1. Пояснительная записка
1.1.Цель, задачи  и место дисциплины в системе профессиональной подготовки социального педагога.
1.2. Требования к знаниям и умениям студентов. 
1.3. Принципы построения программы.
1.4. Основные методологические и методические положения изучаемого курса.
2. Содержание курса «Основы социальной работы»
2.1. Введение.
2.2. Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная деятельность.
2.3. Теоретические основы социальной работы.
2.4. Отечественная и зарубежная история социальной работы.
2.5. Семья как центральный объект социальной работы.
2.6. Молодежь как объект социальной работы.
2.7. Проблемы социальной защиты пожилых людей.
2.8. Система учреждений социальной защиты населения.
3. Примерное тематическое планирование
4. Контролирующие материалы
4.1. Контрольные материалы по курсу «Основы социальной работы»
5. Список литературы, рекомендованный для изучения.
5.1. Основная литература
5.1.1. Учебники, учебные и методические пособия:
5.1.2. Литература по профессионально-значимым проблемам
  5.1.3. Электронные ресурсы


1. Пояснительная записка

1.1.Цель, задачи  и место дисциплины в системе профессиональной подготовки социального педагога.
Введение в начале девяностых годов  ХХ века в России профессий социального педагога и социального работника стало результатом усиления внимания государства и общества к социальным проблемам населения, обострившимся в процессе социально-экономического и социокультурного реформирования. Профессионализация данного вида деятельности требует подготовки специалистов. Социальная педагогика является одним из направлений социальной работы и при подготовке специалистов данного профиля необходимо их знакомство с теорией и практикой организации социальной защиты населения в целом.
Целью этой учебной дисциплины является ознакомление студентов с теорией и практикой организации социальной работы в России и за рубежом.
В связи с этим определяются следующие задачи курса:
- изучение основ социальной работы как области познания,
- изучение форм и методов социальной работы как социальной деятельности в различных сферах человеческой жизни.

1.2._Требования к знаниям и умениям студентов. 
Структура и логика курса предусматривают овладение студентами базовыми понятиями и категориями социальной работы. В процессе изучения данного курса студенты должны овладеть знаниями основных систем и опыта организации социальной защиты в России и за рубежом, уметь грамотно анализировать литературу и на основе этого анализа связывать теоретические концепции с практической деятельностью.
Определяются следующие задачи профессиональной деятельности бакалавров (психолого-педагогическое образование):
В области учебно-воспитательной деятельности:
• Использование базовых психолого-педагогических знаний для решения профессиональных задач на основе интеграции обучения, воспитания и развития личности учащихся;
• Формирование у обучающихся ценностных ориентаций, гражданских и патриотических убеждений, толерантности;
• Учет в профессионально-педагогической деятельности основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического, физического и психического развития обучающихся на различных возрастных этапах.
            В области социально-педагогической деятельности:
• Оценка реально существующей социально-педагогической ситуации;
• Взаимодействие с социальными институтами, родителями обучающихся, оказание родителям помощи в воспитании.
В области научно-методической деятельности:
• Сбор, анализ и систематизация отечественной и зарубежной научной педагогической и психологической информации;
• Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.

1.3. Принципы построения программы.
          Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 540600 «Педагогика» профиль 540608 «Социальная педагогика». В основу построения программы положены принципы целеполагания, комплексности, системности, анализа нормативных документов, синтеза и конструирования проблемных ситуаций.

1.4. Основные методологические и методические положения изучаемого курса.
Основные методологические положения курса «Основы социальной работы» базируются на позициях гуманизации, демократизации и деполитизации. Научно-теоретической основой данного курса являются подходы, представленные в работах С.И. Григорьева, В.И. Жукова, Л.Г. Гусляковой, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Н.Ф. Басова и других. На этом основаны методические установки, используемые формы и методы работы и контроля знаний студентов.

2. Содержание курса «Основы социальной работы»
2.1. Введение.
Краткая история возникновения и развития социальной работы. Общее понятие о социальной работе на современном этапе. Задачи и структура курса.
2.2. Социальная работа как феномен современного мира и профессиональная деятельность.
Характеристика предмета и объекта социальной работы. Принципы и методы социальной работы. Субъект и объект социальной работы. Цель и задачи социальной работы как практической деятельности. Категориальный аппарат социальной работы.
2.3. Теоретические основы социальной работы.
Философско-антропологический подход к обоснованию сущности социальной работы в современных условиях. Целесообразность использования социологического знания для социальной работы. Соотношение социальной работы и психологии.
2.4. Отечественная и зарубежная история социальной работы.
Различные модели организации социальных служб. Характеристика объектов социальной работы. Особенности зарубежных систем социальной работы (Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, США, Франция, Норвегия и т.д.). Организация социальной защиты населения в странах СНГ. Сущность, цели, технологии, методы и формы социальной работы.
2.5. Семья как центральный объект социальной работы.
Понятие семьи. Виды и типы семей. Виды семей, нуждающихся в социальной защите. Основные функции семьи и степень их реализации в современных условиях. Основные проблемы современной семьи и задачи социальной работы. Социальная политика государства в области социальной защиты семьи. Социальная, воспитательная и образовательная поддержка личности и семьи в системе социальной работы.
2.6. Молодежь как объект социальной работы.
Молодежь как особая социально-демографическая группа. Социальные проблемы современной молодежи. Сущность государственной молодежной политики. Возможности учреждений социальной защиты в решении социальных проблем молодежи. Зарубежный опыт социальной работы с молодежью.
2.7. Проблемы социальной защиты пожилых людей.
Понятие пожилого возраста и сущность геронтологии. Социальные проблемы пожилых людей. Принципы организации социальной защиты пожилых людей. Основные направления социальной политики государства в отношении пожилых людей.
2.8. Система учреждений социальной защиты населения.
Социальная защита, социальное обслуживание, попечительство, помощь. Социальная профилактика, адаптация, реабилитация клиента. Правовые, педагогические и психологические основы социальной работы.

