Раздел I. Искусство Нового времени в западной Европе.

Тема 1. Основные тенденции в искусстве XVII века.

XVII век - первое современное столетие. Суть переживаемого стадиального сдвига: переход от тысячелетий патриархального бытия и отвечающих ему традиционных форм культуры к периоду становления буржуазной эры. XVII век как ранний этап этого движения. Сохранение на протяжении первого столетия Нового времени выдающегося  значения пространственных видов творчества.

Коренные изменения в системе культуры в целом: вступление из мира вещей в мир процессов, рождение новой науки, столкновение с универсалистскими претензиями обновленной веры, вызванный этим философский взрыв, углубляющееся размежевание между сферами абстрактно- логического и образного мышления. Формирование нового типа художественного образа, несущего в себе внутреннее противоречие.

Сложение новой системы западноевропейской художественной культуры и ее черты. Феномен раздробления прежде единого художественного процесса. Новая роль крупной творческой личности и значение идейно-творческих объединений художников (течения, направления). Кризис всеобъемлющего эпохального стиля, основанного на принципе синтеза искусств и общеобязательной устойчивой стилевой формуле. Действие параллельно сосуществующих двух стилевых систем - барокко и классицизма. Столкновение стилей с первым в истории внестилевым типом художественного мышления, всецело индивидуальным, ориентированным на познание реальности, противостоящим академической доктрине (в художественной теории и практике профессионального обучения). Первые явления массовой культуры, ранние образцы своеобразного прото-салона.

Постепенное перемещение общекультурной моделирующей функции от живописи, (искусства пространственного, апеллирующего к созерцанию), к театру, искусству пространственно-временному с характерными для него более активными и непосредственными реакциями соучастия. Магистральная роль театра в культуре XVII столетия и ее влияние на все другие виды художественного творчества. Проникновение театрального начала (сценическая организация пространственной среды с помощью эффектов света и тени, динамика действия, психологизм, повышенная эмоциональная активность, общий драматизм интонации и т.д.) в образную природу пространственных искусств. Изменение границы их специфики.

Тема 2. Судьбы архитектуры и изобразительного искусства в XVII веке.

"Европа столиц - концентрация основных творческих сил в общегосударственных центрах. Рим - космополитическая столицы мира. Своеобразие исторических судеб ведущих национальных школ. Система видов и жанров пространственных искусств. Революция около 1600 года. Академия братьев Карраччи. Болонский академизм - теория и практика. Караваджо и концепция реализма Нового времени. Европейский караваджизм.

Барокко - система художественного видения и стиль. Характеристика итальянского барокко. Архитектура барокко в Италии. Лоренцо Бернини - архитектор и скульптор. Фламандское барокко. Рубенс и его школа.

Внестилевая тенденция в искусстве Испании и Голландии и проблемы ее взаимодействия с барокко. Творчество Веласкеса. Творчество Рембрандта. Феномен малых голландцев, специфика и корни жанрового многообразия в их искусстве.

Классицизм - система художественного видения и стиль. Философско-эстетические основания и художественная теория классицизма. Варианты классицистической концепции в архитектуре XVII столетия. Барочно-классицистический комплекс Версаля и конец великого царствования. Французский классицизм в творчестве Н. Пуссена и К. Лоррена.

Академизм как тип художественного мышления и феномен истории культуры. Академическая теория искусства. Создание первых академий, их художественная практика и система обучения.

Тема 3. Основные тенденции в искусстве XVIII века.

Дальнейшее становление современной культуры. Спор о древних и новых -развенчание античности, постепенная утрата ею значения воплощенного идеала. Рождение исторического взгляда на древность и актуализация понимания прекрасного, перемещение критериев эстетического совершенства из прошлого в настоящее и будущее.

XVIII          век - век философии (мысль) и музыки (чувство). Абстрактно-логическое и субъективно-эмоциональное начало, их противоречивое единство в искусстве.

Критическое начало и свобода суждения, субъектом которого выступает личность, категории эпохи Просвещения. Понятие вкуса, вырастающее на этой основе - ключевое понятие эпохи. Дидро (Салоны) и Кант (Критика способности суждения) - концепция произведения искусства: во-первых, объект критики, истолкования в свете разума, во-вторых, стимулятор субъективного переживания и движения творческой фантазии. Взгляд на природу как на нечто сделанное.

