Тематический план

  • Приветствую вас!

  • Тема 2

    Материалы по дисциплинам

    Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом Чтобы грамотно и правильно построить тренировочный процесс самостоятельных занятий физическими упражнениями или спортом, необходимо знать законы, по которым наиболее эффективно проходит физическое совершенствование человека. В теории и методике физического воспитания эти законы называют принципами физического воспитания. Принцип сознательности и активности. Обучение тогда эффективно, когда перед занимающимися ставится конкретная цель и в соответствии с достижением этой цели определяются задачи. Человек мобилизует свою волю и силы на достижение конкретных результатов. Решение поставленных задач активизирует занимающихся для дальнейшего физического совершенствования. Они должны осмысленно относиться к самостоятельному тренировочному процессу, понимать прикладную ценность приобретаемых знаний и навыков. С целью эффективности тренировочного процесса рекомендуется вести дневник самоконтроля [1] . Принцип наглядности. Первой и главной ступенью в практическом познании является живое созерцание. Важно видеть правильное выполнение движений, иметь информацию о технике этого движения (просмотр кинограмм, фотографий, описание техники движений, рассказ преподавателя, тренера). Эффективность обучения движению возрастает при использовании обратной связи. Простой способ получения обратной связи о выполняемом движении – смотреть в зеркало при выполнении упражнения. Более сложные приемы обратной связи предлагают технические средства с использованием различных датчиков (звуковая информация, кардиолидер , световая информация и др.). В спорте высших достижений такие приемы очень распространены . [1] Принцип доступности и индивидуализации. Нельзя начинать сразу с больших физических нагрузок. В дальнейшем из-за этого могут возникнуть боли в мышцах, дискомфорт организма, поэтому физические нагрузки должны быть доступными. Физические нагрузки должны даваться занимающимся с учетом возрастных и половых особенностей организма. Для студентов физиологически обоснованными являются физические нагрузки в виде 8-10 часов в неделю. Под индивидуализацией в процессе физического воспитания понимают учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наибольшего развития их способностей [1]. Принцип систематичности. Системность занятий – наиболее важный принцип в физическом воспитании. Он позволяет понять, за счет чего происходит эффект совершенствования физических способностей человека (тренированности) [1]. На рис. 1 схематически изображены процессы, происходящие в организме в результате выполнения физического упражнения. В первой фазе (рабочей) показано, что в конце выполнения упражнения все системы организма и вещественные источники находятся в утомлении. Рис. 1 Во второй фазе (относительной нормализации) все системы организма после физической нагрузки приходят в норму (восстанавливаются). Время восстановления для каждого человека индивидуально и зависит от физической подготовленности, питания, использования средств восстановления и др. В третье фазе (суперкомпенсаторной) наступает сверхвосстановление организма, т.е. все системы организма и вещественные источники не просто приходят в исходное состояние, которое было до начала выполнения физической нагрузки, но и восстанавливаются с запасом, что позволяет улучшить рабочие возможности организма. В четвертой фазе (редукционной) если организм не будет получать физическую нагрузку, то наступает снижение ранее достигнутого уровня развития всех систем организма. Поэтому необходима определенная система занятий, которая разумно сочетает в себе физические нагрузки с отдыхом. Принцип динамичности (постепенное повышение требований). В годичном цикле подготовки, самостоятельно организованного тренировочного процесса, чаще всего используется три режима физической нагрузки – линейновосходящий, ступенчатый и волнообразный. Режим – линейновосходящая нагрузка (рис. 2). Постепенно от занятия к занятию идет увеличение физической нагрузки. Такой режим планируется чаще всего спортсменам и занимающимся, хорошо физически подготовленным [1]. Рис. 2 Ступенчатый режим физической нагрузки (рис.3). Исходя из самочувствия и физических возможностей организма, на каждое занятие планируется величина физической нагрузки. Такая схема нагрузки чаще всего используется в самостоятельных занятиях студентов. Рис. 3 Волнообразный режим физической нагрузки предусматривает постепенное