РАЗДЕЛ 1.	ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1.	Выписка из Государственного образовательного стандарта
          Лингвистические и психолого- педагогические основы обучения русскому языку умственно отсталых школьников. Коррекционная направленность. Содержание образовательных программ по русскому языку для умственно отсталых детей. Звуковой аналитико- синтетический метод в обучении грамоте умственно отсталых детей. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте. Обучение чтению. Обучение грамматике и правописанию в младших и старших классах. Развитие устной и письменной речи.
          Распределение часов для дневного отделения в соответствии с учебным планом от 25. 05. 2005г:
1.2.	Ссылка на типовую программу учебной дисциплины
Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050714. 65 “Олигофренопедагогика”, рабочего учебного плана, утвержденного Советом НГПУ 25. 05. 
2005 года.
1.3.	Цели и задачи учебной дисциплины.
 Программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. 
Курс «Методика преподавания русского языка» входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714. 65 «Олигофренопедагогика». 
Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами  обучения русскому языку ребёнка с нарушениями интеллекта, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах обучения русскому языку детей с интеллектуальной патологией, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни  и возможности коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога; формирование у студентов профессиональных умений и навыков обучения русскому языку в коррекционной школе.
В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач:
-изучение теоретических знаний по основным разделам обшей и частной методик обучения русскому языку;
-формирование знаний об особенностях усвоения языковедческих знаний детьми с нарушением интеллекта, раскрытие образовательного, воспитательного и коррекционного значения русского языка;
-ознакомление студентов с особенностями использования методов и приемов обучения, организацией преподавания русского языка в коррекционной школе; формирование умений работы с наглядными пособиями и другими средствами обучения;
-обучение планированию, конструированию системы уроков русского языка; 
-демонстрация возможных трудностей усвоения языковедческих знаний детьми с нарушением интеллекта и путей их преодоления;
-формирование навыков внеклассной работы по русскому языку в коррекционной школе;
- систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание олигофренопедагогики;
- анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации учебных планов и программ обучения русскому языку умственно отсталых школьников;
- анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с нарушениями интеллекта различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и  социальной защиты ребенка с нарушениями интеллекта;
- сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы.
Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:
- учебно-воспитательную; 
- коррекционно-развивающаую;
- социально-педагогическую;
- научно-методическую;
- консультативную;
- культурно-просветительную;
- организационно-управленческую.
Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога:
 в области учебно-воспитательной деятельности:
          - осуществление процесса обучения  в соответствии с образовательной программой;
          - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
          - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
         - применение современных средств оценивания результатов обучения;
воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
применение современных педагогических технологий;
          - организация и проведение внеклассных мероприятий;
в области коррекционно-развивающей деятельности:
          - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;
          - обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных  учреждениях;
воспитание детей с нарушениями интеллекта;
в области социально-педагогической деятельности:
          - планирование и проведение мероприятий по социальной 
профилактике в процессе обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им 
помощи в семейном воспитании;
          - проведение профориентационной работы;
          - оказание помощи в социализации учащихся;
в области научно-методической деятельности:
          - систематическое повышение  квалификации;
          - выполнение научно-методической работы, участие в работе 
научно-методических объединений;
          - анализ собственной деятельности с целью ее 
совершенствования и повышения своей квалификации;
в области консультативной деятельности:
          - консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии,
 их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного 
и профессионального самоопределения;
в области культурно-просветительной деятельности:
          - формирование общей культуры учащихся;
в области организационно-управленческой деятельности:
          - рациональная организация учебного процесса с целью укрепления 
и сохранения здоровья школьников;
          - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время 
образовательного процесса;
          - ведение школьной и классной документации;
          - организация контроля за результатами обучения и воспитания;
          - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи 
в семейном воспитании;
          - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения 
реализации образовательных программ;
          - организация внеурочной деятельности;
          - выполнение правил и норм охраны труда, техники 
безопасности и противопожарной защиты.
1.4.	Требования к уровню освоения дисциплины.
          Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- типичные и индивидуальные проявления нарушений речевого развития у учащихся младших классов специальной школы;
- теорию и методику разработки, анализа и апробации моделей уроков и индивидуальных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
- содержание учебных дисциплин, относящихся к циклу «Русский язык»;
- специфику планирования и организации индивидуальных и фронтальных форм коррекционной и учебной работы;
- особенности обучения русскому языку детей с нарушениями интеллекта;
- специфику формирования языковедческих знаний, представлений, причинно-следственных связей, закономерностей. 
          По итогам изучения дисциплины «Методика преподавания русского языка» студент должен уметь:
- использовать знания в области специальной методики русского языка при проведении учебной и внеучебной работы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
- анализировать материалы обследования детей, формулировки речевых заключений, психолого- педагогических характеристик;
- составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности;
- разрабатывать планы- конспекты индивидуальных занятий и уроков по различным дисциплинам цикла «Русский язык»;
- проводить анализ конспектов уроков и индивидуальных занятий, уроков и индивидуальных занятий;
- использовать знания в области специальной методики преподавания русского языка  при проведении учебной и внеучебной работы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида;
- составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности;
- осуществлять проверку и оценку учебной деятельности учащихся;
- организовывать  внеклассную работу по русскому языку в коррекционной школе.
         владеть навыками:
-	взаимодействия с ребёнком с нарушениями интеллекта в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- подбора специальных методов и приёмов коррекционно- развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

