ФИЛОСОФИЯ ДАОСИЗМА

Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу JIao-цзы (VI — V вв. до н.э.) — букв, «престарелый учитель». Собственное имя: Ли Эр (?). До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные приверженцы даосизма: Ле-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу (приблизительно
V — IV вв. до н.э.), Чжуан-цзы (IV — III вв. до н.э.) и др. Наиболее значительные произведения: «Дао дэ цзип», «JIe-цзы», «Чжу- ан-цзы», «Хуайпапь-цзы», «Хутайнапь-цзы».
Даосизм — вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты.
Центральная категория этой школы — дао. Здесь «дао» становится многознач- Даосизм — самое
ным мировоззренческим понятием. Дао — философское
из всех китаиских начало и конец всех вещей, их первоосно- учений
ва, а также всекосмический закон. Иногда gro проблематика
дао трактуется как субстанция всех вещей — в основном посвя-
т. е. то, что лежит в их основе и составляет щена осмыслению
_ первооснов и раз-
изначально глубинную сущность. Дао «су- вития космическо-
ществует [вечно], подобно нескончаемой го бытия, а также
нити». Дао существует само по себе, оно изучению человека
как природного не является творением, так как даже существа
«предшествует небесному владыке».
Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. «Дао бестелесно». «Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы». Или: «Дао постоянно осуществляет недеяние». «Однако пет ничего такого, что бы оно пи делало». Кроме того, в «Дао дэ цзип» говорится о двойственности дао — есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно — причина мироз-дания и «матерь Поднебесной». Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно можег содержать в себе прообразы вещей, которые «вскармливает» (оформляет?) дэ — другое трансформированное состояние изначального дао.
В определенном смысле «безымянное дао» может соответствовать небытию, которое порождает бытие — «дао с именем». Вообще в древнем китайском языке глагол «быть» не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия «бытие» и некоторых аспектов термина «дао».
Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от плевел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических способностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.
В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и ес-тественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.
«Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя — могуществен».
Дао дэ цзип
Таким образом, этический идеал в даосизме - человек, обла-дающий дао и высшим дэ - совершенномудрый (шэнжень). Его отношение к миру определяется принципом увэй (недеяние). Он следует естественному закону дао и со-вершенствует его внутри себя - в своей душе. Он «не борется, но умеет побеж-дать». Даосы не принимают этические иде-алы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути «дао». Вернуть к нему Поднебесную (Китайскую империю) с тупиковой дороги цивилизации - главная социальная цель Лао-цзы и его последователей.
Справедливая критика даосами цивилизации, приводящей лю-дей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер: «Трудно управлять народом, когда у него много знаний»; «Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма».
Принцип увэй распространялся и на управление государством. Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению.
тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно дао. Позитивное здесь, например, то, что путь «дао» не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие.
В познании выделяются два пути. Первый, высший, связан с постижением «безымянного дао». Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с «дао, обладающим именем». Это познание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишенная эмпиризма, отличалась символичностью, пумерологичпостыо и мистицизмом.
Во II — III вв. даосизм разделяется па два течения: философское (дао цзя) и религиозное (дао цзяо). Второе направление широко распространяется среди населения Китая и становится одним из трех (другие — это конфуцианство и чань-буддизм) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьянские восстания в Поднебесной опирались па идеологию даосизма. В период с VIII по XVII в. происходило формирование «Дао цзан» («Сокровищницы даосских писаний»), т.е. полного собрания сочинений сторонников даосизма. По некоторым оценкам, в него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.
----------------------------------------
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всё по-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».

------------------------------------------------------------------------
Даосизм - это древнекитайское учение, основанное Лао Цзы, жившим в У1-У в.в. до н. э.  Основные понятия этого учения:  дао, дэ,  увэй, ци,  инь и ян.
    Даосизм - учение Лао-цзы о дао - пути вещей, объективной реальности.
    Главная идея философа состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному пути — дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы (“старый учитель”), в мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.
    Невмешательство, или “недеяние” (увэй — созерцательное отношение к действительности)—одно из главных требований дао по отношению к человеку. Это и есть “следование естественности”. Это требование распространяется и на индивидуальную и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.
    Идеи Лао-цзы изложены к книге “Дао дэ цзин”,. которая относится, по предположениям,  к IV—III вв. до н. э. В книге употребляются следующие понятия: Дэ    - опредмечениое, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци — мельчайшая, телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие, светлые частицы Ци образуют мужское начало Ян, а тяжелые, темные — женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь “возвращается к своему корню”, т. е. снова распадается на первоначальные частицы. Жэнь — человеколюбие. Ли — ритуал.
    Эту связь вещей в природе  от начала до "возвращения к корню" можно схематически представить так:
  Дао - дэ -  инь и ян – ци – все сущее в мире -  всеобщая гармония – дао
  Дао - буквально означающее "путь"  имеет универсальный онтологический смысл. Это первопричина Вселенной, ее таинственная закономерность, целостность бытия. Дао присутствует во всем.  Дао не познаваемо разумом и невыразимо словами.

