Темы и задания для семинарских занятий по курсу "Педагогическое обеспечение работы с молодежью" за 4 семестр

Рекомендуемая литература:
 Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.пособие для вузов (гриф)- СПб.: Питер, 2008.- 304 стр.
 Загвязинский, Владимир Ильич Общая педагогика : учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008.- 391 с.: ил. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/76097/02c1becb5b73cdb0.pdf. - ISBN 978-5-06-004232-0.
 Исаева И.Ю. Досуговая педагогика : учебное пособие / И. Ю. Исаева ; Моск. психолого-социальный ин-т РАО. - Москва : Флинта : МПСИ, 2010. - 200 с. - СловарьЗагвязинский В. И. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов (гриф: c. 184-188. - Библиогр.: с. 189-194. - ISBN 978-5-9765-0195-9 (Флинта). - ISBN 978-5-9770-0547-0 (МПСИ).
 Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.
 Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов по пед. специальностям / В. С. Кукушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : ФЕНИКС :МарТ, 2010. - 352 с. : табл. - (Педагогическое образование). - Библиогр.: c. 319-328. - ISBN 978-5-241-00984-5 (МарТ). - ISBN 978-5-222-16547-8 (Феникс).
 Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов / А. В. Мудрик ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Моск. психолого-социальный ин-т РАО. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 624 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-9770-0511-1 (МПСИ). - ISBN 978-5-89395-999-4 (НПО "Модэк".
 Педагогика: Учебное пособие для пед.вузов (гриф)/ П.И. Пидкасистый.- М.: Высшее образование, 2007.- 430 стр.
 Рожков, Михаил Иосифович Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учебное пособие для вузов по специальности "Организация работы с молодежью": доп. УМО вузов РФ / М. И. Рожков.  – Москва :Владос, 2008. - 264 с. : табл.- (Учебное пособие для вузов). - ISBN 978-5-691-01457-4
 Ряписов, Н. А. Содержание воспитания и педагогическая диагностика : учебно-методическое пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2005.- 106 с. Режим доступа: http://lib.nspu.net/elibrary/textbooks.html?bbk=74&p=1
 Социальная работа с молодежью: учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Н. Ф. Басов и др. ; под ред. Н. Ф. Басова.  – Москва : Дашков и К, 2008. - 328 с. - ISBN 978-5-91131-336-4.
 Столяренко, Алексей Михайлович Общая педагогика  [Электронный ресурс] : учебное пособие : рек. УМЦ/ А. М. Столяренко. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 479 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83027/. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".- ISBN 5-238-00972-0




Тема 1. Базовые теории воспитания и развития личности
1. Интерпретация понятия "воспитание".
2. Спартанская и афинская система воспитания
3. Теория авторитарного воспитания средневековья.
4. Воспитание в наследии Я.А. Коменского.
5. Теория «Свободного воспитания». Ж.Ж. Руссо.
6. Подходы к воспитанию в теории И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи.
7. Отечественные педагоги о сущности воспитания и развития личности (персоналия на Ваш выбор).
8. Система целей воспитания.


Тема 2. Национальное своеобразие воспитания
1. Кризис традиционной педагогики в начале ХХ в. Зарождение нетрадиционных подходов воспитания: биологизаторские и социологические концепции.
2. Идея «свободного воспитания» в книге шведской писательницы Э.Кей «Век ребенка».
3. «Экспериментальная педагогика:
 А.Лай и Э.Мейман (Германия);
 А.Бине (Франция);
 О.Декроли (Бельгия);
 П.Бове, Э.Клапаред (Швейцария),
 Э.Торндайк (США).
4. Концепция прагматизма в США. Д.Дьюи.
5. «Педагогика личности», воспитание искусством в Германии.
6. «Функциональная педагогика» в Швейцарии.
7. Письменное задание к с\з (делается на листе формата А4): отобрать 10 пословиц, характеризующих национальные нормы воспитания в России. (оформление: две пословицы на одном листе, максимально большим шрифтом)

Тема 3. Коллектив как объект и субъект воспитания.
1. Формы воспитания.
2. Признаки коллектива, его отличие от малой группы.
3. Основы учения А.С. Макаренко о коллективе.
4. Общество сверстников и детская субкультура как факторы/средства воспитания.
5. Педагогическое руководство коллективом.
6. Психологический климат в детском коллективе. Социально-психологические механизмы межгрупповых отношений.
7. Признаки и пути установления благоприятного климата в детском коллективе.


Тема 4. Психология лидерства. Роль лидера в воспитательном коллективе. Психологические основы управленческой деятельности
1. «Лидер»: сущность понятия. Роли лидера и его функции в коллективе.
2. Роль лидера в воспитательном процессе
3. Соотношение управленческих и лидерских функций.
4. История становления науки управления: Фредерик Тейлор и Анри Файоль.
5. Поведенческий подход к управлению. Роль «человеческого фактора» в управлении. «Теория человеческих отношений» Элтона Мэйо.
6. Системный и ситуационный подходы к управлению.

