ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью освоения дисциплины «Основы духовно-нравственного воспитания до-школьников» является знакомство студентов с традиционной и инновационной парадигмами организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; современными подходами к проектированию содержания, методов и форм духовно-нравственного воспитания дошкольников; специальными воспитательными программами, адресованными дошкольникам.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры. Дисциплина «Основы духов-но-нравственного воспитания дошкольников» является вариативной дисциплиной профессионального цикла части учебного плана направления 050100.62 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование.
Изучение дисциплины «Основы духовно-нравственного воспитания дошко-льников» базируется на компетенциях, полученных при изучении курсов «Психология» и «Педагогика» и предшествует изучению дисциплин по выбору студентов и необходима для педагогической практики.
Дисциплина изучается в 2 семестре.
Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в форме представления выполненных заданий самостоятельной работы по каждой теме.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена. Экзаменационная оценка складывается из оценок результатов текущего и результатов экзамена, который может про-водиться как в форме ответа по вопросам экзаменационных билетов, так и в форме защиты творческих работ: авторских программ, образовательных и исследовательских проектов, ме-тодических разработок.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирова-ние компетенций: ПК 1, ПК 2 , ПРК 4(таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции Дескрипторы
ПК 1 - способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
ПК 2 - готов применять современные мето-дики и технологии, в том числе информа-ционные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени (дошкольное об-разование) конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
(ПрК-5) –готов осуществлять педагогиче-ское сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях до-школьного образования Знать: теории и технологии обучения, воспи-тания в процессе формирования математиче-ских представлений; способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагоги-ческого процесса формирования математиче-ских представлений детей.
Уметь:проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных техно-логий, соответствующих общим и специфиче-ским закономерностям и особенностям воз-растного развития личности; использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы.
Владеть:способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; спосо-бами совершенствования профессиональных знаний и умений в области формирования ма-тематических представлений у детей дошколь-ного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Педагогические основы освоения духовно-нравственного опыта и ценностных ори-ентацией в дошкольном детстве
Тема 1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания
Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития. Представление о морали как о форме нормативной регуляции поведения ребенка, моральное развитие как усвоение моральных норм и правил поведения. Сущность и особенности духовно-нравственного воспитания. Духовность и нравственность как базисные характеристики лич-ности. Духовность как устремленность личности к избранным целям, ценностная характери-стика сознания. Нравственность как совокупность общих принципов и норм поведения лю-дей по отношению друг к другу и обществу. Духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка.
Тема 2 Философско-педагогическое наследие
Взгляды И.-Г. Песталоцци К.Д. Ушинского, А.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, И.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. на нравственное воспитание дошкольников. Выделение направлений развития личности, соответствующих главной цели бытия: чуткость ко всему святому, воля к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Идеология процесса нравственного воспитания.

Тема 3. Духовно-нравственное воспитание в системе целостного развития дошколь-ника
Взаимосвязь эмоционально-волевого и когнитивного развития. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками как главное условие усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине. Общение как основа формирования самосознания. Отзывчивость как умение ребенка замечать ситуации, в которых сверстник испытывает неблагополучие, и умение находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Гуманистическая направленность поведения как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников.

Тема 3. Формирование ценностных ориентацией в дошкольном детстве
Положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.) о необходимости приоб-щения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям. Внедрение федеральных госу-дарственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы (ООП), внедрение ФГОС. Ориентация социально-нравственного воспитания на общечеловеческие ценности, национальные и культурные традиции. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания. Исходная система взглядов, целей, идей, представлений в виде идеологии, содержания, технологии и педагогического управления. Национальное самопознание - изучение русской культуры: языка, музыки, живописи, архитектуры, сказки, героев, поэзии, истории с богатым краеведческим материалом. Гуманистические принципы воспитания детей в духе ненасилия и миролюбия. Ценностная концепция современной дидактики. И.Я. Лернер о протекании процесса обучения одновременно с процессом направленного духовного развития и воспитания.

Тема 4. Роль семьи в нравственном становлении личности дошкольника
Факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности: природ-ные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Семья как пер-вый институт национально-патриотического воспитания. Наличие в семье духовной, цело-мудренной любви, религиозной, отечественной традиции, искренности и дисциплины. Вос-питание в ребенке любви, веры, свободы, искренности, доверия, почтительности, дисципли-ны, верного отношения к взрослому, способности к духовному единению и оказанию помо-щи своим близким, а в дальнейшем - своему народу и Отечеству. Своеобразие нравственного становления личности в первые семь лет жизни. Формирование самосознания как установление адекватного отношения ребенка к самому себе.

