В учебном процессе взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:
- аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия и т.п.;
- самостоятельная работа студентов;
- контактные часы, в рамках которых преподаватель оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения заданий;  осуществляет контроль и оценивает результаты этих заданий. 

В результате освоения дисциплины «Технология организации самостоятельной работы» студент должен:
- знать теоретический материал по изучаемой дисциплине  и закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем  (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
- уметь применять полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения  (подготовка к групповой дискуссии,  подготовленная работа в рамках деловой игры, «кейс- стади»,  письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
- стремиться к формированию компетенций, которые представляют  интегративную систему знаний, умений, навыков, качеств личности и опыта самостоятельной деятельности индивида, необходимой  для его готовности к социальной и профессиональной адаптации.
Задача высшего образования - формировать творческую активность личности, свободно владеющей своей профессией и ориентирующейся в смежных областях деятельности, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студента над учебным материалом, которую преподаватель планирует, организует, контролирует и объективно оценивает.
Самостоятельная работа – это планируемая учебная и научная работа студентов, выполняемая по заданию преподавателя и под его методическим руководством, но без его непосредственного участия. Содержание самостоятельной работы студентов определяется концепцией учебной дисциплины, ее учебно-методическим обеспечением. 
Формы организации СРС отражены в учебно-методических комплексах и  рабочих программах дисциплины.

Учебным планом  подготовки бакалавра педагогики  на изучение  дисциплины «Технология организации самостоятельной работы»  отводится 36 аудиторных часов, что составляет одну зачетную единицу.
Дисциплина изучается на первом курсе в первом семестре и завершается
зачетом.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утверждённый Министерством образования РФ 31.01.2005 г. предусматривает изучение дисциплины «Технология организации самостоятельной работы студентов» в объёме 72 часов. При этом соотношение часов на аудиторную и самостоятельную работу может варьироваться в зависимости от формы обучения.
Предлагаемая программа и распределение часов по темам  ориентированы на обучение  студентов по очной дневной форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объёма часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов.

СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основные международные тенденции реформирования высшего образования.  Возрастание  роли самостоятельности и ответственности студентов за эффективность образовательного процесса
Интеграция  российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство. Введение в общероссийскую практику нового критерия трудозатрат  студентов, их академических достижений в виде зачетных (кредитных) единиц. Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, должны  продемонстрировать в режиме заданных средств и технологий.
Увеличение степени свободы обучающихся в выборе ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.  Возрастание  роли самостоятельности и ответственности студентов за эффективность образовательного процесса.
Болонская декларация  о повышении эффективности  высшего образования  в современных условиях.
Переход на  двухуровневое обучение.  Перестройка  компонентов в образовательном процессе высшего учебного заведения, в том числе и самостоятельной работы студентов.

Тема 2.  Общая  характеристика  квалификации
бакалавра  педагогики
Документы о переходе  на двухуровневое обучение. Зарубежный и отечественный опыт подготовки бакалавров. Противоречивые оценки перспектив трудоустройства и дальнейшего получения образования  бакалавров. Нормативные  сроки освоения основной образовательной программы  подготовки  бакалавра  педагогики.
Готовность бакалавра педагогики  решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования. Овладение универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; коррекционно-развивающей; преподавательской; культурно-просветительной; консультативной.

Тема 3. Теоретическое обоснование самостоятельной работы
Самостоятельная работа как психолого-педагогическая проблема. Принципы организации самостоятельной работы:
- комплексного подхода;
- целевого планирования;
- завершённости управленческого цикла;
- личностно-деятельностного подхода;
- компетентностного подхода.
Различные подходы к определению самостоятельной работы. Классификация самостоятельных работ. Четыре типа самостоятельных работ.
Основные направления педагогического руководства самостоятельной работой студентов: планирование, организация, контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ, стимулирование качества СРС.

Тема 4.  Технология организации самостоятельной работы  студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД).  Учебно-методическое обеспечение.  Учебно-методические материалы.
Уровни готовности студентов к самостоятельной работе: высший, высокий, средний, низкий. Основные направления отражения работы каждого студента в «Карте самостоятельной работы студента»: работа на лекциях,  практических и лабораторных занятиях, выполнение индивидуальных заданий, педагогическая практика.
Формирование учебных компетенций. Рейтинговая система контроля знаний. Составление и реализация индивидуализированной образовательной траектории. Условия  повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Технология контроля результатов самостоятельной работы студентов. Дистанционное обучение. Электронные учебники. Интернет-ресурсы.