Тема 5. Организация педагогической работы с молодежью по месту жительства
1. Характеристика молодежи как социально-демографической группы.
2. Организация воспитывающей среды по месту жительства:
 Субъекты деятельности (семья, школа, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные учреждения, правоохранительные органы, общественность);
 Направления деятельности: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.
3. Формы воспитательной работы в жилом массиве: любительские клубные объединения по интересам, спорт, игровые площадки и парки, шефская работа, организация продлённого дня клубного и домашнего типа (вне стен школы), детских садов для дошкольников на дому, минишколы, группы кратковременного пребывания и др.

Тема 6. Организация педагогической работы с молодежью по месту учебы и работы
1. Организация воспитывающей среды в образовательном учреждении:
2. Субъекты деятельности (семья, педагоги и администрация ОУ, дошкольные, внешкольные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные учреждения, правоохранительные органы, общественность);
3. Направления деятельности: создание условий, благоприятных для развития личности и самовоспитания, профилактика отклоняющегося поведения, безнадзорности, правонарушений и преступности, обеспечение социальной помощи и защиты детей.
4. Формы воспитательной работы в ОУ: праздники, мероприятия, любительские клубные объединения по интересам, спорт, шефская работа, организация продлённого дня и др.
5. Особенности профессионального самоопределения современной молодежи.
6. Педагогические приемы и средства в стимулировании профессионального роста работника: (корпоративный дресс-код, регламент чередования отдыха и работы, поощрение и наказание, кооперация и индивидуализация в работе и др.)
7. Формы воспитательной работы по месту работы: любительские клубные объединения по интересам, спорт, игровые площадки, шефская работа, и др.
Тема 7. Сущность педагогического взаимодействия в работе с семьей. Педагогическое взаимодействие с семьей: цели и задачи.
1. Семья как социальный институт. Функции и типы семей.
2. Сложности педагогического взаимодействия с семьей:
• Взаимодействие с учеником;
• Взаимодействие с матерями;
• Взаимодействие с отцами;
• Взаимодействие с бабушками/дедушками;
• Взаимодействие с братьями, сестрами;
• Взаимодействие с ближайшими родственниками;
• Взаимодействие с соседями ученика.
3. Единство воспитательных воздействий при организации взаимодействия с семьей.
4. Педагогическая поддержка семьи.
5. Задание для претендентов на автомат: Взаимодействие системы органов по молодежной политике и органов образования в педагогическом обеспечении работы с молодежью: анализ выбранных самостоятельно проектов на взаимодействие системы органов по молодежной политике и органов образования в педагогическом обеспечении работы с молодежью в городе Новосибирске и НСО.

Тема 8. Профессиональная этика и педагогический такт специалиста по работе с молодежью. Возможности развития профессионально значимых качеств специалиста по работе с молодежью в системе вузовского обучения.

1. Профессиональная этика и педагогиче¬ский такт специалиста по работе с молодежью.
2. Мировоззрение и гражданская позиция специалиста по работе с молодежью.
3. Обучение в вузе как период формирования профессионально значимых качеств (в учебной и внеучебной деятельности).
4. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении педагогического мастерства организатора работы с молодежью.
5. Структура самовоспитания: самообязательство / самоотчет / самоконтроль.
6. Самовоспитание и творчество – основа педагогического мастерства. Совершенствование средств и приемов аудио-визуального воздействия педагога-мастера:
 голос,
 мимика,
 жесты,
 внешний вид,
 стиль поведения.


Примерный перечень вопросов к экзамену за 4 семестр:

1. Взаимодействие человека и культуры. Значение субкультуры для развития человека.
2. Возможности развития профессионально значимых свойств и качеств будущего специалиста по работе с молодежью.
3. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
4. Коммуникативная деятельность педагога.
5. Культура педагогического общения как условие установления педагогически целесообразных взаимоотношений с воспитанниками.
6. Личность как субъект обучения и воспитания.
7. Методика социальной профилактики, коррекция и реабилитация.
8. Методы педагогической профилактики негативных явлений в молодёжной среде.
9. Мировоззрение и гражданская позиция специалиста по работе с молодежью.
10. Педагогика досуговой работы с молодёжью.
11. Педагогическая ситуация и педагогическая задача. Виды педагогических задач.
12. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
13. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности специалиста по работе с молодежью.
14. Профессиональная этика и педагогический такт специалиста по работе с молодежью.
15. Психологические и педагогические основы работы с молодой семьёй.
16. Психологический климат в детском коллективе.
17. Психология конфликта. Психолого-педагогические средства разрешения конфликтных ситуаций.
18. Система форм и методов воспитания.
19. Социальное воспитание и социализация личности.
20. Социально-педагогические технологии работы с молодёжью.
21. Технология конструирования педагогического процесса.


Последнее изменение: Четверг, 21 Январь 2021, 12:35