Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля)  девиантное поведение являются  цели, соотнесенные с общими целями ООП ВПО, в т.ч:.
- изучить научные концепции, раскрывающие специфику девиантного поведения;
- раскрыть психолого-педагогические основы  и закономерности обучения и воспитания детей с отклонениями в поведении;
- развить умения проводить психолого-педагогический анализ условий вызывающих девиантное поведение;
- сформировать навыки диагностирования психолого-педагогических отклонений в поведении у детей дошкольного и школьного возрастов.

Изучение дисциплины (модуля) способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров:
в области педагогической деятельности:
– выявлению интересов, трудностей и отклонений в поведении обучающихся;
– составлению программ психолого-педагогической коррекции поведения у  школьников с различными девиациями;
– организации психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику девиантного поведения у детей в образовательном учреждении и институтах социальной защиты детства;
в области культурно-просветительской деятельности:
– в профессиональной деятельности руководствоваться основными законами развития современной социальной и культурной среды;
– владеть моральными нормами и основами нравственного поведения;
– использовать основные положения и методы социальных, и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;
– последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, выступать публично и работать с научными текстами;
– использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов;
– владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; обладать навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
– учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
– понимать принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
– владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, стремиться к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
– выполнять требования гигиены, охраны труда;
– формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда;
– владеть основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Определение места  дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Девиантное поведение» включен в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования и входит в вариативную часть (В.3.20) цикла профессиональных дисциплин образовательной программы бакалавриата по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология и социальная педагогика.
Данная дисциплина логически связана с основными психолого-педагогическими дисциплинами (психология подросткового возраста, социальная диагностика, педагогическая психология, коррекция агрессивного поведения) и психологии (психолого-педагогическая диагностика, клиническая психология детей и подростков). В курсе использованы научно-популярные тексты, учитывающие профессиональную подготовку студента.

Для освоения данной дисциплины студенты должны:
знать –
• теоретико-методологические особенности учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процесса;
• способы сравнительного анализа основных понятий рассматривающихся в рамках учебной дисциплины девиантное поведение;
• принципы и методы профилактики и коррекции девиантного поведения;
• нормативно-правовые основы организации воспитания и обучения детей с отклоняющимся поведением;
уметь –
• проводить психолого-педагогическое исследование детей с предрасположенностью к девиантному поведению;
• использовать современные методы и приёмы психолого-педагогической работы;
• применять современные методы профилактики девиантного поведения;
быть готовыми –
• проводить анализ обучения и социализации детей и подростков, определять коррекционно-развивающий эффект профилактических программ;
• к постоянному самообразованию и повышению профессиональной квалификации в области школьного образования;

4. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)    девиантное поведение
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать – основные концепции, раскрывающие причины девиантного поведения; социально-педагогические подходы к изучению девиаций; особенности диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической деятельности;
уметь –  применять методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСП-2); эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСП-6); собирать и оформлять документацию о ребенке для обсуждения его проблем на медико-психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ПКСП-7);
владеть –  основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества, обладать способностью собирать и перерабатывать информацию в глобальных компьютерных сетях (ОК-7); средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

5. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Объём курса «Девиантное поведение» рассчитан на 5 зачетных единиц (144 часа): 34 часа составляют аудиторные занятия и 90 часов отводится для выполнения студентами самостоятельной работы. Объем аудиторной нагрузки распределен следующим образом: 18 часов – лекции и 36 часов – семинарские (практические) занятия.

Тема 1. Научные теории и концепции, раскрывающие сущность девиаций и девиантного поведения
Социологическая концепция исследования социальных отклонений. Два направления исследования девиантности структурализм и интеракционизм.
Аномия, девиантность, социальная патология в теории Э.Дюркгейма. Аномия и типы аномического приспособления в теории Р. Мертона и Т. Парсонса.  «Простая» и «острая» аномия в представлениях Себастьяна де Гразия. Теория дифференцированных возможностей Говарда и Орлин (1960). Теория дифференцированной ассоциации Сазерленда.
Интеракционизм – теория клеймения или стигматизации. Понятие и виды стигмы в теории Гоффмана. Первичная и вторичная девиация в теории Лемерта. Механизм движения от первичной к вторичной девиации и формирования девиантной идентичности. Представления Беккера о девиантной карьере. Понятие девиантного усиления Уилкинсона.
Развитие социологии девиантного поведения в досоветской, советской России и в настоящее время. Ведущие центры девиантологии в нашей стране.