её увеличение (рис. 4). На определенном этапе подготовки – достижение максимальной величины, затем постепенное снижение в конце годичного цикла, но выше величины, что была в начале года. Такое снижение физической нагрузки может быть обусловлено, например, выходом студентов на сессию и сокращением времени на самостоятельные занятия. Рис. 4 Планирование самостоятельных занятий ведется на длительные промежутки времени (4 года, 1 год, макроцикл), средние (мезоцикл) и на малые промежутки (1 занятие, неделя, микроцикл). Для более четкого планирование необходимо иметь дневник самоконтроля. Вначале необходимо определить исходный уровень физической подготовленности занимающегося. Затем согласно поставленной цели самостоятельных занятий планируется на конец годичного цикла подготовки реально желаемый результат в избранном виде движений, например, в беге на 1 км. Например, исходный уровень занимающегося составляет 7 мин. Можно запланировать на конец макроцикла подготовки результат, равный 5 мин. В соответствии с этим планируется работа на мезоциклы и микроциклы подготовки. В дальнейших занятиях в дневнике самоконтроля отмечаются достигнутые результаты и при необходимости в планирование вводятся коррекции. В следующем планировании в макроцикле необходимо учитывать ошибки, допущенные в течение прошедшего годя занятий [2] . Рассмотрим три формы самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), упражнения в течение учебного дня и самостоятельные тренировочные занятия. Утренняя гигиеническая гимнастика проводится в течение 15-20 мин. с соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, чистота помещения и т.д.). основная задача – подготовить организм к трудовому дню. Включаются упражнения для крупных мышц ног, спины, рук. Необходимо пульс поднять на уровень 130-150 уд/мин. Заканчивается зарядка упражнения для дыхания [2]. Упражнения в течение учебного (рабочего) дня должны проводиться с целью снятия усталости, как умственной, так и физической, мобилизовать организм для более эффективного труда. Упражнения можно выполнять в рекреациях, спортивных залах, на площадках и т.д. Продолжительность – от 5-10 мин [2]. Самостоятельные тренировочные занятия проводятся с целью дальнейшего физического совершенствования в избранном виде движений или спорта. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Лучше всего заниматься группой, в которой 3-5 человек. Эти занятия должны строиться по схеме спортивной тренировки: разминка (15-20 мин); основная часть занятия (40-50 мин); упражнения на гибкость(10-15 мин); упражнения на расслабления и дыхания (10-15 мин). Необходимо следить за дозировкой физической нагрузки, которая характеризуется по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Рекомендуется физические нагрузки выполнять на пульсе 120-140 уд/мин. для дальнейшего анализа физической подготовленности необходимо вести дневник самоконтроля [2]. Контрольные вопросы 1. Каковы основные формы самостоятельных занятий? 2. Какие задачи решает принцип сознательности и активности? 3. Какие задачи решает принцип наглядности? 4. Какие задачи решает принцип доступности и индивидуальности? 5. Какие задачи решает принцип систематичности? 6. Какие задачи решает принцип динамичности? 7. Какой объем недельной двигательной активности рекомендуется для студентов? 8. Что понимается под понятием «макроцикл, мезоцикл, микроцикл» подготовки? 9. Какие задачи решает утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)? 10. Какие задачи решаются при выполнении упражнений в течение учебного (рабочего) дня? 11. Какие задачи решают самостоятельные тренировочные занятия? Литература 1. Физическая культура: учебник / коллектив авторов; под ред. М.Я. Виленского. – М.:КНОРУС, 2012. – 424 с. 2. Лекционный курс по физической культуре: учебное пособие / сост. С.В. Шкляров, В.Б. Рубанович, Ю.И. Капля, Т.