МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

                                                                                    УТВЕРЖДЕНА
                                                                                    Советом института _______________
                                                                                    __________________________________
                                                                                    ________________И.О.Ф. председателя
                                                                                                                                        (подпись)
                                                                                   «______»______________ 200__ г.

                                                                                  Обсуждена на заседании кафедры
                                                                                  __________________________________
                                                                                  Протокол№ ____ от «___»________200__г.

                                                                             ________________ И.О.Ф. зав.кафедрой

                                  ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    _ ДС. Ф. 5. 1 « Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития »
                                                           


Специальность: _050714. 65 Олигофренопедагогика
Специализация: _Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

                                                                    Составитель: Л. А. Лошкарева, 
                                                                                           ст. преподаватель



                                                         Новосибирск 2012
РАЗДЕЛ 1.	ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1.	Выписка из Государственного образовательного стандарта
          Стандарта по данной дисциплине не предусмотрено, Программа является авторской.
                            ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
          ЗПР в контексте проблемы обучаемости. ЗПР в системе интегрированного образовательного пространства. Основные принципы коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей с ЗПР. Модели коррекции ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп . Концепция коррекционно-развивающего обучения. Программа развития и  коррекционного обучения детей с ЗПР. Психолого - медико – педагогический консилиум в системе помощи детям с ЗПР. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению  детей  с ЗПР. Требования к личностным качествам учителя, воспитателя детей с ЗПР. Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР.
          Распределение часов для дневного отделения в соответствии с учебным планом от 25. 05. 2005г:
Наименование дисциплины	Семестр	Всего	Ауд.
работа	Сам.
работа	Количество часов
					Лекций	Лаб. зан	Практ зан.
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития	7 - зачёт;
8- экзамен;
9- экзамен;
10- экзамен.	500	250	250	98		152
          Распределение часов для заочного отделения в соответствии с учебным планом от 01. 08. 2005г:
Наименование дисциплины	Семестр	Всего	Ауд.
работа	Сам.
работа	Количество часов
					Лекций	Лаб. зан	Практ зан.
Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития	8- экзамен;
А- экзамен.	500	66	434	24		42

