Основной целью курса «Этология человека» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям и формирование системы знаний об этологии человека, стимулирование потребности к анализу эволюционных истоков поведения человека, базовых биологических компонентов поведения человека и реализации практических знаний о феноменологии поведения человека.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• Сформировать у студентов эволюционный подход к рассмотрению различных форм и проявлений  поведения человека;
• Провести системный анализ эволюционных истоков и механизмов поведения человека;
• Изучить методы и подходы, применяющиеся в психологии и в этологии человека и проанализировать прикладные проблемы, связанные с поведением человека.
Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое  образование; профиль –  психология и социальная педагогика.
В области учебно-воспитательной деятельности:
использование базовых психолого-педагогических теоретических знаний для решения профессиональных задач на основе интеграции процессов развития, социализации и социального развития личности учащихся.
учет в профессионально-педагогической деятельности основных закономерностей возрастного анатомо-физиологического, физического и психического развития и социализации обучающихся на различных возрастных этапах.
В области социально-психологической деятельности:
Вырабатываются основы понимания эволюционных основ человеческой психики, расширяется методологическая база, необходимая для выработки целостного мировоззрения у педагогов и психологов.
В области социально-педагогической деятельности:
представление о современном состоянии этологии человека, ее теоретическом значении и практическом применении, о функциях этой науки в современной культуре.
Определение по внешним признакам изменения психического состояния детей, понимание и объяснение особенностей их поведения в конкретных жизненных ситуациях; видение проявлений социально-психологических установок и мотивов поведения.
Организация и развитие внутриколлективных и межличностных отношений педагогов и школьников.
Взаимодействие с социальными институтами, родителями обучающихся,  оказание родителям помощи в  воспитании и разрешении конфликтных ситуаций.
В области научно-методической деятельности:
Сбор, анализ и систематизация отечественной и зарубежной научной педагогической и психологической информации.

3. Определение места  дисциплины в структуре ООП ВПО
Курс «Этология человека» включен в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования и входит в вариативную часть цикла профессиональных дисциплин образовательной программы бакалавриата по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика».
Содержание учебно-теоретического и практического материалов по программе «Этология человека» учитывает результаты обучения по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла: «История», «Философия», «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», и тесно сопряжено с содержанием курсов «Коррекция агрессивного поведения», «Конфликтология», «Социальная психология», «Психология развития», «Социальная педагогика».
Подготовка бакалавра по курсу «Этология человека» является основой для дальнейшего изучения студентами дисциплин по профилю подготовки «Психология подросткового возраста» и дисциплин вариативного цикла: «Социально-педагогическая деятельность», «Основы специальной психологии», «Социально-педагогическая работа с семьей», «Социальные институты защиты детства», «Методика и технологии социально-педагогической деятельности».
Изучение курса готовит студентов к производственным практикам: психолого-педагогической практике в среднем общеобразовательном учреждении, летней педагогической практике в детском оздоровительном центре, комплексной психолого-педагогической практике.
Следовательно, для освоения дисциплины «Этология человека» студенты должны:
 обладать основными сведениями об этических основах поведения человека, и психологических особенностях развития и социализации личности в социуме;
 знать историю становления и развития этологии человека ее теоретическое и прикладное значение в свете современного процесса взаимопроникновения гуманитарных и естественно-научных знаний;
 уметь применять естественно-биологический и культурно-исторические подходы, основанные  на сравнительном анализе поведения человека и на разработке экспериментальных схем, для рассмотрения проблем и возможного поиска нестандартных решений в своей специальности.

5. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Этология человека»
Объём курса «Этология человека» рассчитан на 2 зачетные единицы (72 часа): 18 часов составляют аудиторные занятия и 54 часа отводится для выполнения студентами самостоятельной работы. Объем аудиторной нагрузки распределен следующим образом: 8 часов лекции; 10 часов – практические занятия; 54часа – самостоятельные.