И. Колосова и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 72 с. ТРЕНАЖЕРЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И УСТРОЙСТВА В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ И СПОРТИВНЫХ ПРОГРАММАХ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, УСТРОЙСТВ И ТРЕНАЖЕРОВ Тренировочные устройства для обучения движениям появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стремились ускорить процесс обучения путем использования разнообразных технических приспособлений. Например, технику защиты от ударов противника и одновременно нападения на него гладиаторы Древнего Рима совершенствовали с помощью специального приспособления в виде непрерывно вращающихся мечей. Рыцари средних веков осваивали технику владения копьем при помощи специальной мишени, которая при точном ударе падала, а при неточном – наносила рыцарю чувствительный удар по спине [2]. Особенно интенсивное развитие тренажеров произошло в 60-70-е гг. двадцатого столетия. Научно-технический прогресс не обошел стороной физическую культуру. Первые тренажеры и тренажерные комплексы были разработаны в области спорта высших достижений. В дальнейшем, наиболее приемлемые тренажеры использовались для реабилитации и оздоровления населения нашей страны. В создании технических средств для спорта активное участие принимают специалисты из научно-исследовательских и учебных институтов физической культуры, Всероссийского проектно-технологического и экспериментально конструкторского института по спортивным и туристическим изделиям (ВИСТИ). Особое место в разработке и создании тренажеров и тренажерных комплексов в нашей стране занимает Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК), где под руководством профессора И.П. Ратова осуществлялась вся эта работа. Результаты которой успешно использовались спортсменами сборных команд страны по различным видам спорта. Разработкой и внедрением тренажеров и тренировочных устройств для физической культуры занимаются специалисты многих зарубежных стран – США, Англии, Франции, ФРГ [2]. Научно-технический прогресс в спорте осуществлялся следующим образом: - использование в практике подготовки спортсменов достижений технического прогресса, накопленных в нашей стране и за рубежом в различных видах спорта; - использование в спортивной практике достижений технического прогресса, накопленных в других сферах общественно-экономической жизни; - создание специалистами в области физической культуры новых средств материально-технического обеспечения системы подготовки спортсменов на основе новых технических решений. Технические средства в настоящее время применяются не только в обучении и тренировке спортсменов, но и в физическом воспитании школьников и студентов. Улучшается организация урока, увеличивается моторная плотность занятия, содержательность, занимающиеся получают положительные эмоции на таких уроках. Тренажеры позволяют одновременно обучать упражнениям и совершенствовать двигательные качества – силу, выносливость, ловкость, гибкость и др. Тренажеры широко используются и в оздоровительных целях. Наблюдается высокая эффективность применения их для оздоровления населения, снижается заболеваемость и повышается производительность труда. Тренажерная техника активно применяется и в период восстановительного лечения. Тренировочные устройства – это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений с заданными усилиями и структурой движений без контролируемого воздействия [2]. Тренажер (от англ. train – воспитывать, обучать, тренировать) – учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствование анализаторных функций организма[2]. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ СПОРТА Тренажеры можно распределить на следующие группы: для технической, физической и тактической подготовки [2]. Тренажеры для технической подготовки направлены для овладения и совершенствования техники спортивных движений. Эти тренажеры регламентируют выполнение в целом или отдельных, наиболее важных элементов этих движений. Они могут иметь срочную информацию о результатах выполнения движений. Самые перспективные тренажеры этой группы – это тренажеры искусственно созданной управляющей средой с использованием электростимуляции. Эффект электростимуляции был разработан польскими учеными еще в 60-е годы. Этот эффект и был положен в основу формирования движений в искусственно созданных условиях. Тренажерный комплекс состоящий из двух тредбанов, электростимуляции и ЭВМ. Программировал силу импульсов от спортсмена через ЭВМ к новичку. Таким образом очень быстро формировалась техника бега на короткие дистанции. Другой пример электростимуляции для обучения стрельбы из пистолета. При выстреле из пистолета вылетает не пуля, а лазерный пучок. Мишень устроена так, что при попадание лазерного пучка в «3», стреляющий получает удар в руку электрическим разрядом сильнее, чем при попадании в «8». Тренажеры, имеющие устройства для электростимуляции, широко используются у метателей копья, диска, у штангистов, гимнастов и др. Тренажеры облегчающего лидирования состоят из подвески, которая как бы поддерживает спортсмена при выполнении движения, таким образом