Цель освоения дисциплины: формирование профессиональных научно-исследовательских и общемировоззренческих компетенций аспиранта на основе представлений об основных проблемах развития современной науки и  специфики современной методологии научного познания.

Дисциплина формирует теоретический образ современной науки и процесса ее современного развития. В содержание дисциплины включены: понятийный, категориальный аппарат и основные дефиниции современной науки; основные методологические подходы и концепции современной науки.

Темы дисциплины

1. Предметная сфера науки. Специфика современной науки

2. Научное знание как система, его современные особенности и структура

3. Наука в культуре современной цивилизации. Наука и философия. Наука и искусство

4. Современное понимание науки и ее статуса. Наука как социальный институт

5. Социально-гуманитарные науки: особенности, методология

6. Особенности современного этапа развития науки в информационном обществе и условиях глобализации

 

Занятие 1. Предметная сфера науки. Специфика современной науки 

  1. Функции науки в жизни общества.
  2. Типология представлений о природе науки.
  3. Науковедение и наукометрия.
  4. Научное познание и его современная специфика

Контрольные вопросы для подготовки к зачету

по дисциплине «Современные проблемы науки»

 

  1. Современное понимание науки и ее статуса
  2. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
  3. Критерии научности.
  4. Общие закономерности развития науки.
  5. Функции науки в жизни современного общества
  6. Классификация современной науки
  7. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
  8. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.
  9. Объект и субъект научного познания.
  10. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций техногенной цивилизации.
  11. Сциентизм и антисциентизм.
  12. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
  13.  Дифференциация и интеграция наук.
  14. Специфика форм современного знания
  15. Специфика современного научного познания
  16. Наука как социальный институт
  17. Наука как социокультурный феномен.
  18. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.
  19. Эволюция способов трансляции научных знаний.
  20. Наука и экономика.
  21. Наука и власть.
  22. Проблема государственного регулирования науки.
  23. Социально-гуманитарные науки: особенности
  24. Социально-гуманитарные науки: методология
  25. Понятие социального познания.
  26. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.
  27. Философская герменевтика и гуманитарное знание (Г. Гадамер).
  28. Особенности современного социального познания.
  29. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
  30. Наука и научный метод. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
  31. О новой парадигме социальной методологии.
  32. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебер.
  33. Категория «идеальный тип».
  34. Объективность и постулат «свободы от оценки».
  35. Тенденции развития современных социально-гуманитарных наук
  36. Преемственность в развитии социально-гуманитарных научных знаний.
  37. Дифференциация и интеграция социально-гуманитарных наук.
  38. Взаимодействие социально-гуманитарных наук и методов.
  39. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации социально-гуманитарных наук.
  40. Освоение саморазвивающихся синергетических систем и новые стратегии научного поиска.

Основная литература 

  1. Бессонов Б.Н. История и философия науки : учебник рек. УМО вузов РФ / Б. Н. Бессонов.  – Москва : Высшее образование, 2010. – 395 с.
  2. Бучило Н.Ф., Исаев И. А. История и философия науки : учебное пособие; Моск. гос. юрид. акад..  - Москва : Проспект, 2010. – 432 с.
  3. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Щуров В. А.История и философия науки: учебное пособие. – М. : ФлинтаНаука, 2008. – 472 с
  4. Никитич Л. А. История и философия науки : учебное пособие для вузов : рек. УМЦ. – М. : Юнити, 2008. – 335 с.
  5. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 584 с.

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04