Новоевропейская культурная парадигма, ее компоненты - постренессансная суверенная творческая личность (великий мастер), эпохальный стиль (барокко, классицизм), внестилевая линия (реалистические, предромантические явления), академизм, стилевая тенденция или малый стиль (рококо) - и сохранение их структурирующего значения в эпоху Просвещения. Изменение конкретного содержания некоторых элементов этой структуры и появление новых: барокко XVIII века, и его отличие от барокко предшествующей эпохи, неоклассицизм, неогрек, революционный классицизм, рококо, сентиментализм; моральная живопись, бытовой жанр, портрет, натюрморт; предромантизм фантазийного толка в формах каприччо. Нарастание дробности творческого процесса в сфере пространственных искусств.

Тенденции эволюции академизма в искусстве XVIII-XIX веков. Новый вариант классицистической теории в творчестве Г.-Э. Лессинга и И.И. Винкельмана.

Тема 4. Феномен национальных школ - среди ключевых факторов и основных форм развития искусства в XVIII веке.

Ведущая роль Франции в художественном процессе. Основные художественные центры. Антуан Ватто - первый художник XVIII века. Поэзия частного быта аристократии. Образы театра и театральность образов. Жанр галантных празднество.

Рококо - стилевое направление в декорации интерьеров, в садовой архитектуре, прикладном искусстве, в культуре салонов. Живопись Франсуа Буше, ее жанровый состав, облик мастера на страницах Салонов Дидро.

Дидро в "Салонах" о внестилевой (не имеет манеры) природе творчества Шардена. Искусство Шардена как новый шаг в завоевании непосредственности переживания натуры. Возникновение тональной живописи, техника валеров и культурный смысл усложнения техники. Дидро и Грез. Понятие моральной живописи. Проблема идейности и эстетической выразительности. Барочные и предромантические черты в творчестве Фрагонара.

Архитектура и скульптура второй половины XVIII века. Неоклассицизм конца XVIII столетия и его связь с формирующимся романтическим мировидением. Архитектура Леду и Булле. Революционный классицизм в творчестве Давида. Школа Давида и роль неоклассицистического и академического наследия в изобразительном искусстве первой половины XIX столетия.

Своеобразие исторической позиции Италии в контексте художественной культуры XVIII века. Зарождение коллизии культура - цивилизация. Второе издание стиля барокко в архитектуре. Венецианское барокко. Миф Венеции в культуре эпохи.

Творчество Джованни Баттиста Тьеполо. Неоренессансные и предромантические черты в его монументальном барочном синтезе природы и культуры средствами живописного театра под открытым небом. Венецианская ведута - от топографичности к романтической фантазии. Живопись мазка и пятна в творчестве Гварди. Творчество Д.Б. Пиранези.

Искусство Англии, уникальный синтез аристократических и буржуазных идеалов и вкусов. Палладианство в Англии. Английский усадебный дом. Идеал джентльмена и его связь с философией Шефтсбери. Уильям Хогарт - живописец нравов, график, теоретик искусства. Специфика моральной критики в постреволюционной социальной ситуации.

Рейнольдс и академическая теория и практика в Англии. Сравнительная характеристика академических традиций в художественной культуре Франции, Италии, Англии, Германии.

Английский пейзажный парк. Семантика и поэтика. Рокайльные и классицистические (сентименталистские) интерпретации пейзажного парка в Англии и на континенте. Английский портрет: естественный человек в естественной природе. Творчество Гейнсборо. У. Блейк - от позднего просветительства к предромантизму.

Раздел II. Зарубежное искусство XIX-XX веков

Тема 1. Черты новой стадии в развитии европейского искусства. (Индустриальная революция, начало индустриальной эпохи, век техники. Подведение итогов в философии. Литература выходит на первое место.)

Череда фундаментальных пересмотров сущности искусства и их причины. Логика развития художественного процесса, объективные закономерности, приведшие к радикальным в формах, целях, функциях искусства. Отражение влияния крупнейших мастеров XIX - XX веков на итоги художественной жизни.

