1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Направление: 050100.62 Педагогическое образование
Профиль: История
Форма обучения: очная
Курс: 3
Семестр: 2
Количество часов: 126

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью освоения дисциплины является комплексный анализ социально-экономических, политических, духовных процессов в зарубежных странах Запада, выявление их связи с аналогичными явлениями в отечественной истории в объеме необходимом для последующей преподавательской, исследовательской культурно-просветительской деятельности.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
- изучение важнейших событий и процессов истории  стран Западной Европы и Америки;
- изучение основополагающих концепций истории  западных стран новейшего времени; на этой основе знакомство студентов с категориальным аппаратом и методологией современной исторической науки;
- выработка у студентов основополагающих навыков анализа источников по истории  стран Западной Европы и Америки (в русском переводе), исторически адекватного понимания выдающихся  особенностей мировоззрения и политической культуры;
- развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности.
- упрочение гражданской позиции и мировоззренческих установок студентов, создание условий для развития у них критического мышления.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ
«Новейшая история стран Европы и Америки»
В СТРУКТУРЕ ООП ВПO
Курс «Новейшая история стран Европы и Америки» принадлежит к базовой части профессиональных дисциплин стандарта ВПО (уровень подготовки — бакалавриат) по направлению «Педагогика», профиль «История».  Новейшая история рассматривается на основе наиболее признанной периодизации, по которой выделяются два основных периода. Первый период охватывает 1918-1945 годы, то есть от окончания первой мировой войны, когда сложилось новое геополитическое пространство, сформировалась новая система международных отношений, появились новые долговременные тенденции в экономике, политике, социальной сфере западных государств, до завершения второй мировой войны, по результатам которого сформировалась биполярная система мира.
Второй период – 1945 г.- настоящее время соответственно представляет этап в развитии западных стран от формирования новой системы мирового сообщества до ее распада в 1990-е годы и происходящих сегодня качественных, но неоднозначных изменений.


1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 

Курс способствует формированию у студентов следующих компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК)
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);
готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
Профессиональные компетенции (ПК)
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);
1.3.1. По окончанию изучения курса студент должен
-  иметь представление  об основных проблемах социально-экономического, политического и духовного развития стран Европы и Америки;
-знать объект, предмет, цели и задачи дисциплины, ее место среди других дисциплин профессионального курса, важнейшие факты истории  стран Запада в новейшее время; основные событийно-хронологические ряды их истории; важнейшие черты, тенденции, этапы и особенности развития  западных обществ; 
- уметь  устанавливать общие закономерности и тенденции развития западных стран в новейшее время;


1.4.  СТРУКТУРА КУРСА

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц,  часов: лекционные –  36 часов, лабораторные - 30 часа.

1 1.4.2. Содержание курса
Тема I.  Европейские страны и США в годы мирового революционного подъема (1918-1922)
США после I  мировой войны. Экономическое положение страны. Крах «вильсонизма». Президентские выборы 1920 г., победа республиканской партии. Рабочее и демократическое движение в 1918-1923 годах.
Социально-экономическое и политическое развитие Франции в первые послевоенные годы. Революционный подъем в стране: «великие стачки» и создание ФКП. Особенности  французской компартии. Формирование Национального блока и победа его на выборах. Особенности ситуации в Италии после мировой войны.  Забастовочное движение  и «красная волна».  Политика либерального правительства Джолитти. Создание «Национального блока всех партий порядка и победа его на выборах». Основные черты развития стран-победителей в годы революционного подъема.
Ноябрьская революция в Германии и революционные процессы в странах Восточной Европы.  Причины революции в Германии. Назревание революции, ее начало. Расстановка политических сил  в стране. Борьба между советами и буржуазным парламентаризмом. Январское вооруженное восстание 1919 г. Баварская советская республика. Выборы в Учредительное собрание. Основные проблемы историографии германской революции. Дискуссия о характере ноябрьской революции.

