МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

 

 

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении»

(модуль дополнительной образовательной программы

повышения квалификации)

Разработчики модуля:

 

Абаскалова Н.П., д.п.н, профессор.

Зверкова А.Ю., к.пед.н.

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012


I. СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Цель обучения: формирование у руководителей, педагогов образовательных учреждений представлений о здоровом образе жизни и компетенций сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия.

Входные требования: содержание модуля рассчитано на руководителей, заместителей руководителей учреждений образования всех видов и типов, педагогов-кураторов разделов основных образовательных программ в учреждении (начального, основного или дошкольного образования) не имеющих специализированного дополнительного образования по сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия.

Входные требования к обучающимся - опыт управленческой деятельности по организации психолого-педагогических мероприятий способствующих сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия, желание овладеть современными управленческими технологиями.

Объём часов, в т.ч. на самостоятельную работу: срок освоения модуля –  72 часов.

Форма обучения: с отрывом от работы.

Результаты обучения

Результат 1. Слушатели получат представление о сущности здорового образа жизни, влиянии на состояние здоровья компонентов образовательной системы учреждения на основе изучения концепций, принципов и моделей здоровьесбережения.

Результат 2. Слушатели овладеют методикой построения здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского образования (концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации).

Результат 3. Слушатели научатся обеспечивать процесс сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия в образовательном учреждении на основе  эффективных  методов и приемов формирования здорового образа жизни.

Показатели оценки результатов

Результат 1. Слушатели получат представление о сущности здорового образа жизни в образовательном учреждении на основе изучения концепций здоровьесбережения, принципов и моделей формирования здоровьесберегающей среды, возрастных особенностей сохранения здоровья.

 

Показатели оценки результата:

1.  Слушатели называют принципы и функции здоровьесбережения, имеют представление о роли, функции и задачах сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия в современной организации.

2.  Знают виды, методы, приемы формирования здорового образа жизни.

3.  Слушатели называют основные аспекты компетенций сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия, их основные параметры   и   принципы реализации в образовательных учреждениях разных видов и типов.

4.  Называют основные виды и процедуры контроля за процессом формирования здорового образа жизни и сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия.

5.  Слушатели знают эффективные способы и приемы формирования здорового образа жизни в образовательном учреждении.

6.  Знают основы, принципы и методы организации процедур по сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия.

 

Требования к предмету оценивания:

По показателю 1-6. Слушатель должен выполнить мультимедийную презентацию.

Результат 2. Слушатели научатся обеспечивать процесс функционирования «Программы «Здоровья»» образовательного учреждения на основе эффективных методов и приемов управления, в соответствии с методикой построения здоровьесберегающей среды учреждения применяя на практике структуру концепции реформирования российского образования (концепции «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации).

 

Показатели оценки результата:

  1. Умеют анализировать структуру имеющихся аспектов сохранения здоровья в образовательном учреждении и разрабатывать  предложения по совершенствованию здоровьесберегающей среды.
  2. Умеют использовать методы контроля и  разрабатывать  процедуры  оценки степени сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия.
  3. Умеют ставить цели и формулировать задачи, связанные с    реализацией профессиональных функций по разработке и управлению здоровьесберегающей средой учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского образования (концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации).
  4. Умеют анализировать факторы, влияющие на реализацию здоровьесберегающих педагогических технологий во внешней и внутренней среде образовательного учреждения, выявлять ключевые элементы  и  оценивать  их  влияние  на представления о  среде сохранения здоровья.
  5. Умеют разрабатывать комплекс мер по построения здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского.

Требования к предмету оценивания:

По показателю 1. Слушатель должен представить организационную структуру управления здоровьесберегающей средой учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского образования.

По показателю 2. Слушатель должен выполнить задание по анализу эффективности различных методов здоровьесбережения и выполнить кейс по структурированию мероприятий по формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении.

По показателю 3. Слушатель должен выполнить задание по построению здоровьесберегающей среды учреждения.

По показателю 4. Слушатель должен представить анализ деятельности учреждения по направлению здоровьесбережения.

По показателю  5. Слушатель должен выполнить задание по конструированию системы здоровьесбережения на основе метода проектов.

По показателям 1-5. Слушатели выполняют проект по обозначенным проблемам.

 

Результат 3. Слушатели научатся обеспечивать процесс сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия в образовательном учреждении на основе  эффективных  методов и приемов формирования здорового образа жизни.

