Устное народное творчество: экзаменационный тест для студентов 1 курса ОЗО, направление подготовки Народная художественная культура (ТиИНХК)

1.      Найти соотношение между жанром и той жанровой областью, в которую он входит:

1. колядка.                                       А. календарно-обрядовый фольклор                  

2. былина                                         Б. фольклорная  проза

  1. сказка                                       В. семейно-обрядовый фольклор
  2. пословица                               Г. паремия 

                                                          Д. эпос      

 

2.      Найти соотношение между жанром и той жанровой областью, в которую он входит:

  1. легенда                                       А. Несказочная проза
  2. подблюдная                               Б. календарно-обрядовый фольклор
  3. плач                                            В. необрядовый песенный фольклор
  4. частушка                                    Г. семейно-обрядовый фольклор

                                                                Д. паремия

 

3.      К жанрам детского фольклора относятся:

А. считалка

Б. баллада

В. жеребьевка

Г. пестушка

Д. потешка

Е. быличка

 

4.      К жанрам фольклорной прозы относятся:

А. быличка

Б. сказка

В. сказ

Г. былина

Д. бывальщина

Е. баллада

 

5.      К календарным фольклорным жанрам относятся:

А. подблюдная

Б. жнивная

В. поговорка

Г. частушка

Д. волочебная

 

6.      К эпическим жанрам относятся:

А. былина

Б. духовный стих

В. сказка

Г. частушка

Д. поговорка

 

7.      Паремийными жанрами фольклора являются:

А. пословица

Б. историческая песня

В. хороводная

Г. поговорка

 

8.      Найти соответствие между жанром и ситуацией, к  которой он приурочен:

  1. подблюдная                  А. сбор урожая
  2. волочебная                    Б. пасхальный обход дворов
  3. корильная                      В. девичник накануне свадьбы
  4. плач                                Г. выкуп невесты перед венчанием
  5. величальная                   Д. гадание на Святки

                                              Е. прославление молодых на свадебном пиру

 

9.      Найти соответствие между типом художественного творчества и его характеристиками:

  1. эпос            А. субъективное воспроизведение действительности
  2. лирика        Б. объективная передача действительности

                          В. отражение переживаний, чувств, эмоций

                          Г. повествовательность, подробность воспроизведения

                          Д. замедленный характер повествования, масштабные размеры

 

10.  Найти соответствие между жанром и его признаками:

  1. сказка                               А. установка на достоверность
  2. несказочная проза           Б. приуроченность к местному контексту

                                                В. установка на вымысел

                                                Г. средство получения дополнительной информации

                                                Д. средство развлечения

 

11.  Найти соответствие между фольклористом и его научными достижениями:

1.      А.Н.Афанасьев            А. Исследователь детского фольклора

2.      В.И.Даль                       Б. Составитель 1-го научного издания сказок, один из  

                                                 основоположников отечественного сказковедения

3.      П.Н.Рыбников              В.  Составитель сборника былин, первооткрыватель

                                                   эпических традиций Русского Севера

4.      Г.С.Виноградов            Г. Автор крупнейшего сборника пословиц

5.      И.М.Снегирев               Д. Первый исследователь исторический песен

                                                     Е. Один из первых собирателей обрядового фольклора и

                                                         пословиц, чьи работы издавались в середине XIX в.

 

12.  Указать неверные признаки жанра сказки:

         А. Установка на достоверность

         Б. обязательное музыкальное сопровождение

         В. наличие чудесных событий

   Г. частое использование троичности

 

13.  Указать неверные признаки жанра былины:

         А. героический характер содержания

         Б. главные герои – реальные исторические лица

         В. небольшие масштабы

   Г. принадлежность к эпосу

 

14.  Указать неверный признак жанра плача:

         А. наличие риторических фигур

         Б. импровизационный характер исполнения

         В. хоровой способ исполнения

         Г. возможность исполнения на свадьбах

 

15.  Указать неверный признак жанра колыбельной:

          А. громкая динамика

          Б. монотонный характер напева

          В. уменьшительно-ласкательные суффиксы

 Г. принадлежность к материнской поэзии

 

16.  Найти соответствие между текстом и его жанром:

 

 1. Масленица загорела -                                                  А. заговор

    Всему миру надоела,

    Обманула, провела,

   Годика не дожила,

   До поста довела

 

2. Встану я, раб божий, благословляясь,                        Б. корильная

   Пойду, перекрестясь, из избы дверьми,

   Из дверей - в ворота, из ворот – в чистое поле

   Путем-дорогой

 

 3. Потягушки, потягушки,                                               В. величальная

    Поперек толстунушки,

    А в ножки ходунушки,

   А в ручки хватунушки,

   А в роток говорок

  А в голову разумок!