Тема II.  Страны Запада в условиях временной частичной стабилизации капитализма (1923 – 1929 гг.)
Основные признаки стабилизации. Восстановление экономики и экономический подъем в западных странах.  Сущность и основные черты рационализации. Особенности политического развития стран Запада в 1920-е годы. Политика «твердого индивидуализма» и экономического либерализма. Укрепление монополий. «Стабилизация» в социально-классовых отношениях. Признаки частичности и временности стабилизации капитализма. США в годы «процветания». Эра «просперити». Политика республиканской администрации. Концепция «твердого индивидуализма» и ее проявления в США. Веймарская республика в Германии. Особенности проявления стабилизации в Германии. Поражение социал-демократов, приход к власти правых и политика правящих кабинетов. Особенности стабилизации во Франции.  Создание Левого блока. Приход к власти картеля левых . Преобразования Левого блока при правительство Э. Эррио. Противоречия внутри блока и его распад.  Правительство «Национального единения» Р.Пуанкаре и его политика.
Тема III.  Мировой экономический кризис и пути выхода из него.
Сущность мирового экономического кризиса  и его основные черты. Два этапа экономического кризиса – «великая депрессия» и спад 1937-1938 гг. «Великая депрессия» в США и «новый курс» Ф.Рузвельта.  Реформы «нового курса» Рузвельта в области финансов, промышленности, сельского хозяйства.  Социальная политика в области трудового законодательства и формирование системы социальной  защиты. «Национальное правительство» в Великобратании. Протекционизм, стерлинговый блок ГМР. Приход к власти консерваторов и политика Н. Чемберлена. Выдвижение идеи Народного фронта, создание Народного фронта во Франции, его программа и победа на парламентских выборах 1936 г. Реформы правительств  Народного фронта. Межпартийные разногласия внутри блока, его кризис и распад.
Тема IV. Фашизм, его сущность и историография проблемы. Итальянский фашизм и германский национал-социализм.
      Причины и истоки появления фашизма. Социально-экономические причины и идеологические истоки фашизма. Кризис либерального государства в Италии. Возникновение и развитие фашизма в 1919-1922 годах. «Поход на Рим» и приход фашистов власти в Италии. Становление фашистского режима – «мягкая диктатура» 1922-1925 годов. Кризис Маттеотти 1925 г. и оформление фашистской диктатуры: фашистские мероприятия 1925-1926 годов. Создание корпоративной системы, сущность и роль корпораций в фашистском  государстве. Кризис фашистского государства в 1939-1943 годах. Свержение Муссолини в 1943 г. и республика Сало как новое издание фашизма в Италии. Особенности итальянского фашизма. Возникновение и становление нацистского движения в Германии. Образование нацистской партии. Основные принципы нацизма в программе «25 пунктов». Мюнхенский пивной путч 1923 г. Восстановление и укрепление позиций нацистов в 1925-1919 годах. Борьба в нацистской партии. Проблема так называемого «левого крыла» нацизма. Рост влияния НСДАП в период экономического кризиса. Передача власти нацистам в 1933 г. Становление нацистской диктатуры в Германии. Отличительные черты и составляющие части политической системы нацистского государства. Аппарат террора. Идеология нацизма.  Социально-экономическая политика III рейха и ее особенности.
Тема V.  Международные отношения в 30-е гг. Мир на пути ко II Мировой войне.
Формирование очагов войны в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке и в Европе: захват Японией Манчжурии, агрессия Италии против Эфиопии, ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону, аншлюс Австрии. Гражданская война в Испании и интервенция фашистских держав. Политика нейтралитета и невмешательства со стороны западных держав Англии, Франции, США. Формирование оси Берлин-Рим-Токио. Политика «умиротворения» агрессора - Мюнхенская сделка 1938 и ее последствия. Концепция «коллективной безопасности», англо-франко-советские переговоры в Москве  и причины их неудачи.  Советско-германский пакт о ненападении, его оценки в историографии. Договоры между СССР и Германией 1939 г. Начало II мировой войны. Дискуссия о причинах и характере войны. Так называемая «странная война». Основные периоды II мировой войны.
Тема VI.  Послевоенная структура международных отношений. «Холодная война».
Планы послевоенного мирного урегулирования. Конференции «большой тройки» и дискуссии по структуре послевоенного международного устройства. Решения Ялтинской и Потсдамской конференций и формирование Ялтинской системы. Ее основные черты. Создание ООН, ее структура. Явление «холодной войны», дискуссия о ее причинах и виновниках. Основные этапы «холодной войны» и их характеристика. Создание военно-политических блоков двух систем. Восточноевропейская интеграция. Создание и основные этапы развития СЭВа. Становление и история западноевропейской интеграции.

Тема VII.  США  после II мировой войны.
Особенности социально-экономического положения США после II мировой войны. «Справедливый курс» Г. Трумэна. Правый поворот в США, «охота на ведьм» и эра маккартизма. Внутренняя политика республиканской партии – политика «консервативной консолидации». Выборы 1960 г. и победа демократической партии. «Новые рубежи» Дж.Ф. Кеннеди. Программа «великого общества» Л. Джонсона - формирование американского  варианта государства всеобщего благосостояния. Экономический и политический кризис в США в конце 1960-х – нач. 70-х годов.  Негритянская революция в США и борьба с расовой сегрегацией. От разрядки к неоконсервативному повороту.

Тема VIII.  Франция в годы IV и  V республики.
Движение Сопротивления во Франции и освобождение страны. Временный режим, политические реформы и формирование новой политической системы. Голлизм и его характерные черты. Период IV республики. Алжирский кризис и падение республики. Конституция 1958 г. и установление  V республики. Особенности внешней и внутренней политика президента де Голля. События 1968 г. и их оценка. Неоголлизм, послеголлизм и нарастание экономического и политического кризиса в конце 1970-х годов.  Образование ФСП и победа левых сил на выборах.

Тема IX. Борьба лейбористов и консерваторов в Великобритании.  Приход к власти лейбористской партии после  мировой войны и реформы лейбористского правительства. Возвращение к власти консерваторов в 1951г.  и политика четырех правительств тори. Распад британской империи. Борьба лейбористской и консервативной партий и нарастание экономических проблем в стране. Ирландский вопрос.

Тема X.  Германский вопрос и послевоенное развитие ФРГ.
Ситуация в Западной зоне Германии после войны. Принятие Конституции 1949 г. и образование ФРГ. Курс К. Аденауэра и реформы Л. Эрхарда. Причины «экономического чуда».  Создание «большой коалиции» и «чрезвычайное законодательство». Приход к власти СДПГ, социальные и политические реформы социал-демократического правительства. Так называемая «новая восточная политика» В. Брандта. Особенности неоконсерватизма в ФРГ.