1.5.	Виды и формы контроля
Текущие контролирующие материалы
1.	Подготовка докладов и рефератов
2.	Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями к реализации учебно- воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
3.	Подготовка учебно- наглядных пособий.
Промежуточный контроль (остаточных знаний) проводится с использованием тестовых заданий
Итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен проводится в устной  форме 

1.6.	Методы и формы обучения
Формы обучения: лекции, лабораторно-практические занятия, семинары, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий, подготовка к тестированию, самостоятельной работе.
Методы обучения: анализ и решение конкретных ситуаций, реферирование, доклады; проективный иллюстрированный методы, конспектирование, дискуссии, деловые игры.
1.7.	Межпредметные связи

Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки  учителей- олигофренопедагогов (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта  в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, Психолингвистика  и др. (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными  дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.
Курс имеет  промежуточную аттестацию в 3, 4, 5 семестрах и итоговую  аттестацию в  6  семестре.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.	Тематический план учебной дисциплины.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный Министерством образования и науки  РФ 31.01.2005г. предусматривает изучение дисциплины Методика преподавания русского языка   в объеме 320  час. 
Предлагаемая программа и распределение часов по темам ориентированы на обучение студентов по очной (дневной) форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов. В структуре аудиторных часов - по 50% часов на лекционные и семинарские занятия. Распределение часов может варьироваться при других формах обучения.
2.2. Содержание отдельных разделов и тем.                                

Тема 1. Лингвистические и психолого- педагогические основы обучения русскому языку умственно отсталых школьников.

     Специальная методика преподавания русского языка как одна из педагогических наука. Теоретические основы специальной методики преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида (методологические, психологические, коррекционно- педагогические, лингвистические). Взаимообусловленность и системность дидактических и методических принципов обучения русскому языку умственно отсталых школьников.
     Взаимосвязь между отдельными компонентами учебного процесса: практика обучения языку и речи, методы, приёмы, система обучения, закономерности обучения, методические принципы обучения. Принцип коммуникативной направленности. Принцип единства развития речи и мышления. Принцип повышения языковой и речевой мотивации. Принцип формирования чувства языка и опоры на него. Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью. 

Тема 2. Коррекционная направленность.

     Дети с нарушением фонетической стороны речи. Недостатки, наблюдаемые у умственно отсталых детей в лексике. Процесс овладения умственно отсталыми школьниками синтаксической стороной речи. Состояние связной речи умственно отсталых детей. Использование речи как регулятора поведения.
      Уточнение и обогащение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира. Повышение заинтересованности ребёнка в речевом высказывании. Обеспечение высказываний умственно отсталого ребёнка языковыми средствами. 
     Нарушения внимания, мышления, восприятия, памяти и их коррекция на уроках русского языка. 
     Нарушения контроля и регуляции поведения, эмоционально- волевой сферы и их коррекция на уроках русского языка в школе 8 вида.

Тема 3. Содержание образовательных программ по русскому языку для умственно отсталых детей.

     Задачи обучения русскому языку. Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Главный принцип, организующий все программы. 
     Обучение грамоте: пояснительная записка, добукварный период, букварный период, устная речь, основные требования к знаниям, умениям и навыкам.                                                            
     Чтение и развитие речи: пояснительная записка, техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, основные требования к знаниям, умениям и навыкам на конец каждого года обучения.
     Грамматика, правописание и развитие речи: пояснительная записка, основная тематика, знания, умения и навыки на конец каждого года обучения.

Тема 4. Звуковой аналитико- синтетический метод в обучении грамоте умственно отсталых детей.

     Психолого- педагогические основы методики обучения грамоте умственно отсталых школьников. Лингвистические основы методики обучения грамоте. Характеристика звукового аналитико- синтетического метода обучения грамоте и особенности его применения в специальной (коррекционной) школе. Словарная работа. Работа над предложением.

