Фома Аквинский (1225-1274) был самым крупным
представителем схоластической философии периода ее
расцвета.
Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был
седьмым сыном графа Аквинского. Учился в
Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь
свободных искусств: логику, риторику, арифметику,
геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19
лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем
самым свою семью которая ожидала, что он станет
бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева
его родственников, долиниканцы отправили его в Париж, но
по/дороге он был похипен своими братьями и свыше года
содержался дома. Однако он откашлся изменить свою
верность доминиканцам, и в конце концов ему было
разрешено вернуться к ним и возобновить формальные
занятия. В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы
читал лекции и получить звание профессора, которого
добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и
преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в
Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания
вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в
Цистерцианском монастыре близ Фосановы, не опрашвшись
от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он
направлялся в Лион. Его звали "ангельским доктором".
Фома Аквинский оставил после себя большое
литературное наследие. В него входят прежде всего
комментарии на -Сентенции-Петра Ломбардского, к трудам
Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям
Аристотеля, труды под названием Спорные вопросы" в
которых рассматриваются различные философоко-теологи-
ческие проблемы. Самыми важными произведениями Фомы
Аквин^ ского являются два объемистых тома, подводящие
итог его творческой деятельности: "Сумма против
язычников" (известная также под другим названием - "Сумма
философии") и "Сумма теологии", оставшаяся
неоконченной.      -В основном все произведения
Фомы Аквинского касаются философско-теологических
вопросов и обходят естественнонаучную проблематику.
Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку,
поскольку она образует структуру, в которой происходит
изложение схоластических проблем. Изложение Фомой
философско-теологического материала отличалось
исключительной логичностью и являлось образцом для
дальнейшего освоения. Каждая проблема или область
изложения начиналась с постановки ряда аргументов в
защиту того или иного положения, против которого он
выступал. После чего следуют контраргументы. Затем
идет основная часть, в которой излагается все то, что
следует сказать по данному вопросу. Завершается
изложение опровержением противоположных
аргументов.
Фома Аквинский стал известен как основатель
томизма - одного из главных направлений ортодоксальной
схоластики. Он явился крупнейшим систематизатором всей
философско-теологической схоластики и ее обоснователем.
В этом и состоит его огромнейшая заслуга в
истории философии.
В вопросе об отношении веры и знания, религии и
философии - главной проблемы схоластической философии -
Аквинату приходилось вырабатывать свою позицию в
условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто
религиозной позиции, рассматривавшей веру
выше всякого знания и отдававшей-приоритет
теологии перед философией, существовала концепция
двойственной истины (теория двух истин), которая имела
место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что
религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с
другой, имеют разные предметы и методы исследования и в
силу этого между ними нет противоречия. Другая же
разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что
между истинами философии и теологии есть противоречия.
Оба варианта указывали на иррационалистический характер
теологических размышлений.
Рассматривая этот вопрос, Аквинат, как и некоторые
его предшественники-философы, говорил о том, что религия
и наука обладают разными способами достижения истины.
Так, если религия и теология обретают свои истины в
откровении. Священном писании, то наука и философия
приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же
время в отношении предметов исследования наука и религия,
философия и теология не так резко отличаются, как по
отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в
теологии существуют истины, которые могут быть
обоснованы с философских позиций. Конечно, они могут и
обойтись без этого философского обоснования, но все-таки
последнее больше укрепляет веру человека в эти истины.
Еще Ансельм Кентерберийский утверждал, что в
философском, рациональном обосновании нуждаются все
догматы церкви, но эта позиция встретила противодействие
со стороны ортодоксальных теологических адептов, поэтому
Аквинат предлагает половинчатое решение данной
проблемы: принципы вероучения нуждаются в рациональном
обосновании лишь как в дополнительном укреплении веры.
К этим основным положением вероучения относятся,
в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога,
бессмертие человеческой души. В то же время другие
положения теологии не могут быть обоснованы
рациональным способом. К ним относятся: существование
Божества в виде трех лиц одновременно - Бога-Отца, Бога-
Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени
из ничего, первородного греха, вечного блаженства и
наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату,
не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни
рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.