Тема X.  Италия после  мировой войны.
Преодоление последствий фашизма в Италии. Конституционные реформы 1944-1947 годов. Приход  к власти, внутренняя и внешняя политика ХДП. «Новая формула» власти де Гаспери. Итальянское «экономическое чудо». Политический кризис политики центра и переход к левоцентризму. Массовые движения в конце 1960-х годов. Политика «национальной солидарности». Нарастание политической нестабильности в стране – терроризм и неофашизм. Неоконсерватизм в Италии. Крах партийно-политической системы Первой республики и переход ко второй республике.  Политика правительств Р. Проди и правый поворот Берлускони. Поражение правых на выборах – левая коалиция у власти.

Тема XI. Революционный подъем в Латинской Америке после  II мировой войны.
Особенности и противоречия латиноамериканского «зависимого» капитализма. Революция и преобразования на Кубе. Особенности экономического и политического развития острова Свободы. Чилийская революция, военный переворот и приход к власти военной хунты. Консервативный поворот и особенности капиталистической модернизации в Латинской Америке. Революции в странах Центральной Америки. Сандинистская революция  в Никарагуа. Падение диктаторских режимов в 80-е года ХХ века.  Левый поворот в странах Латинской Америки в конце ХХ – начале ХХ1 века. Боливарианская модель.

Тема XII. Особенности развития стран Восточной Европы в  новейшее время.
Образование независимых государств в Восточной Европе после перовой мировой войны. Восточноевропейские государства в 1920-30 годах. Диктаторские режимы. Народно-демократические  революции в 1944-1948 года. Образование восточного блока: СЭВ и ОВД. Модели социалистического развития. Восточная Европа в конце 1980-х-начале 90-х годов. Падение коммунистических режимов. Рыночные реформы и их последствия.

1.5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компетентностные задачи, решаемые дисциплиной «Новейшая история стран Европы и Америки», предполагают широкое использование современных образовательных технологий, направленных на активизацию познавательной активности студентов, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей, формирование осмысленной гражданской позиции и прочных мировоззренческих установок.
1. Лекционный курс основывается на сочетании классических образовательных технологий и технологий проблемного обучения. Большинство лекций посвящено освещению проблемных вопросов с анализом важнейших источников, указанием основных историко-культурных взаимосвязей и с разбором изменяющегося историографического контекста. Часть лекционных занятий проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий и методов визуализации.
2.  Семинарские занятия в основном не дублируют лекционный курс, а призваны расширить и углубить знания по важнейшим разделам новейшей истории. На семинары выносятся наиболее актуальные и дискуссионные вопросы, предполагающие самостоятельную работу студентов. Для облегчения этой работы  студентам предложены наиболее важные исторические документы, которые будут приучать студентов к работе  с источниками.В целом преобладают классические семинары в форме эвристической беседы и семинары в формате дискуссий и дебатов.  Работа в семинарских занятиях, включает в себя:
(а) сравнительный анализ и дискуссионное обсуждение исследовательской литературы по соответствующим вопросам;
(б)  развитие базовых навыков внешней и внутренней критики источников;
3. Индивидуальная самостоятельная подготовка выступлений на семинарских занятиях по заранее предложенным для этого вопросам  и спискам литературы. При этом студент:
(а) проводит библиографический поиск публикаций по выбранному вопросу сверх рекомендованных преподавателем;
(б) выявляет для себя их ключевые положения и аргументы;
(в) устанавливает значение встречающихся в них специальных понятий и терминов;
(г) производит сравнительный анализ исследовательских подходов, источниковой базы,  аргументации и выводов;
4. Самостоятельная работа студента по подготовке докладов к семинарским занятиям по заранее предложенным для этого занятия темам. Каждый доклад имеет целью интерпретацию и раскрытие содержания письменных источников, определенных в рамках заявленной темы семинара, либо раскрытие содержания или критику концепции того или иного историка в связи с проблемой, обсуждаемой на семинаре.
.

1.6. /  1.7.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
1.6. /  1.7. 1. Семинарские занятия
1.6. /  1.7. 1. 1. Программа семинарских занятий
ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1918-1939 годах.
1. Раскол левого движения в годы I мировой войны. Образование Коминтерна и Рабочего Социалистического Интернационалов.  Организационные и программные принципы международных организаций.
2. Коминтерн и РСИ в годы стабилизации.
3. Антифашистская стратегия и тактика международных рабочих организаций. VII Конгресс Коминтерна.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Ватлин А. Ю. Коминтерн: Идеи, решения, судьбы — М.: РОССПЭН, 2009.
2. Маккензи Кермит. Коминтерн и мировая революция. 1919—1943 / Пер. с англ. Г. Г. Петровой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
3. Коминтерн против фашизма. Документы. — М.: Наука, 1999. 
4. Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки.1918-1945. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. –С. 12-41.
5. Унданасынов И.Н., Якимович З.И. Ком. Интернационал: достижения, уроки, просчеты. – М., 1990.

ФАШИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. «Корпоративный фашизм» в Италии.
2. Идеология нацизма и политическая система III рейха.
3. Иберийский фашизм и его особенности.
4. Основные черты и особенности фашистских движений, не пришедших к власти.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Белоусов Л.С.  Б.Муссолини:  диктатура и демагогия. М.,1993.
2. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении.- Новосибирск, 2000.
3. Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.
4. Гарсия-Каселес К.К. Испанский фашизм: истоки и особенности. – М., 1989.
5. Лисовский Ю.П. Италия: от фашизма к демократии. – М., 1990.
6. Лопухов Б.Р. Эволюция буржуазной власти в Италии. – М.. 1992.
7. Опитц Р. Фашизм и неофашизм. – М., 1988. -  Ч. 1
8. Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки.1918-1945. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.-С.45-78.
9. Фест И. А.Гитлер: Биография. – Пермь, 1993. – Т.1-3.