    Обратимся к тексту даосской книги "Дао дэ цзин".
/О природе дао/
"Дао, могущее быть выражено словами, не есть постояннс дао. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем - одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход с одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному"  (Гл 1, с. 182).
    "Небо и земля не обладают жэнь и относятся ко всему сущему, как к траве и животным". (Гл. 5).
    "Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Дао - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие  врата рождения - корень неба и земли. Оно и мельчайшее, и  бесконечное, а его действие неисчерпаемо". (Гл. 6).
    "Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности". (Гл. 25).
    "Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Оно столь туманно и неопределенно1 Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью" (с.183).
    "Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало. Если знать и государи смогут сохранить его, то все существа будут изменяться сами собой". (Гл. 37). 
    "Дао рождает единое. Единое рождает два (начала): инь и ян. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию". (Гл, 42).
    "Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности. Поэтому среди сущего нет ничего, что бы ни почитало дао и не ценило бы дэ. То, что дао почитается и дэ ценится, вытекает из естественности, а не из поведений дао и дэ". (Гл. 51, с. 184).
    "Если управлять Поднебесной,  следуя дао, то злые духи не будут вредить людям. И не потому, что злые духи перестанут творить зло, а потому, что содеянное ими не сможет принести людям вред". (Гл. 60).

      Как видим, даосизм содержит в своей философии некоторые  материалистические черты. Об этом свидетельствует, в частности,  учение о материальной субстанции Ци. Это же относится и к  идее  вечного и естественного закона бытия - дао, согласно которой независимо от постороннего вмешательства происходит постоянное обновление. Даосская идея вечного обновления бытия  остается справедливой, и  по сей день. И она  имеет, кстати говоря,  важное экологическое значение. “Недеяние” (в смысле запрещения грубого вмешательства в процесс развития природы) — неплохой совет даосов. Слишком очевидны сегодня нарушения экологических циклов, равновесия природе и процессов саморазвития, которые мы наблюдаем  во всем мире.
    Даосизм отразил в своем представлении очевидную диалектику жизни, когда в прекрасном есть безобразное, в добре — зло, в бытии — небытие и т. п. Гармония для него и состояла в подобном сосуществовании противоположностей.

    Приведем на этот счет некоторые положения из той же книги “Дао дэ цзин”
/Диалектические идеи/
    "Несчастье - и в нем заключено счастье. Счастье - в нем  заключено несчастье. Кто знает их границы? Они  не имеют постоянства. Прямота превращается в хитрость, добро - в зло" (Гл. 58).
    "Преодоление трудного  начинается  с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое  из малого.  Совершенномудрый  никогда не считает себя великим. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия..." (Гл. 63).
    "Кто много сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру,  у того не будет неудачи.. Кто знает предел, то не будет подвергаться опасности. Он может быть долговечным". (Гл. 44).
/О познании/
    "Нужно сделать свое  сердце предельно беспристрастным,  твердо  сохранять  покой.  Поскольку  все  сущее  изменяется  само собой,  нам остается лишь  созерцать его  возвращение  (к корню)…  Возвращение к прежнему корню называю покоем, а покой называю возвращением  к сущности.  Возвращение к сущности называю постоянством. Знание постоянства называю достижением ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядочности и бедам. Знающий постоянство становится совершенным. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. Тот, кто становится беспристрастным, может следовать за всем сущим, возвращающимся к корню. Тот, кто следует за всем сущим, возвращающимся к корню, следует естественности и следует дао. Тот,  кто следует дао вечен. Тот, кто следует дао, не будет подвергнут опасностям". (Гл. 16).
    "Знающие, не говорят, говорящие не знают".  (Гл. 56).
    "Знающий не доказывает, доказывающий не знает".  (Гл.81).
    "В древности умевший служить дао не просвещал народ, делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без применения их приводит страну к счастью". (Гл. 65).
    "Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает"  (Гл. 71).

    Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественно единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, отказ от сложной общественной организации - государства и сословного деления, отказ от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой  жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к с сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания  мудрецов он рассматривал как условие умиротворения рода ("“не будет ссор”").

/Этические и социально-политические воззрения/
    "Если не почитать мудрецов,  то в  народе не будет ccор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет во|ров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться... Следование недеянию  всегда приносит спокойствие".  (Гл. 3, .с. 187-188).
    "Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем  существам  и  ничему  не  противоборствует".    (Гл.  8, .с. 189).
    "Когда отошли от великого дао, появились жэнь и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, появляется сыновняя почтительность и родительская любовь  Когда в государстве царит беспорядок, появляются верные слуги". (Гл. 18).
    "Когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными". (Гл. 58, с. 189).
    "Ли - это признак отсутствия доверия и преданности. В ли — начало смуты. (Гл. 38, с. 190)



Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05