8 недель на 9 семестре (дневное отделение)

12 недель на 9 семестре (заочное отделение)

Учитель старших классов в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

I. Задание по педагогике и психологии

Исследовательская работа

1. Проведите исследование по теме выпускной квалификационной работы.

2. Познакомьтесь с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проводиться практика, подготовьте необходимые наглядные пособия и дидактический материал.

3. Посетите уроки учителей и студентов- практикантов, запротоколируйте, проанализируйте и примите участие в обсуждении.

4. Составьте психолого- педагогическую характеристику класса, в котором вы проводили уроки.

Работа с родителями

Подготовьте и проведите родительское собрание.

Подробно охарактеризуйте проведённую в ходе педагогической практики работу и представьте отчёт, в котором должна быть отражена следующая информация:

- характеристика состояния учебно- воспитательной работы в классе;

- характеристика класса, школы, в которой проходила практика;

- анализ своей учебной работы;

- анализ работы в классе в качестве классного руководителя;

- общие выводы (какие знания, умения и навыки приобретены в процессе практики);

- предложения по совершенствованию организации педагогической практики.

II. Задания по специальной педагогике и специальной психологии

1. Проанализируйте анамнестические данные учеников одного из старших классов, в котором вы проводили уроки и представьте в таблице:

Имя. Ф

DS по МКБ-10

Расшифровка DS

Этиология

2. Представьте психолого- педагогическую характеристику 1 ученика.

3. Проанализируйте уровень усвоения детьми программного материала по одной из дисциплин предметного цикла и представьте в соответствии с психолого- педагогической дифференциацией:

1 подгруппа

2 подгруппа

3 подгруппа

4 подгруппа

Имя, Ф.

Критерии отнесения к подгруппе:

1-в полном объёме усваивает программный материал, способен к выполнению самостоятельной работы после одно- двукратного объяснения (в основном неосложнённая форма умственной отсталости лёгкой степени);

2-усвоение программного материала на среднем уровне, самостоятельно работает после двух- трёхкратного объяснения и показа (в основном форма лёгкой умственной отсталости, осложнённая локальными поражениями головного мозга, не имеющими ярко выраженных проявлений);

3-усвоение программного материала на низком уровне, самостоятельно работу выполнять может после многократного объяснения только при наличии постоянного контроля, ждёт подсказки, нерешителен (в основном лёгкая умственная отсталость, осложнённая нарушением нейродинамики психических процессов);

4-программный материал не усваивает, самостоятельно не работает (в основном умственная отсталость умеренной и тяжёлой степени в сочетании с другими дефектами).

III. Задание по математике и методике обучения математике.

1. В первую неделю познакомьтесь с классом (если это новый класс), подготовьтесь к проведению учебной и воспитательной работы по математике: подберите необходимые дидактические материалы, разработайте примерные тематические календарные планы по обучению математике, виды и формы исследовательской работы для написания выпускной квалификационной работы (если вы пишете выпускную квалификационную работу по методике преподавания математики).

2. Начиная со второй недели проводите уроки математики. В отчёте представьте педагогические цели каждого урока и анализ достижения этих целей после каждого урока (какие цели достигнуты, какие- нет, причины).

3. Обязательно проведите письменные работы для выявления качества усвоения учащимися знаний и умений, полученных на Ваших уроках. Тексты письменных работ, работы учащихся (выполняются на отдельных листах), таблицы с классификацией достижений и ошибок необходимо оформить в отчёте.

4. Завершите опытно- экспериментальную часть научной работы.

5. В качестве приложения к самоанализу представьте 1 план- конспект урока математики, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

IV. Задание по русскому языку и методике преподавания русского языка

РУССКИЙ ЯЗЫК

1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки русского языка, проводимые учителем и студентами- практикантами. В ходе анализа вычлените структуру урока, использование учителем приёмов, активизирующих разные каналы восприятия и усвоения учебной информации. Выявите элементы работы по развитию речи учащихся на данном уроке: на каком этапе урока проводилась работа, тип речевого упражнения, для какого направления работы по развитию речи предлагались задания (произносительный уровень развития речи, лексический, грамматический, синтаксический, уровень текста).