Тема 5. Самообразование
Понятие, сущность и структура процесса самообразования. Культура чтения. Цели, способы и виды чтения. Профессиональное, информационное, эстетическое, сплошное и выборочное чтение. Показатели качества чтения. Основные правила быстрого чтения.  Динамическое чтение.  Интегральный алгоритм чтения. Оптимизация памяти. Мышление в учебной и внеучебной  деятельности.
Оптимизация работы с литературными источниками.  Тезаурусно-дескрипторный и графический способы представления информации. Скоростное конспектирование.
Резервы нашего организма. Соотношение средств самовоспитания и самовоздействия. Классификация средств самовоспитания. Самообязательство. Самоконтроль и самоотчет, самоприказ. Гармонизация личности. Личностные и профессиональные ориентации. Процесс самоутверждения личности. Развитие самостоятельности и активности. Формирование индивидуального опыта жизнедеятельности, жизненной и профессиональной позиции. Формирование целого комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации.

Тема 6. Техника работы в информационной среде
Принципы поиска информации в библиотеке. Знакомство с  правилами  пользования  каталогами, картотеками, энциклопедиями, словарями, справочниками.
Поиск информации в Интернете. Особенности составления запроса. Простой  поиск. Сложный поиск.
Способы сохранения  документов.  Обработка информации техническими средствами. Дистанционное обучение. Электронные учебники. Интернет-ресурсы. Использование мультимедиа  и коммуникационных технологий для реализации активных методов обучения и самостоятельной деятельности студентов. Мировые информационные образовательные ресурсы. Техника аудиовизуальных и интерактивных средств обучения.
Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

Тема 7. Организационный модуль СРС - компетенции
Управление временем, или тайм – менеджмент. Анализ и учет времени студента. Хронометраж. Распределение времени соответственно стратегическим целям. Построение идеальной структуры распределения времени. Регулярный контроль результатов. Продвинутое расписание.  Методы Эйзенхауэра: важно – срочно, « пять минут», «Швейцарского cыра », правило Паретто и др.
Подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам: технологический и психологический аспекты.

Тема 8.  Влияние сиблинговой позиции  ребёнка в семье на формирование  самостоятельности
Характеристика работ отечественных и  зарубежных авторов, исследующих  влияние на последующую жизнь в формировании  личности  порядка рождения и ролевой позиции в семье. Различное положение в семье  детей (сиблингов) одних и тех же родителей и формирование самостоятельности. Ролевые позиции в семье в зависимости от количества детей, их пола и промежутков между их рождением.  Старшие дети – более склонные к самостоятельности.  Средние дети.  Особенности  воспитания младших  детей.  Единственный ребенок. Близнецы.

Тема  9.  Психологические типы и особенности формирования
учебных компетенций
Карл Густав Юнг и его работа «Психологические типы».  Общее описание типов.  Экстравертный  тип. Особенности основных психологических функций в экстравертной установке: мышление, чувство, ощущение, интуиция.      Интровертный тип.    Особенности основных психологических функций в интровертной установке: интровертный  мыслительный тип, интровертный чувствующий тип, интровертный ощущающий тип,интровертный интуитивный тип. Основные и вспомогательные функции. Сильные  и слабые стороны психологических типов. Тесты, определяющие типовые характеристики.

Тема 10.  Самообразование выдающихся людей
Успешность выдающихся людей – природный дар. Успешность выдающихся людей – упорный труд  в течение всей  жизни. Смысл жизни. Способность успешно трудиться в преклонном возрасте. Примеры самообразования  выдающихся людей.  Стремление быть успешными, свободными,  самостоятельными  людей с различного рода проблемами развития.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Тема 1.
1. Сделайте две аннотации  на статьи  из журналов  последних 5-ти лет о реформировании  высшего  образования.
2. Подготовьте 2-3 вопроса для дискуссии о проблемах интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство.
3. Подтвердите  конкретными документами  тенденцию возрастания самостоятельности и ответственности студентов за эффективность образовательного процесса.
4. Составьте глоссарий актуальных терминов, относящихся к изучаемой теме.
5. Оформите библиографический список по теме.

