1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта

Методика преподавания ручного труда. Психолого-педагогические

основы обучения умственно отсталых школьников ручному труду. Ручной

труд в системе коррекционно-воспитательной работы. Содержание

коррекционно-образовательных программ. Методика работы с разными видами

материалов.

Наименование дисциплины

Семестр, отчётность

Всего

Ауд.

работа

Сам.

работа

Количество часов

Лекций

Лаб. зан.

Практ. зан.

Методика преподавания ручного труда

1зачёт,

2экзамен

190

94

96

8

68

18

1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 г. к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 050714 “Олигофренопедагогика”, рабочего учебного плана, утвержденного Советом НГПУ 25 мая 2005 года.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины.

Учебная программа дисциплины «Методика преподавания ручного труда» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области высшего профессионального образования. Исходными документами для составления программы явились организационно-методические указания по организации, планированию и ведению образовательного процесса в НГПУ, а также учебный план данной образовательной профессиональной программы.

Курс «Методика преподавания ручного труда» входит в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика».

Цель дисциплины: овладение сущностью и основными принципами трудового обучения ребёнка с нарушениями интеллекта, знаниями и представлениями о сущности, направлениях, содержании и формах трудового обучения детей с интеллектуальной патологией, а также принятие студентами основной идеи ценности человеческой жизни и возможности коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости посредством качественной коррекционно- развивающей работы учителя- олигофренопедагога; формирование у студентов профессиональных умений и навыков трудового обучения в коррекционной школе.

В соответствии с поставленной целью содержание курса ориентировано на решение следующих задач:

-изучение теоретических знаний по основным разделам обшей и частной методик обучения ручному труду;

-формирование знаний об особенностях развития трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта, раскрытие образовательного, воспитательного и коррекционного значения труда;

-ознакомление студентов с особенностями использования методов и приемов обучения, организацией преподавания ручного труда в коррекционной школе; формирование умений работы с ножницами, линейкой и другими средствами обучения;

-обучение планированию, конструированию системы уроков по рунному труду;

-демонстрация возможных трудностей усвоения трудовых умений и навыков детьми с нарушением интеллекта и путей их преодоления;

-формирование навыков внеклассной работы по трудовому обучению в коррекционной школе;

- систематизировать и интегрировать современные теоретические знания, цели и содержание олигофренопедагогики;

- анализировать и оценивать деятельность механизмов реализации учебных планов и программ обучения ручному труду умственно отсталых школьников;

- анализировать и оценивать деятельность государства в области образования и сопровождения лиц с нарушениями интеллекта различной этиологии и патогенеза; прогнозировать направления развития современных систем коррекционной помощи и социальной защиты ребенка с нарушениями интеллекта;

- сформировать у студентов систему знаний и представлений о предпосылках, сущности и содержании коррекционно- развивающей работы.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательную;

- коррекционно-развивающаую;

- социально-педагогическую;

- научно-методическую;

- консультативную;

- культурно-просветительную;

- организационно-управленческую.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя- олигофренопедагога:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

применение современных педагогических технологий;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- обучение детей с нарушениями интеллекта учебным предметам в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях;

воспитание детей с нарушениями интеллекта;

в области социально-педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социальной

профилактике в процессе обучения и воспитания;

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им

помощи в семейном воспитании;

- проведение профориентационной работы;

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- систематическое повышение квалификации;

- выполнение научно-методической работы, участие в работе

научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее

совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии,

их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного

и профессионального самоопределения;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления

и сохранения здоровья школьников;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время

образовательного процесса;

- ведение школьной и классной документации;

- организация контроля за результатами обучения и воспитания;

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи

в семейном воспитании;

- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения

реализации образовательных программ;

- организация внеурочной деятельности;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники

безопасности и противопожарной защиты.

1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- особенности трудового обучения детей с нарушениями интеллекта

- специфику формирования и развития трудовых умений и навыков у детей с нарушением интеллекта различной этиологии и патогенеза.

По итогам изучения дисциплины «Методика преподавания ручного труда» студент должен уметь:

- использовать знания в области специальной методики преподавания ручного труда при проведении учебной и внеучебной работы по ручному труду в специальной (коррекционной) школе 8 вида;

- анализировать материалы обследования детей, формулировки заключений по результатам психолого- педагогического обследования, психолого- педагогических характеристик;

- составлять перспективные и текущие планы учебной и коррекционной деятельности;

- разрабатывать планы- конспекты индивидуальных занятий и уроков по дисциплине «Ручной труд»;

- проводить анализ конспектов уроков и индивидуальных занятий, уроков и индивидуальных занятий;

- планировать и осуществлять процесс обучения ручному труду в коррекционной школе;

- осуществлять проверку и оценку учебной деятельности учащихся;

- организовывать внеклассную работу по ручному труду в коррекционной школе.

владеть навыками:

- взаимодействия с ребёнком с нарушениями интеллекта в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида;

- подбора специальных методов и приёмов коррекционно- развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

1.5. Виды и формы контроля

Текущие контролирующие материалы

1. Подготовка докладов и рефератов

2. Разработка рабочих программ в соответствии с требованиями к реализации учебно- воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.

3. Подготовка учебно- наглядных пособий.

Промежуточный контроль- зачёт, проводится в форме выставки работ студентов, выполненных на лабораторных занятиях.

Итоговый контроль – для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен проводится в устной форме.

1.6. Методы и формы обучения

Формы обучения: лекции, лабораторно-практические занятия, семинары, текущая самостоятельная работа по выполнению разных видов заданий, подготовка к тестированию, самостоятельной работе.

Методы обучения: анализ и решение конкретных ситуаций, реферирование, доклады; проективный иллюстрированный методы, конспектирование, дискуссии, составление анкет обследования ребенка, разработка планов- конспектов уроков ручного труда.

1.7. Межпредметные связи

Курс относится к циклу дисциплин предметной подготовки учителей- олигофренопедагогов (дисциплины федерального компонента) и позволяет обеспечить формирование у студентов базовых знаний по соблюдению прав и свобод учащихся с нарушениями интеллекта, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, способствовать социализации, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся с нарушениями интеллекта в образовательном процессе. Курс связан межпредметными связями с базовыми дисциплинами: Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и др. (цикл ДПП дисциплин предметной подготовки) и со всеми общепрофессиональными дисциплинами (цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины) подготовки, способствует последующему освоению профессиональных образовательных программ.

Курс имеет промежуточную аттестацию в 1 и итоговую аттестацию во 2 семестрах.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04