1.2.	Ссылка на типовую программу учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основе требований к программам дисциплин специализации «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» в соответствии с учебным планом подготовки специалистов в области высшего образования, обучающихся по специальности Олигофренопедагогика, квалификация Учитель- олигофренопедагог.
1.3.	Цели и задачи учебной дисциплины.
Курс «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» относится к дисциплинам специализации и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика». 
Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами взаимодействия с ребёнком с задержкой психического развития в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VII вида, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах социальной защиты детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни  и возможности коррекции и компенсации дефекта при задержке психического развития посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога, дать представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка, о причинах их возникновения, о путях  преодоления.
Задачи дисциплины:
-	систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание обучения и воспитания детей с задержкой психического развития;
-	анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации нормативных актов по защите прав ребенка с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья;
-	анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с задержкой психического развития различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и  социальной защиты ребенка с задержкой психического развития;
-	сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы; содержании международных, федеральных и региональных правовых актов по защите прав детей с задержкой психического развития; особенностях взаимодействия государственных, общественных служб по защите прав детей с задержкой психического развития; направлениях развития кадровой политики по обеспечению служб коррекционно- развивающего и сопровождающего направления;
-	подготовка педагогов  учреждений к работе с детьми с нарушениями психофизического развития.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательную; 
- диагностико-аналитическую;
- коррекционно-развивающую;
- социально-педагогическую;
- психопрофилактическую;
- научно-методическую;
- консультативную;
- культурно-просветительную;
- организационно-управленческую.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога:
в области учебно-воспитательной деятельности:
- осуществление процесса обучения  в соответствии с образовательной программой;
- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
- применение современных средств оценивания результатов обучения;
- воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
- применение современных педагогических технологий;
- организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области диагностико-аналитической деятельности:
- дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
- обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных  учреждениях;
- воспитание детей с нарушениями интеллекта;
в области социально-педагогической деятельности:
-  планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике 
в процессе обучения и воспитания;
- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи 
в семейном воспитании;
- проведение профориентационной работы;
- оказание помощи в социализации учащихся;
в области психопрофилактической деятельности:
- проведение психолого-педагогического обследования с целью 
определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата  в образовательном учреждении, семье;
- профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, защита от неблагоприятного влияния социальной среды;
- оказание психологической помощи  в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
в области научно-методической деятельности:
- систематическое повышение  квалификации;
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- 
методических объединений;
- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования 
и повышения своей квалификации;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
в области культурно-просветительной деятельности:
- формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления 
и сохранения здоровья школьников;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время 
образовательного процесса;
- ведение школьной и классной документации;
- организация контроля за результатами обучения и воспитания;
- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи 
в семейном воспитании;
- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения 
реализации образовательных программ;
- организация внеурочной деятельности;
- выполнение правил и норм охраны труда, техники 
безопасности и противопожарной защиты.
1.	4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен знать: 
- методы и методики психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в психофизическом и интеллектуальном развитии;