4. Контролирующие материалы
4.1. Контрольные материалы по курсу «Основы социальной работы»
1. Понятия социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка.
2. Социальная работа как научное знание.
3. Социальная работа как практическая деятельность.
4. Принципы и методы социальной работы.
5.  Характеристика  российской  модели  организации  социальной защиты.
6. Социальная политика в современной России.
7. Характеристика основных систем социальной работы за рубежом.
8. Характеристика субъектов социальной работы.
9. Характеристика основных объектов социальной работы.

5. Список литературы, рекомендованный для изучения.
5.1. Основная литература
5.1.1. Учебники, учебные и методические пособия:

1. Агапов, Е. П. История социальной работы : учебное пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова.  – М. : Академцентр : Дашков и К, 2009. - 256 с.
2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Теория и методология социальной работы. – М., 1994.
3. Жукова В.И. Теория и методика социальной работы.- М., 1994.
4. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учебник для вузов по специальности "Социальная работа" : доп. М-вом образования и науки РФ / Г. П. Медведева.  – М. : Академия, 2009. - 272 с.
5. Павленок, П. Д.  Методология и теория социальной работы : учебное пособие : рек. УМО вузов РФ / П. Д. Павленок.  – М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
6. Павленок, П. Д. Теория, история и методика социальной работы : избранные работы : учебное пособие / П. Д. Павленок.  – М. : Дашков и К, 2012. - 476 с.
7. Ромм М.В. и др. Социальная работа / Учебное пособие - Новосибирск, 2000.
8. Ромм, Т. А. Социальная работа за рубежом : учебное пособие / Т. А. Ромм ; [под ред. Е. В. Андриенко] ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2003. - 163 с.
9. Теория  и  практика  социальной  работы:  отечественный и зарубежный опыт. -Москва-Тула, 1993.
10. Фирсов М.В.  История социальной работы в России : учебное пособие для вузов : рек. М-вом образования РФ / М. В. Фирсов.  - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
11. Холостова Е.И.  Социальная работа : учебное пособие для вузов по специальности "Социальная работа" : рек. УМО вузов РФ / Е. И. Холостова.  – М. : Дашков и К, 2007. - 668 с.

5.1.2. Литература по профессионально-значимым проблемам
1. Альперович В. Социальная герантология. - М., 1997
2. Беличева С.В. Основы превинтивной психологии. - М., 1993.
3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1997
4. 4. Гилинский  Я.Н.,  Афанасьев  В.С.  Социология  девиантного поведения.- СПб, 1993.
5. Государственная    молодежная    политика    в    Новосибирской области. - Новосибирск, 1998
6. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. - М., 1993.
7. Концепция государственной молодежной политики России и пути её реализации// Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. – М., 1994.
8. Лисовский В. Молодежная политика: проблемы и перспективы. - М.-Тула, 1993.
9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику - М., 1997
10. Нечаева  А.М.  Охрана  детей-сирот  в  России  (история и современность). - М., 1997.
11. Петрищев    В.И.    Проблемы    социализации    молодежи    в Великобритании в конце XX века. - М., -1998.
12. Рейзей Р. Социальная работа: наука-профессия.- М., 1991
13. Смелзер Н. Социология.- М., 1994
14. Социальная      профилактика      отклоняющегося      поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. — М., 1993.
15. Социальные проблемы здоровья и продолжительность жизни. - М., 1989.
16. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу. - Воронеж, 1993.
17. Энциклопедия социальной работы в 3-х томах. - М,. 1993-1994
18. Этносоциальные процессы //Социология-наука об обществе. - Харьков, 1996


5.1.3. Электронные ресурсы:

1. Басов Н. Ф. Басова В. М. Бойцова С. В. Карпова Е. М. Социальная работа с молодежью: учебное пособие /  под редакцией:  Басов Н. Ф. – 4-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 327 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/116011/
2. Лапина, С. В. Социальная работа: ответы на экзаменационные вопросы / С. В. Лапина.  - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 96 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/78103/.
3. Наместникова И. В. Этические основы социальной работы. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 368 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/95796/
4. Фирсов М. В. Студёнова Е. Г. Теория социальной работы. Учебник для бакалавров 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 456 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/95650/
5. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика. Учебник для бакалавров. – М.: ЮРАЙТ, 2012. - 906 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/95691/
6. Якушев, А. В. Социальная защита. Социальная работа : конспект лекций : учебное пособие / А. В. Якушев.  – М. : А-Приор, 2010. - 144 с. [Электронный ресурс] URL:  http://www.biblioclub.ru/book/56374/.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05