II. Вариативность содержания нравственного воспитания в современных образова-тельных программах для дошкольников
Тема 1. Сравнительный анализ программ по нравственному воспитанию
Направленность программ на нравственное воспитание ребенка. Задачи социально-нравственного воспитания в комплексных и парциальных программах дошкольного образо-вания: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». Концентрическое построение духовно-нравственного воспитания. Общие задачи нравствен-ного воспитания: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрос-лыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных националь-ностей, воспитание у детей трудолюбия. Разделы программ: «социально-эмоциональное» воспитание, «нравственное» воспитание, формирование гуманного отношения к другим лю-дям и пр.

Тема 2. Подходы к нравственному развитию ребенка.
Интернациональное воспитание (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотическое (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданское воспитание (Соловьева Е.В.), ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.).
Психологический подход. Рассмотрение нравственного развития в рамках индивиду-ального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правиль-ных и неправильных поступках (Ж.Пиаже, представители когнитивной психологии). Разви-тие моральных суждений, представлений, оценок и т.д.
Нормативно-ориентированный подход. Приобретение моральных качества в процессе его социального развития индивида. Усвоение нравственных норм, существующих в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности как процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Развитие моральной саморегуляции. Противоречия между собственными желаниями детей и их собственной моральной оценкой. Моральная регуляция поведения как требование человека к самому себе. Формирование адекватной самооценки. Конфликтное поведение, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Формирование произвольного и опосредованного моральными нормами поведения. Стремление ребенка соответствовать моральным образцам.
Эмоционально-ориентированный подход. Развитие социальных эмоций и нравствен-ных чувств: сопереживание, сочувствие и др. Осознание и понимание переживаний других людей, распознавание эмоций. Формирование нравственного миропонимания: возможность понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объ-яснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Умение решать социально-нравственные, смысловые задачи.

Тема 3. Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию
Идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию: педагогическое взаимо-действие, профессиональные умения и личностные качества педагога, владение методиками воспитания, методами формирования нравственного сознания.
Профессиональные умения педагога: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания учащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностные качества педагога, необходимые для эффективного осуществления про-цесса духовно-нравственного воспитания:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуа-циях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по от-ношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педа-гогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
Характеристики педагогического влияния: длительное и кратковременное, значимое и не имеющее значения, предвиденное и неожиданное.
Курсы повышения квалификации.

III. Методики нравственного воспитания дошкольников
Тема 1. Технология процесса нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования
Организационно-педагогическая модель процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования.
Формирование у подрастающего поколения национального духовного характера, сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармоничным сочетанием в ней таких духовных качеств и умений, как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм и национализм. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям. Вовлечение детей в гуманистически направленную деятельность: помощь малышам и старшим, забота о животных и растениях, оказание внимания больным и слабым Обогащение представлений детей о гуманности, добре и красоте, нравственных ка-чествах.
Технологичные программы социально-нравственного развития дошкольников: О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; М. М. Новицкой, Е. В. Соловьевой «Наследие»; Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»; С. А. Козловой «Я — человек»; О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы».

Тема 2. Методы духовно-нравственного воспитания в дошкольной педагогике
Духовно-нравственное сознание как сфера исследований морального развития в це-лом.
Влияние знания нравственных норм на поведение ребенка дошкольного возраста. Методы, направленные на формирование нравственных представлений, суждений и оценок: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, метод поощрений и наказаний. Основные методы формирования социальных чувств и эмоций: осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Восприятие детьми художественных произведений как метод воспитания чувств. Чтение рассказов и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам. Методы формирования нравственных чувств и оценок – создание проблемных ситуаций, постановка социально-нравственных, смысловых задач, игры-драматизации. Перенос чувств и эмоций анализируемого персонажа в реальные жизненные ситуации. Формирование потребности в проявлении гуманных чувств, отвечающих социальным нормам. Методы воспитания отзывчивости через обращение внимания детей на эмоциональное неблагополучие сверстников и формирование умения преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения: воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра.

Тема 3. Содержание и организация работы по нравственному воспитанию
Содержание нравственного воспитания: формирование нравственных качеств до-школьника: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответ-ственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответ-ственности.
Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками. Усло-вия развития самостоятельности, сотрудничества, эмоциональной отзывчивости и творчества в совместной деятельности. Воспитательные возможности межвозрастного общения детей в детском саду. Культура поведения и общения в дошкольном детстве. Задачи, содержание, условия воспитания культуры поведения в детском саду и семье. Воспитательные ситуации, игры-упражнения, театрально-игровая деятельность, проблемные ситуации как методы обогащения культурного опыта ребенка. Методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:
 рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
 чтение художественных произведений с описанием типичных нравственных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
 игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им нравствен-ные проблемы;
 положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.
Создание условий для практического опыта и формирование правильных нравствен-ных оценок. Нравственное воспитание детей в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Тема 4. Показатели и диагностика социально-нравственного развития детей.
Нравственность ‒ личностная характеристика, объединяющая такие качества и свой-ства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дис-циплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека (В.А. Сластенин). Методики диагностики нравственной воспитанности И.П. Юнгнер, Л.Г. Кирилюк и др. Показатели нравственной воспитанности: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, реакция на педагогическое воз-действие, богатство духовных запросов. Критерии сформированности духовно-нравственных ценностей: а) степень информированности в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устойчивость интереса); в) степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (показатели: уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки, привычки поведения). Уровни сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий).