Отсутствие четко выраженных стилевых характеристик, постепенное перемещение ценностных акцентов с категории изобразительности на категорию выразительности, стремление к максимальному раскрепощению и освобождению специфических выразительных возможностей изобразительного искусства (по контрасту и в полемике с литературой). Трансформация творческого поведения, стремление к максимальным пределам самовыражения как факторы развития искусства. Отношение смысла этих отличий к корням западноевропейской культуры.

Поиски новых способов познания и раскрытия подлинного смысла действительности средствами искусства, попытка встать в гносеологической сфере вровень или даже выше науки, благодаря потенциально заложенным в творчестве познавательным возможностям. Поиск новых форм самого искусства; и в итоге - экспериментаторство с художественной формой, по масштабам, новизне и смелости немыслимое ранее в истории искусства Нового времени. Неравномерное развитие видов искусства, причины стадиальных расхождений между ними: кризис стилевого начала в архитектуре, попытки создания искусственного стиля, упадок монументальной скульптуры. О роли живописи

Проблема национальных школ, ведущая роль искусства Франции. Париж - столица европейского искусства. Проблемы периодизации искусства XIX-XX веков.

Тема 2. Романтизм и его специфика в искусстве.

Философия и эстетика романтизма. Новая ценностная ориентация культуры, натурфилософский идеал и его влияние на художественные концепции эпохи. Новая иерархия жанров в системе романтического искусства. Историзм романтического мышления и романтического искусства. Полемика романтизма и академизма. Отношение к норме и нормативности, понимание творческой свободы в романтизме. Романтический художник -главный герой романтической эпохи, отличия и параллели с ренессансными представлениями о роли искусства и творческой личности в системе мироздания. Своеобразие начала романтического искусства в живописи Фюсли, Гойи.

Позиции национальных школ в рамках романтизма, истоки их отличий. Итоги развития национальных художественных культур на этой стадии. Романтизм в Германии и проблема обновления традиционных средств иносказания. Поиски синтеза искусств на основе тотальной символичности формы. Специфика романтического пейзажа в немецкой живописи. Проблема классицистического романтизма в Германии.

Интерес к современности и ее образ в романтическом искусстве Франции. Искусство Э. Делакруа и начало глубокого обновления изобразительного языка. Расширение тематики романтического искусства, экзотика и пути преодоления европоцентризма.

Развитие романтического пейзажа в английской живописи и его специфика в сравнении с другими школами. Романтический образ природы и проблема точной передачи зрительных впечатлений. Живопись Англии - у истоков важнейших сторон импрессионистической живописи. Проблема видовой специфики искусства с точки зрения коррелятивных связей между видом искусства и стилевым направлением. Неоготика как форма проявления романтических умонастроений в архитектуре. Интерес к национальному архитектурному наследию - другая форма выражения романтического пафоса.

Проблема адаптации академизма к романтическим и другим современным явлениям. Поздний романтизм как особая стадия эволюции романтизма. Причины и корни его существования: в философско-эстетической сфере, в традициях национальных школ, в неравномерности стадиального развития школ и видов искусства.

Тема 3. Архитектура и скульптура первой половины XIX века.

Социокультурные и эстетические причины, обусловившие ведущую роль живописи среди пластических искусств в обновлении всей системы художественного мышления и видения в XIX веке. Новые тенденции в диалоге архитектуры и скульптуры с историческими стилями и художественными эпохами прошлого.

Природа стиля ампир и формы его проявления в разных странах. Специфические формы освоения архитектурного наследия в ампире. Неоклассицизм в архитектуре, раздвоение античности, вопрос о глубине и масштабе освоения принципов эллинской архитектуры.

Архитектурная теория между нормативностью классицизма и зарождающимся новым функциональным и конструктивным мышлением. Новая стадия в развитии градостроительных представлений. Формирование концепции современного города на основе противопоставления Средневековья и современности. Перестройка Парижа.

Неоклассические и академические корни скульптуры этого времени. Проблема подражания античности и Ренессансу. Темы и сюжеты в скульптуре. Живопись зрелого и позднего Давида.