Тема 2. 
1. Изучите  документы о переходе  на двухуровневую систему обучения студентов.
2. Изучите зарубежный и отечественный опыт подготовки бакалавров.
3. Подготовьте вопросы для дискуссии  о противоречивых  оценках перспектив трудоустройства и дальнейшего получения образования  бакалавров.
4. Подготовьте выступление о готовности бакалавра педагогики  решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования.

Тема  3.
1. Изучите Инструктивное  письмо Минобразования РФ от 27.11.2002. №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений»
2. Законспектируйте работу по теме: «Организация и содержание самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки учителя»,  используйте схемы, таблицы, опорные сигналы, методы и приемы скоростного конспектирования 
3. Проанализируйте  другие работы отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы  самостоятельной работы студентов
4. Дайте характеристику основным принципам комплексного подхода к организации СРС  (комплексного подхода, целевого планирования, завершённости управленческого цикла,  личностно-деятельностного  подхода, компетентностного подхода).

Тема  4. 
1. Составьте  «Карту самостоятельной работы студента»
2. Подберите  диагностические методики  изучения уровня готовности  студентов к самостоятельной работе
3. Определите наличие общеучебных  умений, установки и мотива самостоятельной работы, уровень учебных компетенций.
4.Отметьте, какими видами самостоятельной работы Вы владеете?
Виды  самостоятельной работы:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей; компьютерной техники, Интернет и др.;
-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.; 
-для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио- и видеотехники и др.

Тема 5.
1.Разберитесь в смысле и содержании каждого блока дифференциального алгоритма чтения (ключевые слова, смысловые ряды, доминанта).
-  Андреев, О.А. Учитесь быстро читать / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Возьмите текст объемом 5-6 тысяч знаков и определите ключевые слова, смысловые ряды, доминанту.
3.  Представьте конспект  работы по теме  изучаемой дисциплины, используя схемы, таблицы, опорные сигналы, методы и приемы скоростного конспектирования.
4.  Подберите  эффективные способы активизации когнитивных процессов, соответствующие Вашим индивидуальным особенностям
5.Подготовьте  собственную программу самосовершенствования

Тема 6.
1. Познакомьтесь с правами и обязанностями  читателя библиотеки.
2.Что такое перспективная и ретроспективная библиография?
3. Подготовьте  материала к семинару, докладу, реферату или другой учебной или научной работе, используйте все  возможные варианты  поиска и обработки информации в библиотеке  НГПУ, ГПНТБ, МБА и т.д.
4. Охарактеризуйте  условия дистанционного обучения
5.Познакомьтесь с электронными учебниками по изучаемым  дисциплинам
6. Изучите правила пользования  Интернет- ресурсами

Тема 7.
1. Проведите учет времени, используя хронометраж, проанализируйте результаты. Разделите «статьи расхода времени» на три группы: «полезное время»,  «техническое время»,  «время – полиглот».
2. Составьте план распределения времени и продвинутое расписание.
3. Напишите программу  подготовки к зачетам и экзаменам, учитывая технологический и психологический аспекты
4.Составьте глоссарий по изучаемой теме

Тема 8.
1. Сделайте аннотации  работ отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы влияния сиблинговой позиции на формирование личности.
2. Подготовьте материалы о взаимоотношениях детей в семье.
3. Составьте библиографический список сказок, басен, былин и т. д. о
ролевой позиции  ребенка в семье в зависимости от  количества детей, их пола и промежутков между их рождением.
4. Приведите примеры  успешных людей и как повлияла на их успех их ролевая позиция в семье.
5. Напишите реферат «Сиблинговая позиция как фактор развития личности».

