Тематический план

  • Общее

    Приветствую вас!

  • 3.081.2.17

    3.081.2.17

    18.03.2020

    Этические принципы  и правила проведения психолого-педагогических диагностических исследований 

     

     

    Современный уровень развития психологической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные, экономические, геополитические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают необходимость разработок регламентаций действий психологов в процессе исследовательской, практической работы.

     

     

    I.    Обязанности и права психолога

    1.   Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни:

    1.1. повышать средствами психологии производительность труда, качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты рабочей силы.

    1.2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических, технологических и других нововведений.

    1.3. Улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультирования, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

    1.4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

    1.5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

    1.6. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

    1.7. развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.

    1.8. Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами.

    2.   Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:

    2.1. Получать конфединциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

    2.2. Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.

    2.3. Участвовать в работе комиссий по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.

    2.4. Проводить исследования причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

    2.5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

    2.6. Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

    2.7. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования, сообщать о них на конференциях, съездах, в печати.

    2.8. Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

     

    II. Социальные и этические принципы проведения исследования

     

    1.1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому:

    ·     информированность испытуемого о целях исследования, применяемых методах, способах использования, хранения результатов, а также о возможности их публикации;

    ·     безопасность применяемых методик.

    Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

    В случае болезни испытуемого применение методов исследования и коррекции допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы реципиента.

    ·     согласование с испытуемым вопросов, связанных с характером передаваемой заказчику информации.

    Психолог таким образом формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые не должны ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере  передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

    ·     передача заказчику результатов исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций в рамках решаемых задач.

     

    1.2. Принцип компетентности психолога:

    ·     необходимая квалификация пользователя методикой.

     «Этическими нормами» установлено: «Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования» (Ethical..., 1981, принцип 2с).

    ·     сопоставление тестового результата с другой, находящейся в рамках исследования, информацией об испытуемом;

    ·     знакомство с литературой по выбранной методике;

    ·     умение оценить технические параметры таких характеристик теста как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность;

    ·     внимание к условиям, которые могут влиять на ход исследования (опыт участия в тестах, отношения с экспериментатором,

    При  тестировании лиц с различной культурой важно разделять межкультурные факторы. влияющие как на сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых ограничивается лишь тестом.

    ·     владение методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия для эффективного решения поставленных задач и поддержания у испытуемого чувства доверия и симпатии.

    ·     обоснование данных исследования проводится на основе первичных материалов, результатов математико-статистической обработки и ,при необходимости, заключения экспертов.

     

    1.3. Принцип соответствия и осведомленного согласия :

    ·     информация, запрашиваемая у индивида должна соответствовать поставленным целям исследования;

    ·     использование теста, валидного цели исследования;

    ·     применение методик, адекватных целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

    ·     использование стандартизированных, нормализованных, надежных, валидных, адаптированных к обследуемому контингенту методик;

    ·     информирование заказчика и испытуемого об этических принципах психологической деятельности, целях, задачах, средствах, предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие;

    «Психолог, запрашивающий у испытуемого в ходе интервьюирования, тестирования или оценивания сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, когда отвечающее лицо полностью осознало цели интервьюирования, тестирования, а также способы использования такой информации», - «Этические нормы психологов» Ethical..., 1981, принцип 7d.

    Тестирование детей проводится с согласия родителей. При тестировании профессиональной пригодности и достижений достаточно получения согласия правомочных представителей, в случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие.

     

    1.4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога:

    Результаты исследования не подлежат сознательному или случайному разглашению вне согласованных с испытуемым условий.

    ·     кодирование сведений психологического характера.

    Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии. Имена, отчества испытуемых, а присвоенные им коды, состоящие из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код. Известный только психологу, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и предается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

    ·     согласование между психологом и заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения;

    ·     корректное использование сведений психологического характера;

    Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне формы и целей, рекомендованных психологом.

     

    Литература:

    1.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под ред. А.А. Крылова. - СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 312 с.

    2.Основы психодиагностики. Учебное пособие. - М: Феникс, 1996. - 544 с.


    25.03.2020

    Тема 2. Типология научных исследований

     

    1. Эксперимент.

    Один из основных методов научного познания.

    Эксперимент - это специально спланированная искусственная реальность, позволяющая изолировать объекты (явления) от посторонних влияний, обеспечивающая особое положение экспериментатора (наблюдателя), а также возможность манипуляции переменными, описывающими объекты (явления) и их взаимодействия.

    В процессе эксперимента проверяются гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными, обеспечивается возможность исследования развивающегося объекта, соблюдая принципы развития, детерминизма.

    Отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию, планомерным манипулированием одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией изменений изучаемого объекта.

    Основные характеристики, отличающие эксперимент от доэкспериментальных и квазиэкспериментальных исследований:

     

     

    2. Квазиэксперимент.

    Квазиэксперимент - это исследование с ограничениями в формах экспериментального контроля.

