Практическое занятие

Объектная организация художественного произведения.

Сюжет. Пространство и время.

Задание: Прочтите рассказ А.П. Чехова «Студент».

  1. Сделайте сетку эпизодов этого рассказа. Какие особенности Вы можете отметить в структуре сюдета этого произведения?
  2. Изменяется ли состояние главного героя? Почему?
  3. Сравните, как описывается Петр в любом из «Евангелий» и в рассказе Ивана. Есть ли в этих описаниях принципиальная разница? Если да, то в чем она заключается, на Ваш взгляд?
  4. Какой / какие хронотопы Вы могли бы выделить в этом произведении?

Литература:

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности (главы «Пространственная форма героя», «Временнóе целое героя (проблема внутреннего человека – души)») // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. Или по изданию Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. Электронный ресурс: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html.

Евангелие от Матфея, гл. 26; Евангелие от Марка, гл. 14; Евангелие от Луки, гл. 22; Евангелие от Иоанна, гл. 18.

Практическое занятие

Субъектная организация художественного произведения. Композиция речевого материала. Система голосов

Задание: Прочтите рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание».

  1. Проанализируйте композицию речевого материала (последовательность введения субъектов художественного высказывания и их способы художественного высказывания). Какие особенности Вы можете отметить?
  2. Каково Ваше восприятие героини рассказа? На основе чего оно сложилось?
  1. Каково, на Ваш взгляд, видение автором своей героини (докажите по тексту)? Совпадает ли видение автором Оли Мещерской с восприятием ее другими персонажами?
  2. Как Вы интерпретируете последний абзац этого рассказа?

Литература:

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности (главы «Смысловое целое героя», «Проблема автора») // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. Или по изданию Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. Электронный ресурс: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html.

Практическое занятие

Принципы анализа драматического текста. Конфликт. Жанровая специфика комедии

Задание: Прочтите пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  1. К какому типу драматургии (классическая или неклассическая) Вы относите эту пьесу? Аргументируйте свой ответ.
  2. Как и на основе чего развивается конфликт в грибоедовской комедии?
  3. Почему, на Ваш взгляд, Грибоедов определил конфликт этой пьесы как комедия? Каковы основные признаки классической комедии? Соответствует ли им эта пьеса?
  4. Как Чацкий взаимодействует с окружающими? Каким он предстает в авторском кругозоре?
  5. Прокомментируйте название пьесы.

Литература:

Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины. / Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

Статьи «Драма», «Комедия», «Коллизия», «Конфликт» в любых справочных изданиях: Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987; Литературоведческие термины (материалы к словарю) / Ред.-сост. Г.В. Краснов. Коломна, 1997; Словарь литературоведческих терминов // http://slovar.lib.ru/dict.htm; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2001. // http://samlib.ru/a/alina_a/opredelenia.shtml#a117


Практическое занятие

Специфика драматургии ХХ века

Задание: Прочтите пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад».

  1. Из письма А.П. Чехова к О.Л. Книппер-Чеховой по поводу «Вишневого сада»: «Почему на афишах и в газетных объявлениях мою пьесу так упорно называют драмой? Немирович и Алексеев видят в ней положительно не то, что я написал» (Полн. собр. соч. и писем. В 30 т. Письма. Т.12. М., 1983. С. 81). Почему, на Ваш взгляд, Чехов настаивал, что написал комедию?
  2. Как соотносятся в художественном целом пьесы восприятие персонажами собственных жизней и их жизнедеятельность (что они говорят и что делают)? Каково, на Ваш взгляд, авторское видение каждого из своих персонажей?
  3. На чем основывается и как развивается конфликт этой пьесы?
  4. Какую роль играют в пьесе авторские ремарки?

Литература:

Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

Практическое занятие

Поэтика символизма

Задание: Прочтите поэму А.А. Блока «Двенадцать».

  1. Что вкладывал А.А. Блок в понятие «стихия»? Как он воспринимал революцию (см. литературу к занятию)?
  2. Как соотносятся начало (1 глава) и конец поэмы (12 глава) с точки зрения ритмики, пространственно-временной организации, детализации?
  3. Для чего Блок использует перифразы песенных жанров (каких жанров, в каких главах)?
  4. Почему в центре поэмы о революции находится любовный треугольник Ванька – Катька – Петька?
  5. Проанализируйте мотив крови в поэме.
  6. Как, на Ваш взгляд, соотносятся кругозоры автора и героев? (двенадцати)?
  7. Как вы интерпретируете образ и сам факт появления Христа в конце поэмы?

