3 недели на 8 семестре.

Учитель старших классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

I. Задание по педагогике и психологии

1. Познакомьтесь с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проводиться практика, подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал.

2. Посетите уроки учителей и студентов- практикантов, запротоколируйте, проведите психолого- педагогический анализ уроков учителя и примите участие в их обсуждении.

3. Проведите и проанализируйте внеклассное воспитательное мероприятие.

II. Задание по специальной педагогике и специальной психологии

1. Проанализируйте анамнестические данные всех учеников одного из старших классов, в котором вы проводили уроки, и представьте в таблице:

Имя. Ф

DS по МКБ-10

Расшифровка DS

Этиология

2. Представьте психолого- педагогическую характеристику 1 ученика по схеме.

3. Проанализируйте уровень усвоения детьми программного материала по одной из дисциплин учебного плана и представьте в соответствии с психолого- педагогической дифференциацией:

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

4 подгруппа

Имя, Ф.

Критерии отнесения к подгруппе:

1-в полном объёме усваивает программный материал, способен к выполнению самостоятельной работы после одно- двукратного объяснения (в основном неосложнённая форма умственной отсталости лёгкой степени);

2-усвоение программного материала на среднем уровне, самостоятельно работает после двух- трёхкратного объяснения и показа (в основном форма лёгкой умственной отсталости, осложнённая локальными поражениями головного мозга, не имеющими ярко выраженных проявлений);

3-усвоение программного материала на низком уровне, самостоятельно работу выполнять может после многократного объяснения только при наличии постоянного контроля, ждёт подсказки, нерешителен (в основном лёгкая умственная отсталость, осложнённая нарушением нейродинамики психических процессов);

4-программный материал не усваивает, самостоятельно не работает (в основном умственная отсталость умеренной и тяжёлой степени в сочетании с другими дефектами).

III. Задание по математике и методике преподавания математики

1. Запротоколируйте уроки математики (фрагменты уроков, не менее 5), на которых изучаются числа, отношения между числами, вычислительные приёмы. Опишите эти свойства и понятия и дайте характеристику вычислительным приёмам. Выясните у учителя основные педагогические цели этих фрагментов урока, укажите соответствие каждого вида работы учащихся этим целям.

2. Выявите представление учащихся об арифметических действиях. Для этого предложите детям ответить на вопросы «Что такое сложение, вычитание, деление, умножение?» и т. п., изобразив своё понимание в рисунке или тексте. Полученную информацию зафиксируйте и проанализируйте. Также предложите детям дать разные варианты ответов на вопрос «Что может обозначать данная вами запись (например, 17x25)?». Проанализировав полученную информацию, выясните понимание детьми различных смыслов арифметических действий.

3. Проведите анализ материала учебника математики, по которому работает класс (на период педагогической практики), с точки зрения изучения чисел и формирования вычислительных навыков, реализации современных педагогических концепций обучения. Текст анализа представьте в отчёте. 4. Проведите не менее 4- 5 уроков математики по одной теме (вопросу темы). Обязательно проведите письменные работы для выявления качества усвоения учащимися знаний и умений, полученных на Ваших уроках. Текст письменной работы, работы учащихся (выполненные на отдельных листках), таблицу с классификацией достижений и ошибок оформите в отчёте. Также в отчёте представьте педагогические цели каждого урока и анализ достижения этих целей после каждого урока (какие цели достигнуты, какие- нет, причины).

5. Составьте текст проверочной работы для учащихся своего класса, целями которой будут: выяснение уровня понимания детьми смысла арифметических действий, определение уровня владения алгоритмами выполнения действий с числами. Проведите эту работу и сделайте её анализ (текст проверочной работы, анализ представьте в отчёте).

6. Запротоколируйте образцы объяснения вычислительных приёмов детьми, проведите анализ этих объяснений.

IV. Задание по русскому языку и методике преподавания русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки русского языка, проводимые учителем и студентами- практикантами. В ходе анализа подробно остановитесь на выделении стадий изучения нового материала и стадиях закрепления: наличие в уроке данных структурных элементов, формы работы учителя и учащихся, соответствие предлагаемых учителем заданий и упражнений задачам этапа урока. Проследите за постепенным усложнением заданий и использованием вариативного дидактического и языкового материала.

2. В течение практики оказывайте учащимся класса помощь в подготовке домашних заданий: разъясняйте задания, переформулируйте задания к упражнениям, помогайте подбирать научно- познавательную литературу к уроку, отбирать материал для выступления и др. Зафиксируйте в Дневнике, кому и какого рода помощь оказали за период практики.

