ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 
Курс «Методика преподавания математики» входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика». 
Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами  обучения математике ребёнка с нарушениями интеллекта, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах обучения математике детей с интеллектуальной патологией, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни  и возможности коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога; формирование у студентов профессиональных умений и навыков обучения математике в коррекционной школе.
В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач:
-изучение теоретических знаний по основным разделам обшей и частной методик обучения математике;
-формирование знаний об особенностях усвоения математических знаний детьми с нарушением интеллекта, раскрытие образовательного, воспитательного и коррекционного значения математики;
-ознакомление студентов с особенностями использования методов и приемов обучения, организацией преподавания математики в коррекционной школе; формирование умений работы с измерительными инструментами и другими средствами обучения;
-обучение планированию, конструированию системы уроков математики; 
-демонстрация возможных трудностей усвоения математических  знаний детьми с нарушением интеллекта и путей их преодоления;
-формирование навыков внеклассной работы по математике в коррекционной школе;
- систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание олигофренопедагогики;
- анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации учебных планов и программ обучения математике умственно отсталых школьников;
- анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с нарушениями интеллекта различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и  социальной защиты ребенка с нарушениями интеллекта;
- сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательную; 
- коррекционно-развивающаую;
- социально-педагогическую;
- научно-методическую;
- консультативную;
- культурно-просветительную;
- организационно-управленческую.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога:
 в области учебно-воспитательной деятельности:
          - осуществление процесса обучения  в соответствии с образовательной программой;
          - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
          - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
         - применение современных средств оценивания результатов обучения;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
применение современных педагогических технологий;
          - организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
          - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
          - обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных  учреждениях;
воспитание детей с нарушениями интеллекта;
в области социально-педагогической деятельности:
          - планирование и проведение мероприятий по социальной 
профилактике в процессе обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им 
помощи в семейном воспитании;
          - проведение профориентационной работы;
          - оказание помощи в социализации учащихся;
в области научно-методической деятельности:
          - систематическое повышение  квалификации;
          - выполнение научно-методической работы, участие в работе 
научно-методических объединений;
          - анализ собственной деятельности с целью ее 
совершенствования и повышения своей квалификации;
в области консультативной деятельности:
          - консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии,
 их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного 
и профессионального самоопределения;
в области культурно-просветительной деятельности:
          - формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
          - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления 
и сохранения здоровья школьников;
          - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время 
образовательного процесса;
          - ведение школьной и классной документации;
          - организация контроля за результатами обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи 
в семейном воспитании;
          - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения 
реализации образовательных программ;
          - организация внеурочной деятельности;
          - выполнение правил и норм охраны труда, техники 
безопасности и противопожарной защиты.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
          Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- особенности обучения математике детей с нарушениями интеллекта
- специфику формирования математических знаний, представлений, причинно-следственных связей, закономерностей. 
          По итогам изучения дисциплины «Методика преподавания математики» студент должен уметь:
- использовать знания в области специальной методики преподавания математики при проведении учебной и внеучебной работы по математике в специальной (коррекционной) школе 8 вида;
- анализировать материалы обследования детей, формулировки заключений по результатам психолого- педагогического обследования, психолого- педагогических характеристик;
- составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности;
- разрабатывать планы- конспекты индивидуальных занятий и уроков по дисциплине «Математика»;
- проводить анализ конспектов уроков и индивидуальных занятий, уроков и индивидуальных занятий;
 - планировать и осуществлять процесс обучения математике в коррекционной школе;
- осуществлять проверку и оценку учебной деятельности учащихся;
- организовывать  внеклассную работу по математике в коррекционной школе.
         владеть навыками:
-	взаимодействия с ребёнком с нарушениями интеллекта в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- подбора специальных методов и приёмов коррекционно- развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Место курса: 
Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки  учителей- олигофренопедагогов (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта  в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии  и др. (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными  дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.
Курс имеет  промежуточную аттестацию в форме зачёта в 6 семестре и итоговую аттестацию в форме экзамена в 7 семестре.
           ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования и науки  РФ 31.01.2005г. предусматривает изучение дисциплины Методика преподавания математики  в объеме 324  час. 
Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной (дневной) форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов. В структуре аудиторных часов - по 50% часов на лекционные и семинарские занятия. Распределение часов может варьироваться при других формах обучения.
Образовательные технологии, используемые при обучении дисциплине
          Технологии проблемного, интерактивного, проектного, эвристического обучения.
             При составлении программы использовались материалы:

1. Основы олигофренопедагогики , авторы: В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина, пособие для вузов, издательство: Академия,  2006 г., ISBN: 5-7695-2207-0, Страниц: 240
www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/oligofrenopedagogika...,
www.pedlib.ru/Books/4/0174/index.shtml,
2. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание  ,  Отто Шпек,  Академия, 2003 г., ISBN: 5-7695-1481-7,3-497-01484-2 www.bookman.ru/catalog1089037.html

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Тема 1. Психолого- педагогические основы обучения математике умственно отсталых школьников

     Главная общеобразовательная задача обучения математике. Математические знания, умения и навыки, которые должны получить учащиеся за период обучения математике в коррекционной школе. Специфическая задача обучения математике. Воспитательные задачи обучения математике. 