облегчается нагрузка на суставы и мышцы. И в таких облегченных условиях занимающемуся легче выполнять движения. Это стало использоваться в медицине в период реабилитации больных, имеющих травмы конечностей. Лидирующие устройства предназначены для формирования чувства скорости движения, соответствующей рекордному результату в каком либо виде спорта. Впервые это использовалось в плавании. Вдоль дорожки бассейна развешивалась гирлянда с лампочками, которые поочередно загорались, создавая иллюзию бегущего луча. Скорость этого бегущего луча можно регулировать при мощи специального устройства. Спортсмен прыгает в воду, смотрит на движение луча и гонится за ним, таким образом отрабатывается чувство рекордной скорости [1]. Лидирующие устройства используются в спринте, у конькобежцев, пловцов. Тренажеры для тактической подготовки направлены на формирование взаимопонимания между игроками команды для совместных рациональных действий в игровых видах спорта. Тренажер выполнен в виде детской игрушки игра в футбол, но только за столом сидят сразу 5-6 игроков одной команды. На футбольном поле сделан лабиринт, в виде узкого изогнутого коридора, внутри которого находится игрушечный игрок. От этого игрока идут рычаги управления им к каждому сидящему за столом игроку команды. Задача игроков команды совместными действиями провести игрушечного игрока по коридору не касаясь стенок коридора. При каждом касание игрока стенки коридора загорается лампочка, и игроки команды получают штрафное очко. Для более быстрого обучения общим взаимодействиям к руке каждого игрока прикрепляется проводок, по которому при касание игрушечным игроком стенки коридора игрок, по вине которого это произошло, получает удар током в руку. Таким образом, тренируя тактильные чувства, более быстро обучаются общим взаимодействиям. Тренажеры для физической подготовки направлены на совершенствование основных двигательных качеств человека (силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координации движений). В спорте высших достижений эта группа тренажеров широко используется на начальных этапах подготовки, для вхождения спортсмена в спортивную форму. Кроме того, эти тренажеры успешно используются в целях оздоровления населения, совершенствуя двигательные качества. Большая группа тренажеров направлена на совершенствование силы и скоростно-силовых качеств. Особенно успешно используются тренажеры локального воздействия. Это тренажеры, которые локально развивают мышцу или группу мышц. Их стали широко применять для больных людей, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы организма человека. Большинство тренажерных залов оснащено именно такими тренажерами. Конструктивно тренажеры делятся на механические, электромеханические, электрические и электронные [2]. Механические – эта группа тренажеров конструктивно устроена так, что имеются только механические узлы. Чаще всего такие тренажеры используются для физической подготовки. Электромеханические – эта группа тренажеров в своей конструкции имеет электрические цепи или электрический привод (тредбан, тяговые устройства и т. д.). Электрические – эти тренажеры в своей конструкции имеют только электрические цепи, за счет которых и выполняется движение. В основном, это использование электростимуляции. Электронные – в этих тренажерах с использованием электронной техники имеются узлы, которые дают срочную информацию в виде звуковых или световых сигналов. Используются дисплеи для демонстрации уровня физической нагрузки по физиологической кривой, датчики контроля за различными параметрами, ЭВМ и т.д. [2]. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Тренажеры широко используются в медицинских целях для быстрейшей реабилитации больных. При травмах нижних конечностей используется тренажер с подвеской и тредбан, по которому больной ходит в подвешенном состоянии. В дальнейшем постепенно уменьшается сила тяги на верх и человек начинает самостоятельно ходить. В таких искусственно созданных условиях гораздо быстрее проходит реабилитация. Для оздоровления населения чаще всего используются механические тренажеры для физической подготовки. Есть многофункциональные и монофункциональные тренажеры [2]. Многофункциональные тренажеры конструктивно устроены так, что на одном тренажере можно развивать силу нескольких мышечных групп (спины, живота, бедра, рук и т.