НАРОДНЫЕ ФРОНТЫ В ЕВРОПЕ

1. Формирование Народного фронта  во Франции. Приход коалиции партий Народного фронта к власти.
2. Реформы правительств Народного фронта. Противоречия и распад коалиции.
3. Внутриполитическая ситуация в Испании в первой половине 30-х годов ХХ века. Создание Народного фронта и его победа на выборах.
4. Основные этапы политики Народного фронта. Фашистский мятеж и гражданская война в Испании. Характер гражданской войны и преобразований в стране. Причины поражения республиканского правительства. 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1.Гарсиа X. История Народного фронта. - М., 1987
2. Дамье В. В. Анархо-синдикализм в XX веке. — М. : ИВИ РАН, 2001.
3. Егоров Ю.В. Народный фронт во Франции. Внутриполитическая борьба во Франции в 1934-1938 гг. – М., 1972.
4. Ибаррури Д. Воспоминания. – М., 1988. – Кн.1.
5. Кравченко Е.А. Народный фронт во Франции 1934-1938. – М., 1972.
6. Сориа Ж. Война и революция в Испании. – М.,1987. – Т.1-2.
7. Шубин А. Анархо-синдикалисты в испанской гражданской войне 1936-1939 гг. - М., 1997.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ
1. Франкистская система после второй мировой войны.
2. Крах фашистской диктатуры в Испании и восстановление демократических институтов.
3. Кризис фашистского режима в Португалии после второй мировой войны. Программы и тактика оппозиции.
4. Апрельская революция в Португалии. Ее преобразования, характер, итоги.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Капланов Р.М. Португалия после  второй мировой войны. –М, 1992.
2. Красиков А.А. Испания после Франко.  М., 1982.
3. Пожарская С.П. Воскрешение монархии в Испании: почему это оказалось возможно? // Политическая история на пороге XXI в. - М., 1995.
4. Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945 – 2000. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.- С.
5. Суханов В.И. «Революция гвоздик» в Португалии. – М., 1983.
6. Цоппи В.А. Португальская революция: пути и проблемы. –М., 1979.
7. Хенкин С.М. Испания после диктатуры. - М., 1993.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕ В 1970-80-Е ГОДЫ
1. Теория «функционального социализма» СДРПШ. Шведская модель.
2. Приход к власти и реформы правительства В. Брандта в ФРГ.
3. «Левый эксперимент» и политика «жесткой экономии» во Франции.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Бунин И.М. Социалисты и общественно-политическая борьба во
Франции в 80-е годы. М.,1989
2. Брандт В. Воспоминания. – М., 1992.
3. Васютинский В.Н. Президент Французской Республики Ф.Миттеран. М., 1992.
4. Кругликова  Т.Е.  Национализация  и  политическая  борьба  во
Франции: опыт правительства левых сил. М, 1988.
5. Павлов Н.В. История современной Германии, 1945-2005. –М., 2006.
6. Плевако II.С. Швеция: реформы против реформ. М, 1990.
7. Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945 – 2000. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.- С.
8. Поттхофф Х., Миллер С.. Краткая история СДПГ. 1848-2002. М., 2003.
9. Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.
10. Создавая социальную демократию: сто лет социал-демократической рабочей партии Швеции. –М., 2001.
11. Экклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М., 1991.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

1. Идеология неоконсерватизма. Общее и особенное для  отдельных стран.
2. Рейганомика: сущность, идеи, политика администрации. 
3. Тэтчеризм:  сущность  и  принципы.    Внутренняя    и    внешняя
политика кабинета тори. Итоги политики М. Тэтчер. 
4. Особенности  германского неоконсерватизма.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванян Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени. М., 1991.
2. Мазер В. Г. Коль. Биография. М., 1993.
3. Никонов В.А. Республиканцы: от Никсона к Рейгану. М., 1988.
4. Огден К. М Тэтчер: женщина у власти. М., 1992.
5. Петелин Б.В. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982-1990гг. – Вологда: ВПГУ, 2004.
6. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. М., 1996.
7. Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945 – 2000. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009.- С.
8. Френкин А.А. Западно-германские неоконсерваторы: кто они? М., 1990.

Народно-демократические революции в послевоенной Восточной Европе

1.Программы возрождения и развития общества у  основных
политических сил в Восточной Европе.
2. Политическая борьба в восточноевропейских странах в 1945-
1949 гг.
3. Реформы в странах Восточной Европы в период правления
коалиций.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Волокитина Т.В., Мурашко Г.П., Носкова А.Ф Народная демократия: миф или реальность? М, 1993.
2. Из истории народно-демократических и социалистических революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы середине и во второй половине 40-х годов. //Советское славяноведение. 1992. № 6.
3. Марьина В.В. Крестьянство и революция 40-х годов в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1977.
4. Народные и национальные фронты в антифашистской освободительной борьбе и революциях 40-х годов. М., 1985
5. Полиновская Е.А. История стран Восточной Европы в новейшее время (1918-2000). – Новосибирск: НГПУ, 2011.