 

4. Построили-то другу милому,                                         Г. пестушка

   Построили нову горницу,

  Без окошков, без дверей

 

5. Плачуся и ужасаю, когда тот час помышляю.           Д. похоронное причитание

Как придет Судья правый в Божестве своей славы

Суд праведный судити и страшный ответ творити

                                                                                               Е. духовный стих

 

 

17.   Найти соответствие между текстом и его жанром:

 

1. Первый дал, другой взял,                                                 А. Дразнилка

Трое сели - все  поели.

Кому гадки гадать?

По-турецки писать?

Шел, прошел, не нашел;

Шишил вышел, вон пошел.

 

2. Хорошо страдать у печки -                                            Б. Считалка          

Ноги в тепленьком местечке

 

3. Облоухая свинья на дубу гнездо свила,                           В. частушка

Поросила поросят ровным счетом шестьдесят

Все по маленьким сучкам

Поросята визжат, полететь они хотят

 

4. Под славным городом под Киевом,                              Г. небылица-перевертыш

На тех на степях на Цицарскиих.

Стояла застава богатырская.

На заставе атамн был Илья Муромец.

Податаманье был Добрыня Никитич млад.

Есаул Алеша поповский сын…

                                                                                             Д. былина

 

 

18.  Найти соответствие между текстом и его жанром:

 

1. Ой люли, люли, люли, прилетели к нам гули,                А. пословица

Прилетели гуленьки, сели возле люленьки

 

2. -Мать, а мать, чего вам дать:                                      Б. поговорка

Дуб или березу?

 

3. Пыль в глаза пускать                                                       В. жеребьевка

 

4. Хочешь узнать человека – узнай его друга.                    Г. загадка    

 

5. Сам Суворов идет с нами                                                 Д. Колыбельная

Нам и смерть с ним не страшна,

Он отец нам всем военным,

Победитель городам.

                                                                                   Е. историческая песня

 

 

19. ________________ -            устные прозаические рассказы о столкновениях человека с нечистой силой.

 

20. __________________ - музыкально-поэтические произведения, выражающие идейно-эмоциональное отношение народа к конкретным событиям и историческим лицам.

 

21. __________________ - музыкально-поэтические произведения, раскрывающие внутренний мир человека, его переживания, отражающие отношение к окружающему миру.

 

22. ___________________ - короткая рифмованная песня юмористического содержания.

 

23. ___________________ - эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

 

24. ___________________ - краткие народные изречения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме.

 

25. ___________________ - фразы, трудные для произношения, применяющиеся в качестве игры, приучающей к быстрому и четкому проговариванию слов.

 

26. ___________________ - поэтическая формула, сознательно скрывающая  основной смысл, выраженный этой формулой.

 

27. ___________________ - рифмованные формулы, служащие для распределения играющих детей на две партии.

 

28. ___________________ - рифмованные стихи, построенные так, что последний из них требует повторения всего стихотворения и создается замкнутый круг.

 

29. ___________________ - новогодние песни, исполняемые во время обхода дворов.

 

30. Байками в народе называют:

А. исторические песни

Б. колыбельные песни

В. частушки

 

31. Тотемизм присущ  сказкам:

А. о животных

Б. бытовым

В. волшебным

 

32. Былина о Садко принадлежит следующему циклу былин:

А. I Киевскому

Б. II Киевскому

В. Новгородскому

 

33. Найти соответствие между обрядами и праздниками народного календаря:

1. завивание березы                     А. петровки

2. завивание бороды козлу          Б.  красная горка

3. подкарауливание солнца         В. дожинки

4. колядование                              Г. семик

5. взятие снежного городка         Д. масленица

                                                        Е. святки

 

  34. Расположить по порядку следующие этапы свадебной игры:

Свадебный пир,

девичник,

приезд поезжан и выкуп невесты,

благословение молодых родителями невесты,

негласное сватовство,

сговор (просватанье, рукобитье).

 

35. Найти соответствие между поэтической фигурой и ее характеристикой:

1. метафора                                      А. противопоставление

2. антитеза                                       Б . преуменьшение

3. гипербола                                     В. преувеличение

4. психологический параллелизм  Г. сопоставление образов из мира природы  с

                                                              психологическими переживаниями героя

                                                           Д. Перенесение сходных признаков с одного

                                                               предмета на другой

 

36. Найти соответствие между композиционным приемом и его характеристикой:

1. ретардация          А. Замедление повествования

2. кумулятивность  Б. начальная зона композиции

3. инципит               В. Многоэпизодная композиция, построенная по принципу цепочки

                                      с повторением всех эпизодов

                                  Г. повторение последнего стиха строфы в начале следующей

 

37. Найти соответствие между текстом и поэтическим приемом:

1.    Сидит Ваня у ворот,                                           А. метафора

       Широко разинув рот,

 И никто не разберет,

 Где ворота, а где рот.

 

2.    Под Черниговом силушки черным-черно,           Б. антитеза

Что черным-черно, как черна ворона.

 

3. Между двух светил я в середине один (Нос)   В. тавтология

 

4. Ржа ест железо, а печаль сердце                    Г. гипербола

                                                                                 

                                                                                  Д. литота

 

38. Найти соответствие между текстом и композиционным приемом:

1. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…

 

2. Иной хвастает золотой казной,

    Иной хвастает молодой женой.

    Иной хвастает силой-удалью молодецкою

 

  1. Сказка «Колобок»

 

А. кумулятивная форма

Б. анафора

В. эпифора

Г. инципит

 

39. Найти соответствие между содержанием духовного стиха и его жанровой разновидностью:

1.  о Страшном суде                    А. исторический

2.  о Рождестве Христовом         Б. эсхатологический     

3.  о Ноевом потопе                     В. ветхозаветный

                                                       Г. евангельский (новозаветный)

 

40. Найти соответствие между литературным произведением и использованным в нем жанром устного народного творчества:

1. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»       А. быличка

2. И.С.Тургенев «Бежин луг»                                                       Б. сказка

3. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»                                          В. сказ

4. П.П.Бажов «Хозяйка медной горы»                                         Г. рекрутский плач

                                                                                                          Д. пословица

 

41. Найти соответствие между музыкальным произведением и использованным в нем жанре устного народного творчества:

1. Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»   А. корильная свату

2. А.С.Даргомыжский опера «Русалка»                Б.  масленичные песни

3. Бородин опера «Князь Игорь»                            В. историческая песня

                                                                                    Г. плач

 

42.    Святочное гадание было изображено в следующем произведении:

А. Жуковский «Светлана»

Б. Фонвизин «Недоросль»

В. Рылеев «Иван Сусанин»

 

43.    Старинами в народе назывались:

А. духовные стихи

Б. былины

В. баллады

 

44.    Песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками называют:

А. колыбельные

Б. потешки

В. частушки

Г. заклички

 

45.    Жизненные реалии наиболее ярко присутствуют в следующем виде сказки:

А. бытовой

Б. волшебной

В. о животных

 

46.    Исторические песни в народе называли:

            А. баллады

            Б. байки

            В. старые песни

            Г. басни

 

47.    Устойчивый оборот колыбельных песен «Сон да Дрема» является:

А. тавтологией

Б. синонимией

В. антитезой

 

48.    Возникновение исторических песен связано с:

А. формированием Киевской Руси

Б. периодом татаро-монгольского ига

В. правлением Ивана Грозного

 

49.    найти соответствие между персонажем и жанром, в котором он фигурирует:

1.      Баба-Яга                              А. бытовая сказка

2.      Суворов                               Б. волшебная сказка

3.      Добрыня Никитич              В. колыбельная песня

4.      Хозяйка медной Горы        Г. былина

5.      Гули-гуленьки                     Д. сказ

                                                          Е. историческая песня

 

50.    Тонический тип стихосложения характерен для жанра:

А. частушки

Б. былины

В. плясовой

 

51.    ______________________ - разновидность прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале сказки.

 

52.    Исполнитель былин:

А. сказочник

Б. сказитель

В. рассказчик

Г. певец

 

53.    Древнерусское название сказочника:

А. Боян

Б. бахарь

В. скоморох

 

54.    Характерный прием  скороговорок, основанный на повторении согласных звуков:

А. ассонанс

Б. аллитерация

В. синкопа

 

55.    Найти соответствие между текстом и типом рифмы:

1. Наедались они да было досыта,                    А. начальная рифма

Напивались они да было допьяна                     Б. конечная рифма

Стали тут богатыри отдых держать                 В. парная (смежная) рифма

Спали тут богатыри трое сутки.                        Г. перекрестная рифма

 

2.      По грехом нашим на нашу страну

Напустил господь такову беду.