6.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение в курс «Этология человека».
Цели и задачи курса, основные категории.
Тема 1. Методы и подходы  к изучению этологии человека (2 часа)
Методы и подходы этологии человека. Методические “ухищрения”, введенные Эйбл-Эйбесфельдом (Eibl-Eibesfeldt) и Хассом (Hass). Методы исследования человеческой привлекательности (работы Карла Граммера). Сфера применения и степень объективности анализа этограмм человека. Ограниченность применения прямых аналогий между поведением человека и животных. Ограниченность использования этологических методов при изучении поведения человека (пример: “каспар-гаузер” эксперименты). Роль этологии человека в диагностике и прогнозировании человеческого поведения.
Тема 2. Вербальные и невербальные средства коммуникации (2 часа)
Эволюционные истоки эмоционального поведения. Невербальная коммуникация. Мимическая коммуникация, движения и выражения глаз и мимических мышц, жестовая коммуникация. Анализ базовых и конвенциональных составляющих невербальной коммуникации через выражение базовых эмоций: кросс-культурные и онтогенетические исследования.
Врожденные основы человеческой мимики. Видоспецифические поведенческие модели (“всплеск бровей”). Загадка человеческой улыбки. Улыбка и смех в контексте доминирования-подчинения и в контексте взаимодействия родителей и детей. Анализ базовых и конвенциональных составляющих невербальной коммуникации через изучение поведенческих последовательностей в контексте социальных взаимодействий.
Выражения доминирования – подчинения через поведенческие последовательности. Конфликтное и пост-конфликтное взаимодействие. Амбивалентность поведения и конфликт мотиваций. Смещенная активность и ее роль в социальных взаимодействиях. Поведенческие последовательности при флирте и ухаживании.
Тема 3. Амбивалентность поведения и конфликт мотиваций (2 часа)
Релизеры и эмоциональное поведение. Стимулы и суперстимулы. Нищенство глазами этолога: использование релизеров. Конфликт поколений и родительский вклад. Теория Трайверса.
Современные исследования видоспецифических адаптаций человека в борьбе за родительское внимание (пример: колики маленьких детей; медленное развитие мозга и контроль эмоций в развитии ребенка). Теория привязанности Боулби. Эмоциональная связь родителей и детей и ее последствия в онтогенезе поведения.
Базовые и конвенциональные проявления агрессии и подчинения. Сравнительный анализ доступных средств выражения агрессии у разных биологических видов. Градации агрессии. Подчинение и поклонение. Индоктринация и ее биологические истоки и обоснования.
Тема 4. Врожденные шаблоны в поведении человека (2 часа)
Теория отбора родичей Гамильтона и теория этнического непотизма. Родственный и реципрокный альтруизм.Ксенофобия как проявление этнического непотизма.
Отличие ксенофобии от расизма. Поведенческие механизмы реализации непотизма. Распознавание родичей. Когнитивные ресурсы реципрокного альтруизма. Фобии как отражение эволюционного прошлого человека. Биологические основы некоторых фобий: одни ассоциации формируются легче, чем другие. Врожденные шаблоны восприятия и онтогенез поведения человека. “Когнитивная машинерия”: различные средовые стимулы пробуждают различные врожденные поведенческие модели.

Практическая работа № 1. Методы и подходы  к изучению этологии человека (2 часа)
Рассматриваемые вопросы.
1. Что изучает этология человека? С какими науками она взаимодействует?
2. Охарактеризуйте гуманитарную и естественно-научную составляющие этологии человека.
3. Основные методы и подходы к изучению этических основ поведения человека.
4. Как можно применять этологические методы в психологии и социальной педагогике?
5. Охарактеризуйте подходы к феномену человека с точки зрения различных наук: генетики, этнологии, этологии, антропологии. Сравните эти подходы с психологическими подходами.
6. Методы и основные достижения культурной этологии
7. Теория культурного интеллекта, ее эволюционные, этологические и антропологические следствия и приложения.
8. Экспериментальные методы и результаты исследования компетентности сознания.
Задания для самостоятельной работы студентов.
* Выпишите определения, раскрывающие сущность этологии и из различных источников (социологический, психологический, философский и педагогический подходы).
* Как можно применять этологические методы в психологии и социальной педагогике?
* Дайте характеристику предмету этологии.
** Охарактеризуйте подходы к феномену человека с точки зрения различных наук: генетики, этнологии, этологии, антропологии. Сравните эти подходы с психологическими подходами.
** Раскройте сущность теории культурного интеллекта, ее эволюционные, этологические и антропологические следствия и приложения.
** Докажите, что создание конфликтной ситуации зависит от психологических особенностей личности.
*** Выявите роль знаний по этологии человека для школьных педагогов и психологов.
*** Раскройте содержание и специфику экспериментальных методов и результатов исследований направленных на изучение  компетентности сознания.

