министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии

ИФМИЭО

__________ Е. В. Андриенко

«12» сентября 2013 г.

социальная ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление подготовки:

050100.62. Педагогическое образование

 

Профиль:

Образование взрослых

Степень выпускника:

Бакалавр

Новосибирск 2013

СОСТАВИТЕЛЬ: Е.В. Андриенко, д.п.н., профессор

 

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры педагогики и психологии

(протокол 2 от «12» сентября 2013 г.)

 

СОГЛАСОВАНО

Декан/директор ________________________ А.И. Хасанов

(подпись)

 

Начальник УМУ (УМАиД): _______________ Е.В. Добровольская

(подпись)

 

Директор библиотеки _________________ Л.Н. Есина

(подпись)

 

 


Пояснительная записка

Целью освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование теоретиче­ской и практической компетентности студентов педагогических вузов в об­ласти социальной психологии, подготовка студентов к эффективному использованию социально-психологических технологий в профессиональной педагогической деятельности в условиях современной образовательной среды различных учебных и воспитательных.

Задачи курса:

– обеспечить знание студентами основных методологических и теоретических положений современной социальной психологии;

– создать условия для освоения студентами социально-психологических технологий, применяющихся в профессиональной деятельности и развития познавательного интереса и профессиональных компетенций в данной области;

– сформировать умения и навыки использования в обучении социально-психологических закономерностей и положений в работе педагога;

– научить студентов применять социально-психологические знания и информацию для решения актуальных профессиональных задач в педагогической деятельности .

 

Место дисциплины (модуля) в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части базового профессионального цикла учебного плана ООП направления 050100.62 «Педагогическое образование» профиля «Образование взрослых».

Преподавание дисциплины базируется на знаниях и умениях, получен­ных в школьном курсе (обществознание), а также при изучении некоторых дисциплин базовой части профессионального цикла: «Педагогика», «Психология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Дисциплина изучается в 3 и 4 семестрах.

Трудоемкость дисциплины 216 часов (6 ЗЕ).

Формы контроля

Текущий контроль в течение семестра осуществляется посредством оценки выполнения практических работ, защит индивидуальных и групповых заданий. Промежуточная аттестация предполагает зачет и экзамен в конце семестра.

 

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-2 – способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

знать: ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

уметь: строить общение, анализировать и воспринимать предметно-методическую информацию;

владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации ( журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.

ОПК-6 – способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

знать: способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

владеть: различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

ПК-5 – готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса

знать: возможности образовательной среды.

уметь: использовать эти возможности для обеспечения качества учебного процесса; бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

владеть: основными методиками использования возможностей образовательной среды, направленными на обеспечение качества учебного процесса и установление взаимодействия с субъектами образовательной среды

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

Предмет социальной психологии. Философия и социальная психология. Основные этапы развития социальной психологии как науки. Первые теоретические концепции в области социальной психологии. Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии.

Тема 2. Социальный контроль

Социальный контроль. Признаки социальных норм. Виды санкций. Формы социального контроля. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю: развитие понятия интериоризации.

Тема 3. Социализация

Понятие социализации. Особенности современной социализации (длительность, гуманизация детства, роль образования и приобретения профессии, новые требования к характерологическим чертам личности, творчество и инновации). Стадии развития личности в процессе социализации по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция. Механизмы социализации: социальная оценка желаемого поведения, подражание (имитация, идентификация), полоролевая идентификация, конформность. Эффекты социализации: ингибиция и фасилитация. Институты социализации: семья, школа, профессиональная группа.

Тема 4. Социальное развитие человека

Общее понятие социального развития человека. Стереотипы понимания социального развития человека. Модели социального развития. Временные характеристики социального развития. Динамика социального развития человека в процессе онтогенеза. Личностная зрелость. Закономерности социального развития человека

Тема 5. Социальная виктимология

Человек как жертва социализации в современном мире. Социальные факторы виктимизации. Феноменологические факторы виктимизации. Деструктивное поведение. Социальные права детей.

Тема 6. Социальные роли

Понятие социальной роли. Различные подходы к интерпретации социальных ролей. Виды социальных ролей. Основные характеристики социальной роли. Влияние социальной роли на развитие человека. Освоение социальной роли.

