Тема 1. Возникновение идей гуманистического подхода как базового принципа в организации воспитания личности в истории педагогики.
Тема практического занятия 1. Общее понятие о гуманистической педагогической системе и её основных критериях.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Педагогический процесс как педагогическая система.
2. Противоречия как движущие силы педагогического процесса.
3. Педагогический процесс как целостное явление.
4. Виды педагогических систем.
5. Основные критерии гуманистической педагогической системы (заполнить таблицу):

Таблица № 1.
1 столбец - Наименование показателей
2 столбец -Традиционные воспитательные системы
3 столбец - Гуманистические воспитательные системы
Наименование показателей (2-7 строки) - Цель / Принципы / Методы / Форма организации обучения /Формы организации воспитания / Средства / Позиция учителя / Стиль взаимоотношений между педагогом и воспитанниками

6. Один из основоположников и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс, выступая на конференции учителей, формулировал вопросы, которые он задал бы себе, если бы взял на себя ответственность за детей, к которым пришел в класс, что бы помочь им учиться:
I. «Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог бы ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог бы ли я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
II. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить частые, эмоционально насыщенные неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
III. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
IV. Смогу ли я помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, - сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
V. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который может столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с  книгами, всеми видами источников знаний - с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
VI. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
VII. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?»
Познакомьтесь с вопросами. Солидарны ли вы с мнением автора? Как бы вы ответили на них? Попытайтесь это сделать. Проанализируйте свои ответы, сделайте выводы и подготовьте сообщение по ним.
7. Подготовьте глоссарий базовых понятий: «гуманизм», «гуманность», «гуманизация», «гуманитаризация», «воспитание», «воспитательные процессы», «воспитательные системы», «гуманистические воспитательные системы», «цель воспитания».

Тема 2. Развитие идей гуманистического подхода как базового принципа в организации воспитания личности в истории педагогики

Тема практического занятия 2.1. Идея гуманизации в истории педагогической мысли и практики в период Средневековья и эпохи Возрождения.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Доработайте конспект лекции материалом на тему «Средневековая идея "калокагатхии"».
2. Произведения устного народного творчества являются основой гуманистической традиции воспитания. В воспитании подрастающего поколения сохраняется преемственность национальных традиций. Проиллюстрируйте данное утверждение 10-20 русскими народными пословицами и поговорками.

Тема практического занятия 2.2. Основные этапы развития идей гуманизации воспитания и образования в истории зарубежной педагогической мысли и практике воспитания в эпоху Нового времени.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Примером практического воплощения гуманистических идей в практику воспитания и обучения за рубежом
2. в Новое время были: Р.Оуэн, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо. Подготовьте сообщения об образовательных учреждениях, которые они возглавляли.

Тема практического занятия 2.3. Теория «свободного воспитания» Жан Жака Руссо как гуманистическая концепция воспитания человека в буржуазном обществе.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Дуализм мировоззрения Ж.Ж. Руссо. Дуализм человеческой сущности в теории мыслителя.
2. «Главнейшая и первоочередная задача педагога – сформировать сердце, суждение и ум» (Ж.Ж. Руссо).  Ваши комментарии.
3. Гуманизм теории «естественного воспитания». Место внутреннего мотива воспитанника в теории «естественного воспитания».
4. Средства в гуманистической концепции «свободного воспитания». Ж.Ж. Руссо - основоположник исследовательского метода в обучении.
5. Взаимосвязь факторов воспитания  в теории Ж.Ж. Руссо.
6. Преемственность научной теории Ж.Ж. Руссо.
7. Изучите содержание работ Ж.Ж. Руссо: «Эмиль, или о воспитании» (1762), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и напишите аннотацию к данным произведениям

Тема практического занятия 2.4. Гуманистическая сущность система Януша Корчака (Генрика Гольдшмита).
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Биографические истоки воспитательной системы Януша Корчака.
2. Уважение личности, прав ребенка и доверие  к нему – основной принцип воспитательной системы Я. Корчака.
3. Ведущие направления системы воспитания в детских домах Я. Корчака («Дом сирот», «Наш дом»).
4. Многообразие форм организации обучения и воспитания в воспитательной системе Я.Корчака:
 Ведение дневника педагогом
 Ведение дневника учениками
 Игра
 Труд
 Опекунство
 Экскурсии
 Сочинения
 Спортивные состязания
 Самосудейство
5 Подготовьте реферат на тему «Профессиональный и жизненный путь Януша Корчака (Генрика Гольдшмита)».