    Проводится в тех случаях, когда реализация контроля в объеме, предписываемом для проведения «истинного» эксперимента и его методами неосуществимо по каким-либо причинам.

    Причины проведения квазиэксперимента:

    *                   исследование сложных каузальных (причинных) законов, невоспроизводимых в лабораторных условиях;

    *                   повышение валидности исследования путем нивелирования эффектов «подстраивания» стратегий испытуемых под ожидания экспериментатора в условиях «замаскированного» эксперимента, проводимого в «полевых» условиях.

    Ограничения:

    *                   трудности в осуществлении контроля за воздействием случайных и альтернативных переменных;

    *                   приближение к естественным условиям иногда ограничивает возможные обобщения.  В этих случаях исследования обычно стоят ближе к практике приложения их результатов именно в исследуемой области.

     

    Валидность выводов по результатам квазиэксперимента зависит от объема побочных переменных, охваченных статистическим контролем. Приближение данного типа исследования к безупречному эксперименту снижает вероятность других интерпретаций полученных взаимосвязей за счет неконтролируемых факторов.

    Способы повышения контроля:

    *                   составление квазиэкспериментальных планов;

    *                   дополнительное варьирование;

    *                   статистический контроль;

    *                   изменение формы контроля (к разным по определенному параметру группам применяется одинаковое экспериментальное воздействие, а различие в результатах приписывается той базисной переменной, по которой группы различаются).

     

    Мысленный эксперимент.

    Мысленный эксперимент (МЭ) - перенос исследования в план умственных действий, мысленный сбор данных в предполагаемых экспериментальных ситуациях.

    Отличительная его особенность - невозможность реализовать его в действительности. Следует различать продумывание планируемого исследования и мысленный эксперимент как специфический прием формирования идеализированных решений проблемы, из которых могут быть выведены правдоподобные гипотезы, доступные проверке в реальном исследовании.

     

    Корреляционное исследование

    Отличительная особенность- невозможность вмешательства в исследуемую  реальность. В корреляционном исследовании нет возможности проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными, но результаты корреляционного исследования могут опровергнуть гипотезу о причинно-следственных связях, при условии достаточной внешней, внутренней, конструктной валидности.

    Применяется в тех случаях, когда знание об изучаемом явлении недостаточно для того, чтобы создать его репрезентативную модель в искусственных условиях или смоделировать его важные аспекты в естественных условиях.

     

    Наблюдение.

     Задание для самостоятельной работы - описать цель, виды наблюдения, особенности их проведения и анализа полученных данных.

    Описание единичного случая.

     Задание для самостоятельной работы - написать цель, условия, область применения и особенности анализа результатов. 

    Пилотажное исследование.

    Проводится с целью пробы, проверки всех составляющих плана исследования. Анализируются понимание испытуемыми инструкций, совместимости процедур, возможные источники нарушения внутренней, внешней  и конструктной валидности для отбора и стандартизаци процедур и др.

    Литература:

    Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.-88 с.

    Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993. - 120 с.

    Корнилова Т.В. Квазиэкспериментальные схемы исследований./ Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - С. 10-26.

    Корнилова Т.В. Мысленный эксперимент./ Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - С. 27-53.

    25.03.2020

    Тема 3. Систематизация результатов исследования

     

    План:

    1. Составление таблиц.

    2. Проверка качества полученных и внесенных в таблицу данных.

     

     

    В результате проведения исследования психолог получает некоторую совокупность так называемых первичных оценок или «сырых» баллов - множества индивидуальных показателей по одной или нескольким методикам. Первичные оценки  - это, обычно, сведения о количестве правильно решенных задач, времени выполнения заданий, количестве ошибок, совпадений с «ключом» опросника, измерения объема ответа и т.д.

    Привести весь массив данных к определенной системе можно проведя их качественный и количественный анализы.

    Качественная обработка направлена на содержательное изучение предмета исследования. Она имеет два уровня: уровень обработки данных, на котором проводится организационно-подготовительная работа по первичному выявлению и упорядочиванию качественных характеристик изучаемого объекта, и уровень теоретического осмысления полученных результатов, проводимый на этапе их интерпретации [11].

    На первом этапе происходит объединение и табулирование данных по какому-либо основанию как самостоятельный метод, так и включенный в процедуру факторного анализа, шкалирования, классификации и др.

    На втором этапе - исследователь проводит интегрирование, синтез полученной информации. Результатом такой работы является создание классификаций, типологий, периодизаций и др.

    Применение качественных методов позволяет выявить наиболее существенные стороны изучаемых объектов, обобщить и систематизировать полученную в результате исследования информацию.

    Результат  качественной обработки - описание, объяснение изучаемых явлений, создание классификаций, периодизаций и т.д.

     

    Процесс количественной обработки также можно разделить на две стадии: первичную и вторичную.

    Первичная обработка эмпирических (полученных опытным путем) данных включает их группировку и табулирование, наглядное представление в виде графиков, полигонов, кривых распределения, диаграмм и др., а также вычисление мер центральных тенденций, изменчивости, качества распределения результатов.