МОДЕЛИ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
1. Особенности социалистического строительства в ГДР.
2. Венгерская экономическая реформа. Кадаровская модель развития ВНР.
3. Рыночный самоуправляющийся социализм в СФРЮ.
4. Польский «социализм людовый».
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1. Бэтт Дж. Экономические реформы и политические изменения в Восточной Европе. М., 1989.
2. Каменецкий В.М. Политическая система Югославии. М., 1991.
3. Кардель Э. Самоуправление и политическая система. Белград, 1980.
4. 4. Конфликты в послевоенном развитии восточноевропейских стран. М.,1997.
5. Краткая история Венгрии. М., 1991.
6. Краткая история Польши. М, 1993.
7. Кузьмин И.Н. Крушение ГДР: История. Последствия. М., 1996.
8. Максимычев И., Модров X. Крушение: реквием по ГДР - взлет и падение. М., 1993.
9. Национальный вопрос в Восточной Европе. М., 1995.
10. Павлов Н.В. История современной Германии, 1945-2005: курс лекций. М., 2006.
11. Полиновская Е.А. История стран Восточной Европы в новейшее время (1918-2000). – Новосибирск: НГПУ, 2011.
12. Хоннекер Э. Из моей жизни. М, 1980.
13. Хоннекер Э. Избранные речи и статьи. М., 1986.



1.6. /  1.7. 1. 1. 2. Методические рекомендации студентам
для подготовки  к семинарским занятиям
Тема 1. ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1918-1939 годах.
При подготовке первого вопроса стоит обратить внимание на причины и истоки кризиса и раскола II Интернационала. Назовите основные политические течения, на которые распался II Интернационал, и  из которых сформировался Рабочий Социалистический Интернационал и Коминтерн. В чем заключались основные разногласия между ними?  Обратите внимание на особенности Коминтерна как международной организации, для этого внимательно изучите источники ( Устав Коминтерна и «Условия приема в Коммунистический Интернационала», написанные В.И. Лениным). Сделайте сравнительный анализ и опишите сходство и различие двух левых международных организаций в организационных принципах и идеологии. При анализе второго вопроса обратите внимание на разработку теоретических доктрин социал-демократии и коммунистов. При подготовке третьего вопроса приведите взгляд  РСИ и Коминтерна на фашизм. В чем отличие социал-демократической концепции от концепции коммунистов? 

Тема 2. ФАШИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
    По первому вопросу  выделите периоды в истории итальянского    фашистского государства. В чем особенность каждого периода? Назовите дофашистские идейно-политические модели корпоративной системы. С какими целями и в чьих интересах была создана итальянская «корпоративная» система, по каким принципам она строилась?
По второму вопросу назовите основные мероприятия фашистской власти по формированию фашистской диктатуры. Изобразите структуру нацистской политической системы. Выделите основные доктрины нацистской идеологии.
Выделите особенности иберийского фашизма, его идеологии, социальной базы и политической системы. Дайте анализ фашистских движений  Испании Португалии.
Готовя четвертый вопрос, объясните, почему изучаемые фашистские движения в Англии, Франции, США и др. странах не пришли к власти.

Тема 3.  НАРОДНЫЕ ФРОНТЫ В ЕВРОПЕ

При подготовке к семинару ответьте на следующие вопросы.
1. Каковы причины образования Народных фронтов в Европе?
2. Какова социальная природа Народных фронтов?
3. Какие политические партии и организации вошли в их состав?
Дайте сравнительную характеристику составу, программам, деятельности и итогам Народных фронтов во Франции и Испании. Выделите общее и особенное. При освещении деятельности Народного фронта в Испании особое внимание обратите на движение анархистов, для чего внимательно изучите источник по анархистскому движению МАНИФЕСТ “ДРУЗЕЙ ДУРРУТИ”, а также монографии Дамье В. В. и Шубина А.
Послевоенное развитие стран Запада связано с борьбой двух тенденций - консервативной и демократической. Поэтому семинарские занятия построены на изучении проявлений этих двух тенденций мирового развития.
Во внутренней политике это выразилось в борьбе между курсом на государственное регулирование экономики и политикой максимального неучастия государства в экономической жизни; между курсом на социальные реформы и жестким ограничением прав трудящихся; между политикой социального партнерства и уступок и линией на преследование профсоюзного движения и левых организаций.
Во внешней политике борьба двух тенденций проявилась в противоборстве линии на ужесточение «холодной войны» линии на разрядку международной напряженности. В разные годы побеждала то консервативная, то демократическая тенденция, причем процесс развивался достаточно синхронно в ведущих западных странах.
После провала политики жесткой конфронтации в первые послевоенные годы, правые режимы во многих западных странах терпят поражение на выборах. Как наиболее последовательное олицетворение демократической тенденции к власти во многих странах приходят социал-демократические партии, проведшие широкие реформы в экономике и социально-политической областях.
Эти реформы и предлагаются для широкого обсуждения на семинарах. В ходе занятий будут изучены общие черты и особенности социал-демократической политики в различных странах - Швеции, Франции, ФРГ, Испании.
Следующий блок семинаров связан с неоконсервативным поворотом, произошедшим в мире в 80-х годах. Предлагается рассмотреть как причины, вызвавшие эту политику к жизни, так и её проявления в отдельных странах. Особо следует обратить внимание на наиболее яркие течения неоконсерватизма - тэтчеризм и рейганомику.
Особо следует выделить блок семинаров по новейшей истории стран Центральной и Восточной Европы. К этому региону традиционно относят страны, образовавшиеся на территории бывших Австро-Венгерской (Венгрия, Чехословакия, Югославия) и Османской империй (Албания, Болгария, Румыния), а также Польшу, получившую независимость после Октябрьской революции. После второй мировой войны понятие Восточной Европы дополнилось также политическим содержанием, так как страны Восточной Европы стали союзниками СССР в холодной войне. К изучению на семинарских занятиях привлекается этот период, вошедший в историю как этап так называемой «народной демократии», когда в странах Восточной Европы сложились свои социалистические модели, отличные от советского варианта. Особенности и характерные черты этих моделей и стали предметом рассмотрения на семинарских занятиях.