д.). Такие тренажеры применяются для индивидуальных занятий. Занимают мало место в зале, но эффективно развивают много мышц, при несложной перестройки частей тренажера. Их можно приобрести в магазинах для собственных нужд [2]. Монофункциональные тренажеры конструктивно устроены так, что развивают только одну мышечную группу. Такая группа тренажеров используется в групповых занятиях. Где группа занимающихся состоит из 12-20 человек. Используется круговой способ занятий. В зависимости от количества тренажеров формируется такое же количество подгрупп, которые выполнив задание на одном тренажере, посменно меняются, переходя по кругу [2]. Для развития гибкости используется множество тренажеров, в основном, механические. Совершенствуется гибкость плечевых, тазобедренных суставов и подвижность в позвоночнике. Наиболее эффективен вибрационный тренажер, разработанный проф. Назаровым. Мотор на оси которого расположен эксцентрик, присоединенный к жерди. При включение мотора жердь вибрирует с определенной частотой. Поставив ногу на эту жердь и выполняя наклоны к ноге, быстрее всего развивается гибкость в тазобедренных суставах. На этом тренажере можно аналогично развивать гибкость и в плечах. Тренажеры локального воздействия конструктивно устроены так, что могут развивать силу одной или группы мышц. Эти тренажеры стали широко использоваться в оздоровительных целях, особенно, для лиц, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы. Они дают большую нагрузку на мышцы, но не значительно увеличивают ЧСС. В положении стоя, в покое пульс равен 60-80 уд/мин, то в положении сидя он уменьшится, а лежа будет на 10-12 ударов меньше, относительно положения стоя. Конструктивно тренажеры локального воздействия устроены так, что упражнения на них выполняются в положении лежа или сидя. Таким образом, пульсовая нагрузка на сердце будет меньше на 10-12 уд/мин, а утомляемость мышцы будет очень высокой. Поэтому эти упражнения сопровождаются малой ЧСС, что значительно экономит энергию для работы сердечной мышцы. Работа на тренажерах локального воздействия может проходить по полной амплитуде движения и по малой. В зависимости от задач, поставленных для совершенствования формы мышц. Работа по полной амплитуде движения позволяет задействовать все волокна мышцы. Поэтому развивается вся мышечная масса, участвующая в движении. Мышцы, таким образом, становятся более округлые, массивнее. Работа от 15-20 градусов начального движения всей амплитуды включает в работу только волокна прикрепляющие мышцу к кости. Таким образом, можно формировать нужный рельеф мышц. Также можно проводить работу на тренажерах локального воздействия в скоростном и медленном режиме. Скоростной режим работы позволяет увеличить силу мышц и не значительной увеличить её объём. При этом увеличивается число белых волокон в мышце, которые в основном и обеспечивают скоростной режим работы. Но, число белых и красных волокон в мышцах человеку дается от рождения. От этого зависит способность каждого человека проявлять себя в скоростно-силовых или в силовых видах спорта. Медленный режим работы позволяет увеличивать мышечную массу и таким образом увеличивается число красных волокон в мышце. Есть несколько способов развития силы. Метод максимальных усилий и метод максимальных повторений. Метод максимальных усилий – это работа с максимальным отягощением. При такой работе организм может выдержать не более 2-3 подходов. Такой метод используется чаще всего в тяжелой атлетике. Метод максимальных повторений используется чаще всего в аэробике (ритмики), где число повторений одного упражнения достигает 50-70 раз и на этом фоне возникает эффект утомления. Эти упражнения выполняются под ритмичную музыку, на положительном эмоциональном фоне, поэтому не так утомительны такие занятия. На тренажерах локального воздействия хорошо решается задачи по совершенствованию рельефа тела при занятиях по методики бодибилдинг. В основе методики лежит принцип повторений упражнения 10-15 раз и в этом диапазоне повторений должно наступить полное утомление мышцы. Таких подходов должно быть не менее 3-5. Если при общепринятых методиках занятий по совершенствованию силовых способностей развивающий эффект наблюдается на 4-5 подходе при повторении упражнения 10 раз (подтягивание), так как полная утомляемость мышцы наступает именно в этот период. При занятиях по бодибилдингу развивающий эффект наступает в первом же подходе выполняя упражнение (подтягивание) также 10 раз. Этого добиваются за счет подбора максимального отягощения. В следующих подходах постепенно уменьшают величину отягощений, а последний выполняют с собственным весом или с помощью партнера. Многие тренажеры оснащены средствами срочной информации, которые выполнены в виде звуковых или световых сигналах. Они контролируют уровень физической нагрузки, показывают скорость движения, время, количество затраченных калорий. Такие средства имеются на велотренажерах, беговых дорожках и т.