     

     

     

    Задачи, решаемые на этапе  первичной обработки данных:

    ·     упорядочить полученные результаты, преобразовать их в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание изучаемых объекта и предмета исследования;

    ·     выявить и исправить ошибки, выбивающиеся показатели, недочеты в сведениях;

    ·          получить представление о характере всей совокупности данных в целом (степени компактности, однородности и т.д.).

     

    Методы вторичной обработки данных представлены во второй главе.

     

    1. Составление таблиц

     

    До начала обработки  полученных в ходе эксперимента результатов можно все данные сгруппировать в сводную таблицу первичных данных (см. табл.1). Эта систематизация значительно облегчит как ручную, так и электронную  их обработку.

    В таблицы помещают следующую информацию:

    ·                    название таблицы, полно отражающее ее содержание;

    ·                    буквенные или цифровые коды испытуемых, которые  могут быть расположены в алфавитном (по степени возрастания) порядке или в связи с принадлежностью к какой-либо подгруппе, или выраженностью наиболее важного параметра (табл. 1, столбец 2);

    ·                    демографические, социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социальный статус и т.д. в зависимости от задач исследования), размещаемые, обычно, в первых столбцах таблицы (табл. 1, столбец 3, 4);

    ·                    в других столбцах  - количественная информация в виде «сырых» значений (табл. 1, столбец 5, 6) и данные качественного характера, к которым были применены количественные методы обработки. Наиболее простые операции по переводу качественных показателей в количественные - это числовое кодирование (см. табл. 1, столбец 3) и перевод в ранги.

    Рангом наблюдения называют [16] тот номер, который получит это наблюдение в упорядоченной совокупности всех данных - после их систематизации по определенному правилу (от меньших значений к большим или наоборот).

    Процедура перехода от совокупности наблюдений к последовательности их рангов называется ранжированием. Результат ранжирования  -  ранжировка.

    К ранжированию прибегают, если необходимо преобразовать качественные данные в количественные. Эти данные могут быть экспертными оценками, данными анкет, социометрических методов  и т.д.


    Материалы для   занятия     08.04.2020 на 4 аудиторных часа


    Тема 4. Наглядные методы описательной статистики

     

    План:

    1. Построение кривой распределения частот.

    2. Группировка результатов в классовые интервалы.

    3.  Построение диаграмм.

    4.  Сравнение массивов с разным количеством данных.


    Практические задания:

    1. Провести  у одного человека "Теппинг-тест", направленный на определение основных свойств нервной системы по психомоторным показателям. Построить кривую   по индивидуальным данным. Определить тип нервной системы и написать рекомендации. 

    2. Решить задачу, используя шкалу 20-80.

    В группе испытуемых провели констатирующее исследование, применив 4 диагностические методики.  Среднегрупповой показатель во всех методиках одинаковый и равен 10. Однако максимально возможный в каждой методике разный. Постройте на одной координатной плоскости столбиковую диаграмму на основе результатов по 4 методикам.

    1. Максимально возможный по первой  методике равен 10.

    2. Максимально возможный  - 20.

    3. Максимально возможный - 50.

    4. Максимально возможный  - 30. 


    Материал к практическому занятию.

    Завершением любого этапа исследовательской работы является представление результатов. Различают следующие варианты описаний: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образная (макеты, фильмы и др).

     

    Наглядными методами описательной статистики являются пространственно-графические описания: графики, диаграммы, полигоны распределения частот, таблицы частот и др.

    Задачи наглядных методов:

    ·                    дать представление о характере распределения результатов;

    ·                    отобразить функциональную зависимость признака;

    ·                    представить систему отношений между переменными.

     

    Геометрические или пространственно-графические описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Они дополняют и поясняют текст, к которому относятся.

    В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации: опирающиеся на топологические и метрические характеристики (6).

    К топологическим формам относятся построение граф, пространственно-графические описания параметров топологической структуры.

    Графы - это множество точек, соединенных ориентированными (отрезки-векторы) или неориентированными отрезками. Они используются при описании результатов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера, схема функциональной системы П.К. Анохина и др.

    Ориентированные и неориентированные графы применяются  для наглядного представления результатов личностных и социально-психологических исследований. Ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимостей между независимой, дополнительными и зависимой переменными. Отображение результатов социометрии также является примером построения ориентированного графа.

    Неориентированные графы применяются для описания системы корреляционных связей между измеренными свойствами психики. Точками обозначают свойства, а отрезками - корреляционные связи. Обычно используют [6] следующие приемы кодирования:

    цветом - положительные связи красным , а отрицательные связи - синим цветом;

    начертанием - положительные связи - сплошной линией или толстой, отрицательные - пунктиром или тонкой линией;

    пространственным положением - признаки с максимальным числом значимых связей располагают в центре, а степень удаленности от него информирует об ослаблении  связей.