Тема 3. Развитие идей гуманистического подхода как базового принципа в организации воспитания личности в отечественной педагогике
Тема практического занятия 3.1. Идея гуманизации воспитания и образования в истории российской педагогики и школы.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Напишите сочинение на тему «Философия ненасилия Л. Н. Толстого» или «Противоречия теории ненасилия Л. Н. Толстого».

Тема практического занятия 3.2. Основные идеи в теории и методике гуманистических систем отечественных педагогов в 20-30-е годы ХХ века
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Концепция социально-антропологической основы педагогики Петра Федоровича Каптерева:
 Воспитание и обучение в семье;
 Воспитание человека как члена общества;
 Воспитание человека в связи с внешней природой;
 Принципы воспитания и образования в теории П.Ф. Каптерева.
2. Шацкий Станислава Теофиловича  - руководитель комплекса учебно-воспитательных учреждений Наркомпроса (Первой опытной станции по народному образованию).
3. Разработка идеи «свободного воспитания» и принципа самоценности детства.
4. Общество «Сетлемент» как новый путь социального воспитания.
5. Организация игровых площадок для детей, оставшихся без присмотра родителей.
6. Условия функционирования детского сообщества.
7. «Педагогизация среды» по С.Т. Щацкому. Первая опытная станция по народному образованию.
8. Заполните таблицу «Общее и особенное в «Дальтон-плане» и «Методе проектов».

Тема 4. Современные проблемы гуманизации воспитательных систем: вопросы теории и практики
Тема практического занятия 4.1. Современные проблемы гуманизации воспитательных систем: вопросы теории и практики.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Выделите основания для сравнения настоящего педагога с «антипедагогом» и создайте таблицу, отметив 7–10 обязательных положительных качеств и их противоположности
2. Решающим фактором воплощения идеи гуманизации школы в реальную педагогическую практику, по мнению Осуховой Н.,  являются ценностные ориентации и смысловые установки учителя по отношению к ученику:
1) « Отношение к педагогической деятельности как призванию, миссии; мотивационная направленность учителя не только на предмет, но в первую очередь на ребенка.
2) Педагогический гуманизм, который невозможен без принятия себя и учеников. Он выражается в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях, в том, что каждый из них "равноценен" учителю.
3) Эмпатическое отношение к ученикам, предполагающее стремление и умение чувствовать другого как самого себя, вставать на его позицию, понимать внутренний мир ребенка, чувствовать и принимать его проблемы, переживания.
4) Диалогизм как желание и умение слушать и слышать ребенка, способность излагать учебный материал как ответ на возникающие у детей вопросы, "идти не с предметом к ученику, а с учеником к предмету" (Е.Н.Ильин), вести межличностный диалог на основе равенства позиций, взаимного уважения и доверия.
5) Сотрудничество как установка на взаимодействие с учеником (а не воздействие на него) в процессе совместной деятельности и общения; стремление и умение обеспечить детям позицию "соавторов учебного процесса", которые вместе с учителем участвуют в постановке целей урока, выборе средств их достижения, анализе достигнутых результатов.
6) Как известно, общее не существует без индивидуального. Для учителя, способного своей личностью оказывать воспитывающее влияние на ученика, "внести в него вклад" (А.В.Петровский), таким уникальным, неповторимым свойством является его индивидуальность, которая предполагает некоторую автономность, осознание педагогом не только своей общности с другими людьми, но и своего отличия от них, а также "ценность творчества" - потребность и способность к творческой самореализации, самовыражению посредством педагогической деятельности. Именно на этой основе "вырастает" неповторимость педагогического почерка, становится возможным чудо импровизации, и учитель может предстать перед воспитанниками не как безликий исполнитель обязанностей, функционер, а как личность, имеющая свое мнение, открытая в выражении своих чувств, эмоций, отношений.
7) Полагаю, что лишь при сформированности названных гуманистических установок в совокупности с соответствующими инструментальными умениями учитель сможет переоценить все компоненты учебно-воспитательного процесса (цели, содержание, методы, приемы, стиль отношений) в свете их человекообразующей функции, а сам этот процесс превратить в "лабораторию гуманизма».
8) Как Вы считаете, обладает ли сегодня большинство учителей достаточно высоким уровнем развития гуманистических установок и ориентации? Докажите правильность своего утверждения. Как формируются гуманистические ориентации?»
3. Проанализируйте содержание основных компонентов педагогической концепции „Мы - школа", разработанной коллективом педагогов под руководством Владимира Абрамовича Караковского:
интеграция педагогических воздействий;
коммунарская методика;
высокий уровень неформальных межличностных отношений;
творчество;
взаимодействие с наукой.