Тема 2. Проблема делинквентного поведения.
Понятие криминального поведения. Преступления в разные культурно- исторические эпохи. Социологические, психологические, антропологические теории преступлений. Психический статус преступников.
Статистика преступлений. Виды преступлений. Причины преступного поведения. Роль социально-психологических факторов в формировании преступной направленности и преступлений. Характер преступлений в различных социальных стратах.
Убийства и другие тяжкие преступления, организованная преступность – причины, характер, гендерный и возрастной аспекты преступности. Преступления «белых воротничков» и правительств. Варианты социального контроля преступного поведения. Дискуссии о применении тюремного заключения и смертной казни.

Тема 3. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения
Понятие аддиктивного поведения. Виды аддикции. Характеристика алкогольной и наркотической зависимости, общее и особенное. Игровая аддикция: кибераддикция, гемблинг. Представления о сексуальной и любовной аддикции. Пищевая аддикция: алиментарная аддикция, нервная аннорексия, булимия. Близость и взаимообусловленность различных видов аддиктивного поведения.
Теории аддиктивного поведения. Психофизиологические механизмы формирования аддиктивного поведения – оперантное обусловливание, система подкрепления и ее активация. Социально-психологические факторы аддиктивного поведения. Социальная стоимость аддикций. Терапия нарушений по типу зависимости.

Тема 4. Акцентуации характера и девиантное поведение
Понятие акцентуации. Дифференциация представлений об акцентуациях в теориях К. Леонгарда и А.Е. Личко – сравнительно-сопоставительный анализ. Акцентуация, акцентуированная личность и психопатия. Явные, скрытые, смешанные акцентуации.
Типология и классификация психологических акцентуаций. Акцентуации и виды девиантного поведения. Выделение наиболее девиантных типов акцентуаций. Краткая характеристика девиаций при различных акцентуациях.

Тема 5. Агрессия, агрессивное поведение в современной педагогике и психологии
Агрессия как поведение. Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления. Агрессия как инстинктивное поведение. Агрессивное побуждение, агрессивные тенденции. Когнитивные модели агрессивного поведения, регуляторы агрессивного поведения.
Методы систематического изучения агрессии. Межличностные конфронтации. Социальные и внутренние детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией. Аутоагрессивное, суицидальное поведение. Самоубийство в различные культурно-исторические эпохи. Суицидология Э. Дюркгейма. Суицидальное поведение в социологических, философских и психологических теориях. Суицид как вид девиантного поведения.
Факторы риска суицидального поведения. Причины суицида. Социальный контекст самоубийства. Пути решения проблемы суицида – профилактика, социальная поддержка, психологическое сопровождение.

Тема 6. Профилактика  и коррекция девиантного поведения
Определение причин отклоняющегося поведения. Реакция социальной среды на индивидуальное действие Этапы коррекционной работы в подростковых и молодежных девиантных группах
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы (по Ю.А. Клейбергу). Компоненты системы социального контроля.  Приемы коррекционно-воспитательного воздействия.