     

     

    К метрическому описанию относятся и графические методы первичного представления данных - графики, диаграммы, гистограммы, кривые распределения и др.. Рассмотрим их более подробно.

     

    1. Построение кривой распределения частот.

     

    Для представления и интерпретации полученных данных можно использовать графический метод построения кривой распределения частоты.

    Частота или абсолютная частота- это число ответов, выборов и т.д. данной категории в выборке.

     

    Рассмотрим применение метода на примере:

    У группы испытуемых в количестве 172 человек исследовали логическое мышление с помощью «Методики для оценки логического мышления». Получили следующие результаты: 14; 18; 15; 10; 10;  15; 12; 15; 4; 12; 12; 4; 15; 15; 3; 14; 10; 12; 13; 16; 15; 15; 12; 14; 11; 10; 13; 12;10; 10; 10;  7; 5; 17; 15; 17; 13; 12; 12; 11;6; 6;  11; 8; 8; 8; 11; 11; 5; 5; 7; 7; 5; 5; 11; 11; 10; 10; 11; 11;9; 9; 7; 9; 9; 7;8; 12; 12; 12; 8; 7; 9; 9; 9; 9; 9;  11; 11; 12; 11; 17; 16; 6; 7; 9; 11; 16; 17; 8; 6; 11; 15; 13; 16; 13; 14; 13; 14; 14; 8; 8; 14; 16; 14; 16; 11; 11; 14; 16; 13; 18; 10; 10; 16; 14; 13; 15; 16; 6; 7; 13; 8; 9; 11; 16; 10; 9; 9; 8; 17; 14; 13; 7; 13; 13; 13; 6; 11; 9; 15; 15; 14; 12; 14; 13; 12; 12; 11;8; 8;  11; 10; 10; 9; 9; 5; 5; 8; 7; 7; 6; 6; 14; 10; 10; 4; 10; 12; 12; 6; 12.

    Определим размах распределения (Xmax - Xmin). Найдем наибольшее значение - 18, и наименьшее - 3Диапазон разброса составил 15 значений (18-3=15).

    Представим данные в виде таблицы (см. табл. 3). Для ее построения необходимо сделать следующие шаги:

    ·              начертить таблицу, состоящую из трех столбцов и 15+2 строки;

    ·              в первом столбце написать количество решенных задач, начиная с наибольшего значения;

    ·              во втором столбце отмечается число испытуемых, набравших соответствующее количество баллов;

    ·              в третьем  - частота.

     

    Полученные табличные данные можно представить в виде кривой распределения частоты (рис. 1). Чертится координатная плоскость. На оси абсцисс (горизонтальная линия) откладываются через равные интервалы полученные испытуемыми сырые баллы, на оси ординат - отдельные частоты. Полученные на плоскости точки соединяются плавными линиями. На оси абсцисс налево от наименьшего значения и направо от наибольшего значения откладывается еще по одному интервалу с частотой 0 для завершения кривой.

     

    Таблица 3 - Таблица распределения частоты

     

    Диапазон

    Первичные распределения

    Частота встречаемости (f)

    18

    **

    2

    17

    *****

    5

    16

    **********

    10

    15

    ************

    12

    14

    **************

    14

    13

    **************

    14

    12

    ******************

    18

    11

    *********************

    20

    10

    *****************

    17

    9

    ****************

    16

    8

    *************

    13

    7

    ***********

    11

    6

    *********

    9

    5

    *******

    7

    4

    ***

    3

    3

    *

    1

     

     

    f =172

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок  1 -  Кривая распределения частоты

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Для получения полигона частотного распределения первичных результатов полученные на координатной плоскости точки соединяют прямыми отрезками (см. рис. 2).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 2. Полигон частотного распределения.

     

    2. Группировка результатов в классовые интервалы

    При большом размахе распределения  данных все значения группируются в классовые интервалы (см. табл. 4).

    Они формируются по определенным правилам:

    ·                   находят максимальный (Xmax ) и минимальный ( Х min) показатели;

    ·                   определяют размах распределения (Xmax min);

    ·                   выбирают величину классового интервала. Общее количество интервалов должно быть не менее 8 и не более 20;

    ·                   в качестве величин, характеризующих ширину класса группировки, используют следующие шаги: 1; 2; 3; 5; 10; 20 и т.д.;

    ·                   точно обозначают границы интервалов;

    ·                   классу, содержащему минимальные величины массива первичных данных  присваивают номер 1, далее по возрастающей порядковых номеров.

     

    Таблица 4 - Группировка первичных результатов психологического исследования

     

    Классы

    Границы классов

    Точные границы классов

    Центры классов

    Первичные распределения

    Частота встречаемости (f)

    10

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    55-59

    50-54

    45-49

    40-44

    35-39

    30-34

    25-29

    20-24

    15-19

    10-14

    54,5-59,5

    49,5-54,5

    44,5-49,5

    39,5-44,5

    34,5-39,5

    29,5-34,5

    24,5-29,5

    19,5-24,5

    14,5-19,5

    9,5-14,5

    57

    52

    47

    42

    37

    32

    27

    22

    17

    12

    *

    **

    ****

    ******

    ********

    ***********

    *********

    *******

    *****

    **

    1

    2

    4

    6

    8

    11

    9

    7

    5

    2

     

     

     

     

     

    Sf=55

     

    При построении кривой распределения частот или полигона частот для сгруппированных данных на оси абсцисс (ось Х) отмечают номера классов, а на оси ординат (ось У) - отдельные частоты.

