ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 
Курс «Методика преподавания естествознания» входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика». 
Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами  обучения естествознанию ребёнка с нарушениями интеллекта, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах обучения естествознанию детей с интеллектуальной патологией, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни  и возможности коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога; формирование у студентов профессиональных умений и навыков обучения естествознанию в коррекционной школе.
В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач:
-изучение теоретических знаний по основным разделам обшей и частной методик обучения естествознанию;
-формирование знаний об особенностях усвоения естествоведческих знаний детьми с нарушением интеллекта, раскрытие образовательного, воспитательного и коррекционного значения естествознания;
-ознакомление студентов с особенностями использования методов и приемов обучения, организацией преподавания естествознания в коррекционной школе; формирование умений работы с естествоведческими приборами, картами и другими средствами обучения;
-обучение планированию, конструированию системы уроков естествознания; 
-демонстрация возможных трудностей усвоения естествоведческих знаний детьми с нарушением интеллекта и путей их преодоления;
-формирование навыков внеклассной работы по естествознанию в коррекционной школе;
- систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание олигофренопедагогики;
- анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации учебных планов и программ обучения естествознанию умственно отсталых школьников;
- анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с нарушениями интеллекта различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и  социальной защиты ребенка с нарушениями интеллекта;
- сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательную; 
- коррекционно-развивающаую;
- социально-педагогическую;
- научно-методическую;
- консультативную;
- культурно-просветительную;
- организационно-управленческую.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога:
 в области учебно-воспитательной деятельности:
          - осуществление процесса обучения  в соответствии с образовательной программой;
          - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
          - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
         - применение современных средств оценивания результатов обучения;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
применение современных педагогических технологий;
          - организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
          - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
          - обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных  учреждениях;
воспитание детей с нарушениями интеллекта;
в области социально-педагогической деятельности:
          - планирование и проведение мероприятий по социальной 
профилактике в процессе обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им 
помощи в семейном воспитании;
          - проведение профориентационной работы;
          - оказание помощи в социализации учащихся;
в области научно-методической деятельности:
          - систематическое повышение  квалификации;
          - выполнение научно-методической работы, участие в работе 
научно-методических объединений;
          - анализ собственной деятельности с целью ее 
совершенствования и повышения своей квалификации;
в области консультативной деятельности:
          - консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии,
 их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного 
и профессионального самоопределения;
в области культурно-просветительной деятельности:
          - формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
          - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления 
и сохранения здоровья школьников;
          - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время 
образовательного процесса;
          - ведение школьной и классной документации;
          - организация контроля за результатами обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи 
в семейном воспитании;
          - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения 
реализации образовательных программ;
          - организация внеурочной деятельности;
          - выполнение правил и норм охраны труда, техники 
безопасности и противопожарной защиты.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
          Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- особенности обучения естествознанию детей с нарушениями интеллекта
- специфику формирования естествоведческих знаний, представлений, причинно-следственных связей, закономерностей. 
          По итогам изучения дисциплины «Методика преподавания естествознания» студент должен уметь:
- использовать знания в области специальной методики преподавания естествознания  при проведении учебной и внеучебной работы по естествознанию в специальной (коррекционной) школе 8 вида;
- анализировать материалы обследования детей, формулировки заключений по результатам психолого- педагогического обследования, психолого- педагогических характеристик;
- составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности;
- разрабатывать планы- конспекты индивидуальных занятий и уроков по дисциплине «Естествознание»;
- проводить анализ конспектов уроков и индивидуальных занятий, уроков и индивидуальных занятий;
 - планировать и осуществлять процесс обучения естествознанию в коррекционной школе;
- осуществлять проверку и оценку учебной деятельности учащихся;
- организовывать  внеклассную работу по естествознанию в коррекционной школе.
         владеть навыками:
-	взаимодействия с ребёнком с нарушениями интеллекта в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- подбора специальных методов и приёмов коррекционно- развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Место курса: 
Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки  учителей- олигофренопедагогов (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта  в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии  и др. . (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными  дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.
Курс имеет  промежуточную аттестацию в 5 семестре и итоговую  аттестацию в  6  семестре.
                                      ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования и науки  РФ 31.01.2005г. предусматривает изучение дисциплины Методика преподавания естествознания  в объеме 228  час. 
Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной (дневной) форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов. В структуре аудиторных часов - по 50% часов на лекционные и семинарские занятия. Распределение часов может варьироваться при других формах обучения.
Образовательные технологии, используемые при обучении дисциплине
          Технологии проблемного, интерактивного, проектного, эвристического обучения.

