Курсовая работа, Методические указания для студентов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

КАК НАПИСАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

МУРАШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА 2107542@mail.ru

 

Курсовая работа является учебной работой, в ходе ее выполнения студент должен приобрести и продемонстрировать следующие умения и навыки:

-  в области источниковедения – умение отбирать источники, классифицировать их, делать описание источника, анализировать источник, извлекать из него информацию с помощью различных исследовательских методик;

- в области историографии – знание литературы по истории изучаемого вопроса, умение ее классифицировать, устанавливать преемственность точек зрения, умение применять компаративистский анализ (то есть сравнительный анализ разных взглядов на один и тот же вопрос);

- в области библиографии  - умение собирать литературу и знание правил библиографического оформления сносок и списка использованных источников и литературы.

Идеалом, к которому надлежит стремиться, является научный характер работы студента: новая трактовка, новые гипотезы в отношении уже изученных проблем, исследование совсем неизученных и малоисследованных проблем, введение в оборот новых сведений, перевод и анализ текстов иностранного происхождения. Научную работу также характеризует максимально возможный полный учет и анализ проблемы по разным источникам – как российским, так и зарубежным.

 

Требования к написанию курсовой работы

1. Выбор темы работы.

Студент может ознакомиться с возможными темами курсовых работ и выбрать одну из предлагаемых тем. Студент также может предложить интересующую его тему курсовой, которой нет в списке. После выбора темы студент должен получить задание – составление плана, списка литературы, узнать время контрольных явок к научному руководителю и т.д.

2. Темы курсовых работ утверждаются на кафедре по представлению научных руководителей.

3.  Требования к оформлению курсовой работы:

- объем не менее 30 страниц формата А4

- шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный, форматирование по ширине, абзацный отступ 1,25. Нумерация внизу страницы посередине.

4.Структура курсовой работы

Курсовая работа состоит из следующих обязательных частей:

1) Титульный лист;

2) Оглавление;

3) Введение;

4) Основной текст, разбитый на главы и параграфы;

5) Заключение;

6) Список использованных источников и литературы;

7) Приложения (не обязательны)

 

1. Титульный лист. Титульный лист является первым листом курсовой работы, но не нумеруется, оформляется строго по образцу.

2. Оглавление. Оглавление помещается всегда на 2-м листе работы. Второй лист и все последующие листы курсовой нумеруются.

Оглавление оформляется следующим образом: 

                                                   Оглавление

Введение       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . .. . .3

 

Глава 1           [ название главы]     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …… . . . .8

            1. 1    [название параграфа]           . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……. .14

            1. 2   [название параграфа]           . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .19

 

[и так далее, если есть другие параграфы]                             

 

Глава 2          [ название главы]     . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….... . . . . . . . .25

 

[и так далее, если есть другие главы и параграфы]                         

 

Заключение   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . 29

 

Список источников и литературы…………………………………….30                                                       

3. Введение состоит из следующих обязательных элементов:

- краткая (1-2 абзаца) характеристика актуальности выбранной темы;

- формулировка цели и задач работы;

- указание источников, на основе которых пишется курсовая работа и характеристика источниковой базы;

- представление методов исследования.

4. Основной текст. Основной текст состоит из глав, которые, в свою очередь, делятся на параграфы. Каждая глава и параграф должны иметь номер и название. В конце каждой главы необходимо формулировать выводы.

5. Заключение. В Заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы (на основе выводов в главах).

6. Список использованных источников и литературы. В список использованных источников и литературы вносятся все источники и исследования, использованные в данной курсовой работе: нормативные документы, научные труды, справочники, архивные данные, Интернет-ресурсы, публикации СМИ и т.д. Не нужно  вносить в список названия работ, которые студент сам не читал и в курсовой не использовал, то есть переписывать сноски из прочитанных книг. Оформляется список в соответствии с библиографическим ГОСТом

Каждая часть курсовой работы (Оглавление, Введение, главы, Заключение, Список использованных источников и литературы) начинается с нового листа. Название частей (в том числе слово "ГЛАВА", номер главы и ее название) пишутся в середине верхней строки нового листа прописными (заглавынми) буквами. Параграфы начинаются на том же листе, на котором закончился предыдущий текст через один абзацный отступ.