2. В течение первых 5- 7 дней работы в школе составьте календарно- тематическое планирование на время практики.

3. Подготовьте и проведите уроки русского языка разных типов: уроки изучения нового материала, закрепления, обобщающего повторения, контроля (все уроки русского языка, выпадающие на время активной практики). Проанализируйте по одному уроку каждого типа, наиболее удачному.

4. Самостоятельно проверяйте тетради учащихся в течение практики, реализуя индивидуальный подход в оценивании ученических работ, используя данные психолого- педагогических исследований, проведённых в классе.

5. Аргументировано и своевременно оценивайте устные ответы учащихся на своих уроках.

6. Планируйте и проводите на уроке индивидуальную работу с учащимися (отстающими и продвинутыми).

7. Если вы пишите выпускную квалификационную работу по методике русского языка, проведите необходимое исследование.

8. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока русского языка, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

ЧТЕНИЕ

1. Запротоколируйте и проанализируйте все уроки чтения, проводимые учителем.

2. Разработайте и проведите все уроки чтения, выпавшие на время активной практики.

3. Выполните сравнительный анализ двух собственных уроков по изучению лирического и прозаического произведения.

Структура анализа:

- Как реализуется в цели урока специфика литературного рода данных произведений (лирика, эпос)?

- Как демонстрируются в методических приёмах различия лирики и эпоса?

- Чем различается работа над образами автора и героев в лирическом и эпическом произведениях?

- В чём отличие композиционных средств лирического и эпического произведений?

- В чём видится Вам специфичность лирического стихотворного произведения, и как это видение проявляется в системе урока?

4. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока чтения, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

V. Задание по изобразительному искусству, ручному труду.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА

1. Предварительно в ходе беседы с учителем выясните:

- по какой программе (традиционной, авторской) обучаются дети данного класса, если класс занимается по одной из известных авторских программ, то в процессе подготовки к уроку просмотрите текст программы, обращая особое внимание на цели и задачи, если фамилия автора вам неизвестна или учитель занимается по собственной авторской программе, расспросите более подробно, в чём заключается основная идея, каковы цели и задачи этой программы, в чём отличие от других программ по трудовому обучению;

- какова тема урока, на котором Вы будете присутствовать, а также его цель и задачи;

- была ли предварительная подготовительная работа с детьми для проведения урока и если да, то какая именно (экскурсия, посещение музея, прочтение учащимися какого- либо произведения, подбор необходимых иллюстраций и т. п.);

Представьте общую характеристику класса по владению трудовыми навыками и умениями, уровню художественного развития, приобщённости детей к различным видам декоративно- прикладного искусства.

2. Разработайте эскиз оформления классной комнаты к празднику. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства вместе с детьми изготовьте необходимые элементы для оформления интерьера классной комнаты. Оформите ими классную комнату.

3. Разработайте планы- конспекты уроков и наглядные пособия к ним. Сделайте анализ детских работ.

4. Примите активное участие в подготовке детей к внеклассному мероприятию через проведение серии уроков по изобразительному искусству и трудовому обучению. Например, проведение «Зимних святок», «Новогоднего карнавала», «Новый год по восточному календарю» (изготовление и роспись масок, костюмов, атрибутов праздника и т. п.).

5. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока ручного труда, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1. В предварительной беседе с учителем выясните, по какой программе обучаются учащиеся данного класса. Если учитель занимается по авторской программе, то следует ознакомиться с концепцией, целями, задачами данной программы. Выясните тему урока изобразительного искусства у учителя, определите место этого урока в системе уроков данной четверти; цели и задачи урока. Ознакомьтесь с общим уровнем творческих способностей учащихся данного класса. Всю информацию подробно занесите в Дневник педагогической практики.

