ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогическая практика студентов, обучающихся по специальности 050714. 65 Олигофренопедагогика занимает важное место в системе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Особая роль отводится рассмотрению проблемы изучения психического развития ребенка со специфическими образовательными потребностями, анализу методов, применяемых при первичном психолого-педагогическом обследовании с целью составления коррекционно-образовательных программ, при динамическом наблюдении за продвижением ребенка в процессе коррекционной работы.

В период прохождения педагогической практики студенты овладевают практическими навыками применения и модификации методик изучения психики ребенка, непосредственного экспериментирования, научного анализа экспериментальных данных и т.д. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребенка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук.

1.Цель и задачи практики

Целью педагогической практики является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с умственно отсталыми учащимися.

Задачи:

- совершенствование теоретического уровня овладения общими и специальными знаниями и выработка у студентов умения применять эти знания в практической педагогической деятельности;

- формирование умения наблюдать, анализировать и критически осмысливать учебно-воспитательный процесс в специальных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, обобщать передовой педагогический опыт;

- подготовка студентов к эффективному проведению коррекционно-развивающей, учебно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми дошкольного и школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей и возможностей;

- организация общения и совместной деятельности с детьми, изучение их возрастных особенностей;

- формирование творческого подхода к решению учебно-воспитательных задач и интереса к научно-исследовательской работе по специальности;

- воспитание любви к профессии педагога-дефектолога, стремления к совершенствованию своих педагогических способностей и профессионально значимых качеств личности будущего учителя.

2. Место практики в структуре основной образовательной программы (ООП)

Педагогическая практика направлена на освоение приемов и методов преподавания специальных дисциплин, навыков и умений самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы, позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта в образовательном процессе. Педагогическая практика связана межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и др. (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.

3. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущие контролирующие материалы

1. Подготовка докладов и рефератов

2. Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями к реализации учебно- воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.

3. Подготовка учебно- наглядных пособий.

Промежуточный контроль проводится посредством анализа и оценки уроков, которые дают студенты в процессе практики, анализа и оценки внеклассных мероприятий, а также анализа наблюдений за деятельностью студентов на практике в процессе непосредственного взаимодействия с детьми с нарушением интеллекта.

Итоговый контроль осуществляется путём анализа предоставленной по окончании практики студентом документации

Критерии оценок педагогической практики

Отношение к педагогической деятельности и выполнение отдельных видов деятельности на разных этапах практики:

-участие в конференциях;

-умение планировать свою педагогическую деятельность;

-умение общаться с детским коллективом;

-умение общаться с педагогическим коллективом образовательного учреждения;

-качество проведения уроков, фронтальных и индивидуальных занятий;

-умение проводить психолого-педагогическое обследование детей;

-умение анализировать собранный материал;

-умение обобщать педагогический опыт;

-умение оформлять отчетную документацию.

Отчётная документация по педагогической практике

Задание по каждому направлению выполняется студентом и сдаётся на анализ преподавателю, групповому руководителю практики.

Преподаватель выставляет отметку о выполнении задания в Дневник педагогической практики.

По окончании педагогической практики (к её защите) студенты представляют руководителю следующую отчётную документацию:

1. Самоанализ- письменный отчёт по педагогической практике: анализ проведённой в период педагогической практики работы (чему научились, каких достигли результатов в обучении и воспитании школьников, какие обнаружили пробелы и недостатки в своей подготовке и др.).

Примерная схема отчёта по педагогической практике:

- ФИО, № группы;

- период прохождения педагогической практики;

- школа, класс, в котором проходила педагогическая практика;

- содержание проведённой работы в школе в период прохождения педагогической практики;

- предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации педагогической практики.

2. Характеристику от школы, заверенную подписью директора и печатью учреждения.

3. Дневник посещаемости, который заполняется ежедневно по следующей форме:

Дата

Деятельность студента

Отметка за выполнение заданий; краткий анализ деятельности студента (заполняется учителем)

4. По завершении практики все студенты принимают участие в отчётной конференции (организуется факультетским руководителем, проводится с участием преподавателей всех кафедр факультета).

4. Требования к результатам обучения

Студенты должны знать:

- объект, субъект и предмет изучения олигофренопедагогики;

- задачи олигофренопедагогики;

- основные методы исследования, применяемые в олигофренопедагогике; этапы развития помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом; систему помощи детям с нарушением интеллекта в России; теоретические основы олигофренопедагогики;

- особенности воспитания и обучения ребенка с нарушением интеллекта: в младенческий период, в раннем, дошкольном и школьном возрасте;

- основные законодательные акты РФ, направленные на защиту прав и социальную поддержку детей с особыми образовательными потребностями;

- положительные и отрицательные параметры дифференцированного и интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями;

- содержание воспитания детей с нарушением интеллекта;

- содержание школьного воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта;

- задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта;

- методы, приемы и средства воспитания и обучения учащихся с нарушением интеллекта;

- формы организации воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта;

- алгоритм проведения психолого-педагогической диагностики знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта;

- методы и формы работы с родителями детей с нарушением интеллекта по включению их в коррекционно-педагогический процесс;

- содержание индивидуальной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, в условиях специального учреждения.

Студенты должны уметь:

- анализировать программы, учебные пособия для детей с нарушением интеллекта;

- проводить психолого-педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей с нарушением интеллекта;

- проводить анализ полученных экспериментальных данных;

- составлять психолого-педагогическую характеристику умственно отсталого ребенка;

- применять на практике теорию обучения и воспитания детей данных категорий;

- осуществлять нравственное, эстетическое, трудовое воспитание с целью эффективной социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта;

- владеть навыками организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения;

-осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе;

-планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов;

-проводить работу с родителями детей с нарушением интеллекта.