7. Приложения могут содержать статистические данные, анкеты, фото, рисунки и прочий иллюстративный материал, дополняющий текст основной части работы.

 

Основные этапы работы над курсовой

Работа над курсовой состоит из следующих основных этапов:

·                     выбор темы. 

·                     консультация с научным руководителем, составление плана работы.

·                     работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы.

·                     написание черновика курсовой.

·                     исправление черновика в соответствии с замечаниями научного руководителя и написание окончательного варианта курсовой работы.

1. Составление плана курсовой работы.

План курсовой работы либо дается научным руководителем, либо составляется самим студентом; в последнем случае, составив план, необходимо показать его научному руководителю для утверждения еще до начала работы над текстом.

2. Работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы.

На этом этапе идет сбор материала для курсовой. Осуществляется это в форме выписок из источников и литературы. Выписки можно делать различными способами. Мы предлагаем следующую методику:

- выписки делаются на отдельных листах; на каждом листе делается только одна выписка;

- в верхнем левом углу дается ссылка на то, откуда сделана выписка. Эти ссылки понадобятся для того, чтобы в ходе написания текста курсовой, можно было оформлять сноски, уже не обращаясь к прочитанным вами книгам и статьям;

- в верхнем правом углу указывается пункт плана работы (глава, параграф), к которому относится данная выписка. Если одна и та же фраза (фрагмент) источника относится сразу к двум и более пунктам плана, необходимо сделать несколько одинаковых выписок, указав для каждой соответствующий пункт плана;

- выписку целесообразнее делать в форме полной "закавыченной" цитаты, а затем подчеркнуть основные моменты, основную мысль (мысли), содержащиеся в этой цитате.

После того как все выписки будут сделаны, их следует сгруппировать по пунктам (главам и параграфам) плана работы. (Именно для этого делались пометки в верхнем правом углу каждой выписки.)

3. Написание черновика курсовой.

Текст курсовой работы пишется на основе сделанных выписок:

- возьмите все выписки, относящиеся к главе I, просмотрите их и составьте рабочий план будущей главы;

- разложите выписки в соответствии с этим планом, в той последовательности, в которой вы будете использовать их при написании текста;

- пишите текст главы, подтверждая каждую мысль, взятую из выписки, ссылкой на источник или исследование (переписывая в сноски то, что записано в верхнем левом углу каждой выписки).

Точно так же пишется текст каждого из разделов курсовой работы.

При написании текста не злоупотребляйте прямыми цитатами. Лучше излагать мысль источника своими словами (обязательно ссылаясь при этом на источник), а цитировать стоит наиболее яркие фрагменты источника.

Из исследовательской литературы извлекаются необходимые факты (со ссылкой на книгу или статью, откуда вы этот факт взяли) и цитируются мнения авторов по тому или иному вопросу.

Черновик курсовой работы оформляется точно так же, как и окончательный вариант.

4. Написание окончательного варианта курсовой.

Этот этап работы заключается в том, что в текст вносятся исправления в соответствии с замечаниями научного руководителя.

Библиографическое оформление курсовой работы

Авторское описание: (Выполняется при наличии у  книги от 1 до 3х авторов.) Один автор:

Иванов А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Иванов ; предисл. А. Н. Смирнова. — 2-е изд.— М.: Наука, 1994. — 330 с.

Два автора:

Сергеев С. Л. Карсарский рейд / С. Л. Сергеев, П. М. Прокофьев. — М.; Л.: Дет. лит., 1985. — 208 с.

Три автора:

Мовнин М. С. Основы экономической теории : учебник / М. С. Мовнин, А. Б. Иванов, А. Г. Рубашкин ; под ред. А.С. Соколова; Моск. гос. ун-т. — М.: Экономика, 1992. — 215 с.

