагает:
1. Постановку основного
вопроса.
2. Выявление противоречия,
которое лежит в основе проблемы.
3. Предположительное описание
ожидаемого результата.
Построение проблемы:
1. Разделение проблемы на
частные задачи и вопросы исследования.
2. Упорядочение вопросов,
составляющих проблему. Каждый предыдущий вопрос должен создавать основу для
постановки следующего.
3. Определение границ
исследования.
Оценка проблемы:
1. Определение условий для
решения проблемы: методы, методики, способы, приемы, материальные средства,
временные затраты.
2. Установление очередности в
решениях вопросов по проблеме.
3. Когнификация - выяснение
степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации,
которую требуется использовать для разрешения проблемы. Проверка степени
разработанности материалов по данной проблеме, наличие источников информации по
вопросам исследования.
4. Определение вида проблемы -
неразработанная, слабо разработанная, требующая до исследования. Соизмерение
своих возможностей, исходя из выбранного варианта.
5. При необходимости,
корректировка исследовательских вопросов.
Обоснование проблемы:
Установление ее связей со смежными областями
исследований.
Актуализацию - обоснование реальности существования
проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование
актуальности проводится с помощью
анализа потребностей теории и практики.
Уточнение основных терминов, понятий. Принятие
решения о введении в рукопись сокращений, облегчающих работу. Их согласование
со справочниками, ГОСТом.
Критерии оценки степени
актуальности выдвинутой проблемы:
Объективные критерии:
· критерий существования
- реальность существования исследуемой
проблемы;
· критерий отношения - наличие
и характер взаимосвязи между предполагаемыми объектами исследования;
· критерий субординации -
истинность проблемы через согласованность соподчиненных вопросов, составляющих
проблему;
· критерий необходимости -
наличие противоречия.
2.Критерии соответствия:
· критерий предпосылок -
наличие реальных возможностей для решения проблемы;
· критерий преемственности -
постановка и решение проблемы на базе
накопленных знаний в исследуемой области.
Литература:
1. Андреев Г.И., Смирнов С.А.,
Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной
работы и оформление результатов научной деятельности. - М.: Финансы и
статистика, 2003. - 272 с.
Задания для самостоятельной работы:
Раскрыть следующие понятия: 1.Психологический эксперимент.
Задачи, основные этапы и виды психологических исследований.
2.Признаки психологического
эксперимента, его задачи и основные этапы, (согласно М.Б. Михайлевской, Т.В.
Корнилова и В.Н. Панферова).
3.Виды
психологического эксперимента по условиям, по объекту, по временной схеме, по
числу переменных, по цели.
4.Внутренние,
внешние условия эксперимента. Факторы, влияющие на внутреннюю и внешнюю
валидность эксперимента. Способы контроля внешних и внутренних переменных
эксперимента (элиминация, константность, балансировка, рандомизация и др.).
5.Экспериментальные
планы. Экспериментальная система.
Рекомендуемая литература
1.Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.-88 с.
2.Бине
А. Введение в экспериментальную психологию. - Спб., 1895.
3.Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Санкт-Петербург,
1999.
4.Гуревич
К.М. Статистика - аппарат доказательства психологической диагностики. - Талин,
1977.
5.Гуревич
К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985.
6.Измайлов
Ч.А. Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Измерения в психологии. -
М., 1983.
7.Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993. - 120 с.
8.Психологическая
диагностика. Проблемы и исследования. - М., 1981.
09/04/2020 4 академических часа.
Тема практического занятия. Психологический эксперимент как
совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.
Общение
в процессе эксперимента. Особенности детской психики, корригирующие процесс
общения. Влияние личностных особенностей
экспериментатора и его деятельности на процесс исследования. Типы ошибок
экспериментатора при оценке деятельности испытуемого и методы их контроля.
Личность
испытуемого и ситуация психологического эксперимента. Классификация форм
эксперимента в зависимости от роли инструкции.
Методические
приемы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты
эксперимента.
Задания:
1. Подбор литературы и разработка плана- реферата
«Влияние экспериментатора на деятельность
испытуемого»
2. Анализ проявлений эффектов общения
в повседневной жизни (плацебо, Хоторна, социальной фасилитации, Пигмалиона
и др.).
|
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: