Словарь специальных терминов


Специальные термины по ТИФЛОдисциплинам



Обзор глоссария по алфавиту

Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все

А

Абилитация

- комплекс мер, направленных на развитие (становление) у ребенка (преимущественно от 0 до 3-х лет) психофизических функций, изначально у него отсутствующих или нарушенных, предотвращение появлений у ребенка ограничений жизнедеятельности.

Агнозия

- нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

Адаптация глаза

- приспособление глаза к различным условиям освещения.

Азбука для слепых

- рельефно-точечный шрифт по системе Луи Брайля (французского тифлопедагога), принятый для письма и чтения слепых.

Аккомодация

- приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него (способность изменять фокус).

Альбинизм

- врожденная аномалия, характеризующаяся отсутствием пигмента в коже, волосах, оболочках глаз.

Амблиопия (ослабление зрения)

- состояние, при котором мозг подавляет нервные импульсы, идущие от одного глаза, вызывая этим недостаточную остроту зрения; понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.

Анизометропия

- неодинаковая по виду и по степени рефракция правого и левого глаза.

Аномалии рефракции

- отклонения в преломляющей способности глаза.

Апперцепция

- зависимость восприятия от прошлого индивидуального опыта, от общего содержания психической деятельности, а также от его интересов, привычек, внимания и т. п.

Астенопия

- зрительный дискомфорт, возникающий во время работы, особенно на близком расстоянии.

Астигматизм

- сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции, вызванное деформированием глазного яблока и/или роговицы.

Б

Безбарьерная среда

- комплекс условий, направленных на обеспечение доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества.

Бинокулярное зрение

- объединенное зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые на каждом глазу, сливаются в одно единое.

В

Вербализм в обучении

- недостаток обучения, выражающийся в оторванном от жизни, догматическом преподавании в условиях учебного материала.

Взаимодействие анализаторов

- одно из проявлений единства сенсорной сферы.

Визуальная терапия

- сочетание разных методов, способствующих улучшению работоспособности глаз и визуальной системы, включая гимнастику для глаз, снижение напряжения, изменение поведения, систему питания, акупрессуру (метод рефлексотерапии), синтонику (отрасль оптиметрии - лечение заболеваний глаз при помощи различных комбинаций цветов и их визуализации).

Визуальный

- воспринимаемый или производимый посредством зрения.

Внимание

- направленность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других.

Восстановительное лечение глаз

- лечение, проводимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и их последствий.

Вторичные дефекты у слепых и слабовидящих

- дефекты, обусловленные нарушениями зрения и препятствующие развитию личности ребенка.

Выносливость

- физическое или двигательное качество, характеризующее способность организма или мышечной деятельности длительное время сохранять высокую работоспособность и повышать сопротивляемость утомлению.

Г

Гемералопия («куриная слепота»)

- расстройства сумеречного зрения.

Гиперметропия (дальнозоркость)

- вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, соединяются за сетчаткой.

Глазомер

- способность глаз без непосредственных измерений определять и сравнивать пространственные величины, воспринимать форму, удаленность, размеры и движение предметов.

Гнозис

- от греческого слова «знание, познание, узнавание». Адекватное, осознанное восприятие информации.

Д

Депривация

- психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Дефект развития

- физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.

Дизонтогенез

- нарушение индивидуального хода развития.

Диоптрия (D)

- единица измерения рефракционной способности хрусталика, равная эквиваленту фокусной длины в метрах.

З

Зеркальное отражение

- нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.

Зрение

- функция зрительной системы, заключающаяся в преобразовании энергии света, излученного или отраженного различными объектами.

Зрительная работоспособность

- способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени.

Зрительные функции

- функции, заключающиеся в способности воспринимать свет, цвет, форму и пространственные отношения предметов. Различают центральное зрение, периферическое зрение, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение.

Зрительный корковый центр

- нервные образования корковых областей мозга, осуществляющие регуляцию зрительных функций и восприятия.

Зрительный образ (эталон)

- система отличительных признаков, являющаяся критерием для отделения одного класса объектов от других.

И

Идентификация

- узнавание, установление тождественности формирующегося зрительного образа хранящемуся в памяти эталону.

Инвалид по зрению

- человек, полностью или частично утративший трудоспособность вследствие дефекта зрения.

Инклюзивное (включающее) образование

- образование, направленное на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения; дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни; обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное образование

- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия

- адаптация системы к потребностям ребенка.

Интегрированное обучение и воспитание

- организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

К

Классно-урочная система обучения

- учебный процесс, при котором ученики группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание в каждом классе определяется учебным планом и программами, уроки проводятся по твердому годовому расписанию, составленному на основе учебного плана. Место проведения классная комната, учебный кабинет, лаборатория, мастерские.

Компенсаторные приспособления

- физиологические процессы и механизмы, обеспечивающие поддержание жизнедеятельности поврежденных систем, органов и тканей и развертывающиеся за счет активизации как пораженной, так и смежных физиологических систем.

Компенсация

- возмещение, выравнивание в той или иной мере нарушенных функций и состояний, качественная перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.

Компетентный

- знающий, сведущий в определенной области.

Компетенция

- круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом.

Конвергенция

- сведение зрительных осей глаз до их пересечения при рассматривании близких предметов.

Коррекционная (специальная) педагогика

- отрасль педагогики, исследующая сущность коррекционно-направленных процессов воспитания и обучения, их закономерности, принципы, методы, средства, технологии, проблемы подготовки к самостоятельной жизни лиц с особенностями психофизического развития.

Коррекционно-воспитательная работа

- система педагогических мероприятий, направленных на преодоление и ослабление конкретной недостаточности ученика, обусловленной дефектом зрения.

Коррекционное обучение

- особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности ученика, обусловленной дефектом зрения.

Коррекция

- исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Коррекция зрения

- исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами.

Косоглазие

- заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.

Л

Лица (в том числе дети) с особенностями психофизического развития

- лица, имеющие физическое и (или) психическое нарушение, препятствующее получению образования без создания для этого специальных условий.

Люкс

- единица освещенности.

М

Методика специальная

- система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития.

Минусовые линзы

- линзы, в которых объекты представляются в уменьшенном виде. Такие линзы используются для лечения миопии.

Миопия (близорукость)

- вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

Мнемический

- относящийся к процессам памяти.

Множественные дефекты

- два или несколько физических или психических недостатков, которыми страдает одно и то же лицо.

Модальность

- ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

Монокулярное зрение

- процесс видения одним глазом.

Моторика детей

- совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Н

Нарушение

- любая потеря или аномалия психической, физиологической или анатомической функции либо структуры.

Нейронный ансамбль

- группа взаимодействующих нервных клеток.

Нистагм глазной

- ритмическое подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.

Нормальное развитие

- относительно гармоничное равновесие между многими возможными разнообразными отклонениями и неправильным формированием, что свойственно любому развитию.

О

Общество слепых

- общественная организация, занимающаяся политико-воспитательной, культурно-массовой, общеобразовательной работой среди слепых и их трудовым устройством.

Объект

- материальное или идеальное явление, ставшее предметом познавательной деятельности субъекта.

Онтогенез

- индивидуальное развитие организма от рождения до конца жизни.

Опознание

- процесс обнаружения и выделения отличительных признаков объектов в соответствии с эталоном, в котором уже выделены опознавательные критерии; направлено на идентификацию объекта в соответствии с целостным эталоном и отнесение его к соответствующему классу (категоризация).

Органы чувств

- нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях в окружающей субъекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция).

Ослепший ребенок

- ребенок, потерявший зрение после рождения вследствие какого-либо заболевания или травмы.

Остаточное зрение

- зрение, характеризующееся остротой зрения от светоощущения до 0,04 при использовании оптической коррекции.

Острота зрения

- четкость видения; способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии.

Отдых

- покой либо специально организованная деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

Офтальмолог

- врач, лечащий болезни глаз с помощью лекарств или хирургической операции. Многие офтальмологи занимаются также проблемами, связанными со зрением, посредством использования «корректирующих» линз или рефракционной хирургии.

Очки

- простейший прибор, применяемый при понижении зрения, обусловленном нарушениями клинической рефракции глаза.

П

Память: долговременная

- длительная устойчивая фиксация, хранение и воспроизведение временных связей; кратковременная - сохранение временных связей в течение относительно короткого времени; оперативная - мнемические процессы, сопровождающие непосредственно производимые человеком действия, операции.

Первичные дефекты

- дефекты, возникающие главным образом под болезнетворным влиянием или под влиянием факторов наследственности, которые влекут за собой органические и функциональные повреждения органов чувств или центральной нервной системы.

Периферическое зрение

- зрение, осуществляемое посредством периферических частей сетчатки глаза.

Перцептивная

- (лат. perception - представление, восприятие) - то же, что восприятие.

Письмо слепых

- написание букв, слов, цифр путем выдавливания грифелем рельефно-точечных знаков по системе Брайля на специальном приборе.

Пластичность

- способность нервных элементов к перестройке функциональных свойств под влиянием различных воздействий.

Плеоптическое лечение

- лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

Плюсовые линзы

- линзы, увеличивающие объекты. Линзы плюс имеют позитивные диоптрии рефракционной способности и используются для лечения гиперметропии (дальнозоркости).

Познавательный интерес

- стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности.

Поле взора

- пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении и фиксированном положении головы.

Поле зрения

- пространство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде.

Порог раздражения

- минимальная сила раздражителя, которая вызывает возбуждение.

Праксис

- способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия.

Р

Различение цветом

- способность воспринимать или узнавать сходство и различие между цветами, оттенками и другими свойствами одного и того же цвета, определять контрастные цвета, узнавать гармонирующие и конкретные цветосочетания, точно подбирая цвета.

Ранняя комплексная помощь

- система мер, включающих выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте трех лет с медико-психолого-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.

Реабилитация

- система мер по восстановлению (или компенсации) функций или структур организма, а также устранение ограничений жизнедеятельности индивида и его участия в жизни общества, возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей.

Ребенок с нарушениями зрения

- термин, охватывающий как слепых, так и слабовидящих детей.

Релаксация

- состояние расслабленности, возникающее у человека после снятия напряжения.

Рельефный шрифт

- специальный выпуклый шрифт, созданный для чтения и письма слепых.

Рефракционная способность

- способность хрусталика фокусировать свет.

Рефракция

- преломляющая способность (сила) оптической системы глаза, выраженная в диоптриях (D).

С

Светоощущение

- способность воспринимать минимальное световое раздражение.

Сенсибилизация

- процесс, в результате которого повышается чувствительность организма или отдельных органов его (например, органов чувств) и воздействию каких-либо раздражителей.

Сенсомоторика

- взаимодействие сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности.

Сенсорная система

- нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и др. сенсорные системы.

Сенсорно

-перцептивный процесс - целостное отражение предметов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем.

Сенсорное воспитание

- совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений и восприятий.

Сенсорный

- чувствующий (противоположный - моторный, двигательный).

Симультанное опознание

- опознание по ранее сложившейся программе с использованием целостных эталонов.

Симультанные функции

- одновременные функции.

Синестезия

- переход ощущений одного вида в другой.

Слабовидение

- значительное снижение зрения, при котором острота зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) находится в пределах от 0,05 до 0,2 или меньшее снижение остроты зрения при значительном нарушении других зрительных функций (чаще всего сужение границ поля зрения).

Слабовидящие дети

- дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

Слепые дети

- дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется лишь незначительная доля светоощущения (максимальная острота зрения - 0,04).

Содержание специального образования

- специально отобранная и педагогически обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим и коррекционно-развивающим значением, завершенностью образования на определенном уровне, которая представлена в учебных планах, программах и учебной литературе (учебно-методических комплексах).

Специальная методика

- методика обучения, учитывающая особенности развития детей с отклонениями в развитии.

Специальное образование

- процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий специальные условия для получения соответствующего образования, оказания коррекционной помощи, социальной адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

Специальное обучение

- компенсация и коррекция дефектов психического и физического развития аномальных детей с процессе обучения. Формирование у учащихся специальных школ таких же знаний, умений и навыков, как и у детей, обучающихся в массовой школе, а также специальных знаний, умений и навыков.

Способности

- индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Стимул

- побуждение к действию, толчок, побудительная причина; раздражитель, действующий на определенные функциональные системы или организм в целом, вызывающий активную ответную реакцию.

Стресс от ближнего объекта

- основной зрительный фактор напряжения, вызываемый слишком длительным чтением, сидением у компьютера, телевизора или любым другим видом близко расположенной к глазам работы.

Сукцессивное опознание

- опознание на основе поэлементного обследования объекта с постепенным выделением опознавательных признаков.

Сукцессивные функции

- последовательные функции.

Т

Тактильный рецептор

- рецептор прикосновения и давления на поверхности кожи, некоторых слизистых оболочках.

Терморецепторы

- нервные окончания, специфически чувствительные к колебаниям температуры окружающей их среды.

Тифлопедагог

- педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций.

Тифлопсихология

- раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы их коррекции при обучении и воспитании.

У

Узнавание

- сложная, в ряде случаев весьма развернутая, многоступенчатая познавательная деятельность, возникающая при восприятии предметов и явлений окружающей действительности.

Умения

- подготовленность к быстрому, точному, сознательному выполнению каких-либо действий на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Умственное воспитание

- формирование основ материалистического мировоззрения, знаний, познавательных способностей, развитие и коррекция чувственного познания и мышления учащихся специальных школ.

Установка

- устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, ориентирующее его по отношению к ситуативной деятельности.

Утомление зрения (астенопия)

- проявляется в субъективных жалобах на чувство утомления, тяжести, боли в глазах и голове, расплывание контуров, двоение (диплопию) изображений. Выражается в снижении работоспособности светоощущающего, нервного и двигательного аппаратов органа зрения.

Ф

Фоторецепторы

- специализированные клетки, реагирующие на свет возбуждением.

Х

Хеморецепторы

- воспринимающие окончания нервов, возбуждаемые химическими раздражениями. К хеморецепторам относятся вкусовые, обонятельные рецепторы и огромная масса интерорецепторов кровеносных сосудов, органов и тканей.

Ц

Цилиарная (реснитчатая) мышца

- круговая мышца, которая охватывает внутреннюю поверхность хрусталика, воздействуя на изменение его формы.

Э

Эмметропия

- соразмерная, нормальная рефракция, при которой параллельные лучи, идущие от отдельных предметов, собираются на сетчатке.

Эргономика

- наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда.

Этиология

- учение о причинах. В медицине этиологией называют учение о причинах возникновения болезней.