Тема 2. Содержание образовательно- коррекционных программ

     Своеобразие содержания, системы и объёма расположения материала в курсе математики для специальной (коррекционной) школы. Оптимальный объём знаний, умений и навыков, доступный для умственно отсталых школьников. Варьирование требований к учащимся в зависимости от их индивидуальных возможностей. Концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Задачи каждого концентра. Методы обучения математике и особенности их использования на уроках в школе VIII вида. Контроль качества знаний, умений и навыков. 
     Урок как основная форма организации учебно- воспитательного процесса. Коррекция и развитие когнитивных функций каждого ученика на уроке математики. Требования к уроку математики в специальной (коррекционной) школе. Система уроков математики. Виды уроков математики. Структура уроков математики. 

Тема 3. Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков умственно отсталыми школьниками

     Способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Учёт трудностей и особенностей овладения умственно отсталыми детьми математическими знаниями. Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия умственно отсталых школьников как основная причина трудностей, ими испытываемых при овладении математическим материалом. Несовершенство зрительных восприятий, затруднённость письма, несовершенство моторики. Отрыв математической терминологии от конкретных представлений и реальных образов. Косность мышления. Недостатки и  своеобразие общего речевого развития умственно отсталых детей.
     Количественные и порядковые числительные. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в 1 классе. Получение чисел. Обозначение числа цифрой и письмо цифр. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Счёт в прямой и обратной последовательности. Сравнение множеств и чисел. Обучение сложению и вычитанию в пределах 10. 
     Задачи второго концентра. Обучение нумерации в пределах 20. Изучение письменной нумерации. Сложение и вычитание в пределах 20: приёмы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа и нумерации чисел в пределах 20, сложение и вычитание без перехода через десяток, сложение и вычитание с переходом через разряд, название чисел при сложении и вычитании.
     Нумерация в пределах 100. Требования к знаниям, умениям, навыкам. Изучение нумерации круглых десятков. Изучение нумерации чисел 21- 99. Сложение и вычитание в пределах 100. Порядок действий. Скобки. Практическое знакомство с сочетательным законом сложения.

Тема 4. Коррекционные возможности и эффективность обучения математике

     Система изучения действий умножения и деления. Обучение табличному умножению в пределах 20. Обучение табличному умножению в пределах 100. Обучение табличному делению в пределах 100. Деление на равные части. Умножение нуля, умножение на нуль и деление нуля. Нахождение неизвестных компонентов умножения. Нахождение неизвестных компонентов деления. Порядок действий. Внетабличное умножение и деление.
     Обучение нумерации в пределах 1000. Методика изучения арифметических действий в пределах 1000. Сложение и вычитание в пределах 1000. Умножение и деление в пределах 1000; умножение и деление круглых сотен; умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные без перехода через разряд; умножение 10 и 100, умножение на 10 и 100; деление на 10 и 100; умножение и деление на однозначное число с переходом через разряд.
     Обучение нумерации многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Умножение многозначного числа на однозначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000. Умножение и деление на разрядные числа. Умножение на двузначное число. Деление на двузначное число. Умножение и деление на трёхзначное число.
     Изучение мер стоимости. Знакомство с монетами. Изучение мер времени. Изучение мер длины. Изучение мер ёмкости. Изучение мер массы. Методика изучения чисел, полученных от измерения, и действий над ними. Преобразование чисел, выражающих длину, массу, стоимость. Действия над числами, полученными от измерения величин. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
     Дидактические требования к изучению темы. Развитие временных представлений и формирование понятий о единицах измерения времени. Число календарное и арифметическое. Преобразование чисел, выраженных мерами времени. Действия над числами, выраженными мерами времени. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
     Задачи изучения геометрического материала. Некоторые особенности усвоения геометрического материала умственно отсталыми школьниками. Особые вопросы методики изучения геометрического материала. Организация изучения геометрического материала. 
     Получение дробей. Правильные и неправильные дроби. Смешанное число. Преобразование дробей. Выражение неправильной дроби целым и смешанным числом. Выражение целого и смешанного числа неправильной дробью. Основное свойство дроби. Выражение дробей в более крупных долях. Выражение дробей в одинаковых долях. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение одной и нескольких частей от числа. Нахождение числа по одной его части. Получение десятичных дробей. Сравнение десятичных дробей. Выражение десятичных дробей в более крупных долях. Выражение десятичных дробей в одинаковых долях. Действия над десятичными дробями. Решение задач на проценты.

Тема 5. Пропедевтический период в обучении математике.

     Сроки проведения пропедевтического периода к обучению математике. Особенности работы с детьми по темам сенсорного развития на уроках математики. Пропедевтические периоды к изучению различных тем. Задачи подготовительного периода. Диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков детей на начало учебного года. Формирование представлений и понятий о признаках величины предмета. Формирование понятий длинный- короткий, длиннее, короче, равные, разные по длине. Различение предметов по тяжести. Развитие пространственных представлений. Развитие количественных представлений. Организация преподавания математики в подготовительный период.

Тема 6. Обучение решению текстовых задач.

     Работа над содержанием задачи. Проверка решения задачи. Последующая работа над решённой задачей. Методика решения простых задач. Знакомство с простой задачей. Методика решения составных арифметических задач. Задачи прямые и обратные. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Задачи на вычисление цены, количества и стоимости. Задачи на вычисление времени. Задачи на вычисление части числа и числа по его части. 
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04