Практическая работа  №2. Вербальные и невербальные коммуникации (2 часа).
Рассматриваемые вопросы.
1. Базовые и конвенциональные составляющие невербальной коммуникации.
2. Выражение эмоций с помощью мимики и жестов.
3. Фиксированные поведенческие последовательности и их роль в выражении эмоций и социальных взаимодействиях.
4. Амбивалентность поведения и конфликт мотиваций. Смещенная активность.
Задания для самостоятельной работы студентов.
* Выявите Роль стимулов и релизеров в поведении человека.
* Почему люди, больные аутизмом, не способны к сотрудничеству и кооперации?
* В чем выражается видовая специфика человеческой улыбки?
* В чем выражается видовая специфика ритуала приветствия у человека?
* Определите систему потребностей, мотивов и интересов у педагога и учащегося.
**Сравните функционально-ролевое и эмоционально-межличностное взаимодействие педагога и школьника по целям, средствам, результатам. Сделайте вывод об их значении для этических основ поведения.
** Сравните образы агрессора и аутсайдера.
** Выделите критерии конфликтности с точки зрения субъект-объектного и субъект-субъектного подхода.
***Предложите свои аргументы, подтверждающие или опровергающие тезис о том, что у конфликтных родителей вырастают конфликтные дети, с какой из социально-психологических теорий данный тезис перекликается?
***Проанализируйте статью, «Исследование стилей поведения подростка в конфликтных ситуациях в зависимости от эмоциональных свойств личности (Прикладная психология и психоанализ.  – 2006. № 3). Выделите аспекты проблемы (противоречия), связанные с предлагаемой постановкой вопроса.
***Подберите материал, из газет, журналов и художественной литературы иллюстрирующий конфликты, в различных сферах жизнедеятельности человека.

Практическая работа №3. Амбивалентность поведения и конфликт мотиваций (2 часа).
Рассматриваемые вопросы.
1. Основные виды конфликтов мотивации.
2. Локализация межличностных конфликтов.
3. Внешние и внутренние конфликтогены.
4. Особенности конфликтного поведения у мужчин и у женщин (гендерный аспект).
Задания для самостоятельной работы студентов.
* Раскройте индивидуальные различия способов поведения в конфликте.
* Раскройте содержание и уровни реализации концепции формирования конфликтологической компетентности у старшеклассников.
* Выявите конструктивные алгоритмы анализа конфликтной ситуации.
** Представьте различные взгляды на проблему и феноменологию конфликта (Анцупов А.Я., Баныкина С.В., Журавлев В.И., Хасан Б.И. и др.).
** Дайте сравнительный анализ понятиям стресс, фрустрация, конфликт и кризис, объясните их взаимосвязь.
** Опишите конфликты, возникающие в образовательных учреждениях и факторы, их порождающие. Буллинг как психологическое явление. Сделайте подборку из  фильмов, в которых показываются конфликты на рабочем месте.
*** Выявите взаимосвязь между  конфликтологической и профессиональной компетентностью социального педагога.
*** Выявите  аспекты цикличности конфликтной ситуации, имеющей множество вариантов развития. Укажите предпосылки цикличности на основе различных факторов и уровня социальной напряженности в обществе.
*** Соберите материал, подготовьте презентацию о способах урегулирования конфликтов в общеобразовательных учреждениях и КДН и ЗП.