д. Интересно программирующее устройство для контроля за ЧСС при выполнении упражнений. Оно состоит из программирующего узла, на котором задается верхний предел физической нагрузки (по ЧСС), из телефона, который вставляется в ухо занимающегося и датчика считывающего показания ЧСС. На программирующем устройстве выставляется верхний порог нагрузки (по ЧСС , например,140 уд/мин). Затем выполняется упражнения, как только нагрузка превышает запланированную в телефон поступает сильный звуковой сигнал, свидетельствующий о физической перегрузке. Таким образом, можно очень тонко контролировать уровень физической нагрузки при различных движениях. Его можно использовать при занятиях аэробикой, бегом, на лыжах, плаванием и т.д. ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Люди, самостоятельно занимающиеся физическими упражнениями и самостоятельно строящие свой тренировочный процесс, больше внимания уделяют средствам, повышающим физическую нагрузку. Что же касается вопросов восстановления, то о них либо вовсе забывают, либо уделяют им очень мало времени. Однако, всегда следует помнить, что режим физических нагрузок и режим восстановления представляют единый тренировочный процесс. Известные физиологи Н.В. Зимкин, В.С. Фарфель, А.Н. Крестовников всегда отмечали это единство, считая работу и восстановление равными сторонами спортивной тренировки. Если нарушается это единство, то занимающихся в дальнейшем при занятиях поджидают травмы, особенно, опорно-двигательного аппарата [2]. Все средства восстановления делятся на педагогические, медико-биологические и психологические. Педагогические средства – это вариативное планирование физических нагрузок в тренировочном процессе микроцикла, мезоцикла и макроцикла подготовки. Должно быть разумное варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями. К медико-биологическим средствам восстановления относятся питание и витаминизация, физиотерапевтические средства (различные виды массажа, электрофорез, облучение ультрафиолетовыми лучами, различные виды душа, солевые и контрастные ванны, температурные воздействия в виде парной и суховоздушной бань и др.). К психологическим средствам относятся: психорегулирующая аутогенная тренировка, внушенный сон-отдых, специально подобранная музыка, организация комфортных условий быта и досуга, соблюдение правил психогигиены и др. Все эти средства восстановления работоспособности организма человека должны использоваться в совокупности. Так, например, исследования Ф. Талышева (1973г.) показали, что использование вибрационного массажа при первом сеансе повышает работоспособность на 20-30%, через 10 ежедневных сеансов – всего на 6%, а через 30 сеансов практически не оказывает восстанавливающего действия [2]. Для восстановления работоспособности, также используются естественные силы природы – солнце, вода, свежий воздух. Эффективны для восстановления работоспособности человека приспособления, устройства и тренажеры. Устройство для восстановительного лечения. Относится к тренажерам для восстановительных процедур и развития отдельных частей тела, в частности, позвоночных суставов, различных групп спинных мышц и брюшного пресса. Спортсмена помещают на сиденье 11 и закрепляют пристяжными ремнями. Держась за поручень 2, спортсмен вместе с сиденьем 11 начинает совершать вращательные и качательные движения в различных плоскостях. Усилие задается вращением рукоятки приспособления 8 для регулирования жесткости пружины 7, которая, в свою очередь, давит посредством стопорной шайбы 6 на втулку 3, поджимая ее к сиденью 11, чем обеспечивается дополнительное сопротивление движению последнего [2]. Устройство для развития мышц спины. Предназначено для равномерного и постепенного растягивания позвоночника спортсменов после больших физических нагрузок и перенесенных травм в поясничной области. Спортсмен, стоя на опорной площадке 10, берется за ручки 4,5 и выполняет вис на перекладине 3. При этом контактные выключатели 6, 7 срабатывают, и вал 16 электродвигателя 17 начинает вращаться, опуская площадку 10 до тех пор, пока не теряется контакт ног с опорой. В этот момент двигатель выключается, и спортсмен некоторое время находится в положении свободного виса. После выполнения