     

     

     

    3. Построение диаграмм

     

    Диаграмма - это чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами.

    Ступенчатую  диаграмму частотного распределения результатов называют гистограммой.

    Ее можно построить на основании классовых интервалов и показателей частоты (см. рис. 3). По оси абсцисс откладываются значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - число наблюдений, частоту (f) или процент случаев, попавших в данный промежуток.

    Гистограмма используется для представления результатов распределения непрерывных признаков для порядковых и интервальных величин, а также для величин шкалы отношений. Принцип табулирования величин остается прежним.

    На гистограмме высота столбцов над каждым интервалом соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. Все участки ступенчатой диаграммы расположены вплотную друг к другу. Дополнительные нулевые интервалы в гистограмме не используются.

     

     

     

     

     

     

    Рис. 3. Гистограмма частотного распределения результатов.

     

    Прием графического изображения первичных результатов в виде  столбиковой диаграммы, используется только при наличии результатов измерения, имеющих дискретное (прерывистое) распределение (результаты опроса, тестирования) и  для величин шкал наименований.

    Рисунок 4 - Столбиковая диаграмма частотного распределения результатов

     

    Для сравнения между собой нескольких видов показателей можно использовать одну координатную плоскость (рис.5; 6).

     

    Р - количество отраженных объектов; Z - количество значимых отраженных объектов; Pt - пространственно - временное положение элементов ситуации; C - цвет; F - форма; SD - степень дифференциации объектов.

    Рисунок 5 — Профили информационного содержания зрительного образа восприятия по шкале 20-80

     

    Результаты по разным выборкам, отраженные каким-либо одним графическим способом (кривые распределения, полигоны частоты, диаграммы, гистограммы) могут отличаться цветом или характером начертания (сплошная линия, пунктирная, пунктирная линия с точками на разрывах, толстая, тонкая и др.).

    Рекомендации [8]:

    На одной координатной плоскости не должно быть больше 4 кривых.

    Графики должны соответствовать содержанию предшествующего или последующего текста, иметь всю необходимую пояснительную информацию.

    Обозначения на осях располагать слева и внизу, для обозначения точек наблюдения можно использовать кружки, квадраты, треугольники (рис. 5).

     

    4. Сравнение массивов с разным количеством данных

     


    Одним из способов унификации результатов, полученных в ходе исследования, а также наглядного представления данных в виде индивидуальных и групповых профилей, является шкала 20-80 (О.П. Елисеев, 1994).

    Она применяется, когда сравниваемые результаты получены по методикам, в которых испытуемый может получить разный максимально возможный балл.  10 баллов, полученных по тесту, где есть возможность получить 100 баллов не равна по «весу» 10 баллам из 10 возможных по другому тесту. Для их выравнивания и  для проведения последующего сравнительного анализа, качественной и количественной обработки, а также наглядного представления на одной координатной плоскости, применяют шкалу 20-80.

    Для перехода к шкале 20-80 необходимо умножить полученное количество баллов на коэффициент К и к полученному результату прибавить 20.

    К = 60/хmах , где  60 и 20 - постоянные величины;

    хmах - максимальное количество баллов, которое может получить индивид по каждому сопоставляемому тесту, субтесту и др. (см. рис. 5).

    К1 = Хi 60/хmах+20

     




  • Тема 4

    Научно-исследовательская работа студентов

    • 3.006.2.17 Экспериментальные методы в психолого-педагогических исследованиях


      3.066.2.17 

      19/03/2020

      Этические принципы  и правила проведения психолого-педагогических диагностических исследований 

      2 академических часа 

       

      Современный уровень развития психологической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные, экономические, геополитические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают необходимость разработок регламентаций действий психологов в процессе исследовательской, практической работы.

       

       

      I.    Обязанности и права психолога

      1.   Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни:

      1.1. повышать средствами психологии производительность труда, качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты рабочей силы.

      1.2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических, технологических и других нововведений.

      1.3. Улучшать качество подготовки специалистов путем применения психологической профориентации, профконсультирования, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

      1.4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, регулировать миграции населения, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

      1.5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

      1.6. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

      1.7. развивать теоретическое и методическое обеспечение психологической науки.

      1.8. Руководствоваться в своей деятельности этическими принципами и правилами.

      2.   Психолог имеет право, применяя методы психологической науки:

      2.1. Получать конфединциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

      2.2. Формулировать рекомендации по оптимизации деятельности рабочих и специалистов и распределению их по рабочим местам.