Тема  9. 
1. Законспектируйте работу К.Г.Юнга « Психологические типы»,  применяя  схемы и  таблицы.
2. Подготовьте проект мероприятия, посвящённого 90- летию  работы
К.Г.Юнга «Психологические типы».  (Впервые книга вышла в 1921 году в Цюрихе, а затем переведена на многие языки мира, в том числе и русский).
3. Сделайте аннотацию на статью о проблемах психологических типов в журналах последних 2-3 лет.
4. Познакомьтесь с вариантами тестов, определяющих типовые характеристики.
5. Напишите реферат  на одну из тем:
-  особенности основных психологических функций в экстравертной установке;
-  экстравертный  мыслительный тип;
-  экстравертный чувствующий тип;
- экстравертный  ощущающий тип;
  - экстравертный интуитивный тип;
          -  особенности основных психологических функций в интровертной установке;
  - интровертный  мыслительный тип;
  - интровертный чувствующий тип;
  - интровертный ощущающий тип;
  - интровертный интуитивный тип;
  - основные и вспомогательные функции психологических типов;
  - особенности профессиональной деятельности интровертных типов;
- особенности профессиональной деятельности  экстравертных типов.

Тема 10. 
1. Проанализируйте  жизнь  двух  или трёх известных  людей, добившихся больших успехов в какой-либо области.
2. Соберите материал для альманаха «Жизнь замечательных людей»
(Название условное, его можно изменить).
3. Сделайте аннотацию на статью, книгу, фильм  о смысле жизни, о любви к профессии, карьере и т.д.
4. Составьте библиографический список по теме.

Формы контроля и материалы для его проведения
Текущий контроль
1. Составление тезауруса по темам дисциплины.
2. Конспектирование монографий, научных статей, указанных в списке литературы к темам  лабораторных  занятий.
3. Подбор и аннотирование литературы по изучаемой теме.
4. Написание  реферата  и его защита на лабораторном занятии.
5.  Составление  схем и таблиц по основным темам курса.
6 Выполнение творческих работ (создание презентаций к темам занятий, подбор примеров из художественной литературы и т.д.).
7.Выполнение тестовых заданий в течение контрольной недели.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Список основной литературы

1. Беловолов,  В. А. Организация и содержание самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки учителя [Текст]/ В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 108с.
2. Ермаков, А. Л. Основы самостоятельной работы студентов [Текст]/ А.Л. Ермаков – М., 1996.
3. Измайлова, М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Текст], [Таблица], [Рис.]: методическое пособие/ М.А.Измайлова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К*», 2009. – 64с.
4. Морева, Н. А. Технология профессионального образования [Текст] :рекомендовано УМО по специальностям педагогического  образования / Н.А.  Морева.  – М., 2008.
5. Организация и контроль самостоятельной работы студентов [Текст]: методические рекомендации //сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс- группа», 2006
6. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам [Текст]/ А.В. Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова. 2010