Семинарское занятие 1 – 2: Проблема девиантного поведения в современной науке, основные понятия и  подходы.
Вопросы:
    1. Современное представление о социальной патологии.
2. Понятие «отклоняющегося поведения». Дифференциация девиантного, делинквентного, криминального поведения.
3. Сравнительный анализ концепций девиантного поведения.
Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения
- Социологический подход
  - Психологический подход (психоаналитическая, бихевиоральная, гуманистическая теории)
4. Социальные нормы
- Генезис и сущность
- Классификация социальных норм
- Современные представления о норме и патологии.
5. Диспозиционное поведение личности.
6. Модели девиантного поведения.
7. Типология отклоняющегося поведения.
Литература:
1. Аберкромби. Н. Социологический словарь. / Н. Аберкромби.  М.: 2000. – 428 с.
2.  Вингендер И. Аномия и девиация в венгерском обществе / И. Вингендер. // СоцИс. – 2001. - № 3.
3. Гилинский Я.И, Афанасьев Ю.В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. / Я.И, Гилинский, Ю.В. Афанасьев. СПб.,1993.
4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал  / Э. Гидденс УРСС, 1999. – 707 с. Стр 118 – 151.
5. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под общ. Ред. Ю.А. Клейберга. М.; Тверь, 1998.
6. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь в 2-х томах. / Д. Джерри, Дж. Джерри. М.: 1999.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А Клейберг. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
8. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. / А.И. Ковалева. М.,1996.
9. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты. / В.Г Кондрашенко. Минск, 1988.
10. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения./ В.Д.  Менделевич М.: МЕД пресс, 2001. – 432 с.
11. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. / Е.В.  Руденский.  Новосибирск, Изд-во Наука. 2000.
Вопросы для самопроверки.
1.      Раскройте содержание следующих понятий и терминов:
Социальная патология
Социальные отклонения
Девиантное поведение,
Делинквентное поведение
Первичная и вторичная девиация
Девиантная карьера
Социальная аномия
Социальная норма.
2. Назовите два основных направления исследования девиантности в социологии.
3. Перечислите ведущие социологические и психологические теории девиантности.
4. Дайте характеристику модели диспозиционного поведения Ядова.
5. Какие модели девиантного поведения Вам известны?
6. Назовите виды и формы девиантного поведения.
Доклады:
Проблема стигматизации и приклеивания ярлыков в уголовной субкультуре и среди  школьников.
Стигматизация больных СПИДом.
Литература:
1. Бовина И.Б., Власова Е.В. Особенности представлений молодежи о СПИДе и раке  / И.Б. Бовина, Е.В. Власова // Мир психологии. – 2002. - № 3. – С. 209 – 220.
2.  Киселев М.Ю. Страх и стигма: о социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом и жертв радиационных катастроф / М.Ю. Киселев // Вопросы психологии. – 1999. - № 4. – С. 40 – 47.

Семинарское занятие 3: Проблема делинквентного поведения.
Вопросы:
1. Понятие «криминального», преступного поведения.
2. Общая характеристика криминогенной обстановки в России.
3. Причины и факторы делинквентного поведения.
4. Виды преступлений.
5. Преступления власть имущих.
6. Организованная преступность.
7. Гендерные аспекты преступного поведения.
8. Типология и формы социального воздействия.
Литература:
1. Аберкромби. Н. Социологический словарь. / Н. Аберкромби. М.: 2000. – 428 с.
2. Гидденс Э. Социология. / Э. Гидденс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 707 с. Стр 118 – 151.
3. Гладких В. И. Преступность приезжих как фактор региональной специфики преступности сверхкрупного города // Проблемы безопасности в крупном городе. / В. И. Гладких – М., 1997. – С. 44 – 53.
4. Гулевич О.А. Социальные представления о преступлениях в межличностной и массовой коммуникации // Вопросы психологии. / О.А. Гулевич– 2001. - № 4.
5. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). / В.Ф. Пирожков. Тверь, 1994.
6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология: В 2 кн. / В.Ф. Пирожков.  М., 1998.
7. Социальный контроль над девиантностью в современной России / Науч. Ред. Гилинский Я.И. – СПб., 1998. – 194 с.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте характеристику преступного поведения.
2. Какие виды преступлений Вам известны?
3. Назовите ведущие причины преступного поведения.
4. Перечислите типы социальных воздействий.
5. Какое социальное воздействие Вы считаете наиболее действенным?
Тема для дискуссии: Практика высшей меры наказания различна в разных странах. Аргументы «за» и «против» смертной казни и пожизненного заключения.
Доклады: 
1. Гендерные аспекты преступного поведения: мужчины и женщины как преступники.
Литература:
1. Бойко И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола / И.Б. Бойко.//Вопросы психологии.- 1993. - № 4. – С. 27 – 30.
2. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 707 с. Стр 118 – 151.
2. Преступные группировки молодежи.
Литература:
1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. / И.П.  Башкатов М., 2000.
2. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). / В.Ф. Пирожков.  Тверь, 1994.
3. Пирожков В.Ф. Криминальная психология: В 2 кн. / В.Ф. Пирожков.  М., 1998
4. Юрин Г.В. Структура и формы организации преступных сообществ подростков и молодежи / Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска». / Г.В Юрин. - Тверь: ТвГУ. 1998. С. 136 – 148.