1.6. /  1.7. 1. 1. 3. Темы  рефератов и эссе
1) Проблема разоружения в международных отношениях 20-х годов ХХ века.
2) Доктрина «мировой революции» в теории и практике Коминтерна.
3) Антифашистская концепция и тактика Коминтерна.
4) Идейные истоки фашизма.
5) Социальная политика Народного фронта во Франции.
6) Либеральный реформизм «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.
7) Народный фронт в Испании: программа, политическая борьба, социально-экономическая политика.
8) Движение «интербригад» в национально-революционной войне в Испании.
9) Дискуссия о характере и сущности фашистского режима.
10) Структура, принципы и развитие нацистской партии.
11) Теория и практика корпоративизма в итальянском фашизме.
12) Доктрина «национального социализма» в идеологии германского фашизма.
13) Политическая структура III рейха. Аппарат террора в нацистской Германии.
14) Политика «умиротворения агрессора» в 30-е годы ХХ века.
15) Советско-германские договоры 1939 года.
16) Антигитлеровская коалиция в годы II мировой войны: дипломатические, военные и экономические аспекты.
17) Противостояние советской и германской разведок в предвоенные годы и в период II мировой войны.
18) Проблема «превентивной войны» в 1941 г.
19) Идеология и доктрины «холодной войны». Психологическая война.
20) Германский вопрос в послевоенные годы.
21) Теория и практика голлизма.
22) Молодежное движение конца 1960-х годов.
23) Философия гошизма.
24) Восстановление демократии и конституционные преобразования в Италии в первые послевоенные годы.
25) Преобразования португальской революции гвоздик.
26) Политика и идеология маккартизма.
27) «Негритянская революция» в США.
28) Формирование государства «всеобщего благосостояния» в США: реформы Дж. Кеннеди и Л. Джонсона.
29) Социальные реформы правительства В. Брандта в ФРГ.
30) Кубинская революция: социально-экономические преобразования и политические реформы.
31) Политика США в Латинской Америке: дипломатия «канонерок» и «большой дубинки». «Союз ради прогресса».
32) Альенде и Пиночет: альтернативы развития Чили.
33) Современный революционный процесс в Латинской Америке. Боливарианская модель.
34) ЕС. Становление, история развития, проблемы и перспективы.
35) Феномен альтеглобализма. Теория и практика альтерглобалистского движения. 

1.6. /  1.7. 1. 1. 4. Требования к докладам и рефератам
для семинарских занятий

На вводном семинарском занятии после необходимого источниковедческого и историографического введения, студентам предлагаются темы для докладов (продолжительностью 15 мин.), которые будут заслушаны при изучении соответствующих вопросов
Доклад и созданный на его основе реферат (до 20 с.  Стандартного компьютерного набора) должны представлять собой сочинение реферативно-аналитического характера с элементами исследования. При написании их студент должен продемонстрировать:
знание  важнейших фактов, персоналий и дат, имеющих отношение к изучаемой проблеме; основополагающих научных трудов по выбранной проблеме; важнейших  источников по выбранной проблеме; правил библиографического описания и ссылок на публикации;
умение находить необходимую научную литературу и источники по выбранной теме;  выявлять расхождения между научными трудами и на этом основании классифицировать их; анализировать необходимые источники с учетом научной литературы;
навыки академического изложения научных положений в рамках общепринятой структуры квалификационных научных работ; построения правдоподобных наукообразных суждений; правильного оформления научного печатного текста.
Задачами доклада  и реферата работы являются:
1. Максимально полный учет и аналитическое описание доступной научной литературы по выбранной теме; на этой основе – оценка изученности вопроса и определение важнейших задач исследования.
2. Максимально полный учет, аналитическая классификация и самостоятельный анализ доступных источников по выбранной теме; на этой основе – определение возможностей исследования, его цели и задач.
3. Академическое изложение важнейших фактов, научных гипотез и собственных суждений по предложенной теме в рамках общепринятой структуры квалификационной научной работы:
Введение (научная актуальность проблемы; объект, предмет и хронологические рамки исследования; степень изученности  проблемы; обзор доступных источников; цели  и задачи исследования).
Основная часть (в реферате разделенная на главы).
Заключение.
Список источников и литературы.
Приложения ( по желанию)
Общий объем реферата должен быть в пределах 20-30 страниц стандартного компьютерного набора. 
Литература для подготовки докладов указана в заданиях к семинарским занятиям и в соответствующих библиографических разделах  программы курса  (см. выше).  Кроме того, студент должен продолжить поиск литературы самостоятельно.