Тема практического занятия 4.2.  Основные пути в реализации  гуманистических идей в воспитательной системе на современном этапе развития образования.
Вопросы  для обсуждения, задания:
1. Напишите эссе (сочинение-размышление) «Настоящий учитель в моей жизни».
2.  Заполнить тест «Самоопределение уровня готовности педагога к организации воспитательной работы» (Т.Т. Соколова):
Просим вас сосредоточиться и ответить «Да», «Иногда», «Нет» на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы, отвечая, не старались лукавить перед собой. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с воспитанниками.
1. Вы всегда мечтали о профессии учителя?
2. Вы случайно стали учителем?
3. При возможности вы поменяли бы свою профессию?
4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?
5. Вы с радостью идёте на работу в школу?
6. На процесс воспитания вы смотрите с «оптимистической гипотезой»?
7. Дети вас часто раздражают?
8. Вы устаёте от общения  с людьми?
9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе?
10. Вы регулярно читаете «Учительскую газету»?
11. У вас неплохая библиотека педагогической литературы?
12. Вы отдаёте предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?
13. В отпуске вы скучаете без своих учеников?
14. Вы самокритичны?
15. Вы увлечены своим предметом?
Подсчет очков: Ответ «Да» - 2 очка; «Иногда» - 1 очко; «Нет» - 0 очков. При завышенной самооценке отнимите об общей суммы 2 очка, при заниженной – прибавьте 2 очка.
Если вы набрали 22 и более – нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их.
Если вы набрали от 18 до 21 очков – не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идёте в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо.
Если вы набрали от 14 до 17 очков – есть над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор быть учителем был случайным? А может быть вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может пока не поздно, (или уже поздно) надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по-новому.
Если вы набрали 13 и менее очков – всё равно не всё потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а «дорогу осилит идущий». Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.
3.  Заполните таблицу по методам воспитания, используемым в гуманистической воспитательной системе

4 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4.1 Основная учебная литература
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990.- 560 с.: схемы, табл.- (Университет - школе). - Библиогр.: с. 294-303. - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/9082/read.php. - ISBN 5-7855-0238-0.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учебное пособие для сред. и пед. учеб. заведений / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич ; под общ. ред. Е. В. Бондаревской.  - Ростов-на-Дону : Учитель, 1999. - 560 с. : табл. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с. 547-559. - ISBN 5-87456-169-2.
3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня : в описаниях их авторов и исследователей / Н. А. Баранова и др. ; под общ. ред. Н. Л. Селивановой ; ред.-сост. Е. И. Соколова. – Москва : Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.- Библиогр.: с. 327-328. - ISBN 5-93134-010-6.
4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов по пед. специальностям / В. С. Кукушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : ФЕНИКС : МарТ, 2010. - 352 с. : табл. - (Педагогическое образование). - Библиогр.: c. 319-328. - ISBN 978-5-241-00984-5 (МарТ). - ISBN 978-5-222-16547-8 (Феникс).
5. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для вузов / А. В. Мудрик ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн ; Моск. психолого-социальный ин-т РАО. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 624 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-9770-0511-1 (МПСИ). - ISBN 978-5-89395-999-4 (НПО "Модэк".