Семинарское занятие 4: Социальные аспекты проституции.
Вопросы:
1. Проституция как социальная патология.
2. История проституции.
3. Типы проституции.
4. Проблема детской проституции: причины, факторы, последствия.
5.  Социальный контроль проституции.
Литература:
1. Блох И. История проституции / Пер. с нем. / И.  Блох. – СПб.: Фирма «РИД», изд-во «Аст-Пресс», 1994. – 544с.
3. Голосенко И.А. Социология проституции в Советсткой России 20-х – начала 30-х годов//Социология и социальная антропология.  И.А. Голосенко – СПб.: Алтейя, 1997. – С. 216 – 235.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение проституции.
2. Какие факторы проституции Вы считаете значимыми?
3. Назовите причины и последствия детской проституции.
4. Возможно ли решить проблему проституции в обществе? Какие пути решения Вы считаете оптимальными?
Тема для дискуссии: Отношение к явлению проституции различно в разных социальных системах. Приведите аргументы «за» и «против» легализации проституции.
Доклады: Детская проституция – состояние проблемы и пути решения.
Литература:
1. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, / Э. Гидденс. 1999. – 707 с.
Семинарское занятие 5:  Аддиктивное поведение как форма девиации.
Вопросы:
1. Современные научные представления об аддикции и аддиктивном поведении.
2. Виды аддикции, их краткая характеритика.
3. К истории проблемы алкогольной и наркотической зависимости.
4. Теории аддиктивного поведения.
5. Медицинская и психологическая помощь больным наркоманией и алкоголизмом.
6. Проблема профилактики наркозависимости.
Литература:
1. Актуальные проблемы наркомании: социальные, медицинские правовые аспекты. – Томск, 1997.
2. Акулич М.М., Артюхов А.В., Гербер Л.П., Стожаров А.В. Эксперты о противодействии наркомании в регионе //СоцИс. – 2002. – 8. С. 94.
3. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л. Арефьев // СоцИс. – 2002. – 8. С. 97.
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988.
5. Заиграев Г.Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности / Г.Г.  Заиграев. // СоцИс. – 2001. - № 11.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. /  Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера. –2001. – 160 с.
7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. В.Д Менделевич М.: МЕД пресс, 2001. – 432 с.
8. Николаева Е.И. Социальные, психологические и психофизиологические механизмы аддиктивного поведения. / Е.И. Николаева. Новосиб.гос.ун-т. Новосибирск, 2002. 74 с.
9. Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко – алкогольной зависимости. – Кемерово, 2000.
10. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков / Сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 64 с.
11. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе снесовершеннолетними / А.В., Родионов, В.А.  Родионов / Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2004. 192с.:  – (Практическая психология в школе).
12. Янко Е.В. Аддиктивное поведение как форма социального отклонения. Учебно-методическое пособие по курсу «Психология девиантного поведения». / Е.В. Янко. Кемерово. – 2002. – 32 с.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение аддиктивному поведению.
2. Перечислите виды аддикций.
3. Дайте объяснение понятиям – оперантное обусловливание, система подкрепления.
4. Раскройте механизм аддиктивного поведения.
5. Оцените социальную стоимость различных видов аддикций.
Тема дискуссии: Данные об эффективности лечения наркозависимых весьма противоречивы. Возможно ли преодолеть наркотическую зависимость? И при каких условиях? Аргументируйте свою точку зрения.
Доклады:
1.Традиции употребления алкогольных напитков в России (психологические и социокультурные факторы).
Литература:
1. Горбатова М.М., Горбатов А.В. Распространение пьянства в России в 16 – 17 веках: государство и культурный архетип / М.М., Горбатова А.В. Горбатов //Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко – алкогольной зависимости. Кемерово, 2000, - 125 с.
2. Похлебкин В.В. Чай и водка в истории России. / В.В. Похлебкин Красноярск. 1995.
2. Проблема игровой аддикции в современной психологии.
Литература:
1. Иванов М.С., Авилов Г.М. Ролевая компьютерная игра как особый вид деятельности / М.С. Иванов, Г.М. Авилов //Сибирская психология сегодня. Кемерово: 2002.
2. Одаренко О.В. Психопатологические аспекты жизнедеятельности в сети Интернет / О.В. Одаренко. //Независимый психиатрический журнал. – 2002. № 4.
3. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин. //Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 1. – С. 86 – 102.
4. Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» / Н.В. Чудова. // Психологический журнал. – 2002. - № 1.
3.Исследование пищевой аддикции в психологии и психиатрии.
Литература:
1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. / Б.В. Зейгарник. М.: 2000. С. 153 – 165.
2. Стоянова И.Я., Семке В.Я., Красноперова Н.Ю., Ошаев С.А. Механизмы психологической защиты в контексте изменения социокультурных условий //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2001. № 4.
3. Цивилько М.А. и др. Случай тяжелой нервной анорексии у мужчин./ М.А. Цивилько //Журнал невропатологии и психиатрии и. С.С. Корсакова. – 2001. - № 2.