1.6. /  1.7. 1. 1. 5. Контрольные вопросы и задания для проверки текущих знания студентов по итогам семинарских занятий.
Тема 1. ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ В 1918-1939 годах.
1. В чем особенность Коминтерна как международной организации?
2. Назовите 2 точки зрения на концепцию «мировой революции».
3. В чем отличие понятий «единого рабочего фронта», «народного фронта», «единого антиимпериалистического фронта».
4. Назовите основные политические течения, из которых сформировался Рабочий Социалистический Интернационал. В чем заключались основные разногласия между ними? Каковы их общие черты, позволившие объединиться в одну организацию.
5. Назовите и охарактеризуйте основные теоретические доктрины социал-демократии 1920-х гг.
6. Охарактеризуйте отношения социал-демократов к коммунистическому движению.
7. Приведите взгляд социал-демократии на фашизм. В чем отличие социал-демократической концепции от концепции коммунистов? 
ЗАДАНИЕ: Подумайте и дайте периодизацию деятельности Коминтерна. Обоснуйте свою концепцию.
Тема 2. ФАШИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
1. Выделите периоды в истории итальянского фашистского государства. В чем особенность каждого периода?
2. Назовите дофашистские идейно-политические модели корпоративной системы. С какими целями и в чьих интересах была создана итальянская «корпоративная» система? В чем значение мюнхенского путча для нацистского движения?
3. Расскажите о разногласиях и течениях в нацистской партии.
4. Назовите основные мероприятия фашистской власти по формированию фашистской диктатуры.
5. Изобразите структуру нацистской политической системы.
Задание. Обрисуйте модели фашистских режимов и движений в Европе. Составьте схемы функционирования этих фашистских систем. Что общего и особенного было в этих моделях фашизма?
Тема 3.  НАРОДНЫЕ ФРОНТЫ В ЕВРОПЕ

Задание. Дайте сравнительную характеристику составу, программам, деятельности и итогам Народных фронтов во Франции и Испании. Выделите общее и особенное.
Тема 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ
В ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ
1) Как изменились фашистские режимы Испании и Португалии после второй войны? Можно ли говорить о принципиальном изменении сущности этих диктаторских режимов?
2) Проанализируйте мероприятия революционного правительства Португалии, Конституцию 1976 г. и определите характер «революции гвоздик».
ЗАДАНИЕ: Дайте сравнительный анализ восстановления демократии в Испании и Португалии по следующим параметрам: формы ликвидации диктаторских режимов, содержание и характер реформ, основные политические силы демократического процесса.
Тема 5. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В ЕВРОПЕ В 1970-80-Е ГОДЫ
1) Назовите время формирования «шведской модели» и ее идеологов.
2) Что означает термин «функциональный социализм»? В чем особенность этой теории? Какие основные черты социал-демократического варианта в Швеции можно выделить?
3) Опишите структуру собственности в Швеции.
4) Какие факторы способствовали формированию «шведской модели»?
5) Какие реформы были осуществлены левым правительством Франции в области экономике, в социальной сфере и политической жизни Франции.
6) В чем причины кризиса «левого эксперимента»?
7) В чем заключались основные идеи концепции СДПГ «демократического социализма»?
8) Охарактеризуйте реформы правительства  социал-демократов в ФРГ. Что такое «новая восточная политика» В.Брандта?

Тема 5. НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
1) Что такое неоконсерватизм? Когда он появляется? Сформулируйте основные черты неоконсервативной доктрины.
2) Каковы причины формирования неоконсерватизма и роста популярности неоконсервативных идей во второй половине 1970-х годов?
3) В чем принципиальное отличие политики западногерманских неоконсерваторов от неоконсервативных моделей в США и Великобритании?
ЗАДАНИЕ. Дайте сравнительный анализ неоконсервативных моделей в западных странах.
Тема 6. Народно-демократические революции
в послевоенной Восточной Европе

1. Охарактеризуйте послевоенную ситуацию в странах Восточной Европы. Назовите особенности расстановки политических сил в различных странах.
2.  Какие программы возрождения предлагали различные политические силы восточно-европейских стран?
3. Какие периоды политического развития восточно-европейских государств вы можете назвать? Дайте содержательную характеристику каждого периода.
4. Что такое феномен «народной демократии»? Какие точки зрения существуют по этой проблеме? Отметьте черты «народной демократии».


Тема 7. МОДЕЛИ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
1. Какие основные этапы экономической реформы в ВНР можно выделить? Что можно сказать о результатах кадаровских экономических преобразований?
2. Какие достижения и негативные стороны югославского «самоуправляющегося социализма» можно выделить?
3. Расскажите об эволюции политической системы СФРЮ. Назовите основные черты и проблемы  национально-государственного устройства Югославии.
4. Каковы особенности социалистических преобразований в ГДР? Какие формы собственности там существовали?
5. Какие периоды в развитии Народной Польши вы можете выделить?
6. Какие политические кризисы в истории стран «народной демократии» вы знаете?