5. Структура и содержание практики

Дневное отделение

Учитель старших классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Общая трудоемкость практики составляет 1 неделя в 7 семестре, 3 недели в 8 семестре и 8 недель в 9 семестре, __________ часов.

Заочное отделение

Учитель старших классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Общая трудоемкость практики составляет 12 недель в 9 семестре, __________ часов.

Содержание деятельности студентов на педагогической практике

Знакомство с годовым планом педагогической работы учреждений для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых и с задержкой психического развития).

Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемых категорий в разных возрастных группах.

Знакомство с организацией коррекционно-педагогической работы в одной возрастной группе (изучение календарного и индивидуального планов коррекционного педагога).

Психолого-педагогическое изучение ребенка: знакомство с историей развития (сбор анамнеза), с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, проведение наблюдений за ребенком в разных видах детской деятельности (в свободной деятельности, в процессе занятий, режимных моментов, на прогулках, в ходе психолого-педагогического обследования ребенка). Беседа с учителями, педагогами-воспитателями, с врачом-психоневрологом, с другими членами пед. коллектива.

Составление развернутой психолого-педагогической характеристики и разработка индивидуального плана работы с ребенком.

Разработка конспектов и проведение фронтальных и индивидуальных занятий (пробных и открытых) с детьми.

Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с детьми.

Изготовление дидактических пособий.

Этапы педагогической практики

На первом этапе проводится установочная конференция на факультете, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием педагогической практики. Кроме того, студенты получают консультацию по оформлению документации, установку на общение с коллективом учреждения.

В школе студенты знакомятся с задачами коррекционно-воспитательной работы конкретного учреждения (с годовым планом), с особенностями режима дня детей каждой возрастной группы. Студенты распределяются по подгруппам (2-3 человека), знакомятся с педагогическим коллективом и с воспитанниками одной возрастной группы, в которой они будут проходить практику.

В обязательном порядке организуется встреча студентов с врачом-психоневрологом для изучения форм координации работы врача-психоневролога с педагогическим коллективом, с целью комплексного воздействия на ребенка.

Специалист обращает внимание на роль биологического и социального факторов в развитии каждого ребенка. При этом он акцентирует внимание на медицинской поддержке детей в настоящий момент.

На данном этапе педагогической практики студенты приступают к обследованию детей. Каждый студент изучает одного ребенка, собирая о нем полную информацию. Используются следующие методы изучения: беседа (с коррекционным педагогом, с педагогами-воспитателями, врачом-психоневрологом, музыкальным руководителем, инструктором по ритмике и др.); изучение истории развития ребенка (сбор анамнеза); наблюдение (в свободной деятельности и в деятельности, специально организованной взрослым); изучение продуктов детской деятельности; психолого-педагогическое обследование ребенка.

Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.

На втором этапе студенты разрабатывают конспекты фронтальных и индивидуальных занятий, подбирают практический материал, консультируются с коррекционным педагогом группы и с методистом практики, проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми, знакомятся с формами работы с родителями воспитанников образовательного учреждения.

Кроме того, студенты посещают занятия с детьми в разных возрастных группах с целью целенаправленного наблюдения и последующего анализа, а затем - в закрепленных за ними классах.

В процессе подготовки студентов к проведению занятий с детьми коррекционный педагог помогает определить тематику занятий. В свою очередь, студенты планируют по данной теме несколько занятий (пробное и открытое), определяя самостоятельно цель, подбирая оборудование, методы и приемы работы с детьми.

На открытом уроке присутствуют студенты данной группы и желающие из других групп. Все проведенные занятия подробно анализируются. Очень важно научить студентов самостоятельно проводить подготовительную работу по данной теме, разрабатывать приемы работы с детьми, подбирать и адекватно использовать оборудование. В ходе анализа занятия необходимо сформировать у студентов умение выделять коррекционную направленность дидактических приемов, учитывать индивидуальность каждого ребенка, использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Открытое занятие оценивается коррекционным педагогом.

При подготовке к проведению индивидуальных занятий каждый студент подробно изучает ребенка, выявляя его актуальный уровень развития и потенциальные возможности, то есть «зону ближайшего развития». При этом акцентируется внимание на индивидуальной структуре нарушения. Исходя из полученных данных, студент составляет индивидуальный план работы с ребенком на весь период педагогической практики, занимается с этим ребенком по специально составленной коррекционно-развивающей программе, а в итоге проводит открытое занятие.

При анализе открытого занятия студент дает подробное обоснование основным направлениям индивидуальной коррекционно-развивающей работы с этим ребенком, на данном этапе его развития. Индивидуальное занятие также оценивается коррекционным педагогом.

Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, в подборе дидактического материала, планирование уроков студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, подготовка детей к проведению воспитательных мероприятий, организация анализа просмотренных уроков.

На заключительном этапе предусматривается подведение итогов практики. Студенты обобщают свой педагогический опыт в докладах, участвуют в научных конференциях. Методисты и коррекционные педагоги анализируют деятельность студентов, отмечают возникшие трудности и наиболее удачные решения поставленных задач в ходе проведения уроков. Общая оценка за практику складывается из оценок за проведение открытых уроков и воспитательного мероприятия, с учетом отношения каждого студента к педагогической деятельности в целом, участия в анализе занятий и оформления документации.

Формы работы студентов: работа с методической литературой, подготовка конспектов занятий и уроков, оформление протокола и психолого-педагогической характеристики на одного ребенка, дневника педагогической практики, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04