Тема 1. Психолого-педагогические основы обучения умственно отсталых школьников ручному труду. (8 ч)

Роль работы с бумагой и картоном в коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости.

Разметка и контроль в процессе обработки бумаги и картона. Основные разметочные и контрольно-измерительные инструменты и приспособления: линейки, угольники, циркули, шаблоны и трафареты для разметки деталей изделий из бумаги и картона. Проверка и хранение контрольно-измерительных и разметочных инструментов и приспособлений.

Виды разметки. Обучение приемам разметки по шаблонам и с помощью контрольно-измерительных инструментов.

Задачи экономного расходования материалов в процессе разметки деталей, разверток, выкроек.

Примерные объекты учебного труда. Разметка образцов бумаги и картона для коллекций (классных и ученических), деталей для дидактических материалов, шаблонов и трафаретов.

Сгибание и складывание бумаги, сгибание картона. Сгибание и складывание тонкой бумаги. Фальцевание. Сгибание под углом толстой и плотной бумаги с надрезанием (рицовкой) по линиям сгиба. Сгибание листа картона под углом с надрезанием по линиям сгиба. Инструменты и приспособления, применяемые при сгибании и складывании бумаги и картона: гладилки (фальцовки) ножи.

Обучение приемам сгибания бумаги и картона. Примерные объекты учебного труда. Изделия, полученные путем сгибания и складывания: дидактический материал, забавные игрушки и др.

Резание бумаги и тонкого картона. Инструменты и приспособления, применяемые при резании бумаги и тонкого картона: ножницы, ножи, фальцлинейки, подрезные доски. Правила заточки ножа.

Резание бумаги ножом по сгибу (приемами “от себя” и “к себе”).

Резание бумаги и тонкого картона ножом по линейке. Надрезание картона по линиям сгиба.

Резание бумаги и тонкого картона ножницами по линиям разметки, прямым и криволинейным контурам.

Правила техники безопасности при резании бумаги и кари тона ножом и ножницами.

Примерные объекты учебного труда. Изделия, получаемые путем симметричного вырезывания, силуэты животных, автомашин, шаблоны, выкройки.

Склеивание бумаги и картона . Способы соединения деталей изделий из бумаги и картона . Ассортимент клеев для бумаги и картона. Клеи животного происхождения: столярный (костный, мездровый и т. п.), казеиновый. Клеи растительного происхождения: крахмальный и мучной клейстер, декстриновый клей, резиновый, вишневый. Клеи минерального происхождения: силикатный (жидкое стекло). Клеи синтетические: нитроклей, клеи типа БФ (БФ-2, БФ-6) и поливинилацетатный. Назначение и область применения различных клеевых составов и особенности их использования в работе с младшими школьниками. Достоинства и недостатки различных клеев. Способы и рецептура приготовления клеев и клейстеров. Применение консервирующих веществ (антисептиков) и добавок, улучшающих качество клеевых составов.

Инструменты и приспособления для приготовления клеевых растворов и работы по склеиванию.

Приемы выполнения работы по склеиванию. Намазывание склеиваемых поверхностей клеевыми составами. Высушивание склеенных изделий. Меры против коробления бумаги и картона при соединении деталей на клею.

Примерные объекты учебного труда. Коллекции образцов бумаги и картона. Этикетки, обложки. Дидактические материалы.

Окрашивание бумаги и картона. Простейшие способы окрашивания бумаги и картона. Применение этих способов на уроках труда при изготовлении и отделке различных изделий. Ассортимент красителей, применяемых на уроках и во внеучебной работе по труду: акварельные, анилиновые и масляные краски, гуашь, темпера, цветная тушь и цветные чернила. Окрашивание бумаги и картона подкрашенным клейстером. Окрашивание бумаги укладыванием ее на поверхность водного раствора красителя и погружением в раствор.

Окрашивание бумаги “под мрамор” и набрызгом (крапчатая окраска). Использование набрызга в оформительских работах.

Примерные объекты учебного труда. Изготовление образцов и монтаж коллекции бумаги, окрашенной разными способами. Упражнения в оформлении деталей учебных пособий, стенной газеты, альбома, фотомонтажа.

Аппликации. Материалы для аппликаций: цветная бумага, клей, клейстер. Использование для аппликаций ткани, засушенных листьев растений, соломы, кожи, искусственного меха и пр.

Аппликации декоративные и тематические. Мозаика.

Примерные объекты учебного труда.Аппликативные украшения на самодельных изделиях из бумаги и картона. Учебные таблицы, стенные газеты, альбомы, оформленные с использованием аппликаций.

Плоскостной картонаж. Окантовка плоскостных изделий из бумаги и картона. Расчет размеров деталей из бумаги и картона.