Облак темныи всюду осенил,

Небо и землю мраком напустил

 

           3. Бедная птичка сидит в клетке,

Жаль ей воли дорогой,

Лучше бы на зеленой ветке,

Чем в темнице золотой.

 

 

56.    ________________ - наделение животных или неодушевленных предметов человеческими чувствами, мыслями, речью.

 

57.    Замедление сюжетного повествования:

А. контаминация

Б. ретардация

В. редукция

 

58.    Найти соответствие между текстом и его жанровым определением:

1.      Чужими руками жар загребать                      А. пословица

2.      Чужими руками жар загребать легко            Б. поговорка

3.      Воду в ступе толочь – вода и будет

4.      Воду в ступе толочь.

 

59. Расположите по порядку дни Масленичной недели:
а) заигрыш;

б) золовкины посиделки;

в) встреча Масленицы;

г) разгул;

д) тещины вечерки;

е) лакомка;  

ж) проводы Масленицы.

 

60. Стилистическая фигура, служащая средством выражения насмешки посредством иносказания называется:

1. аллегория

2. ирония

3. метафора

 

61. Художественная выразительность в словосочетаниях «чистое поле», «красное солнце», «светлый месяц» достигается за счет:

1. эпитета

2. аллегории

3. сарказма

 

62. Повторение однородных согласных, придающих тексту особую звуковую и интонационную выразительность, называется:

1. ассонанс

2. аллитерация

3. консонанс

 

63. Мифологические истоки имеют следующие сказочные персонажи:

1. Кощей Бессмертный

2. Баба-Яга

3. Солдат

4. Змей Горыныч

 

64. Реальное историческое лицо в качестве прототипа  имел:

1. Садко

2. Добрыня Никитич

3. Алеша Попович

 

65. Персонажами быличек и бывальщин являются:

1. леший

2. упырь

3. русалка

4. богатырь

 

66. Образ Матери Земли встречается в:

1. заговорах

2. календарно-обрядовом фольклоре

3. частушке

4. колыбельной

 

67. К жанрам песенного фольклора относятся:

1. былина

2. духовный стих

3. колядка

4. легенда

5. баллада

6. дразнилка

 

68. Прием гротеска используется в:

1. дразнилке

2. колыбельной

3. трудовой песне

 

69.Найти соответствие между типом предания и его характеристикой:

1. историческое        А. о происхождении названий рек, озер, населенных пунктов

2. топонимическое   Б. о реальных событиях из прошлого

3. генеалогическое   В. о событиях священной истории

                                    Г. о происхождении рода, наиболее известных его представителях

 

70. Найти соответствие между типом легенды и его сюжетом:

1. космогонические            А. О Беловодье

2. о «далеких землях»         Б. о происхождении мира

3. о «золотом веке»             В. О старце Федоре Кузьмиче

4. об избавителях                 Г. о стародавних временах

                                               Д. о граде Китеже

 

71. Найти соответствие между клишированной фразой и жанром, которому она присуща:

1. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

2. Во славном во городе во Киеве, у славного у князя у Владимира

3. Розан мой розан, виноград зеленый

4. Кому вынется, правда сбудется, не минуется, аминь

 

А. плач

Б. подблюдная

В. сказка

Г. величальная

Д. былина

 

72. Найти соответствие между сюжетным мотивом и жанром:

1. тоска в чужой семье                           А. быличка

2. разлука с родным домом                    Б. шуточная

3. высмеивание нерадивой хозяйки       В. рекрутская

4. встреча с нечистой силой                   Г. былина

                                                                   Д. лирическая семейная песня

 

73. Найти соответствие между названием произведения и его жанром:

1. «Голубиная книга»            А. Быличка

2. «Ванька-ключник»             Б. былина

3. «Никита Кожемяка»          В. сказ 

4. «Марья-Моревна»              Г. баллада

5. «Данила-мастер»                Д. сказка

                                                  Е. духовный стих

 

74. Песни-благопожелания, исполняемые во время обхода дворов:

1. волочебные

2. виноградья

3. авсени

4. подблюдные

5. щедровки

6. заклички

 

75. Расположить по порядку возникновения следующие жанры:

Календарно-обрядовый фольклор

Частушки

Исторические песни

 

       76. Расположить по порядку возникновения следующие жанры:

Традиционная крестьянская лирика

былины 

народные романсы   

                

7