Таким образом, философия и теология - это две
дисциплины, которые самостоятельны и не зависят друг от
друга. При этом теология использует принципы философии
для того, чтобы обосновывать истины откровения и сделать
их более близкими душе человека. Поэтому "философия есть
служанка теологии". Более того, Аквинат в своих
рассуждениях заходит так далеко, что поднимает теологию
выше всего остального над всей философией и обычной
наукой только потому, что большинство догматов теологии,
непознаваемые для человеческого ума, открыты для ума
божественного. Теология - это священное учение, это такая
наука, которая основывается на свете откровения.
Утверждение о превосходстве веры над знанием
доказывается Аквинатом не только логическими
рассуждениями, но мяожеством примеров,
свидетельствующих о чудесном проявлении божественной
воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном
лечении больных, о воскресении мертвых, прозрении
идиотов и т.п
Позиция превосходства веры над знанием
продиктована также стремлением Аквината устранить
противоречия между ними, которые возникают, по его
мнению, в силу того, что ученые, стремясь к знанию,
забывают о Боге. о божественном откровении, и поэтому над
ними господствуют ошибки чувственного восприятия и
логического рассуждения Если же возникают противоречия
между верой и разумом, то приоритет всегда должен
принадлежать вере. Более того, все науки должны
согласовывать свои положения с теологией кис высшей
мудростью, они должны стремиться прежде всего к
объяснению всего того что содержится в Библии, а
философия, занимаясь также доказательством христианских
догматов, выступает как преддверие
При этом Аквинат теологию сделал философичной.
Это проявляется прежде всего в доказательствах бытия Бога,
которых он приводит пять. Первое доказательство исходит из
понят" движения. Так как самодвижение предметов
невозможно, то, следовательно, каждый предмет должен
двигаться другим, а это значит, что должен существовать
перводвигатель. Бог как конечный двигатель. Второе
доказательство Бога сводится к понятию производящей
причины. Здесь также рассуждение строится на признании
пета причин и восхождения к конечной причине, которая
выступает в виде Бога, являющегося первой творческой
причиной мира. Третий дуть доказательства бытия Бога
исходит из признания мира как совокупности случайности и
необходимости. В мире наличествует множество
случайностей, но это не хаотическое существование, должна
существовать необходимоость, которая скрепляет все
случайности, " это Бог.
Четвертое доказательство состоит в том, что
наличествуют разные степени совершенства в мире. Но
разная степень совершенства должна определяться каким-то
единым мерилом, т.е. должна соотноситься с неким
образцом совершенства, которым выступает опять же Бог.
Пятый путь доказательства бытия Бога носит
название божественного руководства миром и основывается
на признании целесообразности, существующей во
Вселенной. Согласно Фоме, есть разумное существо,
полагающее цель для всего, что происходит в природе
[Сумма теологии, l.q, Зс].    _
Все эти доказательства почерпнуты Фомой у
Аристотеля и направлены против возможных еретических
учений, которые обосновывали существование Бога из его
данности человеческому сознанию, исходя из мистического
пантеизма, утверждавшего наличие Бога непосредственно в
человеческой душе.
Фома Аквинский основывает на Аристотеле и свою
метафизику,
заимствуя у него категории, но приспосабливая их не
к философскому обоснованию естественнонаучного
материала, а к проблемам теологии. Так, вслед за
Аристотелем он утверждал, что общее не может
непосредственно присутствовать в человеческом уме.
Источником общего является сверхъестественный ум Бога,
общее - это сущность, которой наделено все существующее
в мире, а также Бог. В разделении сущности и
существования проявляется, по Аквинату, различие между
Богом и остальным миром. В Боге сущность и
существование соединены вместе, представляют единство,
они неразличимы. В конкретном мире сущность и
существование разорваны, только Бог определяет
конкретное существование отдельных вещей.
Фома Аквинский исходит из Аристотеля и в проблеме
соотношения формы и материи, однако приспосабливая его к
догматам вероучения.
Так, он истолковывает учение Аристотеля о пассивной
первоматерии в духе сотворения ее Богом из ничего, внося,
таким образом, идею креационизма в аристотелизм. Также он
подвергает изменению и учение о формах. Для Аристотеля
форма всегда тесно связана с материей, бестелесной формы
не существует, кроме Бога. По мнению же Аквината,
существуют и бестелесные, нематериальные формы,
например, ангелы.
Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная
форма обладает высшей активностью, или актуальностью,
первая материя же - это пассивная потенциальность. Первая
материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо
участия в делах земных, последние определяются лишь
взаимодействием материи и формы. Бог выступал у
Стагирита лишь перводвигателем. Фома, отправляясь от
Стагирита, пытается его перетолковать в духе креационизма.
Аквинат полагает, что Бог создал мир в соответствии с
гармонией, но и в дальнейшем Бог вмешивается в дела мира
и управляет им, хотя и не направляет движение каждой вещи,
которая может иметь естественные причины, изучаемые
наукой.
В решении проблемы универсалий позиция Аквината
приближается к позиции Авиценны, который утверждал
существование трех видов универсалий. Согласно Аквинату,
общее содержится в отдельных вещах как их сущность, а
также в человеческом уме, который извлекает его из
отдельных вещей. Таким образом, это те виды общего,
которые существуют после вещей. Но Фома признает и
третий вид универсалий, которые существуют до вещей - это
идеи, содержащиеся в божественном уме. Концепция
Аквината по проблеме универсалий -это позиция умеренного
реализма.
Согласно Фоме Аквинскому, человек обладает двумя
способностями в познании - чувством и интеллектом.
Процесс познания начинается с чувственного опыта:
чувственные образы, возникающие у человека под
воздействием объектов, посредством активного разума
превращаются в образы умопостигаемые. В этом и состоит
процесс абстракции.
Истину Аквинат определял как соответствие между
разумом и вещью, сами же вещи являются истинными
постольку, поскольку они соответствуют понятиям об этих
вещах, которые уже существуют в уме Бога.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский, отход
от фатализма, характерного для августианизма,
придерживался позиции признания свободной воли, так как в
противном случае с человека снималась бы ответственность
за свои поступки.
Свобода воли, согласно Фоме Аквиискому, дает
возможность человеку сделать выбор между добрыми и
злыми поступками: добрые поступки - это такие действия,
которые направляют его к Богу, злые поступки - это такие
действия, которые ведут его от Бога. Зло - это лишь
недостаток блага, менее совершенное благо. Аквинат,
подобно Августину, пытается снять с Бога ответственность за
зло, совершаемое в мире. Свободная воля человека
подчинена разуму. Человека направляет к добродетельным
поступкам его ум. Высшим же благом признается познание
Бога.
Конечной целью деятельности человека Аквинат
признавал достижение "блаженства". Блаженство же состоит
в деятельности теоретического разума, в познании
абсолютной истины - Бога.
Душа для Аквината выступает формирующим
принципом, она бестелесна, это чистая форма без материи,
поэтому она неуничтожима. Вслед за Аристотелем Фома
различает вегетативную душу, которая присуща растениям,
сенситивную, которую имеют животные, и разумную,
которая присуща человеку.
В произведении "О правлении владык" Аквинат,
отправляясь от Аристотеля, рассматривает человека прежде
всего как общественное существо, понимая общество
органистическим образом. Общественное целое выступает
для Фомы в виде иерархии, в которой каждое сословие
занимается соответствующими обязанностями. К
физическому труду привлечено большинство людей, к
умственному труду - меньшинство. Духовные пастыри
общества - это служители церкви. Государство Аквинат
рассматривал как божественное установление, главная цель
его состоит в том, чтобы содействовать общему благу, чтобы
в обществе поддерживались мир и порядок, чтобы члены
общества вели себя добродетельно и т.п.
Фома различал пять форм государственного
устройства, лучшей из которых признавал монархию.
Однако если монарх становится тираном, то народ, по
мнению Фомы, имеет право выступить против него и
свергнуть, несмотря на то, что власть имеет божественный
источник. При этом Форма признает право народа на
выступление против главы государства лишь в том случае,
когда его деятельность противоречит интересам церкви.
Философия Фомы Аквинского явилась вершиной
ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом
как официальная философская доктрина. С
соответствующими изменениями она развивается в
настоящее время неотомизмом.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05