      2.3. Участвовать в работе комиссий по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и пр.

      2.4. Проводить исследования причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

      2.5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

      2.6. Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

      2.7. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования, сообщать о них на конференциях, съездах, в печати.

      2.8. Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права.

       

      II. Социальные и этические принципы проведения исследования

       

      1.1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому:

      ·     информированность испытуемого о целях исследования, применяемых методах, способах использования, хранения результатов, а также о возможности их публикации;

      ·     безопасность применяемых методик.

      Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

      В случае болезни испытуемого применение методов исследования и коррекции допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы реципиента.

      ·     согласование с испытуемым вопросов, связанных с характером передаваемой заказчику информации.

      Психолог таким образом формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые не должны ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере  передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

      ·     передача заказчику результатов исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций в рамках решаемых задач.

       

      1.2. Принцип компетентности психолога:

      ·     необходимая квалификация пользователя методикой.

       «Этическими нормами» установлено: «Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, если они не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования» (Ethical..., 1981, принцип 2с).

      ·     сопоставление тестового результата с другой, находящейся в рамках исследования, информацией об испытуемом;

      ·     знакомство с литературой по выбранной методике;

      ·     умение оценить технические параметры таких характеристик теста как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность;

      ·     внимание к условиям, которые могут влиять на ход исследования (опыт участия в тестах, отношения с экспериментатором,

      При  тестировании лиц с различной культурой важно разделять межкультурные факторы. влияющие как на сам тест, так и на критериальное поведение, и факторы, влияние которых ограничивается лишь тестом.

      ·     владение методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия для эффективного решения поставленных задач и поддержания у испытуемого чувства доверия и симпатии.

      ·     обоснование данных исследования проводится на основе первичных материалов, результатов математико-статистической обработки и ,при необходимости, заключения экспертов.

       

      1.3. Принцип соответствия и осведомленного согласия :

      ·     информация, запрашиваемая у индивида должна соответствовать поставленным целям исследования;

      ·     использование теста, валидного цели исследования;

      ·     применение методик, адекватных целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

      ·     использование стандартизированных, нормализованных, надежных, валидных, адаптированных к обследуемому контингенту методик;

      ·     информирование заказчика и испытуемого об этических принципах психологической деятельности, целях, задачах, средствах, предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие;

      «Психолог, запрашивающий у испытуемого в ходе интервьюирования, тестирования или оценивания сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, когда отвечающее лицо полностью осознало цели интервьюирования, тестирования, а также способы использования такой информации», - «Этические нормы психологов» Ethical..., 1981, принцип 7d.

      Тестирование детей проводится с согласия родителей. При тестировании профессиональной пригодности и достижений достаточно получения согласия правомочных представителей, в случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие.

       

      1.4. Принцип конфиденциальности деятельности психолога:

      Результаты исследования не подлежат сознательному или случайному разглашению вне согласованных с испытуемым условий.

      ·     кодирование сведений психологического характера.

      Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии. Имена, отчества испытуемых, а присвоенные им коды, состоящие из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код. Известный только психологу, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и предается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

      ·     согласование между психологом и заказчиком списка лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения;

      ·     корректное использование сведений психологического характера;

      Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне формы и целей, рекомендованных психологом.

       

      Литература:

      1.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под ред. А.А. Крылова. - СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 312 с.

      2.Основы психодиагностики. Учебное пособие. - М: Феникс, 1996. - 544 с.



      19.03.2020

      Типология научных исследований

      2 академических часа

       

      1. Эксперимент.

      Один из основных методов научного познания.

      Эксперимент - это специально спланированная искусственная реальность, позволяющая изолировать объекты (явления) от посторонних влияний, обеспечивающая особое положение экспериментатора (наблюдателя), а также возможность манипуляции переменными, описывающими объекты (явления) и их взаимодействия.

      В процессе эксперимента проверяются гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными, обеспечивается возможность исследования развивающегося объекта, соблюдая принципы развития, детерминизма.

      Отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию, планомерным манипулированием одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацией изменений изучаемого объекта.

      Основные характеристики, отличающие эксперимент от доэкспериментальных и квазиэкспериментальных исследований:

       

       

      2. Квазиэксперимент.

      Квазиэксперимент - это исследование с ограничениями в формах экспериментального контроля.

      Проводится в тех случаях, когда реализация контроля в объеме, предписываемом для проведения «истинного» эксперимента и его методами неосуществимо по каким-либо причинам.

      Причины проведения квазиэксперимента:

      *                   исследование сложных каузальных (причинных) законов, невоспроизводимых в лабораторных условиях;

      *                   повышение валидности исследования путем нивелирования эффектов «подстраивания» стратегий испытуемых под ожидания экспериментатора в условиях «замаскированного» эксперимента, проводимого в «полевых» условиях.