3. Подготовьте и проведите 2- 3 урока русского языка, планы- конспекты представьте к отчёту. Предусмотрите вариативные задания для детей 3 и 4 подгруппы по психолого- педагогической дифференциации.

4. Самостоятельно проверяйте тетради учащихся каждый день.

5. Оценивайте устные ответы учащихся на своих уроках, отметки обосновывайте.

6. Разработайте наглядное пособие (таблица, схема) по грамматике для вашего класса, которое будет помогать ученикам в усвоении «трудных» тем. В Дневнике изобразите пособие в уменьшенном виде; там же должна быть отметка учителя- наставника о проделанной работе.

ЧТЕНИЕ

1. Запротоколируйте все уроки чтения, проводимые учителем. Анализируя уроки, дайте подробную характеристику:

- одному типовому уроку знакомства с новым материалом;

- одному нетрадиционному уроку.

2. Подготовьте и проведите 3- 4 урока чтения, среди которых должны быть:

- урок с включением биографической справки и наблюдением за образом автора в системе текста;

- урок- сравнение двух произведений на близкую тему (одного автора или разных авторов).

V. Задание по изобразительному искусству, ручному труду.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА

1. Предварительно в ходе беседы с учителем выясните:

- по какой программе (традиционной, авторской) обучаются дети данного класса, если класс занимается по одной из известных авторских программ, то в процессе подготовки к уроку просмотрите текст программы, обращая особое внимание на цели и задачи, если фамилия автора вам неизвестна или учитель занимается по собственной авторской программе, расспросите более подробно, в чём заключается основная идея, каковы цели и задачи этой программы, в чём отличие от других программ по трудовому обучению;

- какова тема урока, на котором вы будете присутствовать, а также его цели и задачи;

- была ли предварительная подготовительная работа с детьми для проведения урока и если да, то какая именно (экскурсия, посещение музея, прочтение учащимися какого- либо произведения, подбор необходимых иллюстраций и т. п.);

- общую характеристику класса по владению трудовыми навыками и умениями, уровню художественного развития, приобщённости детей к различным видам декоративно- прикладного искусства.

2. Исследуйте изменение уровня трудовых умений учащихся вашего класса за прошлый учебный год, если вы продолжаете работать в том же классе. Подготовьте сообщение о результатах этого исследования к зачёту по педпрактике.

3. Подготовьте и проведите 2 урока трудового обучения. Сделайте анализ детских работ (консультации с преподавателем и учителем обязательны).

4. Организуйте в классе выставку работ детей, выполненных на уроках. Отчёт о выставке представьте на занятии.

5. Выполните образец изделия к уроку. После проведения урока образец изделия следует приложить к отчёту.

6. Отчёт по проделанной работе (с приложением детских работ) представьте руководителю педпрактики.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. В предварительной беседе с учителем выясните, по какой программе обучаются учащиеся данного класса. Если учитель занимается по авторской программе, то следует ознакомиться с концепцией, целями, задачами данной программы. Выясните тему урока изобразительного искусства у учителя, определите место этого урока в системе уроков данной четверти; цели и задачи урока. Ознакомьтесь с общим уровнем творческих способностей учащихся данного класса. Всю информацию подробно занесите в Дневник педагогической практики.

2. Подготовьте и проведите 2 урока изобразительного искусства. Проанализируйте творческие работы учащихся. Результаты анализа внесите в Дневник по педагогической практике (консультации с преподавателем и учителем обязательны).

3. Выполните наглядное пособие для проведения урока. Данное пособие следует приложить к отчёту по педпрактике.

4. Сделайте итоговую выставку детских работ (по теме или выборочно по всем темам). Напишите отзыв о выставке (мнение детей, учителей, родителей). Отметьте положительные и отрицательные моменты выставки.

5. Подробный отчёт о проделанной работе (с приложением детских работ) представьте руководителю педпрактики.

VI. Задание по методике преподавания естествознания

Познакомьтесь с классом, подготовьтесь к проведению учебной и воспитательной работы: подберите необходимые дидактические материалы.

Задания:

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету. Выясните:

- по каким программам работает учитель, какие учебники используются на уроках;

- используют ли дети рабочие тетради по естествознанию;

- имеется ли в классе живой уголок, календарь наблюдений за природой;

- ведутся ли в школе уроки экологии (кто ведёт эти уроки, по каким программам, какие темы рассматриваются);

- какой методической литературой пользуется учитель.