упражнения ноги вновь касаются опоры, и занимающийся, разжав руки, сходит с платформы 9 [2]. Устройство для балансирования внутри вращающегося колеса [2]. Предназначено для восстановления работоспособности спортсменов и может использоваться как на суше, так и на воде. Перешагивая с одной поперечены 3 на другую, спортсмен начинает вращать устройство. Держась за ручки 5, он управляет движением. Для поворота устройства спортсмен перемещает центр тяжести тела на ту или другую сторону, не выпуская при этом из рук ручки 5. Устройство для мышечной реабилитации. Предназначено для снятия боли при радикулите, поясничных болей, болей в шейной области, а также для мышечной реабилитации после перенесенных операций. Разместившись на бесконечной приводной ленте и опершись руками об опоры, спортсмен переступает по ленте. Скорость перемещения ленты варьируется в зависимости от желаемой нагрузки на мышцы. Для обеспечения условий выполнения упражнения к плечам спортсмена прикрепляются привязные ремни. Воздействие веса собственного тела на позвоночный столб при этом уменьшается, а реабилитационный эффект возрастает [2]. Устройство для повышения работоспособности человека. Позволяет реализовать дополнительный двигательный потенциал высококвалифицированных спортсменов и повышает уровень функциональных возможностей организма. При проведении процедуры меняют места соприкосновения игл с кожным покровом. В зависимости от направленности подготовки спортсменов подбирают количество и продолжительность циклов [2]. Устройство для реабилитации дыхания. Может применяться с целью совершенствования диафрагмального, грудного и полного дыхания. Установив подушку 6 на необходимой высоте от основания 1 в зависимости от роста, спортсмен становится на основание 1 и прижимает подушку 6 к своему телу, после чего начинает выполнять дыхательные движения [2]. Устройство для подводного гидромассажа. Использование данного устройства позволяет осуществлять одновременный гидромассаж различных участков тела, совмещая его с лечебной физкультурой, для восстановления двигательной активности нервно-мышечного аппарата спортсмена. Для проведения гидромассажа спортсмен опирается на лежак 8, упирает ноги в подставку 9 и выпрямляет их. При этом тележка откатывается по направляющим влево и занимает исходное положение. Вода через стойки 10 и 11 поступает к соплам 12 и 13, откуда под напором подается на массируемый участок [2]. Устройство для самомассажа. Предназначено для механического массажа. Массирующая площадка может наклоняться под углом к своей оси и обеспечивает не только вибрационные воздействия, но и поглаживание и растирание. Чередование применения площадки и роликов осуществляется путем поворота рабочего органа на 180 градусов. Преимущество данного устройства – в возможности локального воздействия на мышцы [2]. Массажный аппарат с дистанционным управлением. Предназначен для массажа спины. Скорость и направление движения транспортного средства телеметрически регулируется блоком управления 10. Сигналы, формируемые в блоке, преобразуются в радиочастоты и передаются антенной 11 в эфир. Переданные сигналы улавливаются антенной 3 и преобразуются приемником 2 в сигналы команд, которые приводят в действие рулевой механизм, обеспечивающий передвижение устройства. Вес движущегося аппарата может увеличиваться за счет расположения на корпусе 1. Благодаря этому улучшается разминание мышц и повышается эффективность массажа [2]. Контрольные вопросы 1. Что такое тренажер? 2. С какой целью используются тренажеры для технической подготовки? 3. С какой целью используются тренажеры для физической подготовки? 4. С какой целью используются тренажеры для тактической подготовки? 5. В каких тренажерах используются электронные средства контроля за уровнем физической нагрузки? 6. Конструктивная особенность и направленность многофункциональных тренажеров? 7. Конструктивная особенность и направленность монофункциональных тренажеров? 8. С какой целью используются тренажеры локального воздействия? 9. Какие чаще всего используются методики при занятиях на тренажерах? 10. Каковы возможности использования тренажеров для восстановления работоспособности и реабилитации человека? Литература 1. Лекционный курс по физической культуре: учебное пособие / сост. С.В. Шкляров, В.Б. Рубанович, Ю.И. Капля, Т.И. Колосова и др. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 72 с. 2. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.
    • Проекты

      • Научно-исследовательская работа