4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
6. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009. - 169с.
7. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие/ В. А. Гольдберг.  - Москва : Новая школа, 2001. - 176 с. : табл., схемы - ISBN 5-7301-0335-3.
8. Григорьев Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя (гриф)- М.: Просвещение, 2006.- 207 с.
9. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: Личностно - социальный подход: Учеб.пособие для вузов (гриф)- М.: Академия, 2008.- 240 с.
10. Дайте жить детям : статьи, выводы, советы родителям / сост., вступ. ст. Г. Б. Корнетова. – Москва : Карапуз, 2010. - 256 с. - (Педагогика детства). - ISBN 978-5-904673-65-9.
11. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения : книга для учителя и родителей / А. Б. Добрович. – Москва : Просвещение, 1987. - 207 с. - (Психологическая наука - школе).
12. Жигадло А. П. Теория и практика построения систем воспитания. Москва: Интеграция, 2007. – 235 с.
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для вузов (гриф)/ А. И. Пискунов.- М.: Сфера, 2007.- 496 с.
14. Казанская, Галина Александровна. История педагогики и образования : материалы для семинарских занятий и самоконтроля / Г. А. Казанская ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2006. - 112 с. - Библиогр.: с. 94-102.
15. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев. – Москва : Про-Пресс, 2003.- 80 с. - (Библиотечка журнала "Вестник образования". Управление образованием. Проблемы, поиски, решения ; № 3, 2003).
16. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – Москва : Новая школа, 1996. - 160 с. - Библиогр.: с. 135-140. - ISBN 5-7301-0248-8.
17. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, -1989. -  416 с., ISBN 5-7155-0164-4
18. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак ; пер. с пол. К. Э. Сенкевич. – Екатеринбург : У-Фактория, 2003. - 352 с. - (Психология детства: Классическое наследие). - ISBN 5-94799-131-4.
19. Корчак Я. Право ребенка на уважение / Я. Корчак(Гольдшмит Генрих) ; читает Н. Савицкий ; пер. с пол. К. Э. Сенкевича. - CD с автозапуском: зв. данные, mp3. - Москва : Ардис, 2007. - 1 CDR - MPEG-I Layer-3 (mp3) ; 192 Kbps ; 16 bit ; 44,1 kHz ; stereo.
20. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: идеи, категории, методология. - Новосибирск, 2000.
21. Лутошкин А.Н. Как вести за собой : старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Н. Лутошкин ; под ред. Б. З. Вульфова. - 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Просвещение, 1986. - 208 с. : ил.
22. Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого / под ред. В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина ; сост. Ю. В. Новикова.  - Москва : Педагогика, 1976. - 120 с.
23. Осухова Н. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Вестник высшей  школы. – 1991. – № 12. – С. 30-35.
24. Педагогический словарь: учебное пособие для вузов/ В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - Москва: Академия, 2008. - 352 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 343-344. - Алф. указ.: с. 327-342. - ISBN 978-5-7695-4652-5.
25. Педагогическое наследие : Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.  - Москва : Педагогика, 1987. - 416 с. : портр. - (Библиотека учителя).
26. Подмарков В.Г. Роберт Оуэн - гуманист и мыслитель / В. Г. Подмарков ; Акад. наук СССР. – Москва : Наука, 1976. - 129 с. - (Биографии и мемуары). - Библиогр.: с. 128.
27. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем: Доклад на конференции учителей в 1973 году // Семья и школа. – 1987. – № 10. – С. 22-24.
28. Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т./ под ред. Г. Н. Джибладзе. - М. : Педагогика, 1981. - Т. 1, 2.
29. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. - СПб, 2000. – 120 с.
30. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : этика коммунистического воспитания : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский ; сост. [и авт. предисл.] О. В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика, 1990. - 288 с. : 1 л. портр. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0145-8.
31. Феномен воспитания в современной педагогике: монография /Т. А. Ромм и др. Новосибирск: НГПУ, 2011. - 221 с.
32. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм ; [пер. с англ. Э. Спировой]. – Москва : АСТ : АСТ МОСКВА, 2010. - 350 с. - (Психология). - Библиогр. в примеч.: с. 285-350. - ISBN 978-75-17-059152-7 (АСТ). - ISBN 978-5-403-02471-6 (АСТ МОСКВА).
33. Цыб А.А. История образования и педагогической мысли : краткий курс лекций : учебное пособие / А. А. Цыб, З. В. Юсова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2001. - 218 с. - Библиогр.: с. 215-216. - ISBN 5-85921-260-7.
34. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина.  – Москва : Педагогическое общество России, 2001. - 224 с. - (Авторская школа). - Библиогр.: c. 200-220. - ISBN 5-93134-135-8.
35. Шацкий С. Т.: Работа для будущего : документальное повествование : книга для учителя / сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. – Москва : Просвещение, 1989.- 223 с.- ISBN 5-09-001078-1.
36. Шиянов Е.Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие = Humanistic pedagogy in Russia: formation and development  : учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика" : доп. УМО вузов РФ / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева.  - Москва : Народное образование : Илекса, 2003. - 336 с. - (Гуманистическая школа). - ISBN 5-93078-171-0.
37. Ямбург Е.А. Школа для всех : адаптивная модель : теоретические основы и практическая реализация / Е. А. Ямбург ; Ин-т управления РАО, Многопрофильный комплекс № 109. – Москва : Новая школа, 1997. - 352 с. : табл. - ISBN 5-7301-0273-9.