             При составлении программы использовались материалы:
1. Основы олигофренопедагогики , авторы: В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина, пособие для вузов, издательство: Академия,  2006 г., ISBN: 5-7695-2207-0, Страниц: 240
www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/oligofrenopedagogika...,
www.pedlib.ru/Books/4/0174/index.shtml,
2. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание  ,  Отто Шпек,  Академия, 2003 г., ISBN: 5-7695-1481-7,3-497-01484-2 www.bookman.ru/catalog1089037.html

                                  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА


Тема 1. Неживая природа: вода, воздух, горные породы и минералы, почва.

     Воздух. Плотность воздуха. Подвижность воздуха. Давление. Газовый состав воздуха. Почва. Свойства почвы. Реакция почвы на кислотность. Плотность почвы. Состав почвенного воздуха. Температура почвы. Вода. Физические свойства воды. Химические свойства воды. Воды поверхностные и подземные. Горные породы. Добыча горных пород. Минералы. Свойства минералов.

     Тема 2. Основные физико- химические свойства компонентов неживой природы

     Вода. Запасы воды. Три состояния воды. Зависимость климата от воды. Свойства воды при охлаждении и нагревании. Теплота плавления и испарения воды. Притяжение молекул верхних слоёв воды. Чистота воды. Погода. Изменение погоды. Форма облаков. Осадки. Предсказание погоды. Почва. Плодородие почвы. Происхождение, строение и состав почвы.

     Тема 3. Живая природа: бактерии, грибы, растения, животные, их анатомо- морфологическая характеристика и классификация.

     Бактерии. Царство Дробянки. Группы бактерий. Царство Грибы. Строение. Размножение. Царство Растения. Особенности строения растительной клетки. Виды растений по требовательности к освещённости. Низшие растения. Высшие растения. Ткани высших растений. Органы растений. Виды высших растений. Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. Возникновение одноклеточных. Строение и размножение одноклеточных. Среда обитания одноклеточных. Многоклеточные. Типы и классы многоклеточных.

     Тема 4. Психолого- педагогические основы обучения умственно отсталых школьников естествознанию.

     Формирование у умственно отсталых школьников естественнонаучных понятий и представлений. Содержание курса естествознания в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Специальные методы и приёмы обучения естествознанию умственно отсталых школьников. Цели и задачи обучения естествознанию умственно отсталых школьников.

     Тема 5. Естествознание как предмет учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

     Цели и задачи изучения природоведения в 5 классе специальной (коррекционной) школе 8 вида. Разделы программы. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам умственно отсталых учащихся по итогам обучения природоведению в 5 классе. Разделы курса естествознания для 6- 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида. Основные задачи изучения биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому году обучения.

     Тема 6. Особенности овладения умственно отсталыми школьниками естествоведческими представлениями и понятиями

     Создание естествоведческих обобщений на базе конкретного материала. Подведение менее общих понятий к более общим. Мысленное выделение отдельных частей предметов и их свойств для установления сходства и различия предметов. Обобщение путём отбрасывания видовых признаков и обобщения родовых признаков предметов. Двухступенчатые и трёхступенчатые обобщения. Нахождение существенных признаков предметов. Самостоятельное использование естествоведческих понятий. Сравнение предметов близких и далёких по всем признакам. Опора при сравнении на наглядный материал, на личный опыт учащихся. Определение последовательности при сравнении. Дифференцированное сравнение. Систематизация, классификация.

     Тема 7. Пропедевтический период обучения естествознанию.
 
     Предметные уроки программного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (Окружающий мир)». Формирование первичных представлений и понятий о
предметах и явлениях окружающей действительности. Основные методы и приёмы обучения. Реализация общедидактических и методических принципов обучения умственно отсталых школьников дисциплине Окружающий мир. Тематика по годам обучения. Требования к знаниям, умениям и навыкам по годам обучения.

     Тема 8. Коррекционная направленность обучения.

     Символическая наглядность в процессе коррекции психических функций умственно отсталых детей. Мысленное расчленение предмета. Приём «расширяющегося» рисунка. Складывание изучаемого объекта из составных частей. Упражнения на нахождение общего и различного, классификацию явлений и объектов, выделение общих характерных признаков понятий. Упражнения на установление причинно- следственных зависимостей. Система практических работ. Наблюдения. Использование проблемных задач
и вопросов. Особенности подачи инструкций умственно отсталым учащимся. Самостоятельные работы. Словарная работа и развитие речи на уроках естествознания.





Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04