Окантовка плоскостных картонажных изделий. Простейшие способы окантовки: наклеивание материалов на основу с оставлением по периметру узких кантиков, окантовка небольших по размерам объектов со сплошным склеиванием обратной стороны бумагой, окантовка с склеиванием подложки по периметру полосками бумаги или ткани, окантовка одной полосой.

Простейшие приспособления для подвешивания плоских картонажных изделий.

Примерные объекты учебного труда. Окантовка дидактического материала.

Объемный картонаж. Объемная бумажная пластика – оригами и др. Разметка и изготовление разверток объемных изделий из тонкого картона и бумаги. Экономия материала при его раскрое. Конструкции и рациональное размещение клапанов и язычков на выкройках различных объемных изделий. Надрезание материала по линиям сгибов (ребер).

Сборка объемных картонажных изделий, соединение отдельных деталей. Окантовка, склеивание и отделка объемных изделий из картона и бумаги.

Примерные объекты учебного труда. Объемные елочные игрушки и украшения: фонарики, макеты домиков самолетов, автомашин и т. п. Коробки открытые и со съемными крышками. Лотки для раздаточных материалов, простейшие футляры для хранения простых по форме предметов.

Отделка и ремонт картонажных изделий.

Переплетные работы. Виды переплета. Важнейшие конструктивные детали переплетов книг. Приемы сшивания книжного блока. Заготовка и сборка конструктивных элементов папки при переплетении брошюры, тонкой книги, записной книжки, блокнота: крышек (сторонок), корешка, слизуры, форзаца. Ремонт книг, книжных переплетов.

Основные материалы, используемые для переплетения книг и ухода за ними.

Инструменты и приспособления для простейших переплетных работ: подрезная доска, переплетный нож, фальцлинейка, иглы, гладилка (фальцовка), кисти для клея, простейший пресс Примерные объекты учебного труда. Изделия, собранные с помощью сшивания, с помощью тесьмы и шнура. Папка для тетрадей. Ботаническая папка. Переплетение брошюры.

Тема 2. Ручной труд в системе коррекционно-воспитательной работы. (20 ч)

Роль работы с тканью в коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости.

Волокнистые материалы и ткани. История использования человеком волокнистых материалов и тканей. Значение волокнистых материалов, тканей, трикотажа в народном хозяйстве и быту. Подразделение волокнистых материалов на натуральные, искусственные, химические. Деление натуральных волокнистых материалов на материалы растительного (хлопок, лен, конопля, джут, кенаф, кендырь), животного (шерсть, натуральный шелк) и минерального (асбест) происхождения. Искусственное волокно—вискоза. Синтетические волокна: капрон, нейлон, лавсан, хлорин, нитрон и др.

Способы получения волокон натуральных, искусственных и химических. Волокна смешанного состава. Основные свойства различных волокон: длина, толщина, цвет, прочность, эластичность, горючесть, устойчивость к действию кислот, щелочей, света, жиров и т. д.

Пряжа. Понятие о процессе прядения.

Нитки. Процесс изготовления ниток. Классификация ниток: по происхождению волокон, назначению, толщине, прочности, цвету количеству сложений, отделке.

Ткани. Общие сведения о производстве тканей. Ткацкая рамка и ткацкий станок.Переплетение нитей основы и утка. Простейшие виды переплетения пряжи в тканях: полотняное, саржевое и сатиновое (атласное).

Отделка тканей: отбеливание, мерсеризация, крашение и роспись, печатание, ворсование, аппретирование, каландрирование.

Практические способы распознавания тканей по происхождению волокон и видам переплетения нитей основы и утка.

Технологические свойства различных тканей. Отношение разных тканей к увлажнению и моющим веществам (при стирке), к высокой температуре (при глажении). Выбор тканей для различных изделий.

Инструменты и приспособления для работы с тканью на уроках труда: иглы для шитья, вышивания, штопки; наперсток, ножницы, сантиметровая (портновская) лента, мелок, портновские булавки.

Организация рабочего места при работе с тканью. Правила экономного раскроя, техники безопасности, санитарии и гигиены.

Классификация текстильных материалов. Составление и монтировка коллекций ниток и тканей. Подбор, подготовка и монтирование образцов тканей, волокнистых материалов, пряжи и ниток по различным классификационным признакам: по происхождению волокон, по назначению, переплетению нитей основы и утка, видам отделки и пр.

Приемы разметки, раскроя ткани, монтирования образцов коллекции.

Примерные объекты учебного труда. Коллекции (на картонных планшетах или в альбомах): “Нитки”, “Ткани для одежды”, “Ткани технические”, “Ткани из синтетических волокон”, “Хлопчатобумажные ткани”.