Тема 4. Реализм в XIX веке и отражение в нем фундаментальных особенностей культурного развития эпохи.

Растущее влияние научно-технического прогресса, философский позитивизм и проблемы реализма в литературе и искусстве.

Понимание сущности и задач искусства. Вопрос о природе реализма - стиль или метод. Пейзаж - ведущий жанр.

Французская реалистическая живопись середины века и категория национального пейзажа. Влияние на импрессионизм. Формы реализма в других национальных школах.

Тема 5. Импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм: первая фаза сосуществования множества вариантов развития. Начало самоидентификации живописи на уровне изобразительного языка.

Импрессионизм - особый этап в развитии европейской системы художественного видения и его место в эволюции культуры от Нового к Новейшему времени. Противопоставление импрессионизма академизму и выработка в рамках этой полемики новой концепции станковой картины. Цели и задачи искусства с точки зрения импрессионистической эстетики. Новое содержание категорий композиции и колорита. Живописная техника импрессионизма, ее соответствие его целям и задачам.

Цели и задачи живописи с точки зрения неоимпрессионизма. Категория объективности и проблема соотношения картины и натуры в искусстве и эстетике неоимпрессионизма. Влияние позитивизма и естественных наук на формирование концепций неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм и проблемы большого стиля. Психологические основания теории композиции и живописной техники неоимпрессионизма. Изобразительные и выразительные функции живописной техники неоимпрессионизма.

Импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм - логика художественной эволюции. Проблема взаимосвязей и взаимовлияния постимпрессионизма, с символизмом и модерном. Искусство П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, О. Родена.

Значение постимпрессионизма для всей последующей эволюции изобразительного искусства. Его влияние на искусство XX века.

Сравнительная характеристика живописи и скульптуры в это время. Объективные предпосылки отрыва живописи от скульптуры в поисках новых форм выражения: сохраняющееся господство классической антропоморфной формы в скульптуре.

Отношение к классическому наследию в разных видах искусства. Причины интенсивного диалога с неевропейскими изобразительными системами.

Тема 6. Символизм. Стиль модерн. Формы духовной и эстетической корреляции.

Символизм как общеевропейское направление в философии, эстетике, литературе, изобразительном искусстве, музыке конца XIX - начала XX веков. Проблема преемственности и отличий между символизмом и романтизмом.

Категория символа, его системообразующая роль. Природа и типологическая характеристика символа на этой стадии его развития, вопрос об его адекватности природе разных видов искусства. Ценностная иерархия искусств в символизме.

Направления символизма в изобразительном искусстве. Проблема отношения к классическому наследию. Теория синтетизма и суггестивности П. Гогена. Раскрытие символических возможностей живописных элементов и, прежде всего, цвета. Значение этого направления для дальнейшей эволюции изобразительного искусства.

Характеристика эпохи стиля модерн. Проблема стиля в практике искусства второй половины XIX века. Модерн как последний стиль в истории искусства, охвативший архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, его истоки и предпосылки. Эволюция и формирование национальных школ. Основные проблемы модерна: иконография, синтез искусств, проблема орнамента, принципы и истоки формообразования. Значение модерна для художественной практики конца XIX - начала XX веков, для дальнейшего развития искусства.

Тема 7. Архитектура конца XIX - начала XX веков. Зодчество модерна. Новые акценты в соотношении повседневной жизни и архитектуры.

Эклектика и исторический стиль в архитектуре середины и второй половины XIX века. Проблема развития европейских городов к концу XIX века.

Влияние промышленного строительства и современной и инженерной техники на архитектуру: усовершенствование строительного искусства и строительных конструкций, применение новых материалов в архитектуре.

Чикагская школа архитектуры и формирование принципов высотного строительства. Применение новых строительных материалов, строительство зданий со стальным каркасом.

Ф. Л. Райт: формирование архитектурного мышления и принципов архитектуры Райта. Место Райта в современной архитектуре. Историзм, эклектика, модерн - стилизация, стилистика, стиль.

Архитектура Антонио Гауди. Новизна ансамблевых концепций, новый тип сакрального здания, новая концепция жилища.

Национальные формы архитектуры модерна. Линия рационализма, функционализма, антидекоративизма.