Сборник под заглавием:

Молодежь в условиях экономических реформ : сб. ст. / СПбГУКИ; ред. И.М.Петров. — СПб.: [б.и.], 2003. — 123 с.

Многотомное издание в делом:

Толстой Л. Н. Избранные произведения : в 5 т. / Л. Н. Толстой ; предисл. К. Н. Прохорова. — Л.: Наука, 1991—1995. — 5 т.

Отдельный том многотомного издания:

Толстой Л. Н. Избранные произведения. В 5 т. Т. 2. Рассказы / Л. Н. Толстой ; предисл. К. Н. Прохорова. — Л.: Наука, 1995. — 500 с.

Молодежь и культура: сб. ст. Вып. 2 / ред.: П. А. Смирнов, Н. А. Федоров. — СПб.: Наука, 1995. —312 с.

Статья из сборника:

Петров А. П. Психология молодежи / А. П. Петров // Молодежь в условиях экономических реформ : сб. науч. ст. — СПб., 1993. — С. 122—124.

Статья из тома многотомного издания:

Смирнова Г. Библиотечные каталоги // Библиотека в XXI веке : сб. ст. — Новосибирск, 1993. —Т.З. — С. 145—172.

Статья из журнала:

Петров А. В. Психология молодежи / А.В. Петров // Вопросы психологии. — 1995. —№ 2. — С. 2—4

Статья из газеты:

Голубев, А. В. Выборы президента / А. В. Голубев // Известия. — 1996. — 2 янв.— С. 6.

 Диссертация. Автореферат диссертации:

Некрасов С. М. Пушкинские музеи в культуре России : дис.... д-ра культурологии : 24.00.03 / С. М. Некрасов ; СПбГУКИ. — СПб., 2000. — 258 с.

Куруленко Э. А. Развитие творческих способностей подростков в клубе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Э. А. Куруленко ; ЛГИК. — Л., 1981. — 16 с.

Электронный ресурс (Интернет) (для дисков вместо Реж. доступа системные требования).

Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/rsk/html. — Загл. с экрана (дата обращения 22.09.2013 г.).

 

Ссылка на стандарт НГПУ «Курсовая работа»

https://nspu.ru/upload/iblock/0ec/%D0%A1%D0%A2%D0%9E%207.5.3-0201-2011_%D0%9A%D0%A0_%D0%98%D0%B7%D0%BC2.pdf

 

 

1. Содержание курсовой работы

Общие требования к содержанию. Выбор темы работы. Структура курсовой работы. Обязательные элементы введения. Структура и содержание основного раздела. Заключение. Приложения. Основные этапы работы над курсовой. Составление плана курсовой работы. Информационные источники. Работа над текстами источников и изучение исследовательской литературы. Написание черновика курсовой. Написание окончательного варианта курсовой

Задания: Выбрать проблему и утвердить тему работы. Разработать план работы сформулировать цель и задачи работы. Подобрать теоретические и эмпирические  методы исследования. Систематизировать информационные источники. Подобрать и систематизировать информацию (сделать конспекты, выписки). Провести самостоятельные исследовательские процедуры. Написать введение, главы, заключение (черновой и чистовой варианты).

2. Оформление курсовой работы

Титульный лист. Оглавление. Список использованных источников и литературы. Оформление ссылок. Библиографическое оформление курсовой работы. Общие требования по оформлению текста.

Задания: Оформить в соответствии с требованиями Стандарта титульный лист, оглавление, список использованных источников и литературы. Оформить ссылки. Выверить шрифты. Абзацные отступы, нумерацию страниц, оформление рисунков и таблиц, приложений.

 

2 Перечень учебно-методического обеспечения

для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

4.1 Основная учебная литература

1. Курсовая работа. Курсовой проект. Требования. СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011. Режим доступа: http://smk.nspu.ru/file.php/1/rukovoditelu/STO/kursovaya/STO_7.5.3-0201-2011.pdf

2. Кукушкина, Вера Владимировна.     Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) : учебное пособие по направлению "Менеджмент" : доп. УМО вузов РФ / В. В. Кукушкина.  - Москва : Инфра-М, 2016. - 264 с. : табл., схемы - (Высшее образование. Магистратура) (Veni. Vidi. Vici). - Библиогр.: с. 259-260. - Словарь: c. 244-258. - ISBN 978-5-16-004167-4 (print). - ISBN 978-5-16-101630-5 (online).