Кройка и шитье на руках простейших швейных изделий с прямыми срезами ткани. Вычерчивание и вырезание из бумаги выкроек изделий прямоугольной формы, с прямыми срезами. Изготовление выкроек по чертежам, техническим рисункам, образцам изделий, словесным описаниям.

Размещение и закрепление выкроек на ткани с учетом направления нитей основы и утка. Резание ткани по выкройке и по разметке, выполненной на ткани. Приемы шитья иглой с применением наперстка. Стежки и швы, применяемые при шитье на руках для сшивания деталей: вперед иголку, строчка, подрубочный (потайной), бархатный, петельный, обметочный. Приемы выполнения швов. Сходство и различие разных стежков и швов по назначению, внешнему виду, приемам выполнения, прочности.

Примерные объекты учебного труда. Образцы швов (на полосе ткани). Салфетка (с использованием древнерусской символики), носовой платок, подушка-игольница.

Кройка и шитье на руках изделий со сложными по форме срезами ткани по краям деталей. Снятие размеров (мерок) с образца изделия или определение их по чертежам. Изготовление выкроек. Подбор ткани и расчет ее расхода на изготовление изделия и отдельных деталей. Раскрой ткани. Учет растяжимости и сыпучести по разным направлениям срезов ткани.

Приемы сметывания деталей изделия. Припосадка ткани при шитье. Усадка и растяжимость ткани вдоль различных ее срезов.

Фурнитура (пуговицы, кнопки, крючки, застежки “молния”). Пришивание фурнитуры.

Примерные объекты учебного труда. Мягкие игрушки. Русский народный костюм. Одежда для персонажей кукольного театра. Сувениры-игольницы сложной формы. Небольшие чехлы для мелких предметов—ножниц, перочинного ножа, набора карандашей.

Витье, плетение, вязание узлов. Материалы для витья, плетения и вязания узлов: вата, толстые нитки, сутаж, тонкий шнур, тонкий мягкий провод в цветной пластмассовой изоляции. Приемы ручного сучения и плетения веревочек и шнурков в одну, две, три и четыре пряди (жилы).

Связывание концов ниток, шпагата, шнура, веревок, капроновой лески. Завязывание узлов. Наиболее распространенные узлы (3—4 вида). Связывание концов шпагата при упаковке свертков. Завязывание шнурков у ботинок.

Примерные объекты учебного труда. Плетение и витье закладок, поясков с использованием древнерусской символики. Помпоны из ниток. Кисти из ниток и тонкого шнурка.

Вышивание. Вышивание изделий из ткани. Разновидности работ по вышиванию. Использование вышивания в народном декоративно-прикладном искусстве.

Материалы, инструменты и приспособления, применяемые при вышивании.

Выбор рисунков для вышивания. Использование народных (национальных) узоров и орнаментов. Сочетание цвета ткани и ниток при вышивании. Композиция рисунка на изделии.

Перевод рисунков на ткань. Увеличение и уменьшение рисунков по клеточкам. Использование при вышивании тканей с клетчатым рисунком.

Контурное вышивание. Украшающие контурные швы (вперед иголку, машинная строчка, стебельчатый, тамбурный, елочка, петельный, бархатный).

Вышивание крестом и его разновидности: полукрест, простой крест, двойной крест. Материалы для вышивания крестом. Выбор рисунков. Вышивание по канве и без нее.

Комбинирование вышивания с аппликацией. Способы выполнения швов: петельного и кардоне. Дополнительная отделка изделий украшающими швами, стежками-штрихами. Аппликация из ткани.

Мережка, ее простые виды, область применения, приемы выполнения.

Примерные объекты учебного труда. Вышивание салфеток, небольших чехлов, мешочков, закладок. Вышивание меток, монограмм. Украшение вышивками элементов кукольных костюмов.

Тема 3. Содержание коррекционно-образовательных программ. (20 ч)

Роль работы с пластическими массами и разными материалами в коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости.

Лепка и работа с папье-маше.

Виды пластических материалов.

Пластилин и лепная глина — основные материалы для лепки и изготовления оригиналов, моделей и форм изделий из папье-маше.

Разновидности папье-маше: бумажная пластическая масса (“жеваная бумага”) и масса, состоящая из склеенных в несколько слоев кусочков бумаги.

Материалы для изготовления изделий из папье-маше: бумага рыхлых, слабопроклеенных видов и сортов (газетная, оберточная, промокательная), клеевые растворы, материалы для моделей и форм, отделочные материалы.

Порядок и приемы изготовления изделий из папье-маше разными способами: по готовому образцу, гипсовой форме, формовка из бумажно-клеевой массы.