Литература:

  1. Блок А.А. Стихия и культура // Блок А.А. Собр. соч. В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 5 С. 350-359. Электронный ресурс: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1908_stihiya_i_kultura.shtml.
  2. Блок А.А. Интеллигенция и революция // Блок А.А. . Собр. соч. В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 6 С. 9-20. Электронный ресурс:

http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1918_intelligentzia_i_revolutzia.shtml.

  1. Блок А.А. Крушение гуманизма  // Блок А.А. . Собр. соч. В 8 т. М.-Л., 1962. Т. 6 С. 93-115. Электронный ресурс:

http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_1919_krushenie_gumanizma.shtml.

Практическое занятие

Поэтика футуризма

Задание: Прочтите поэму В.В. Маяковского «Облако в штанах».

1. Как соотносятся в поэме «Я» и «другие», «Я» и «Бог»?

2. Проанализируйте развитие мотивов убийства, живого-мертвого, сумасшествия, игры и др.

3. Проанализируйте соотношение пространственно-временной организации каждой главы.

Литература:

Литературные манифесты футуристов («Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое. О художественных произведениях», «Садок судей II») // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX-начала ХХ века. Хрестоматия. М., 1982. С. 347-351. Электронные ресурсы: http://futurismrus.narod.ru/poshechn.htm;

http://futurismrus.narod.ru/slovktak.htm;

http://futurismrus.narod.ru/sadoksud.htm.


Практическое занятие

Поэтика модернизма

Е.И. Замятин

Дракон

     Люто  замороженный,  Петербург  горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной  занавесью,  поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и  красные  колонны,  шпили  и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце  в  тумане  –  слева, справа, вверху, внизу – голубь над загоревшимся домом.  Из  бредового,  туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали  туман,  слышимый  в  туманном  мире  как  слова, но здесь - белые, круглые  дымки;  выныривали  и  тонули  в  тумане.  И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи. 
      На  трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в  неизвестное.  Картуз  налезал  на  нос  и,  конечно,  проглотил бы голову дракона,  если  бы  не  уши:  на  оттопыренных  ушах  картуз  засел.  Шинель болталась  до  полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот. 
     Это  было  уже  в  соскочившем,  несущемся  мире,  и  здесь  изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: 
      –  ...Веду  его:  морда интеллигентная – просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает! 
     – Ну, и что же – довел? 
     – Довел: без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком. 
      Дыра  в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай. 
      И  вдруг  -  из пустых рукавов – из глубины – выросли красные, драконьи лапы.  Пустая  шинель  присела  к  полу –  и  в  лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана. 
      – Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость! 
      Дракон  сбил  назад  картуз  -  и в тумане  два  глаза – две щелочки из бредового в человечий мир. 
      Дракон  изо  всех  сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай. 
      – Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще?    А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты! 
      Изо  всех  сил  дунул.  Винтовка  валялась  на  полу.  И в предписанный судьбою  момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул – и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное. 
      Дракон  оскалил  до  ушей  туманно-полыхающую  пасть. Медленно картузом захлопнулись  щелочки  в  человечий  мир.  Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. 
      Скрежетал  зубами  и  несся  в  неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай. 
                                                                                                                                           1918 

Задание:

  1. Какое историческое время изображено в рассказе? Аргументируйте ответ.
  2. Как Вы интерпретируете определения «бредовый мир», «земной мир», «человеческий мир»? Как они соотносятся в художественном целом рассказа?
  3. Опишите многозначность определения «Проводник в царствие небесное».
  4. Проинтерпретируйте заглавие рассказа.

Практическое занятие

Адекватность интерпретации художественного произведения

Задание: Прочтите рассказ А.П. Чехова «Душечка» и статью Л.Н. Толстого «Послесловие к рассказу А.П. Чехова “Душечка”». Насколько Вы согласны или не согласны с мнением Л.Н. Толстого? Аргументируйте свой ответ, опираясь на поэтику рассказа А.П. Чехова (обратите внимание на заглавие, сюжет, предметную и речевую детализацию, начало и конец текста).

Литература:

Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности (глава «Проблема отношения автора к герою») // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М., 1979. Или по изданию Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. Электронный ресурс:http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/1.html.

Л.Н. Толстой. Послесловие к рассказу А.П. Чехова «Душечка» // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. Электронный ресурс:http://www.rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0333.htm.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04