2. Запротоколируйте 2 урока (учителя и своего сокурсника), проведите анализ по плану:

1. Тип урока.

2. Цель и задачи урока: образовательные, коррекционно- развивающие, воспитательные.

3. Оборудование на уроке (для учителя, ученика), его соответствие цели, задачам, содержанию урока.

4. Готовность класса к уроку (подготовка доски, размещение наглядных пособий, качество выполнения домашнего задания).

5. Начало урока: как учитель организует и поддерживает внимание учеников, каким образом вводится новая тема.

6. Реализация цели, задач на уроке:

- как в ходе урока используется выполненное детьми домашнее задание; приёмы проверки домашнего задания;

- изучение нового материала: организация познавательной деятельности учащихся на этом этапе; содержание излагаемого материала, его доступность, систематичность, научность, связь с жизнью и практикой; понятия, формируемые на уроке; использование наглядностей; воспитание бережного отношения к природе, использование наблюдений учащихся за природой при изучении нового материала;

- разнообразие методов и приёмов, используемых на уроке, их соответствие возрастным и психологическим особенностям учащихся, формирование умений и навыков, формы работы, повышающие познавательную активность учащихся на уроке: включение ранее приобретённых знаний о природе в новые связи, использование ТСО на уроке, проблемные вопросы, сочетание коллективной и индивидуальной форм работы учеников.

7. Структура урока: основные этапы урока и время, выделенное для них; переход от одной части урока к другой; соответствие структуры содержанию урока; выстроена ли структура урока по разнообразию методов или по содержанию.

8. Деятельность учителя: владение материалом, стиль общения с классом, увлечённость работой, руководство мыслительной деятельностью детей, побуждение их к анализу, синтезу, сравнению, самостоятельным выводам, оценка ответов учащихся, её обоснование.

9. Деятельность учащихся: степень заинтересованности, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

10. Соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся (статическое состояние или подвижность, переключение внимания с одного вида деятельности на другой).

11. Результативность урока: достижение цели урока, качество знаний учащихся, прочность усвоенного.

12. Форма домашнего задания: носит ли опережающий творческий характер или имеет репродуктивную направленность, индивидуальные, групповые задания или для всего класса, предполагаются различные задания на выбор или обязательное для всех.

13. Выпишите задания на формирование у детей:

- взаимосвязей в живой и неживой природе;

- убеждённости в необходимости охраны природы как в своём крае, так и в стране и на всей планете.

3. Проведите 2- 4 урока по природоведению (естествознанию) (в зависимости от базисного плана и от числа студентов- практикантов в классе). Обязательно приготовьте к этим урокам наглядные пособия и развёрнутые конспекты, покажите их методисту для согласования.

4. Выясните, ведётся ли внеклассная работа по предмету, в чём она выражается? Какому виду внеклассной работы отдаётся предпочтение: а) групповая; б) индивидуальная; в) массовая?

Результаты выполнения заданий в письменном виде после педагогической практики сдайте на проверку руководителю педпрактики.

VII. Задание по географии и методике преподавания географии

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету.

2. Проанализируйте учебники географии с точки зрения соответствия текста учебника программным требованиям и уровню усвоения материала детьми с нарушениями интеллекта. Данные анализа представьте к отчёту.

3. Подготовьте и проведите 1- 2 урока географии. В планы- конспекты включите коррекционно- развивающие упражнения с подробным их описанием, а также вариативные задания для детей 3 и 4 подгруппы по психолого- педагогической дифференциации. Планы- конспекты с анализом проведённых по ним уроков представьте к отчёту.

VIII. Задание по истории и методике преподавания истории

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету, проанализируйте календарно- тематический план на учебный год. План с анализом представьте к отчёту.

2. Проанализируйте учебники истории с точки зрения соответствия текста учебника программным требованиям и уровню усвоения материала детьми с нарушениями интеллекта. Данные анализа представьте к отчёту.

3. Выясните, какой методической литературой пользуется учитель для разработки календарно- тематических планов на учебный год и планов- конспектов уроков. Зафиксируйте эти методические источники в Дневнике педпрактики.

3. Подготовьте и проведите 1- 2 урока истории. В планы- конспекты включите коррекционно- развивающие упражнения с подробным их описанием, а также вариативные задания для детей 3 и 4 подгруппы по психолого- педагогической дифференциации. Планы- конспекты с анализом проведённых по ним уроков представьте к отчёту.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04