Тема 8. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. Новая фаза развития искусства в отсутствии единых стилевых критериев. Углубление поисков самоидентификации изобразительного языка.

Фовизм - ранняя форма искусства XX века. Истоки фовистической манеры, углубление диалога с неклассическими и неевропейскими формами творчества как основа для разрыва с европейской изобразительной традицией. Трансформация основных живописных категорий: цвета, контура, плоскости холста, индивидуальной манеры, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения формы. Наделение их новыми смысловыми и выразительными функциями.

Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика, первое масштабное проявление концептуальной и формообразующей роли примитива и наивного искусства в них. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма, вопрос о опостоянном присутствиио экспрессионистической линии в искусстве. Эстетическая теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга и ее современные интерпретации. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Этапы развития экспрессионизма и возникновение в его рамках абстрактного искусства.

Кубизм - следующая стадия деструкции миметической художественной формы. Специфика эволюции живописной техники кубизма, новые концепции построения живописного пространства и моделировки живописной формы, постановка новых целей и задач искусства в рамках кубизма. Сравнительная характеристика живописи и скульптуры кубизма. Скульптура кубизма как поворотный этап в общей эволюции скульптуры, как разрыв с пластическими традициями, сложившимися в античности и эпоху Ренессанса. Влияние кубизма на формообразование в современной архитектуре.

Формирование эстетико-теоретических и живописных концепций футуризма, специфика его места среди направлений первой половины века. Проблема социализации искусства у футуристов. Манифесты футуристов - новая форма индивидуального и коллективного самовыражения. Техника футуристической живописи. Станковая картина футуризма, ее специфика.

Тема 9. Абстрактное искусство и его типологическая принадлежность к культуре 20 века. Редукция языка изобразительного искусства от изобразительных функций - глубина и последствия парадокса.

Два типа живописной абстракции в первой половине XX века: абстрактный экспрессионизм Кандинского, неопластицизм Мондриана, его теософские основы. Принципиальное расхождение в понимании выразительных функций искусства, живописной манеры, построения живописного пространства.

Эволюция скульптурной формы от кубизма к абстракции, специфика пластического мышления и формотворчества на этой стадии. Ансамблевые функции абстрактной скульптуры, ее роль в интерьере города, новый тип взаимодействия с ландшафтом.

Появление абстракции в живописи и скульптуре - закономерный итог фундаментальных перемен в духовной и художественной культуре XX века, радикального переосмысления основных функций и категорий европейского изобразительного искусства.

Тема 10. Становление форм современной архитектуры и современной жизни - два взаимно обусловленных процесса. Конфликты сосуществования.

Архитектурная теория и практика Ле Корбюзье, ее значение для современной архитектуры. Вклад в формирование интернационального стиля.

Возникновение Баухауза, доминанта идеи социоорганизующей роли архитектуры и дизайна в его деятельности. Принципы формотворчества, функциональности и чистоты формы.

Функционализм и архитектура Баухауза. Деятельность Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ. Значение Баухауза для развития современной архитектуры и дизайна.

Унификация архитектурных форм в масштабах мировой архитектуры, глобальное влияние этого процесса на судьбы культуры.

Тема 11. Дада - первая форма альтернативной культуры.

Дада - специфический феномен европейской культуры XX века, форма выражения ее духовного кризиса. Американский и европейский варианты.

Дада - первый тип альтернативной творческой деятельности. Новые формы творческого поведения в рамках дада, направленные на тотальное отрицание и разрушение классической культуры Нового времени. Вопрос о границах видов и жанров искусства в дадаизме. Идеи и формы иного типа синтеза искусств.

Дада-объект Марселя Дюшанна и его значение для распространения альтернативных форм творческой деятельности во второй половине XX в.

Тема 12. Проблема визуализации психической реальности: метафизическая школа и сюрреализм.

Абстракционизм середины 20 века и уровни преемственности в развитии искусства.

Альтернативный вариант отношения к классическому искусству и новизна смыслообразующих функций основных живописных категорий (линейной перспективы, светотени, цвета и т.д.) в метафизической живописи.