- основы специальных методик коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и интеллектуальном развитии;
- структуру программы воспитания и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР);
- задачи и принципы концепции коррекционно-развивающего обучения;
- понятия “интеграция”, “образовательное пространство”;
- алгоритм проведения психолого-медико-педагогического консилиума;
уметь:
	- анализировать специальную литературу;
	- проводить психолого-педагогическое изучение аномальных детей и разбираться в диагностике отклонений их умственного, психического и физического развития;
	- составлять психолого-педагогическую характеристику  ребенка с ЗПР;
	- составлять индивидуальный план работы с ребенком на основе полученных данных;
	- составлять подробные конспекты индивидуальных и фронтальных занятий;
	- подбирать и изготавливать дидактический материал для занятий;
	- анализировать индивидуальные и фронтальные занятия;
владеть 
- навыком проведения фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с отклонениями в психофизическом и интеллектуальном развитии по обучению игре, развитию речи и обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений.

1.5.	Виды и формы контроля
Текущие контролирующие материалы
1.	Составление словаря понятий по курсу
2.	Подготовка докладов и рефератов
3.	Подготовка мультимедийных презентаций по курсу
Промежуточный контроль (остаточных знаний) проводится в форме зачёта в 7 семестре, экзамены в 8 и 9 семестре.
Итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в 10 семестре. Экзамен проводится в устной и комбинированной форме. 
1.6.	Методы и формы обучения
Формы обучения: лекции, лабораторно-практические занятия, семинары, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий, подготовка к тестированию, самостоятельной работе.
Методы обучения: анализ и решение конкретных ситуаций, реферирование, доклады; проективный иллюстрированный методы, конспектирование, дискуссии, составление анкет обследования ребенка, разработка коррекционно- развивающих программ.
1.7.	Межпредметные связи
Курс относится к циклу дисциплин дополнительной специализации  учителей- олигофренопедагогов (дисциплины регионального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с задержкой психического развития, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с задержкой психического развития  в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: специальная психология, специальная психология  и др. (цикл ОПД дисциплин общепрофессиональной подготовки) и со всеми дисциплинами предметной (цикл ДПП) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.	Тематический план учебной дисциплины.
Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины специализации  Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в объеме 500 час. 
Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной (дневной) форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов. В структуре аудиторных часов - по 50% часов на лекционные и семинарские занятия. Распределение часов может варьироваться при других формах обучения.
Распределение часов по темам для дневного отделения:      
№
п/п
тем	Наименование тем и разделов	Всего часов	Аудиторные занятия	Сам. работа
			лекции	семинары	
1.		ЗПР в контексте проблемы обучаемости.	44	8	14	22
2.		ЗПР в системе интегрированного образовательного пространства.	48	10	14	24
3.		Основные принципы коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей с ЗПР.	48	10	14	24
4.		Модели коррекции ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп ..	48	10	14	24
5.		Концепция коррекционно-развивающего обучения.	52	10	16	26
6.		Программа развития и  коррекционного обучения детей с ЗПР.	52	10	16	26
7.		Психолого - медико – педагогический консилиум в системе помощи детям с ЗПР.	52	10	16	26
8.		 Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению  детей  с ЗПР.	52	10	16	26
9.		Требования к личностным качествам учителя, воспитателя детей с ЗПР.	52	10	16	26
10.		Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР.	52	10	16	26
	500	98	152	250
Распределение часов по темам для заочного отделения:      
№
п/п
тем	Наименование тем и разделов	Всего часов	Аудиторные занятия	Сам. работа
			лекции	семинары	
1.		ЗПР в контексте проблемы обучаемости.	48	2	4	42
2.		ЗПР в системе интегрированного образовательного пространства.	48	2	4	42
3.		Основные принципы коррекционно-развивающего обучения (КРО) детей с ЗПР.	48	2	4	42
4.		Модели коррекции ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп ..	48	2	4	44
5.		Концепция коррекционно-развивающего обучения.	50	2	4	44
6.		Программа развития и  коррекционного обучения детей с ЗПР.	50	2	4	44
7.		Психолого - медико – педагогический консилиум в системе помощи детям с ЗПР.	50	2	4	44
8.		 Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению  детей  с ЗПР.	50	2	4	44
9.		Требования к личностным качествам учителя, воспитателя детей с ЗПР.	52	4	4	44
10.		Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР.	54	4	6	44
	500	24	42	434