Семинарское занятие 6: Суицидальное поведение как форма девиации.
Вопросы:
1. Место суицида в человеческой культуре. Тема самоубийства в литературе и искусстве. Самоубийство как культурно-историческая традиция в Индии, Японии и др. странах.  Знаменитости прошлого и настоящего добровольно ушедшие из жизни.
2. Понятие суицидального поведения.
3. Факторы риска суицидального поведения.
4. Причины суицидального поведения.
5. Предвестники самоубийства: поведенческие предвестники, сужение сознания, скрытое самоубийство.
6. Психологические теории суицидального поведения.
7.  Роль и место психотерапии в суицидологии.
Литература:
1. Бердяев Н. О самоубийстве.  / Н. Бердяев. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 24 с.
2. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы / Д.Д. Богоявленский //Социс. -  2002. -  № 5. С.76.
3. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение.  / И.Б. Бойко.  Рязань, 1997.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. / Э. Дюркгейм. М., 1994 и др. издания.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
6. Комплексные исследования в суицидологии. М.,1986. С 7-25, 26-44,  53-63, 140-144, 166-177, 196-203.
9. Лукас К. Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства/ К. Лукас,  Г. Сейден.  Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001.
10. Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы / Эдвин С. Шнейдман. Пер с англ.. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте содержание понятия суицидальное поведение.
2. Назовите факторы риска суицида.
3. Перечислите ведущие причины суицидального поведения.
Доклады:
1.  «Изучение и анализ феномена «Самоубийство» во французской социологической школе.
Литература:
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. / Э. Дюркгейм. М.,1994 и др. издания.
2. Отношение к самоубийству в русской философской традиции.
      Литература: Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. –   
      24 с.
3. Суицидальное поведение в психологической концепции Шнейдмана.
      Литература:
1. Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы / Эдвин С. Шнейдман. / Пер. с англ.. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

Семинарское занятие 7: Проблема сексуальных отклонений.
Вопросы:
1. Проблема определения сексуальной нормы.
2. Классификации сексуальных отклонений.
3. Причины сексуальных отклонений.
4. Современное положение сексуальных меньшинств в России.
Литература:
1. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии / С.Н. Ениколопов Н.В. Дворянчиков. / Психологический журнал. – 2001. - № 3. –С. 100-115.
2. Гидденс Э. Социология. / Э.  Гидденс М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704 с. С.180 – 187.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А.  Клейберг – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
4. Лежендр П. Положение геев и лесбиянок в современной России. / П. Лежендр / М., 1997.
Вопросы для самопроверки:
1. Что, по Вашему мнению, считается сексуальной нормой?
2.  В чем, по вашему мнению, заключаются причины сексуальных отклонений?
Доклады: 
1. Гендерные установки и полоролевые стереотипы современных школьников.
Литература:
1. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3 – 7 лет / В.Е. Каган //Вопросы психологии. – 2000. - № 2.
2. Крайг Г. Психология развития. Каган В.Е. / Г. Крайг. СПб.: Питер. – 2000 и др. издания.
  2. Особенности самосознания при нарушениях гендерной идентичности.
Литература:
1. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности //Вопросы психологии. – 2001. - № 6. – С. 3 – 16.
2. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
3. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии//Психологический журнал. – 2001. - № 3. С. 100 – 115.