4.3.1 Ресурсы сети "Интернет"
38. Каптерев П. Ф. Современные педагогические течения [Электронный ресурс] / П. Ф. Каптерев, А. Ф. Музыченко. - [Б. м.] : Лань, 2013. - 214 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Лань". - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=37072.- ISBN 978-5-507-37551-6.
39. Толстых А. В. Наедине со всеми: о психологии общения. Минск, 1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.s-anxiety.ru/library/nsvopo/naedine-so-vsemi-o-psihologii-obscheniya1.html

4.3.1 Ресурсы НГПУ
40. Загвязинский, В.И. Общая педагогика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – Москва : Высшая школа, 2008. - 391 с. : ил. - Режим доступа: http: //lib.nspu.ru/file/library/76097/02c1becb5b73cdb0.pdf - ISBN 978-5-06-004232-0.
41. Кузнецова, Альвина Яковлевна. Введение в гуманистическую педагогику : методические рекомендации / А. Я. Кузнецова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2002. - 39 с. : ил. - Библиогр. в конце гл.- Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/19268/read.html.
42. Кузнецова, Альвина Яковлевна. Гуманистическая философия образования : идеи, категории, методология : учебное пособие для аспирантов и пед. вузов / А. Я. Кузнецова ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  – Новосибирск : Прайс-курьер, 2005.- 254 с. - Библиогр.: с. 235-251. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа:  http://lib.nspu.ru/views/library/49911/read.html. - ISBN 5-93889-034-0.

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:
43. Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс] Элек.    дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru/


Примерный перечень вопросов к экзамену:
1) Воспитательная система школы, внеклассная работа в современной школе.
2) Воспитательные беседы с учащимися как форма работы классного руководителя: цели, содержание, методика, анализ.
3) Гуманистическая сущность система Януша Корчака (Генрика Гольдшмита).
4) Диагностика учащихся класса как часть воспитательной работы учителя, классного руководителя: задачи, содержание, методы.
5) Идея гуманизации в истории педагогической мысли и практики в период Средневековья и эпохи Возрождения.
6) Идея гуманизации воспитания и образования в истории современной российской педагогики и школы.
7) Коллектив как средство воспитания учащихся в школе.
8) Общее понятие о гуманистической педагогической системе и её основных критериев.
9) Общие методы воспитания. Их классификация и характеристика.
10) Основные идеи в теории и методике гуманистических систем отечественных педагогов в 20-30-е годы ХХ века. На примере любой гуманистической теории.
11) Основные пути в реализации гуманистических идей в воспитательной системе на современном этапе развития образования.
12) Основные этапы развития идей гуманизации воспитания и образования в истории зарубежной педагогической мысли и практике воспитания в эпоху Нового времени.
13) Педагогическая философия Махатмы Ганди.
14) Педагогический анализ современных авторских воспитательных концепций (На Ваш выбор: В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.Л. Щетинина, И.П. Иванова и др.).
15) Педагогический процесс как педагогическая система. Противоречия как движущие силы педагогического процесса.
16) Планирование воспитательной работы учителя, классного руководителя, ОУ.
17) Поиски нового в воспитании школьников, авторские школы (На примере отобранных самостоятельно статей из периодической печати).
18) Пример как метод воспитания. Подражание, мода, психические эпидемии.
19) Произведения устного народного творчества как гуманистическая традиция воспитания. Античные представления о гуманистическом подходе к воспитанию.
20) Развитие идей гуманистического подхода как базового принципа в организации воспитания личности в истории педагогики.
21) Современные проблемы гуманизации воспитательных систем: вопросы теории и практики.
22) Содержание воспитательной деятельности в современной школе. Программы воспитания школьников.
23) Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как социально-педагогический феномен.
24) Сущность и типология воспитательных систем. Основные педагогические идеи учителей-новаторов (На Ваш выбор: Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова и др.)
25) Сущность понятий: «гуманизм», «гуманность», «гуманизация», «гуманитаризация», «воспитание», «воспитательные процессы», «воспитательные системы», «гуманистические воспитательные системы»
26) Творческий характер воспитательной деятельности. Краткая характеристика авторской системы воспитания (на Ваш выбор: Ж.Ж. Руссо, Я. Корчака, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого).
27) Теория «свободного воспитания» Жан Жака Руссо как гуманистическая концепция воспитания человека в буржуазном обществе.
28) Типологический анализ воспитательных систем образовательных учреждений: гуманистические воспитательные системы; нормативно-гуманистические воспитательные системы; авторитарные воспитательные системы; фрагментарные воспитательные системы.
29) Утверждение гуманистической сущности воспитания в педагогической науке в эпоху новейшего времени (ХХ век). На примере любой гуманистической теории.
30) Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика.

Последнее изменение: Четверг, 21 Январь 2021, 12:53