ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 
Курс «Методика преподавания географии» входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика». 
Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами  обучения географии ребёнка с

нарушениями интеллекта, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах обучения географии детей с интеллектуальной патологией, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни и возможности коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога; формирование у студентов профессиональных умений и навыков обучения географии в коррекционной школе. В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач: -изучение теоретических знаний по основным разделам обшей и частной методик обучения географии; -формирование знаний об особенностях усвоения географических знаний детьми с нарушением интеллекта, раскрытие образовательного, воспитательного и коррекционного значения географии; -ознакомление студентов с особенностями использования методов и приемов обучения, организацией преподавания географии в коррекционной школе; формирование умений работы с географическими приборами, картами и другими средствами обучения; -обучение планированию, конструированию системы уроков по географии; -демонстрация возможных трудностей усвоения географических знаний детьми с нарушением интеллекта и путей их преодоления; -формирование навыков внеклассной работы по географии в коррекционной школе; - систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание олигофренопедагогики; - анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации учебных планов и программ обучения истории умственно отсталых школьников; - анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с нарушениями интеллекта различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и социальной защиты ребенка с нарушениями интеллекта; - сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы. Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: - учебно-воспитательную; - коррекционно-развивающаую; - социально-педагогическую; - научно-методическую; - консультативную; - культурно-просветительную; - организационно-управленческую. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога: в области учебно-воспитательной деятельности: - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; применение современных педагогических технологий; - организация и проведение внеклассных мероприятий; в области коррекционно-развивающей деятельности: - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей; - обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях; воспитание детей с нарушениями интеллекта; в области социально-педагогической деятельности: - планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; - проведение профориентационной работы; - оказание помощи в социализации учащихся; в области научно-методической деятельности: - систематическое повышение квалификации; - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области консультативной деятельности: - консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; в области культурно-просветительной деятельности: - формирование общей культуры учащихся; в области организационно-управленческой деятельности: - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - ведение школьной и классной документации; - организация контроля за результатами обучения и воспитания; - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; - организация внеурочной деятельности; - выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - особенности обучения географии детей с нарушениями интеллекта - специфику формирования географических знаний, представлений, причинно-следственных связей, закономерностей. По итогам изучения дисциплины «Методика преподавания истории» студент должен уметь: - использовать знания в области специальной методики преподавания географии при проведении учебной и внеучебной работы по географии в специальной (коррекционной) школе 8 вида; - анализировать материалы обследования детей, формулировки заключений по результатам психолого- педагогического обследования, психолого- педагогических характеристик; - составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности; - разрабатывать планы- конспекты индивидуальных занятий и уроков по дисциплине «География»; - проводить анализ конспектов уроков и индивидуальных занятий, уроков и индивидуальных занятий; - планировать и осуществлять процесс обучения географии в коррекционной школе; - осуществлять проверку и оценку учебной деятельности учащихся; - организовывать внеклассную работу по географии в коррекционной школе. владеть навыками: - взаимодействия с ребёнком с нарушениями интеллекта в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида; - подбора специальных методов и приёмов коррекционно- развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Место курса: Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки учителей- олигофренопедагогов (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и др. (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ. Курс имеет промежуточную аттестацию в 7 и итоговую аттестацию 8 семестрах. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ 31.01.2005г. предусматривает изучение дисциплины Методика преподавания географии в объеме 220 час. Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной (дневной) форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов. В структуре аудиторных часов - по 50% часов на лекционные и семинарские занятия. Распределение часов может варьироваться при других формах обучения. Образовательные технологии, используемые при обучении дисциплине Технологии проблемного, интерактивного, проектного, эвристического обучения. При составлении программы использовались материалы: 1. Основы олигофренопедагогики , авторы: В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина, пособие для вузов, издательство: Академия, 2006 г., ISBN: 5-7695-2207-0, Страниц: 240 www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/oligofrenopedagogika..., www.pedlib.ru/Books/4/0174/index.shtml, 2. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание , Отто Шпек, Академия, 2003 г., ISBN: 5-7695-1481-7,3-497-01484-2 www.bookman.ru/catalog1089037.html СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Содержание географии как учебного предмета в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида География как наука. Классификации наук, основанная на этапах развития материи. Место географии в системе наук о природе и обществе. Формирование географии как школьного предмета. Этапы формирования программы по географии для коррекционной школы. Периоды формирования. Содержание и структура программы. Причина изменения программы. Особенности обучения географии в коррекционной школе VIII вида. Цели и задачи географии как школьной дисциплины. Дидактические задачи. Коррекционно-развивающие задачи. Вклад географии в формирование личности ребенка с нарушением интеллекта. Тема 2. Подходы к отбору содержания Содержание образования. Основные принципы построения программы и ее отличие от программы общеобразовательной школы. Основные характеристики учебной программы по географии для коррекционной школы VIII вида. Отличия учебного плана коррекционной школы от учебных планов массовой школы. Принципы построения учебной программы по географии в коррекционной школе. Структура курса и основные знания и умения по годам обучения. Характеристика учебника как основного учебного пособия. Тема 3. Особенности формирования географических представлений и понятий Характеристика основных компонентов содержания школьной географии. Главными компонентами содержания школьной географии: знания, умения, мировоззренческие идеи. Особенности усвоения географических знаний детьми с нарушением интеллекта. Географические представления. Методические рекомендации по формированию географических представлений. Понятия. Классификация понятий. Особенности усвоения географических понятий детьми с нарушением интеллекта. Методические рекомендации по формированию географических понятий. Методические рекомендации по изучению географических причинно-следственных связей. Формирование географических умений и мировоззренческих идей. Умения. Мировоззренческие идеи. Тема 4. Краеведческий характер обучения географии Характеристика практических и самостоятельных наук. Методические рекомендации по проведению некоторых видов практических и самостоятельных работ. Работа с тетрадью. Географические диктанты. Работа по карточкам и перфокартам. Дидактическая игра. Особенности тематического планирования. Особенности поурочного планирования. План составления конспекта урока. Организационные формы обучения географии детей с нарушением интеллекта. Урок – основная форма организации обучения. Урок изучения нового материала. Повторно-обобщающий урок. Лабораторно-практический урок. Контрольно-учетный урок. Комбинированный урок. Сущность краеведческого обучения. Значение краеведения в обучении детей с нарушением интеллекта. Краеведческий уголок в коррекционной школе. Тема 5. Географическая карта Характеристика курса географии 6 класса. Основные приемы работы с географической картой в 6 классе. Природная зона. Высотная поясность. Типовой план изучения природной зоны. Практические работы с физической картой. Знакомство с географическими особенностями своего региона. Методика изучения природных зон. Особенности работы с географической картой в 7 классе. Особенности работы с географическими названиями. Методика изучения материков и океанов в 8 классе. Особенности работы с географической картой в 8 классе. Изучение географической номенклатуры. Показ географических объектов. Упражнения по чтению географической карты. Сложности у учащихся при работе с картой. Изучение географических закономерностей при работе с географической картой. Природная зона. Высотная поясность. Типовой план изучения природной зоны. Практические работы с физической картой. Знакомство с географическими особенностями своего региона. Методика изучения природных зон. Особенности работы с географической картой в 7 классе. Особенности работы с географическими названиями. Методика изучения экономико-географических регионов России. Общая географическая характеристика России. Характеристика экономико-географических регионов России. Раздел «Элементарная астрономия». Воспитательное значение причин возникновения различных природных явлений. Социально-адаптационная направленность раздела «Новосибирская область» в курсе «География России» 9 класс. Тема 6. Особенности формирования картографических представлений, понятий, умений у умственно отсталых учащихся. Методы, приемы и средства обучения. Цели, содержание и методы обучения. Средства обучения. Классификация методов обучения. В зависимости от источников знаний. По характеру познавательной деятельности школьников. Особенности применения словесных методов обучения. Основные методы обучения географии в коррекционной школе. Устное изложение. Использование печатного слова. Работа с учебником. Рассказ-изложение фактического материала. Иллюстративные рассказы. Объяснение географического материала. Воспроизводящая или вводная беседа. Разъяснительная или эвристическая беседа. Объясняющая беседа. Работа с учебником как важнейший метод обучения. Классификация наглядности. Географические наблюдения Работа с образно-наглядными средствами. Приемы использования картин и фотографий. Работа с учебными фильмами. Работа с объемными и схематичными наглядными средствами обучения. Динамический рисунок. Тема 7. Методические приемы работы с географической картой, приемы учебной работы с картой. Система материальных средств кабинета географии. Принципы формирования системы средств кабинета географии. Приборы. Карты. Наглядные пособия. Тема 8. Коррекционные возможности обучения географии. Значение и задачи географической пропедевтики. Содержание и пропедевтические формы пропедевтикой работы. Методика ведения календаря погоды. Понятие и функции географической экскурсии. Виды географических экскурсий. Структура и методика географической экскурсии. Оборудование географической площадки. Особенности организации и проверки знаний и умений. Иерархия целей. Предполагаемый уровень усвоения материала. Методические рекомендации географического материала в коррекционной школе VIII вида. Виды проверки используемые в коррекционной школе VIII вида. Индивидуальная устная проверка. Фронтальная устная проверка. Особенности объяснения нового материала. Закрепление знаний и умений. Домашнее задание: виды, особенности инструктажа.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04