Выписка из учебного плана подготовки бакалавров Направление 050 100.62 Педаго-гическое образование. Профиль Дошкольное образование.
Б2 Профессиональный цикл экз 1 курс
Часов 2 сем
Всего экз срс ауд лк лб пр кр срс экз ЗЕ
Вариативная часть
Основы духовно-нравственного воспи-тания дошкольников 4 144 36 54 54 16 16 22 54 36 4


Таблица 2. Тематическое планирование (очное обучение)
№ те-мы Тематические разделы и темы дисциплины Виды и формы учебной рабо-ты, в часах
Лек-ции ПЗ ЛЗ СРС
I. Педагогические основы освоения социально-нравственного опыта и ценностных ориентацией в дошкольном детстве
1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания 1 4 2 6
2. Философско-педагогическое наследие 1 2 6
3. Формирование ценностных ориентацией в до-школьном детстве 1
4. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности дошкольника 1 6 2 6
5. Педагогика нравственного воспитания 1
6. Нравственное воспитание в системе целостного развития дошкольника 1
II. Вариативность содержания нравственного воспита-ния в современных образовательных программах для дошкольников
1. Сравнительный анализ программ по духовно-нравственному воспитанию 4 2 6
2. Подходы к нравственному развитию ребенка 1
3. Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию 1
4. Анализ методов морального воспитания в про-граммах духовно-нравственного воспитания до-школьников 1
5. Гуманистическая направленность поведения пе-дагога 1
III. Методики нравственного воспитания дошкольников
1. Задачи духовно-нравственного воспитания в инте-грированных группах ДОУ 1 2 2
2. Методы духовно-нравственного воспитания в до-школьной педагогике 1 2 6
3. Средства духовно-нравственного воспитания 1 2 6
4. Направления духовного развития и воспитания дошкольников 1
5. Содержание и организация работы по духовно-нравственному воспитанию 1 4 4
6. Технология процесса духовно-нравственного вос-питания на основе гуманистических ценностей обра-зования 2 2 6
7. Показатели и диагностика духовно-нравственного воспитания детей 1 2 6
ИТОГО 16 22 16 54
В том числе в интерактивной форме* 30-50% 30-50%


Таблица 3. Технологическая карта обязательной самостоятельной работы студента (оч-ная форма обучения)
№ Темы дисципли-ны Задания
самостоятельной работы Форма отчета Трудо-ем-кость зада-ния, часы
1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания Изучите психолого-педагогическую литературу по теме «Формирование нравственных ценностей в истории педагогической мысли» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии 6
2. Философско-педагогическое наследие Изучите психолого-педагогическую литературу по теме «Философско-педагогическое наследие великих уче-ных» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 6
3. Роль семьи в духовно-нравственном становлении личности до-школьника Изучите литературу по теме «Сов-местная работа семьи и педагогов до-школьного учреждения по духовно-нравственному воспитанию ребенка» Участие в дискус-сии на занятиях. 6
4. Сравнительный анализ программ по духовно-нравственному воспитанию Изучите программы «Наследие» и «Приобщение детей к истокам рус-ской народной культуры».
Изучите программное содержание те-мы «Знакомство с народным календа-рем» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 6
5. Задачи духовно-нравственного воспитания в интегрирован-ных группах ДОУ Изучите литературу по теме «Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников в разных возрастных группах».
Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 2
1. Методы духов-но-нравственного воспитания в дошкольной пе-дагогике Изучите литературу по теме «Методы исследования духовно-нравственного воспитания детей старшего дошколь-ного возраста»
Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 6
2. Средства духов-но-нравственного воспитания 1. Изучите литературу по теме «Ис-пользование народных традиций в ра-боте ДОУ».
2. Изучите литературу по теме «Волшебная сказка как средство ду-ховно-нравственное воспитания ре-бенка старшего дошкольного возрас-та» Участие в дис-куссии на заня-тии, выполнение заданий на заня-тии на занятии 8
3. Содержание и организация ра-боты по духов-но-нравственному воспитанию Изучите литературу по теме «Особен-ности работы по духовно-нравственному воспитанию детей до-школьного возраста» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 4
4. Технология про-цесса духовно-нравственного воспитания на основе гумани-стических цен-ностей образо-вания 1. Изучите литературу по теме «Ди-дактические игры и упражнения по духовно-нравственному развитию до-школьников в интегрированных груп-пах».
2. Изучите литературу по теме «Пре-емственность работы по духовно-нравственному воспитанию в детском саду и школе».
3. Изучите литературу по теме «При-емы развития национального самосо-знания дошкольников».
4. Изучите литературу по теме «Виды работы по формированию нравствен-ного поведения» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 6
5. Показатели и диагностика ду-ховно-нравственного воспитания де-тей 1. Изучите литературу по теме «Диа-гностика духовно-нравственной вос-питанности ребенка среднего до-школьного возраста».
2. Изучите литературу по теме «Диа-гностические задания исследования духовно-нравственной культуры педа-гогов» Участие в дискус-сии на занятии, выполнение зада-ний на занятии на занятии 6
Итого 54