 
1.6./1.7. 4.  Экзаменационные вопросы
1. Основные итоги I мировой войны. Версальско-вашингтонская международная система и ее противоречия.
2. Эрозия Версальско-Вашингтонской системы и ее распад.
3. Особенности мирового революционного подъёма. Западные страны (Англия, Франция, Италия, США) в 1918-1923 годы.
4. Ноябрьская революция в Германии. Революция в Австро-Венгрии. Венгерская советская республика.
5. Основные черты временной частичной стабилизации капитализма (1923-1929 гг)
6. США в годы «процветания».
7. Веймарская республика в Германии в период стабилизации.
8. III республика во Франции. Политика правительства «левого блока» и «национального единения».
9. Великобритания в годы стабилизации.
10. Мировой экономический кризис 1929-1939 гг. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта.
11. Реформизм в Великобритании в 1930-е годы.
12. Народный фронт во Франции.
13. Национально-демократическая революция и народный фронт в Испании.
14. Сущность и причины зарождения фашизма. Основные концепции историографии.
15. Формирование фашистской диктатуры в Италии в 1922-1926 гг.
16. Итальянский корпоративизм. Фашизм в Италии в 1926-1939 годах.
17. Развитие германского национал-социализма от зарождения до прихода к власти. Приход нацистов к власти. Установление фашистской диктатуры в Германии.
18. Политическая структура нацистского государства. Идеология и система пропаганды в нацистской Германии.
19. Социально-экономическая политика III рейха.
20. Иберийский фашизм и его особенности.
21. Левое движение в годы революционного подъема и стабилизации.  Образование Коминтерна и РСИ. Антифашистская стратегия и тактика Рабочего Социалистического Интернационала и Коминтерна
22. Формирование военных очагов в Европе и Азии. Политика «умиротворения» агрессора и идея «коллективной безопасности».
23. Пакт о ненападении и советско-германские договоры 1939 года. Основные точки зрения на последствия этих соглашений. Основные периоды II мировой войны.   
24. Особенности мирного урегулирования после II мировой войны. Ялтинская система международных отношений.
25. Холодная война, ее причины и основные этапы. Военно-политические блоки двух систем.
26. Западная и восточноевропейская интеграция.
27. «Справедливый курс» Г.Трумэна. Эра маккартизма.
28. «Новые рубежи» Дж. Ф. Кеннеди. «Великое общество» Л.Джонсона.
29. Американский неоконсерватизм. Рейганомика.
30. Франция в период «временного режима» и IV республики.
31. Сущность и политика голлизма. События 1968 года. Неоголлизм и послеголлизм.
32. Франция в период правления социалистов. Тенденции развития страны в 90-е годы ХХ века.
33. Борьба лейбористской и консервативной партии в Англии в 1940-1970-е годы.
34. Английский неоконсерватизм. Тэтчеризм.
35. ФРГ в период правления ХДС / ХСС и «большой коалиции». Реформы  СДПГ.
36. Особенности западногерманского неоконсерватизма. Политика кабинета Г.Коля. Объединение Германии.
37. Восстановление демократии и образование республики в Италии. Италия в 40-50 гг. 
38. Италия в 1960-80 гг. Обострение политической обстановки в стране в 70-80-е годы.
39. Падение фашистского режима в Испании. Развитие страны после восстановления демократии.
40. Революция «красных гвоздик» в Португалии.
41. Португалия после революции: во второй пол. 1970-90-е годы.
42. 1 этап революционного подъема в Латинской Америке. Революция на Кубе.
43. II период революционного подъема в Латинской Америке.  Революция в Чили.
44. Неоконсервативная модернизация и диктаторские режимы в Южной Америке.
45. Революционный подъем в Центральной Америке. Падение диктаторских режимов.
46. Боливарианская модель развития в Латинской Америке.
47. Диктаторские режимы в Центральной и Восточной Европе в 1920-30-е годы.
48. Народно-демократические революции в Албании и Югославии.
49. Победа коммунистов в Румынии и Венгрии после II мировой войны.
50. Установление коммунистической власти в Польше, Болгарии и Чехословакии.
51. Польская народная республика (ПНР) в послевоенные годы.
52. Болгария в послевоенные годы.
53. Рыночный самоуправляющийся социализм в Югославии.
54. Албания при Э.Ходжа.
55. Венгерские события 1956 года.
56. Пражская весна 1968 года.
57. Чехословакия после 1968 года.
58. «Золотая эпоха» Н.Чаушеску.
59. Развитие ГДР.
60. Сущность и основные точки зрения на события в Восточной Европе в конце 80-х годов. Рыночные реформы в восточноевропейских странах и их последствия.

1.8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература:
Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945гг.). Курс лекций.- М., 2006.
Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки.1918-1945. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007.
Полиновская Е.А. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945 – 2000. -Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009
Полиновская Е.А. История стран Восточной Европы в новейшее время (1918-2000). – Новосибирск: НГПУ, 2011.
Электронные издания:
Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М., 2009. – 355 с. http://www.biblioclub.ru/book/41268/

Дополнительная литература:
Учебники и учебные пособия
История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918-1945. Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 1989.
История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990. Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 1993.
История Латинской Америки. Вторая половина ХХ века. / под ред. Е.А. Ларина. М., 2004.

Исследования  и труды обобщающего характера
Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти М, 1990.
Г. Городецкий Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз. – М., 2008.
Год кризиса 1938-1939. Документы и материалы. – М., 1990.
Драбкин Я. С. Ноябрьская революция в Германии. М., 1967.
История США. Т.4. М., 1988.
Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. – М., 1980.
Пленков О.Ю. Третий Рейх. Нацистское государство — СПб: Издательский дом «Нева», 2004.
Пыхалов И. Великая оболганная война. – М., 2006.
Политические кризисы и конфликты 50-60-х годов в Восточной Европе. М.,1993.
Ржешевский О.А. Сталин и Черчилль. Встречи. Беседы. Дискуссии: Документы, комментарии, 1941-1945. – М., 2004.
Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995.
Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне II мировой войны. – М., 1989.
Хаффнер С. Революция в Германии 1918-1919: как это было в действительности. – М., 1983.
Филитов А.М. «Холодная война»: историографические дискуссии      на Западе. М., 1991.
Интернет-ресурсы:
Предполагается использование студентами материалов со следующих сайтов:
1. Сайт Института  Всеобщей истории РАН -http://www.igh.ru/
2. Сайт об истории холодной войны - http://www.coldwar.ru/

1.8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска.  Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения практических занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру. 
Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители.
В зависимости от избранной методики проведения практических занятий могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины. Для этого требуется специально оборудованное помещение для проведения лекционных занятий с компьютером, поддерживающим редактор Power Point и электронный проектор, а также с демонстрацией видео-материалов.


Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05