Практическая работа № 4. Врожденные шаблоны восприятия и онтогенез человека (4 часа).
Рассматриваемые вопросы.
1. Основные методы диагностики восприятия (психолого-педагогические, социально-педагогические).
2. Включенное наблюдение и субъективное восприятие.
3. Тесты и опросники, посвященные анализу шаблонов восприятия.
4. Анализ технологической карты процесса восприятия.
5. Ситуативный подход к анализу поведения человека.
Задания для самостоятельной работы студентов.
* Выявите биологические основы человеческих фобий.
* Рассмотрите когнитивный диссонанс как фактор развития повышенной тревожности.
* Раскройте влияние Я-концепции на специфику восприятия человека.
**Раскройте педагогические стереотипы, приводящие к стигматизации и приклеиванию ярлыков.
**Проанализируйте специфику создания и разрушения эмоциональных связей.
*** В психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме этики и морали, найдите анкеты, опросники и тесты, при помощи которых можно выявить различные аспекты неэтичного поведения человека.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов и оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Задания для текущего контроля предусматривают различные уровни сложности:
 репродуктивные (отмеченные одной звездочкой *): осмысливание и воспроизведение в письменной и устной форме материала, посвящённого содержанию основных понятий курса этика, этология, эстетика, поведенческие стереотипы, вербальные и невербальные коммуникации);
 частично-продуктивные (отмечены двумя звездочками**): освоение на практике положений, касающихся закономерностей поведения человека, а также их выражения в социально-педагогической реальности;
 продуктивные (отмечены тремя звездочками ***): осуществление анализа собственного профессионального поведения и культуры; осмысление различных стилей общения.

9. Оценочные средства для промежуточного и  итогового контроля освоения дисциплины
Студенты: а) предъявляют результаты самостоятельной работы по всем темам модуля учебного курса «Этология человека» (индивидуально);
б) готовят и защищают социальный  проект (микрогруппами);
в) выполняют контрольные тестовые задания.
Формой итогового контроля в данном семестре является зачет, который проводится в форме итогового тестирования, его результаты дополняют количество баллов, набранное студентом в семестре:

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература основная:
1. Александров, А. А. Психогенетика : учебное пособие для вузов по специальностям психологии  : рек. УМО вузов РФ / А. А. Александров.  - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 192 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 666 с. (Психологическая энциклопедия).
3. Борисова, Л. Г. Учитель – ученик: конфликт или сотрудничество? // Управление качеством образования. № 1, Новосибирск, НГПУ, 2003.
4. Глумаков, В. Н. Организационное поведение : учебное пособие по специальности "Менеджмент организации" : доп. УМО вузов РФ / В. Н. Глумаков.  - Москва : Вузовский учебник, 2009. - 352 с.
5. Захарова, Т. И. Организационное поведение [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. И. Захарова ; Междунар. консорцум "Электрон. ун-т", Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евраз. открытый ун-т.  - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 344 с.
6. Мирошниченко, И. В..Зоопсихология [Электронный ресурс] : конспект лекций / И. В. Мирошниченко.  - Москва : А-Приор, 2011. - 144 с.
7. Никольская, А. В. Зоопсихология и межвидовая психология : учебник / А. В. Никольская.  - Москва : Эксмо, 2011. - 352 с.
8. Урман, С. А.. Этология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / С. А. Урман ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования.  - Новосибирск : НГПУ, 2009.

Литература дополнительная:
1. Беляева, Т. Б. Активные методы формирования конфликтологической компетентности у студентов / Т. Б. Беляева // Психология обучения. - 2008. - N 7. - С. 34-49
2. Захарченко, Е. Ю. Конфликты в школе: причины возникновения и способы разрешения / Е. Ю. Захарченко ; Е. Ю. Захарченко
// Директор школы. - 2008. - N 1. - С. 27-32.
3. Михайлов, Я. В. Человек в мире [Электронный ресурс] / Я. В. Михайлов.  - Москва : Языки славянской культуры, 2010. - 345 с.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05