 

Показатели оценки результата:

1. Слушатели способны проводить анализ здоровьесберегающих образовательных технологий, их влияния на состояние приемов формирования здорового образа жизни.

2. Слушатели владеют методами реализации основных       здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Слушатели владеют различными способами построения индивидуальной траектории здоровьесбережения внутри учреждения.

4. Слушатели владеют компетенцией сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия.

Требования к предмету оценивания:

По показателям 1-4. Слушатели  выполняют презентацию портфолио по обозначенным проблемам.

Пояснительная записка

  1. 1. Содержание и контекст

Тема 1. Государственные требования к сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях, современные концепции, нормативно-правовые регуляторы охраны здоровья детей и подростков.

Историческая ретроспектива проблемы сохранения здоровья в образовательном учреждении. Предпосылки создания школ здоровья в России. Профессиональная компетентность специалиста как условие сохранения здоровья. Стратегии оздоровления и профилактической работы в образовательном учреждении.

Первичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении.  Аддикции как фактор разрушения здоровья субъектов образовательного взаимодействия. Факторы риска (биологические, социальные, психологические) влияющие на развитие аддиктивного поведения.  Формирование здорового образа жизни как стратегия позитивной профилактики.

Тема 2. Здоровьеориентированные педагогические технологии: понятие, содержание, их характеристика, область применения технологий, различные научные подходы. стратегии, проектирование и организация здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровый образ жизни - это типичная совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма;

культура здоровья – это жизненная позиция человека (наличие позитивных целей и ценностей), которая включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, но и грамотное, осмысленное отношение к своему здоровью, организацию здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовать программы самосохранения, самореализации, саморазвития;

здоровый стиль жизни – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности к активной деятельности по сохранению и укреплению собственного здоровья;

здоровьесберегающая стратегия поведения – это процесс приобретения и развития системы знаний, умений, качеств личности, которые позволяют обеспечить ей возможность в течение всей жизни осуществлять эффективную жизнедеятельность, основанную на приоритете здоровья;

ключевая компетенция «быть здоровым» - это совокупность интеллектуальных и практических умений, которая базируется на принятии индивидуального здоровья как значимой ценности, включает знания  и навыки сохранения имеющегося потенциала здоровья и определяет поведение личности в ситуации выбора в здоровьеразрушающих и сохраняющих здоровье условиях;

здоровьеориентированные педагогические технологии – это совокупность  средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных в «педагогике здоровья» процессов воспитания культуры здоровья, позволяющая обучающимся успешно осваивать и реализовывать в процессе жизнедеятельности ключевую компетенцию «быть здоровым». Состоят из:

прикладных методик освоения этапов обучения культуре здоровья (ориентирования в предметной области, изучения базовых тем и межпредметных связей, контроля освоения материала и корректировки);

условий, в которых реализуется освоение  ориентированного на здоровье стиля поведения; средств осуществления «педагогики здоровья», включая специализированную подготовку педагогов по основным тематическим блокам, входящим  в интегрированную научную область валеология;

техническим средствам обучения (ТСО), необходимым для реализации здоровьеориентированных педагогических технологий в образовательном учреждении.

Тема3. Здоровье и его роль в становлении личности специалиста и технологии сохранения профессионального здоровья педагога.

Освоение ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном учреждении. Самодиагностика состояния здоровья человека. Ценностные установки и отношение к здоровому образу жизни субъектов образовательного взаимодействия.

Тема 4. Технологии профилактики девиантного поведения у подростков. Государственные требования к сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях.

Профилактические технологии и обеспечение санитарно-гигиенических условий обучения. Историческая ретроспектива проблемы сохранения здоровья в образовательном учреждении. Предпосылки создания школ здоровья в России. Профессиональная компетентность специалиста как условие сохранения здоровья. Стратегии оздоровления и профилактической работы в образовательном учреждении.

Тема 5.  Возможности инновационных педагогических технологий (ТРКМЧП, метод проектов, обучение в сотрудничестве, портфолио, интерактивные технологии, технология модерации, арт-технологии и др.) в профилактике потребления психоактивных веществ и формировании ЗОЖ.