2.2. Содержание отдельных разделов и тем.
Тема 1. ЗПР в контексте проблемы обучаемости.
          Современное состояние коррекционно-педагогической помощи детям, страдающим задержкой психического развития, в нашей стране. Общая характеристика контингента образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР.  Специфические трудности обучения при ЗПР.     Актуальные проблемы современного образования. Объективные и субъективные причины интеллектуальной недостаточности. Реализация идеи интегрированного обучения и традиционная система обучения детей с задержкой психического развития. Перспектив развития системы дифференцированного обучения. Дети с психофизическим и физическим инфантилизмом (по Т. А. Власовой и М. С. Певзнер).     Дизонтогенетические формы задержки психического развития. Энцефалопатические формы задержки психического развития. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и информационной депривацией. 
Тема 2. ЗПР в системе интегрированного образовательного пространства.
          Определение понятия “интеграция”. Задачи интегрированного обучения детей с ЗПР. Условия успешного интегрированного обучения. Отношение общества к идеи интеграции детей с трудностями в обучении и школьной адаптации в образовательное пространство.
Тема 3. Основные принципы коррекционно- развивающего обучения (КРО) детей с ЗПР.
Принципы коррекционно-развивающего обучения.  Введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития.  Использование методов и приемов обучения с ориентацией на “зону ближайшего развития” - создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.  Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка с опорой на положительные сохранные качества личности.
Тема 4. Модели коррекции ЗПР в условиях диагностико- коррекционных групп и психолого- медико- социальных центров.
          Общая модель коррекции задержки психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп. Типовая модель развития и коррекционного обучения детей с ЗПР. Внедрение в практику обучения модели индивидуализированной коррекции недостатков развития учащихся в единстве с диагностированием через индивидуальные и групповые (не более 3-х человек) занятия с психологом, логопедом, учителем.     Проблема преемственности в период модернизации образования. Реализация потенциальных возможностей развития психики ребёнка. Этапы разработки системы воспитания и обучения детей с ЗПР, задачи каждого этапа. Предметная подготовка к школе (по Блонскому). Концепция коррекционно- развивающего обучения 1993г. Формирование элементарных математических представлений (по Г. М. Капустиной). Программа развития речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению  грамоте (по Р. Д. Тригер). Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (по С. Г. Шевченко). Ознакомление с художественной литературой (по И. Н. Волковой).
Тема 5. Концепция коррекционно- развивающего обучения.
          Задачи коррекционно-развивающего обучения. Комплексность в подходах к предупреждению и преодолению неуспеваемости детей, школьной и социально-трудовой адаптации их в обществе.  Профилактика школьной дезадаптации.  Обеспечение преемственности   школьного обучения. Преодоление стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Непрерывность реабилитационного процесса.  Внедрение в практику обучения модели индивидуализированной коррекции недостатков развития учащихся.  Создание условий для участия детей во внеурочной развивающей деятельности. Интеграция детей в общество.  Обеспечение сотрудничества триады “Педагог - ребенок с трудностями в обучении - семья.  
Тема 6. Программа развития и коррекционного обучения детей с ЗПР.
          Задачи  воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях  образовательного учреждения компенсирующего вида. Программа воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям, страдающим ЗПР. Сенсорное воспитание детей с ЗПР и формирование сенсорно-перцептивной способности. Умственное воспитание детей с ЗПР. Организация, содержание и методы руководства игрой. Организация, содержание и методы формирования продуктивной деятельности. Основные направления коррекционной работы по развитию речи с детьми, страдающими ЗПР. Социально-личностное развитие ребенка с ЗПР в процессе коррекционно-педагогической работы. Индивидуальная коррекционно-образовательная работа с детьми в условиях компесирующего  вида для детей с задержкой психического развития. Подготовка детей данной категории к школьному обучению. Предупреждение школьной дезадаптации детей с ЗПР. Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с задержкой психического развития, эмоционально-личностными отклонениями и особенностями социального поведения.     Особенности формирования навыков правильного, выразительного, осознанного и беглого чтения. Особенности формирования навыков счёта и выполнения счётных операций. Особенности развития навыков продуктивной деятельности. Особенности формирования навыков каллиграфического письма.
Тема 7. Психолого- медико- педагогический консилиум в системе помощи детям с ЗПР
          Концептуальные основы и содержание комплексного психолого-медико-педагогического изучения детей с ЗПР. Оборудование и материалы. Последовательность обследования ребенка. Применение проективных методик. Использование графических методов изучения. Динамическое наблюдение за развитием ребенка в процессе обучения. Особенности выявления актуального и потенциального уровня развития. Понятие о структуре нарушения. Протокол обследования. Необходимость аргументации при интерпретации данных и составлении педагогического заключения. Ответственность педагога. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению.     Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития. Психологические и педагогические аспекты готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Основные критерии выбора диагностических методик. Продолжительность и оптимальное время проведения обследования. Существенные показатели готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.
Тема 8. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР.
          Создание условий для участия детей с трудностями в обучении и поведении во внеурочной развивающей деятельности. Необходимость предоставления им льготных условий для развития личности в разных формах дополнительного образования. Усиление трудовой и профессиональной направленности. Создание образовательных школ (классов) с углубленной трудовой и профессиональной подготовкой. Продолжение обучения в вечерних (сменных) образовательных учреждениях.     Особенности речевого развития детей с ЗПР. Формирование и развитие навыков правильного звукопроизношения и связной речи. Формирование и развитие произвольного внимания. Развитие логической памяти. Развитие мыслительных операций.  Развитие способностей к регуляции и контролю поведения и эмоций.
Тема 9. Требования к личностным качествам учителя, воспитателя детей с ЗПР.
          Признание и уважение педагогом личности ребенка, его способностей, права на социальное равноправие со сверстниками. Понимание особенностей ребенка. Поощрение положительных качеств детей. Умение создавать у детей жизнерадостное настроение, формировать активное и адекватное социальное поведение.
Тема 10. Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР.
          Особенности семейного воспитания детей с ЗПР. Взаимодействие школы и семьи ребёнка с ЗПР. Роль семьи ребёнка с ЗПР в коррекционно- развивающем процессе. 
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04