Список дополнительной литературы
1. Андреев, О. А. Учитесь быстро читать  [Текст], [Рис.]/ О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
2. Андреев, О. А.  Техника быстрого чтения [Текст]/ О. А. Андреев.- М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.-319с.
3. Беловолов,  В. А. Основы методологии педагогического исследования [Текст], [Схемы]/ В.А. Беловолов, С.П. Беловолова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002, 2007. – 194 с.
4. Бьюзен, Т. Максимально используйте свой разум [Текст]/ Т. Бьюзен. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 192 с.
5. Вормсбехер, В. 100 страниц в час [Текст], [Схема]/ В. Вормсбехер, Д. Кабин. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980. – 144 с.
6. Воронцов, В. Л. Симфония разума. [Текст] В.Л. Воронцов. М., 2000.
7. Данилова, В. Л. Как стать собой. Психотехника индивидуальности. [Текст] (Пособие для самообразования). /В.Л. Данилова. М., 1999.
8. Зайверт,  Л. Ваше время в ваших руках [Текст]/Л.Зайверт. М., 2001.
9. Зиганов, М. А. Как на 100% запоминать тексты [Текст], [Схемы]/М.А.Зиганов. –Москва,  Эксмо - 2006
10. Зиганов, М. Как повысить культуру, качество и скорость чтения [Текст]/ М. Зиганов. – Москва, 2006. – 900 с.
11. Зинченко, П. И. Непроизвольные запоминания [Текст]/П.И. Зинченко. М., 1997.
12. Иванов, С. М. Отпечаток перстня. [Текст]/С.М.Иванов.- М., 1987.
13. Казакова, Е. И. Технология проектирования личностных достижений. [Текст]/Е.И. Казакова.- СПб.,  2000.
14. Казакова Е. М. Проектирование образовательных программ [Текст]/Е.М.Казакова.- СПб., 1998.
15. Кампайо,  Рамон. Развитие суперпамяти по методике Рамона Кампайо [Текст]/Р.  Кампайо. – Санкт- Петербург: Питер, 2010 -240с.
16. Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. (Любое издание)
17. Клацки, Р. Память человека [Текст]/Р. Клацки. - М., 1998.
18. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание [Текст]/И.С.  Кон.  М., 2001.
19. Корсаков, И. А. Наедине с памятью [Текст]/И.А. Корсаков.- Н.К. Корсакова М., 1999.
20. Липатникова, И. Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приёмам принятия решений [Текст]/И.Г. Липатникова.// Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5 – С. 108-110
21. Кохтев, Н. Н. Риторика  [Текст]/Н.Н.Кохтев. М., 1994.
22. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать  [Текст]/Д. Лапп. М., 1991.
23. Ликова, И. Я. Ты и твоя книга  [Текст]/И.Я. Ликова.  М., 1999.
24. Лобанов, Ю. И.  Самообразование: возможности, ресурсы, и технологии [Текст]/ Ю.И. Лобанов и др.- Москва: ФИРО,2008. – 64с.
25. Лобков, Я. И. Техника фиксации и обработки информации [Текст]/Я.И.Лобков.- М., 1998.
26. Мелия, М. Как усилить свою силу? Коучинг [Текст]/М. Мелия.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 296с.
27. Михайлов, С. Скорочтение. Шаманство над книгой [Текст], [Рис.]/ С. Михайлов. – СПб: Питер, 2003. – 160с.
28. Могучий, А. Книга – тренажёр для вашего мозга [Текст], [Рис.]/А. Могучий. – М.: АСТ:  Астрель;  Владимир: ВКТ, 2010. – 160с.: ил., 16 л ил.
29. Мюллер, С. Развитие суперпамяти и мышления у детей: Быть отличником просто [Текст], [Ил.]/ С. Мюллер.- Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 240с.
30. Мюллер, С. Вспомни всё! : Секреты суперпамяти [Текст], [Ил.] : книга-тренажёр С. Мюллер. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 224с.
31. Николаева, Л. А. Учись быть читателем [Текст]/Л.А.Николаева. - М., 2000.
32. Нуприянович,  Л. И. Резервы улучшения памяти [Текст]/Л.И. Нуприянович. -  2000.
33. Павлова, Д. Д. Спор, дискуссия, полемика [Текст]/Д.Д. Павлова. - М., 2000.
34. Попов, Г. Х. Техника личной работы [Текст]/Г.Х. Попов. -  М., 1994.
35. Самоорганизация студентов первого курса  [Текст]//Под ред. П.Е. Рыженкова. Новосибирск, 1990.
36. Психодиагностика взрослых [Текст] /Ред.- сост.  Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,  2009. – 704с.
37. Росина, Н. Организация СРС в контексте инновационного образования [Текст]/ Н. Росина // Высшее образование в России. – 2006. – №7. – С.109-114.
38. Селевко, Г.К. Научи себя учиться [Текст], [Рис]/ Г.К. Селевко. – М., 2006.
39. Сергеев, П. Ф. Память и научение [Текст]/П.Ф. Сергеев. -  М., 2000.
40. Сесмен, Л. Верный путь к успеху [Текст]/Л. Сесмен. - М., 1999.
41. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития  [Текст]/Г.А.  Цукерман. -  М., 1998.
42. Учимся учиться / П.Ю. Сухов, М.В. Сухова, И.П. Сологуб. – Л.: Лениздат, 1990. - 205 с.
43. Цыганов, К. Г. Как научиться  хорошо  учиться в институте  [Текст], [Схема], [Рис.]/ К.Г. Цыганов, Т.А. Бусыгина. – Самара: Изд-во СГПУ, 2004. – 100с.
44. Штернберг, Л. Ф Скоростное конспектирование: просто о сложном  [Текст] / Л. Ф. Штернберг. – М., 2008.

Электронные ресурсы
Рубштейн, Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе [Локальный электронный ресурс]/ Н. Рубштейн и др. – Москва: ЭКСМО, 2009.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05