Научно-методическая, инфомационно-издательская, образовательная и оздоровительная деятельность по формированию здорового образа жизни в образовательном учреждении. Особенности реализации здоровьеориентированных педагогических технологий. Программа «Здоровье» как проект, интегрирующий деятельность специалистов в образовательном учреждении. Особенности проведения занятий, сохраняющих здоровье субъектов образовательного взаимодействия. Скрининг-диагностика здоровья в условиях образовательного учреждения. Взаимодействие специалистов образовательного учреждения в процессе организации здоровьесбережения. Перспективное планирование деятельности специалиста в структуре программы «Здоровье».

 

2. Методы

Модуль реализуется в форме лекционных, семинарских,  а также практических занятий. Предполагается организация самостоятельной   работы слушателей.

В ходе реализации программы предусмотрено интерактивных форм организации обучения: модерации, метода проектов, кейс-технологии,  имитационных игр, ролевого взаимодействия, дискуссий. По итогам обучения проводится защита проекта построения здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского образования (концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации) в форме круглого стола.

В процессе программы организуются промежуточные консультации по индивидуальным заявкам, актуальным проблемам управления современным образовательным учреждением с привлечением профессорско-преподавательского состава кафедры и вуза, а также ведущих специалистов по проблеме сохранения здоровья, реализации здоровьесберегающей функции образования.

 

3. Процедура оценки

А) При оценке знаний (результат 1 и показатели, его раскрывающие) используется защита мультимедийной презентации, поскольку презентация является адекватным методом оценивания умений систематизировать и структурировать знания о здоровом образе жизни. Предлагается 2 уровня оценки: «освоил» (структурировано не менее 50% предложенных заданий для рефлексии проблематики здорового образа жизни), «не освоил» (выполнено правильно менее 50% заданий прикладного, рефлексивного характера).

Б) При оценке умений (результат 2 и показатели, его раскрывающие) используется проект (автономная структура разработки построения здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации), так как проект позволяют на основе имитации профессиональных задач отработать умения сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия. Предлагается 2 уровня оценки: «выполнил» (слушатель предлагает в своем проекте обоснованное решение, соответствующее современному пониманию здоровьесберегающих технологий, зафиксированное в нормативно-правовых документах различного уровня) – «не выполнил» (предлагается решение, без учета особенностей конкретной ситуации и результатов анализа, полученных управленческих знаний, на основе привычных представлений).

В) При оценке степени владения профессиональными компетенциями используется контрольная работа, структурированная как портфолио к проекту. Данная форма оценивания позволяет углубить знания, а также способствует формированию компетенций сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия, так как слушатели предлагают самостоятельные варианты решения проблем, актуальных для конкретных образовательных учреждений. Результатом оценивания являются 2 позиции: «зачтено» - «не зачтено».  Основное требование – практикоориентированный подход, обязательный выход на решение профессиональных задач по обеспечению процесса сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия в образовательном учреждении на основе  эффективных  методов и приемов формирования здорового образа жизни.

II. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОДУЛЯ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

  1. Кейсы: «Моделирование «Мое здоровье», Синтез  «Эталон моего здоровья», Слайд-программа «Здоровьеориентированные педагогические технологии», Эссе «Стратегии формирования здоровья», Моделирование «Профессиональная компетентность».
  2. Примерные темы контрольных работ, структурируемых как портфолио к проекту:

1)  Мониторинг сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия.

2) Система управления здоровьесбережением в образовательном учреждении.

3) Технологии оценки здоровьесберегающей деятельности педагога.

4) Психологическое сопровождение приемов формирования здорового образа жизни в школе.

5) Управление конфликтами как стратегия сохранения здоровья.

6) Информационные технологии в управлении реализацией построения здоровьесберегающей среды учреждения.

7) Оптимизация работы по сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия в ОУ.

8) Организация психолого-педагогического консилиума школы.

9) Организация работы по инклюзивному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ.

10) Педагогическая диагностика представлений о здоровом образе жизни учащихся в ОУ.

11) Техника педагогического контроля и анализа образовательного процесса в ОУ.

12) Управление инновационным процессом построения здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией реформирования российского образования (концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации).

13) Планирование работы по сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия в ОУ.

14) Модели взаимодействия ДОУ и семьи по сохранению здоровья участников образовательного взаимодействия.

16) Структура и содержание портфолио педагога, руководителя курирующего построение здоровьесберегающей среды учреждения в соответствии с концепцией «трех Т»: требования к структуре основной общеобразовательной программы, результатам, условиям реализации.

17) Преемственность в работе ДОУ и школы как сохранения здоровья участников образовательного взаимодействия в условиях реализации ФГТ и ФГОС.