Семинарское занятие 8: Акцентуации характера и отклоняющееся поведение.
Вопросы:
1. Понятие акцентуации. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко. Явная и скрытая акцентуация. Смешанный, промежуточный, амальгамный тип акцентуации.
2. Дифференциация понятий «акцентуация» и «психопатия».
3. Типы акцентуаций характера у подростков в подходе А.Е. Личко.
4. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.
Литература:
1. Леонгард К. Акцентуированные личности. / К.  Леонгард. Киев: Наукова Думка, 1981., 160 с.
2. Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1979. и др. издания.
3. Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / А.Е. Личко Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. С-Пб.: Питер, 2001. С.302 – 333.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определения следующим понятиям:
Акцентуация
Психопатия
Преморбидный тип
2. Назовите формы девиантного поведения.
3. Перечислите основные поведенческие реакции характерные для подростков.

2. Коллоквиум «Проблема агрессии,  агрессивного поведения, насилия  в современной педагогике и психологии».
Вопросы:
1. Понятие агрессии. Теоретические подходы  изучения агрессии.
2. Соотношение понятий:  агрессия и насилие; агрессия и враждебность; агрессия и гнев
3. Виды агрессии.
4. Факторы формирования агрессивности.
5. Диагностика агрессивности.
6. Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми, подростками и их родителями.
Литература:
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Э.  Аронсон – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с. С. 256 – 301.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Р.Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1998. – 336 с.: ил.
3. Волкова Е.В. Скажем «нет» агрессии! / Е.В. Волкова // Психологическая газета. 2003. - № 5. - С. 17 – 21.
4. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е. В. Гребенкин. Ростов н /Д.: Феникс, 2006. 157 с.
5. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем.  / К. Лоренц – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.

Вопросы к экзамену «Девиантное поведение»
1. Понятие социальной патологии. Характеристика девиантного и делинквентного поведения.
2. Социологические теории социальных отклонений.
3. Причины девиаций в структурном анализе.
4. Интеракционистское направление изучения девиантного поведения.
5. Биологический подход в исследовании девиаций.
6. Психологические теории девиантного поведения.
7. Факторы девиаций. Роль социально-психологических факторов.
8. Понятие социальной нормы. Функции и виды норм.
9. Типология и формы социальных воздействий.
10.Представления о криминальном поведении. Виды и характер преступлений.
11. Социально-психологические факторы, причины и механизмы преступного поведения.
12. Характеристика проституции как социального явления – причины и следствия.
13. Понятие аддиктивного поведения. Виды аддикции.
14. Теории аддиктивного поведения.
15. Суицидальное поведение: понятие, причины и факторы риска.
16. Сексуальные отклонения: социальная оценка и отношение, ведущие факторы.
17. Вандализм. Мотивационные типологии вандализма.
18. Общая характеристика граффити как формы отклонения. Социальная стоимость граффити.
19. Бродяжничество, нищенство как социальная проблема. Ведущие социально-психологические факторы.
20. Формы девиаций при различных акцентуациях характера у подростков.

Перечень ключевых понятий и терминов.
1. Агрессивное поведение.
2. Аддиктивное поведение.
3. Акцентуация характера.
4. Аномия социальная.
5. Алкогольная зависимость.
6. Аутсайдерство социальное.
7. Бродяжничество.
8. Вандализм.
9. Виктимность личности.
10. Воздействие социальное.
11. Гомосексуальные отношения.
12. Граффити.
13. Гэмблинг.
14. Девиантное поведение.
15. Девиантная карьера.
16. Девиация первичная и вторичная.
17. Делинквентное поведение.
18. Делинквентный дрейф.
19. Дискриминация социальная.
20. Диспозиционное поведение.
21. Кибераддикция.
22. Копинг, копинг-стратегия.
23. Криминальное поведение.
24. Наркотическая зависимость.
25. Нищенство.
26. Норма социальная.
27. Оперантное обусловливание.
28. Преступное поведение.
29. Преступные группировки.
32. Проституция.
30. Сексуальная аддикция.
31. Система подкрепления.
32. Социальная патология.
33. Социальное отклонение.
34. Социальный контроль.
35. Стигма.
36. Стигматизация.
37. Суицидальное поведение.