Формирование теоретических и эстетических концепций сюрреализма. Генетические связи с дада, метафизической школой, психоанализом Фрейда.

Творческий метод сюрреализма, его связь с автоматизмом в теории психоанализа. Концепция автоматического письма. Эволюция творческого метода сюрреализма. Манифесты сюрреалистов. Сюрреализм в кино и литературе. Скульптура сюрреализма.

Связь абстрактного экспрессионизма второй волны с развитием сюрреалистического метода автоматического письма. Джексон Поллок и его живопись действия. Концептуальная основа творческого метода Поллока и ее отличие от сюрреалистического. Направления и разновидности в абстрактном экспрессионизме. Проблема семантической выразительности формы и сферы-источники смыслообразования в них. Отличия европейской абстракции второй половины XX века от американского абстрактного экспрессионизма. Место абстракции в общей эволюции современного искусства.

Тема 13. Дальнейшее развитие скульптуры в XX веке.

Новые концепции формотворчества в скульптуре. Вопрос о коррелятивных связях между живописью и скульптурой. Новая концепция антропоморфизма в современной пластике. Изменение функций скульптуры в социальной жизни. Трансформация классических форм монументальной и станковой скульптуры в XX веке. Пластические компоненты объектов, ассамбляжей, энвайронмента и т.д. Переход произведения пластического искусства из статического в динамическое состояние.

Тема 14. Поп-арт и параллельные с ним формы искусства.

Предпосылки и истоки поп-арта. Общая характеристика, история его возникновения в Европе и Америке, генетические связи с дада. Альтернативное понимание сущности творческого процесса, целей и задач искусства. Дедефиниция и де-эстетизация искусства в рамках поп-арта.

Классические формы существования и проявления поп-арта, принципы его формотворчества. Связь поп-арта с философией массовой культуры, с ее формами, прежде всего - американскими, с идеями индустриального и потребительского общества. Поп-арт и масс-медиа. Минимальное искусство. Постживописная абстракция. Концептуализм.

Тема 15. Общие проблемы искусства постмодернизма.

Искусство постмодернизма как квинтэссенция глубинных перемен в европейской культуре конца 70-х годов. Связь постмодернизма с современной философией и эстетикой, с концепциями и методологией постструктурализма.

Восстановление статуса эстетических качеств и функций искусства, чисто живописных ценностей и станковизма в некоторых направлениях позднего XX века. Архитектура постмодернизма. Скульптура постмодернизма.

Цели, смысл и формы диалога с культурными феноменами прошлого. Окончательное стирание хронологических и географических границ этого диалога. Влияние постмодернистской выставочной деятельности на развитие искусства, его социальной и гносеологической функции.

Литература:

  1. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней : учебник для бакалавров : учебник для вузов : доп. М-вом образования и науки РФ / Т. В. Ильина ; С.-Петерб. гос. ун-т. - Москва : ЮРАЙТ, 2011. - 435 с. : ил. - (Бакалавр). - Библиогр.: с. 429-435. - ISBN 978-5-9916-1373-6.
  2. Пивоев В. М. Культурология: введение в историю и теорию культуры : учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Культурология" : рек. УМО вузов РФ / В. М. Пивоев. - Москва : Кнорус, 2011. - 528 с. - Библиогр. в сносках и с. 525-526. - ISBN 978-5-406-00865-2.
  3. Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций / В. В. Фортунатов.  - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 528 с. : ил. - Библиогр.: с. 521-528. - ISBN 978-5-49807-315-6.
  4. Садохин А. П. Мировая художественная культура : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФрек. УМЦ / А. П. Садохин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 495 с. : ил. - (Cogito ergo sum). - ISBN 978-5-238-01313-8.

 

Электронные ресурсы

Ильина Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней. Учебник для бакалавров 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮРАЙТ, 2012. - 435 с. http://www.biblioclub.ru/book/90120/

Мисюров Н. Н. Романтизм и его национальные варианты. Историко-культурный очерк. Учебное пособие 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта, 2011. - 101 с. http://www.biblioclub.ru/book/83388/

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма - Москва: Директ-Медиа, 2010. - 561 с. http://www.biblioclub.ru/book/47251/

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04