      Ограничения:

      *                   трудности в осуществлении контроля за воздействием случайных и альтернативных переменных;

      *                   приближение к естественным условиям иногда ограничивает возможные обобщения.  В этих случаях исследования обычно стоят ближе к практике приложения их результатов именно в исследуемой области.

       

      Валидность выводов по результатам квазиэксперимента зависит от объема побочных переменных, охваченных статистическим контролем. Приближение данного типа исследования к безупречному эксперименту снижает вероятность других интерпретаций полученных взаимосвязей за счет неконтролируемых факторов.

      Способы повышения контроля:

      *                   составление квазиэкспериментальных планов;

      *                   дополнительное варьирование;

      *                   статистический контроль;

      *                   изменение формы контроля (к разным по определенному параметру группам применяется одинаковое экспериментальное воздействие, а различие в результатах приписывается той базисной переменной, по которой группы различаются).

       

      Мысленный эксперимент.

      Мысленный эксперимент (МЭ) - перенос исследования в план умственных действий, мысленный сбор данных в предполагаемых экспериментальных ситуациях.

      Отличительная его особенность - невозможность реализовать его в действительности. Следует различать продумывание планируемого исследования и мысленный эксперимент как специфический прием формирования идеализированных решений проблемы, из которых могут быть выведены правдоподобные гипотезы, доступные проверке в реальном исследовании.

       

      Корреляционное исследование

      Отличительная особенность- невозможность вмешательства в исследуемую  реальность. В корреляционном исследовании нет возможности проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными, но результаты корреляционного исследования могут опровергнуть гипотезу о причинно-следственных связях, при условии достаточной внешней, внутренней, конструктной валидности.

      Применяется в тех случаях, когда знание об изучаемом явлении недостаточно для того, чтобы создать его репрезентативную модель в искусственных условиях или смоделировать его важные аспекты в естественных условиях.

       

      Наблюдение.

       Задание для самостоятельной работы - описать цель, виды наблюдения, особенности их проведения и анализа полученных данных.

      Описание единичного случая.

       Задание для самостоятельной работы - написать цель, условия, область применения и особенности анализа результатов. 

      Пилотажное исследование.

      Проводится с целью пробы, проверки всех составляющих плана исследования. Анализируются понимание испытуемыми инструкций, совместимости процедур, возможные источники нарушения внутренней, внешней  и конструктной валидности для отбора и стандартизаци процедур и др.

      Литература:

      Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.-88 с.

      Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993. - 120 с.

      Корнилова Т.В. Квазиэкспериментальные схемы исследований./ Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - С. 10-26.

      Корнилова Т.В. Мысленный эксперимент./ Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. - М.: Форум-Инфра-М, 1998. - С. 27-53.


      26.03.2020       

      Соответствие исследования научным стандартам

      4 академических часа


       

      План

      1. Валидность:

      ·     внешняя;

      ·     текущая;

      ·     внутренняя;

      ·     конструктная.

      2. Репрезентативность:

      ·     репрезентативность выборки;

      ·     репрезентативность методики;

      ·     репрезентативность результатов.

      3. Надежность.

      4. Статистический вывод.

       

       

      Валидность - оценка качества организации и выполнения исследования, соответствие результатов основным научным принципам, возможность обобщения, приемлемости, объективности, непротиворечивости.

      Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследований.

      Внешняя валидность обеспечивает возможность обобщения результатов исследования на другие условия, иные выборки и популяции.

      Факторы, угрожающие внешней валидности: нарушения репрезентативности выборки, изменение предмета  а процессе исследования .

      Разновидностью данного типа валидности является экологическая валидность, как оценка применимости результатов лабораторного (экспериментального) исследования к неподобранным специально объектам в естественных условиях.

      Внутренняя валидность оценивает соответствие выводов представленной гипотезе.

      Факторы, снижающие внутреннюю валидность: неточно сформулированная гипотеза, смешение влияния независимой переменной с другими переменными., неэквивалентности сопоставляемых групп, их изменения в ходе исследования, смещение критериев описания объектов в процессе исследования.

      Конструктная валидность характеризует точность обозначения свойств объекта исследования, экспериментального воздействия, побочных и добавочных переменных, экспериментального эффекта; между положениями теории и их реализацией в данном исследовании.

       

      2.Репрезентативность

      Репрезентативность (фр. representatif, представительный, показательный) - соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом. Это дает возможность распространять выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Репрезентативностью должны обладать теоретические обоснования, приемы выделения и описания объекта изучения, выборка испытуемых и т. д.

      Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран  в соответствии с задачей исследования

      Репрезентативность выборки

      Репрезентативность методики - соответствие  приемов исследования свойствам изучаемого объекта. Эта характеристика методики нарушена, если ее применение обнаруживает артефактные свойства объекта исследования или она не может быть использована для фиксации основных показателей.

      Репрезентативность результатов - соответствие результатов исследования множеству результатов, полученных в аналогичных условиях реального или безупречного эксперимента. Связана с внешней валидностью и надежностью исследования.

       

      3.Надежность.

      Надежность - это воспроизводимость результатов исследования.