Тема 5. Добукварный и букварный периоды обучения грамоте.

     Взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов как психофизиологическая основа чтения. Роль когнитивных функций в процессе формирования и развития навыка чтения. Психофизиологическая основа письма. Особенности восприятия обучающего материала школьниками с умственной отсталостью.  Фонема как единица звуковой системы языка. Звуки и буквы. Согласные и гласные звуки. Разновидности начертания букв. Слоговой принцип как основа русской графики. Звуковой характер письменности.
     Задачи добукварного периода. Виды упражнений для формирования слухового восприятия, совершенствования фонематического слуха, развития артикуляционного аппарата, координации движений мелких мышц кисти руки, развития зрительно- пространственного восприятия. Четыре этапа букварного периода в школе VIII вида. Задачи каждого этапа. Приёмы работы по обучению грамоте на каждом этапе изучения букваря. Порядок изучения букв и чтения слогов и слов.

Тема 6. Обучение чтению.

     Чтение как вид речевой деятельности. Минимальная единица, подвергающаяся осмыслению чтецом- синтагма. Три этапа становления навыка чтения: аналитический, синтетический, автоматизированный. Правильность, беглость, выразительность и осознанность чтения. Трудности, испытываемые умственно отсталыми школьниками в процессе овладения навыками чтения.  Задачи и содержание уроков чтения. Последовательность в отработке навыков чтения.
     Выработка навыков чтения. Правильность чтения: определение, виды упражнений. Осуществление индивидуального подхода. Беглость чтения: определение, виды упражнений.
     Выразительность чтения: определение, виды упражнений. Осознанность чтения: определение, виды упражнений. Чтение сказок. Чтение рассказов. Чтение басен. Чтение стихотворений. Виды чтения.
     Внеклассное чтение. Содержание подготовительной работы. Составление рекомендательного списка литературы. Оформление стендового материала по внеклассному чтению.

Тема 7.  Обучения грамматике и правописанию в младших и старших классах.

     Особенности усвоения грамматики и правописания умственно отсталыми учащимися.
     Подготовительные практические упражнения. Преобразование слов с помощью приставок и суффиксов. Методика обучения грамматике и правописанию  во втором классе. Знакомство с предлогами в третьем классе. Знакомство с подлежащим и сказуемым в четвёртом классе. Методика изучения элементарного курса грамматики в 5- 9 классах специальнолй (коррекционной) школы VIII вида.
      Практические грамматические упражнения как система и этап работы. Методические требования к проведению практических грамматических упражнений. Методика формирования первоначальных языковых обобщений во 2- 4 классах. Логические упражнения в системе формирования первоначальных языковых обобщений у школьников с нарушениями интеллекта. Языковые и речевые упражнения: фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические.
     Звуковая система как материальная основа речи. Различение мягких и твёрдых согласных. Звонкие и глухие согласные и их различение. Ударение, ударные и безударные гласные. Слово. Название предметов, действий и признаков. Предложение. Связь слов в предложении. Методика формирования грамматических понятий в старших классах. Аналитическая группа упражнений. Конструктивные упражнения. Упражнения творческиго характера.                                                               
     Развитие навыков фонетически правильного письма. Формирование навыка письма по правилу. Виды грамматических и орфографических упражнений. Дидактические игры на уроках русского языка. Предупреждение ошибок и работа над нами. 

Тема 8. Развитие устной и письменной речи.

     Характеристика связной устной речи с точки зрения смысловой, структурной и языковой связи частей. Два вида экспрессивной формы речи: диалогическая и монологическая речь. Цельность текста в его тематическом единстве. Связь устного речевого сообщения. Повествование. Описание. Рассуждение. Умения, приобретаемые умственно отсталыми детьми в процессе работы над связной речью. Требования к организации занятий по развитию связной речи. Развитие устной речи на специальных уроках в связи с изучением предметов и явлений окружающей действительности. Задачи уроков. Требования к подготовке и проведению беседы. Виды упражнений для развития связной устной речи: тренировочные, конструктивные. Работа с текстом как самостоятельная задача. 
     Развитие связной письменной речи. Специфика овладения связной письменной речью умственно отсталыми школьниками. Осознанность и регламентированность связной письменной речи. Развёрнутость письменной речи. Порядок формирования навыка составления ответов на вопросы. Методика написания изложения по плану в начальной школе. Написание сочинений по картинкам, на основе изученного литературного материала, по опорным словам, на сонове наблюдений и практической деятельности в старшем звене. Сочинения на свободную тему. Составление делового документа.




Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04