2. Подготовьте и проведите уроки изобразительного искусства. Проанализируйте творческие работы учащихся. Результаты анализа внесите в Дневник по педагогической практике (консультации с преподавателем и учителем обязательны).

3. Выполните наглядное пособие для проведения урока. Данное пособие следует приложить к отчёту по педпрактике.

4. Сделайте итоговую выставку детских работ (по теме или выборочно по всем темам). Напишите отзыв о выставке (мнение детей, учителей, родителей). Отметьте положительные и отрицательные моменты выставки.

5. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока изобразительного искусства, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

VI. Задание по методике преподавания естествознания

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету. Выясните и отметьте в дневнике:

- по каким программам работает учитель, какие учебники использует на уроках, есть ли соответствие между используемыми программами и учебниками;

- использует ли рабочие тетради по естествознанию (авторы);

- имеется ли в классе живой уголок, календарь наблюдения за природой;

- ведутся ли в школе уроки экологии (кто ведёт этот урок, по каким программам?);

- какой методической литературой пользуется учитель.

2. Проведите уроки естествознания (в зависимости от базисного плана). Обязательно приготовьте к этим урокам наглядные пособия и развёрнутые конспекты, согласуйте их с методистом кафедры.

3. Проведите одно внеклассное мероприятие на экологическую тему, согласовав её с методистом кафедры, разработку сдайте на кафедру.

4. Проведите экскурсию (пришкольный участок, парк, ботанический сад, зоопарк, зимний сад, краеведческий музей), предварительно разработав доэкскурсионные и послеэкскурсионные задания. Проведите обсуждение и составьте миникнижку, состоящую из полученных впечатлений, стихов, загадок, выполненных письменно заданий, рисунков и т. п. Можно представить результаты экскурсии в виде красочно оформленного стенда.

5. Разместите комнатные растения в классе в соответствии с их экологическими особенностями. Организуйте уход с учётом биологических требований.

6. Разработайте и примените задания экологического (природоохранного) характера для других предметов (всех).

7. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока естествознания, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

VII. Задание по географии и методике преподавания географии

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету.

2. Проанализируйте учебники географии с точки зрения соответствия текста учебника программным требованиям и уровню усвоения материала детьми с нарушениями интеллекта. Данные анализа представьте к отчёту.

3. Выясните, какой методической литературой пользуется учитель для составления календарно- тематических планов и планов- конспектов уроков, зафиксируйте данные методические источники в своём Дневнике педпрактики.

4. Подготовьте и проведите уроки географии. В планы- конспекты включите коррекционно- развивающие упражнения с подробным их описанием, а также вариативные задания для детей 3 и 4 подгруппы по психолого- педагогической дифференциации. Включите также использование ТСО: компьютер, интерактивная доска. Планы- конспекты с анализом проведённых по ним уроков представьте к отчёту.

5. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока географии, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

VIII. Задание по истории и методике преподавания истории

1. Ознакомьтесь с работой учителя по предмету, проанализируйте календарно- тематический план на учебный год. План с анализом представьте к отчёту.

2. Проанализируйте учебники истории с точки зрения соответствия текста учебника программным требованиям и уровню усвоения материала детьми с нарушениями интеллекта. Данные анализа представьте к отчёту.

3. Выясните, какой методической литературой пользуется учитель для разработки календарно- тематических планов на учебный год и планов- конспектов уроков. Зафиксируйте эти методические источники в Дневнике педпрактики.

3. Подготовьте и проведите уроки истории. В планы- конспекты включите коррекционно- развивающие упражнения с подробным их описанием, а также вариативные задания для детей 3 и 4 подгруппы по психолого- педагогической дифференциации. Планы- конспекты с анализом проведённых по ним уроков представьте к отчёту.

4. Разработайте и проведите внеклассное мероприятие по профилактике девиантного и делинквентного поведения у учащихся с нарушениями интеллекта. План- конспект мероприятия и анализ его проведения представьте к отчёту.

5. В качестве приложения к самоанализу представьте один план- конспект урока истории, проведённого вами, заверенный учителем- наставником.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04