3. Проект «Здоровье как личный выбор»

Выполнение учебного проекта

Метод проектов оптимален для реализации инновационных подходов в профессиональном образовании. Д. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

У.Х. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:

  • Поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни.
  • Применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели.
  • Получить в итоге реальный результат (внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике; внутренний результат - это опыт деятельности - соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности).

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Для реализации метода проектов необходимо научить решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формировать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов  решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Основные требования к учебному проекту:

  • Проблема проекта должна быть социально значимой – исследовательской, информационной, практической, затребованной «внешним» заказом.
  • Планирование проекта: определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных лиц.
  • Поиск информации – исследовательская работа как обязательное условие проекта.
  • Продукт является конкретным результатом проекта.
  • Презентация продукта и защита самого проекта.
  • Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.).
  • Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации специалиста, его профессионализма. Являясь технологией XXI века, она предусматривает  умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям постиндустриального общества.

Общая структура проекта «Здоровье как личный выбор», предполагает моделирование по следующему алгоритму:

  1. Краткая аннотация проекта.
  2. Постановка проблемы.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Стратегия достижения поставленных целей.
  5. План мероприятий и ожидаемые результаты.
  6. Оценка  результатов.
  7. Дальнейшее развитие проекта.
  8. Бюджет  проекта.

Проект  «Здоровье как личный выбор» является выполняемой индивидуально работой. Публичная защита проходит до сдачи зачета (на последнем занятии), с использованием мультимедийной аппаратуры.

Студент готовит:

  • текст проекта (как проводили мероприятие, можно с видеофрагментом);
  • выступление (6 – 8 минут на микрогруппу или индивидуума);
  • мультимедийную презентацию, отражающую основные этапы подготовки и реализации проекта;
  • «портфолио» проекта (папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, сценарий, результаты в виде фото- и видео- материалов, материалы презентации и т.п.).

Без «портфолио» проекта студенты к процедуре защиты проекта не допускаются.

 

III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

При реализации модуля используются следующие ресурсы:

-          учебные и учебно-методические материалы, обеспечивающие усвоение и организацию работы: используются материалы кейсов, в том числе и на электронных носителях;

-          для самостоятельной работы используется пособие «Здоровье сберегающие технологии в образовательном учреждении»;

-          при изложении материала применяется видеопроектор для демонстрации презентаций;

-          ресурсный центр, лекционная аудитория, оборудованные необходимыми техническими средствами;

-          в качестве средств обучения используются компьютеры ресурсного центра с выходом в Интернет.

:no% Hod� 8$� one;border-bottom:solid black 1.0pt; border-right:solid black 1.0pt;mso-border-top-alt:solid black .75pt; mso-border-left-alt:solid black .75pt;mso-border-alt:solid black .75pt; padding:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt'>

7 с.

 

 

Оборина Ю.А., Прилепо А.Ю. Формирование ключевой компетенции быть здоровым в условиях учреждения общественного воспитания С.147-153

статья

Педагогика и психология детства: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов / науч. ред. У.М. Дмитриева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 311 с.

7 с.

Оборина Ю.А.

 

Крайнова А., Прилепо А.Ю. Система работы преподавателя педагогического колледжа по формированию здорового образа жизни у старших подростков С. 232-238

статья

Педагогика и психология детства: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов / науч. ред. У.М. Дмитриева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2008. – 311 с.

5 с.

Крайнова А.


СПИСОК

опубликованных научных и учебно-методических работ

Зверковой (Прилепо, Нельзиной) Анны Юрьевны, к. пед. н.

 

N

п/п

Наименование работы,

ее вид

Форма работы

Выходные данные

Объем в п.л. или с.

Соавторы

1

2

3

4

5

6

а) научные работы

 

Прилепо А. Ю. Формирование здорового образа жизни детей в учреждениях дополнительного образования. – Дисс. … канд. пед. наук. – 13.00.01 – Барнаул, 2004. – 123с.

 

 

 

 

 

Прилепо А. Ю. Формирование здорового образа жизни детей в учреждениях дополнительного образования. – автореферат Дисс. … канд. пед. наук. – 13.00.01 – Барнаул, 2004. – 24с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) авторские свидетельства, патенты, дипломы, лицензии, информационные карты, алгоритмы, проекты

 

 

 

 

 

 

в) учебно-методические работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04