      Характеризует отношения предмета с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.

       

       

      4.Ошибки статистического вывода.

      Причины появления ошибок:

      *                   недостаточный объем выборки;

      *                   нерепрезентативность выборок;

      *                   недостаточно высокое отношение количества объектов к количеству переменных, описывающих эти объекты (объектов должно быть больше не менее чем в 10 раз);

      *                   неправильный подбор статистических методов.

       

       

      Научная проблема. Формирование цели и задач исследования

       

      Формулирование проблемы предполагает:

      1. Постановку основного вопроса.

      2. Выявление противоречия, которое лежит в основе проблемы.

      3. Предположительное описание ожидаемого результата.

       

      Построение проблемы:

      1. Разделение проблемы на частные задачи и вопросы исследования.

      2. Упорядочение вопросов, составляющих проблему. Каждый предыдущий вопрос должен создавать основу для постановки следующего.

      3. Определение границ исследования.

       

      Оценка проблемы:

      1. Определение условий для решения проблемы: методы, методики, способы, приемы, материальные средства, временные затраты.

      2. Установление очередности в решениях вопросов по проблеме.

      3. Когнификация - выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Проверка степени разработанности материалов по данной проблеме, наличие источников информации по вопросам исследования.

      4. Определение вида проблемы - неразработанная, слабо разработанная, требующая до исследования. Соизмерение своих возможностей, исходя из выбранного варианта.

      5. При необходимости, корректировка исследовательских вопросов.

       

       

      Обоснование проблемы:

      Установление ее связей со смежными областями исследований.

      Актуализацию - обоснование реальности существования проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование актуальности  проводится с помощью анализа потребностей теории и практики.

      Уточнение основных терминов, понятий. Принятие решения о введении в рукопись сокращений, облегчающих работу. Их согласование со справочниками, ГОСТом.

       

      Критерии оценки степени актуальности выдвинутой проблемы:

      Объективные критерии:

      ·     критерий существования -  реальность существования исследуемой проблемы;

      ·     критерий отношения - наличие и характер взаимосвязи между предполагаемыми объектами исследования;

      ·     критерий субординации - истинность проблемы через согласованность соподчиненных вопросов, составляющих проблему;

      ·     критерий необходимости - наличие противоречия.

       

      2.Критерии соответствия:

      ·     критерий предпосылок - наличие реальных возможностей для решения проблемы;

      ·     критерий преемственности - постановка и решение проблемы  на базе накопленных знаний в исследуемой области.

       

       

       

      Литература:

      1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.

      Задания для самостоятельной работы:

                    Раскрыть следующие понятия:                              

      1.Психологический эксперимент. Задачи, основные этапы и виды психологических исследований.

      2.Признаки психологического эксперимента, его задачи и основные этапы, (согласно М.Б. Михайлевской, Т.В. Корнилова и  В.Н. Панферова).

      3.Виды психологического эксперимента по условиям, по объекту, по временной схеме, по числу переменных, по цели.

      4.Внутренние, внешние условия эксперимента. Факторы, влияющие на внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. Способы контроля внешних и внутренних переменных эксперимента (элиминация, константность, балансировка, рандомизация и др.).

      5.Экспериментальные планы. Экспериментальная система.

      Рекомендуемая литература


      1.Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования (экспериментальная психология). - М., 1998.-88 с.

      2.Бине А. Введение в экспериментальную психологию. - Спб., 1895.

      3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - Санкт-Петербург, 1999.

      4.Гуревич К.М. Статистика - аппарат доказательства психологической диагностики. - Талин, 1977.

      5.Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985.

      6.Измайлов Ч.А. Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Измерения в психологии. - М., 1983.

      7.Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1993. - 120 с.

      8.Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. - М., 1981.



      09/04/2020     4 академических часа.

       Тема практического занятия. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора.


      Общение в процессе эксперимента. Особенности детской психики, корригирующие процесс общения.  Влияние личностных особенностей экспериментатора и его деятельности на процесс исследования. Типы ошибок экспериментатора при оценке деятельности испытуемого и методы  их контроля.

      Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента. Классификация форм эксперимента в зависимости от роли инструкции.

      Методические приемы контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента.

      Задания:

      1.    Подбор литературы и разработка плана- реферата

      «Влияние экспериментатора на деятельность испытуемого»

      2.    Анализ проявлений эффектов общения  в повседневной жизни (плацебо, Хоторна, социальной фасилитации, Пигмалиона и др.).



       


      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      1.           Кричевский Р.Л. Эксперимент в психологии. - Проблемы эксперимента в психологии. - М.: РАГС, 1998. - 3-18 с.

      2.           Куликов А.В. Психологическое исследование. - СПб.: Наука, 1994. - 119 с.

      3.           Маркова Л.К. Эксперимент в психологии профессиональной деятельности./ Проблемы эксперимента в психологии. – М.: РАГС, 1998. – 41 с.

      4.           Никандров В.В. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2003. - 480 с.