Темы курсовых работ  и рефератов.
1. Проблема стигматизации как психолого-педагогический и социокультурный феномен.
3. Гендерные аспекты противоправного и преступного поведения.
4. Преступные группировки молодежи.
5. Проблема насилия в отношении женщин и детей.
6. Традиции употребления и злоупотребления  алкогольными  напитками в России (психологические и социокультурные факторы).
7. Проблема игровой аддикции в современной  педагогике и психологии..
8. Исследование пищевой аддикции в психологии и психиатрии.
9. «Самоубийство» во французской социологической школе.
10. Понимание и отношение к самоубийству в русской философской традиции.
11. Суицидальное поведение в психологической концепции Шнейдмана.
12. Гендерные установки школьников.
13. Особенности самосознания при транссексуализме и других  нарушениях гендерной идентичности.

Темы курсовых работ.
1. Социально-педагогические факторы стигматизации (какой-либо девиантной группы – проституток, гомосексуалистов и т.д.)
2.  Социально-психологические факторы суицидального поведения.
3.  Специфика совладающего поведения лиц с наркотической зависимостью (других аддиктов).
4.  Индивидуально-личностные характеристики кибер-аддиктов.
5.  Социально-педагогические предпосылки делинквентности подростков.
6.  Характерологические особенности подростков как «фактор риска» криминального поведения.
7.  Особенности ценностно-смысловой сферы личности при аддиктивном поведении (вид аддикции по выбору)
8.  Жестокое отношение к детям как предпосылка делинквентности.
9.    Конфликтная семья как санкционирующий признак суицидального риска.
10. Копинг-стратегии делинквентных подростков.

Форма итогового контроля – экзамен
Студенты: а) предъявляют результаты самостоятельной работы по всем темам модуля учебного курса «Девиантное поведение»;
б) формируют понятийно категориальный аппарат, раскрывающий свойства, связи и отношения, находящиеся в центре внимания социально-педагогического знания;
в) представляют мультимедийную презентацию по результатам изучения одной из 14 тем девиантологии.
г) Коллоквиум по теме «Исследование агрессивного поведения в современной педагогике и психологии» можно завершить созданием программы тренинга «Профилактики агрессивного поведения» или «Преодоления агрессии» у подростков. Программа может разрабатываться в малых группах и представляться к защите как коллективная работа.
д) По второму разделу курса студенты выполняют контрольную письменную работу. Темы контрольных работ: «Понятие криминального поведения. Социально-психологические факторы преступности», «Понятие проституции. Социально-психологические факторы проституции», «Понятие аддиктивного поведения. Социально-психологические факторы аддикции», «Понятие суицидального поведения. Социально-психологические факторы суицида», «Понятие социального аутсайдерства. Социально-психологические факторы формирование девиантного поведения» и др.

Список основной литературы
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988.
2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А.  Клейберг – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.
3. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростов: социально-психологический и психиатрический аспекты. / В.Г Кондрашенко. Минск, 1988.
4. Крайг Г. Психология развития. Каган В.Е. / Г. Крайг. СПб.: Питер. – 2000 и др. издания.
5. Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / А.Е. Личко Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. С-Пб.: Питер, 2001. С.302 – 333.
6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения./ В.Д.  Менделевич М.: МЕД пресс, 2001. – 432 с.
7. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности. / Е.В.  Руденский.  Новосибирск, Изд-во Наука. 2000.

Список дополнительной литературы
1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / Э.  Аронсон – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с. С. 256 – 301.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Р.Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Питер, 1998. – 336 с.: ил.
3. Волкова Е.В. Скажем «нет» агрессии! / Е.В. Волкова // Психологическая газета. 2003. - № 5. - С. 17 – 21.
4. Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учебно-методический комплекс / Е. В. Гребенкин. Ростов н /Д.: Феникс, 2006. 157 с.
5. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем.  / К. Лоренц – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 272 с.
Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт.-сост. Ю.В. Останкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 342 с.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05