Вопросы к экзамену
1. Цель и задачи работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Роль взрослого в становлении личности ребенка.
3. Раскройте психолого-педагогические основы методики духовно-нравственного воспитания дошкольников.
4. Расскажите о направлениях патриотического воспитания в условиях дошкольного учреждения для детей.
5. Опишите методы диагностики духовно-нравственной воспитанности дошкольника.
6. Взаимосвязь ДОУ и родителей в осуществлении духовно-нравственного воспита-ния.
7. Охарактеризуйте задачи и содержание работы по духовно-нравственному воспита-нию старших дошкольников.
8. Раскройте значение духовного воспитания для развития личности детей.
9. Опишите методы и приемы работы по формированию любви к Родине.
10. Охарактеризуйте уровни сформированности национального самосознания де-тей.
11. Расскажите об основных средствах духовно-нравственного воспитания до-школьников.
12. Раскройте особенности организации работы по духовно-нравственному воспи-танию детей в интегрированных группах ДОУ.
13. Развитие национального самосознания в процессе знакомства с культурой народа.
14. Особенности работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах.
15. Основные методы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
16. Направление духовно-нравственного воспитания в комплексных и парциаль-ных программах.
17. Освоение культуры поведения младших дошкольников.
18. Раскройте сущность понятия «духовно-нравственное воспитание».
19. Технология процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования
20. Показатели духовно-нравственного воспитания детей.
21. Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному вос-питанию детей дошкольного возраста.
22. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
23. Формирование ценностных ориентацией в дошкольном детстве.
24. Нравственное воспитание в системе целостного развития личности дошколь-ника.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Никитина, Ирина Петровна. Эстетика : учебник для бакалавров : учебник для соц. и гуманитар. направлений и специальностей : рек. М-вом образования и науки РФ / И. П. Никитина. - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 676 с. - (Бакалавр). - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - ISBN 978-5-9916-1516-7.
2 Эстетика [Электронный ресурс] : вчера, сегодня, всегда. Вып. 3 / под ред. В. В. Бычков, Н. Б. Маньковская. - Москва : ИФ РАН, 2008. - 248 с. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - ISBN 978-5-9540-0099-3.
3 Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Элек-тронный ресурс] / [О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская и др. ; под ред. О. А. Павловской]. - Минск : Беларуская навука, 2011. - 452 с. - (Актуальные проблемы со-циологии). - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-985-08-1359-6.
4 Каптерев, Петр Федорович. Педагогическая литература / П. Ф. Каптерев. - Москва : Директ-Медиа, 2012. - 249 с. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - ISBN 9785990347403.

Дополнительная литература
1. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологиче-ские проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Б.и., 1977.
2. Братусь Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997.
3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской фе-дерации на 2001 – 2005 г.г. // Вестник образования №23-2001-47.
6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотно-шений. Минск: Народная асвета, 1984.
7. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, разви-тие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М. – 1992.
8. Письмо Министерства образования России от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повы-шении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
9. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
10. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972.
11. Смирнова Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания. М.: ВЛАДОС, 2005.
12. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972.
13. Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольно-го возраста: Автореф. канд. дис. М., 1981.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, - 1975.
15. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
16. Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михай-лова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Б.и., 1977.
17. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.-1986.


Интернет-ресурсы

1. http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека
2. http://cito-web.yspu.yar.ru/cito/cito.html — электронный ресурс для общего до-ступа Ярославского государственного педагогическогоуниверситета им. К.Д. Ушинского.
3. http://window.edu.ru/window — Информационная система «Единое окно досту-па к образовательным ресурсам».
4. http://korunb.nlr.ru/queries_catalog.php Виртуальная справочная служба
5. http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog.php Виртуальная справочная служба "Спроси библиографа"

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05