4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

3. Волков, Юрий Григорьевич.     Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков.  - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. - 128 с. - (50 способов). - ISBN 5-222-01785-0.

4. Научно-исследовательская работа студентов в современном вузе / В. Н. Волкова [и др.] ; Федеральный ин-т развития образования.  - Москва : ФИРО, 2008. - 64 с. - (Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе ; вып. 12). - Библиогр.: с. 60-62. - Авт. указ. на обороте обл..

4.3  Ресурсы сети "Интернет"

4.3.1 Ресурсы НГПУ

5. Шкуропацкая, Марина Геннадьевна.     Формирование навыков научно-исследовательской деятельности в вузе [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / М. Г. Шкуропацкая ; Бийский пед. гос. ун-т.  - Бийск : Бийский пед. гос. ун-т, 2009. - 208 с. - Библиогр.: с. 163-165. - Доступна эл. версия в МЭБ. - Режим доступа: http://icdlib.nspu.ru/catalog/details/icdlib/645202/

6. Зверева, Капитолина Емельяновна.     Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки): курсовая работа : учебно-методическое пособие / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина ; [науч. ред. В. А. Зверев] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 102 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/55226/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-591-1.

7. Организация учебной деятельности студентов [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / отв. ред.: М. И. Ивашко [и др.] ; Рос. акад. правосудия.  - Москва : Рос. акад. правосудия, 2011. - 312 с. - (Methodice). - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5776. - ISBN 978-5-93916-273-9.

 

Критерии выставления отметок

- Отметка «отлично» (высокий уровень сформированности компетенций) ставится, если работа оформлена в соответствии с требованиями Стандарта НГПУ; содержание работы раскрывает заявленную тему, в заключении имеются выводы, указывающие решение поставленных во введении задач и достижение цели исследования; на основе изучения широкого спектра разнообразных источников дается самостоятельный анализ теоретического и эмпирического исследовательского материала; в работе содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы с обоснованной аргументацией; студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических подходов к проблеме, правильно отвечает на основную часть вопросов, заданных на защите

- Отметка «хорошо» (средний уровень сформированности компетенций) ставится, если курсовая работа не соответствует одному или двум критериям оценки «отлично»

- Отметка  «удовлетворительно» (пороговый уровень сформированности компетенций) ставится, если в целом при достаточном раскрытии темы отмечается слабое знакомстов с источниками по теме исследования, отсутствует самостоятельный анализ литературы и фактического материала, сткдент демонстрирует слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области, во время защиты не отвечает на значительную часть вопросов

-  Отметка «неудовлетворительно» (компетенции не сформированы) ставится, если студент не может аргументировать выводы , не отвечает на вопросы, материалом темы не владеет.

 

Уважаемые студенты!

Темы курсовых работ не должны дублироваться (на одну тему не могут писать два студента).

Определившись с темой, прежде чем начать работать над ней, обязательно свяжитесь с научным руководителем во избежание недоразумений.

В Ваших интересах сделать все это заблаговременно!

Курсовые работы студенты сдают на проверку лично научному руководителю не позднее начала сессии соответствующего семестра.

После выставления отметки на титульном листе курсовая работа должна быть размещена в электронном портфолио студента на сайте НГПУ. Для этого нужно сканировать (или сфотографировать) титульный лист с оценкой и объединить скан с основным текстом работы в один файл. Логин и пароль для входа в портфолио нужно взять в деканате ОЗО.

Проверенная курсовая работа с оценкой на титульном листе сдается на кафедру.

После размещения курсовой работы в электронном портфолио и ее передачи на кафедру студент может поставить оценку в зачетную книжку.