Отделка изделий из папье-маше: шпаклевание, шлифование, огрунтовывание, окрашивание и оформление разными способами.

Примерные объекты учебной работы. Муляжи фруктов, грибов, карнавальные маски, головки персонажей кукольного театра, предметы бутафории для детской художественной самодеятельности, макеты.

Работа с разными материалами.

Древесина. Основные, наиболее распространеннце и местные породы древесины. Ассортимент древесных материалов. Основные свойства древесины, бересты и коры. Инструменты и приспособления для простейшей обработки перечисленных материалов.

Процессы и приемы ручной обработки древесины: резание, пиление, строгание, сверление, долбление.

Способы соединения деталей изделий из древесины: на гвоздях, шурупах и болтах, на клею, врубках, комбинированные.

Способы и приемы отделки изделий из древесины: шпаклевание изъянов поверхности, шлифование, окрашивание водными растворами красителей, масляными и нитроцеллюлозными красками, резьба, выжигание, лакирование, полирование, маркетри.

Примерные объекты учебного труда. Простейшие изделия из полуфабрикатов, указки, валики для таблиц, детали технических моделей и макетов.

Фанера. Виды и сорта фанеры. Краткая характеристика важнейших свойств фанеры.

Разметка деталей на фанере. Перевод рисунков на фанеру при выпиливании и выжигании.

Основные приемы обработки фанеры: пиление, выпиливание, сверление. Выжигание по фанере. Сборка изделий из фанеры.

Отделка деталей из фанеры: шлифование, окрашивание, лакирование.

Примерные объекты учебного труда. Дидактические материалы. Детали технических моделей и макетов. Шаблоны геометрических фигур и деталей изделий.

Металлы. Важнейшие свойства наиболее употребительных металлов и сплавов, применяемых на уроках труда в начальных классах: тонкой мягкой проволоки, белой жести, тонкого листового алюминия, фольги.

Инструменты и приспособления, применяемые для обработки металлов: ножницы по металлу, кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, напильники, кернеры, дрель ручная с набором сверл, молотки.

Основные операции и приемы ручной обработки мягкой проволоки и тонкой жести: разметка материала, резание, опиливание, сгибание, пробивание и сверление отверстий, соединение деталей.

Простейшие виды и приемы отделки деталей и изделий из металла.

Основные правила техники безопасности при работе с металлами.

Примерные объекты учебного труда. Игрушки и украшения из проволоки и листового алюминия, фольги. Детали моделей и макетов.

Пластические массы. Классификация наиболее распространенных и доступных для ручной обработки пластических масс. Важнейшие свойства пластических масс, используемых на уроках труда и во внеурочной работе с младшими школьниками: фотопленка, пенопласт, поролон, органическое стекло, целлофан, пластикаты, полиэтилен, лавсан и др.

Примерные объекты учебного труда. Детали самодельных пособий и приборов, учебного инвентаря. Шаблоны и трафареты из листовых пластмасс.

Природные материалы. Заготовка, хранение и обработка природных материалов растительного и животного происхождения. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов.

Приемы монтирования природных материалов в коллекциях в других изделиях..

Вопросы охраны природы при заготовке природных материалов.

Техника безопасности при работе с природными материалами.

Примерные объекты учебного труда. Раздаточные материалы, детали оформления макетов и других изделий. Сувениры, игрушки и т. д.

Тема 4. Методика работы с разными видами материалов. (20 ч)

Роль конструирования и моделирования в коррекции и компенсации дефекта при умственной отсталости.

Конструирование и изготовление наглядных пособий.

Графические пособия. Техника изготовления самодельных графических учебных пособий. Использование готовых рисунков, чертежей, фотоснимков, репродукций картин и аппликаций в самодельных пособиях.

Увеличение и уменьшение рисунков при изготовлении пособий. Шрифтовые работы. Иллюминовка графических пособий.

Приемы изготовления учебных таблиц и дидактических материалов.

Монтажи рисунков, фотоснимков, репродукций картин с оформлением заголовков, надписей, подписей, этикеток и т. п. Плоскостные и динамические наглядные пособия с перекидными, передвижными, вращающимися деталями.

Изготовление объемных пособий из бумаги и картона: моделей геометрических тел, объемных пособий по рисованию, моделей и макетов по природоведению и т. п.

Конструирование и изготовление перфокарт, перфопапок и трафаретов для выполнения упражнений и контрольных работ, дидактических игр, соревнований. Разработка и изготовление простейших электрифицированных пособий.

Монтирование отдельных экспонатов и коллекций природных материалов.

Подбор и монтирование коллекций различных материалов: бумаги и картона, тканей и ниток, древесины, наиболее распространенных металлов и сплавов, пластических масс. Изготовление муляжей.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04