Тема 7. Социальные группы

Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Типология групп. Проблема развития социальной группы. Конформность и нонконформизм.

Тема 8. Межгрупповые отношения

Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Доминирование малой социальной группы. Интегративные межгрупповые феномены. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Тема 9. Лидерство и руководство

Лидерство и руководство. Понятия лидерства и руководства: единство и различие. Авторитет. Теории лидерства. Стили лидерства Управленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

Тема 10. Межличностные отношения

Чувства как аналитическая единица определения межличностных отношений. Социальные функции чувств. Типология чувств. Филогенетическое и онтогенетическое развитие чувств. Переживание как фактор социальной адаптации. Социометрическая структура группы. Педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика.

Тема 11. Общение

Понятие общения. Виды общения. Особенности общения в современном мире. Уровни общения. Диалогическое и монологическое общение. Функции общения. Критерии удовлетворенности общением. Педагогическое общение.

Тема 12. Социальная перцепция

Сущность социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты восприятия. Особенности формирования социальных установок.

Тема 13. Интерактивный аспект общения

Сущность интеракции. Психологическая совместимость. Акт и трансакция как функциональные единицы взаимодействия. Стратегии взаимодействия. Ассертивное поведение. Конфликт. Педагогический конфликт.

Тема 14. Коммуникативный аспект общения

Понятие коммуникации. Психологическая обратная связь. Коммуникативные барьеры. Феномены межличностного влияния. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Специфика межличностного информационного обмена.

Таблица 2. Тематическое планирование

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах
Л
ПЗ
ЛЗ
СР

1. Становление и развитие социальной психологии как науки

2

2

2

4

2. Социальный контроль

2

2

2

4

3. Социализация

2

2

2

4

4. Социальное развитие человека

10

10

10

22

5. Социальная виктимология

2

2

2

4

6. Социальные роли

2

2

2

4

7. Социальные группы*

2*

2*

2*

4

8. Межгрупповые отношения

2

2

2

4

9. Лидерство и руководство*

2*

2*

2*

4

10. Межличностные отношения*

2*

2*

2*

6

11. Общение

2

2

2

4

12. Социальная перцепция

2

2

2

4

13. Интерактивный аспект общения*

2*

2*

2*

2

14.Коммуникатив-

ный аспект общения*

2*

2*

2*

2

Экзамен

 

 

 

36

Итого:

36

36

36

108

В том числе в интерактивной форме*

10*

10*

10*

 

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Тема дисциплины

Задания для самостоятельной работы

Форма

отчета

Трудоём-кость

задания, часы

1

Становление и развитие социальной психологии как науки

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

2

Социальный контроль

Работа с источниками , выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

3

Социализация

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

4

Социальное развитие человека

Работа с источниками, выполнение группового задания

Защита группового задания

22

5

Социальная виктимология

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

6

Социальные роли

Работа с источниками, выполнение группового задания

Защита группового задания

4

7

Социальные группы

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

8

Межгрупповые отношения

Работа с источниками , выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

9

Лидерство и руководство

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

10

Межличностные отношения

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

6

11

Общение

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

12

Социальная

перцепция

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4

13

Интерактивный

аспект общения

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

2

14

Коммуникативный

аспект общения

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

2

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для педагогических вузов по специальностям «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная психология», «Педагогика»: доп. М-вом образования РФ / Е.В.Андриенко; под ред. В.А.Сластенина; Междунар. акад. наук пед. образования. – Москва: Академия, 2013. – 264.

 

Дополнительная литература

1. Аникеева Н.П. Социальная психология: учебно-методический комплекс / авт.-сост. Н.П.Аникеева, Н.Н.Киселев; НГПУ – Новосибирск, 2007.- 99с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий / Е.В.Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2006. – 341С.

3. Майерс Дэвид. Социальная психология: учебное пособие: пер. с англ. / Д.Майерс. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 684с.- (Мастера психологии).

4. Социальная психология: практикум: рек. УМО вузов РФ / Г.М.Андреева, Е.А.Аксенова, Т.Ю.Базаров и др.; под ред. Т.В.Фоломеевой.- Москва: Аспект Пресс, 2006.-480с.

 

Электронный образовательный ресурс

1. Андриенко Е.В. Социально-психологическое развитие личности [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е.В.Андриенко; Новосиб. Гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – Доступна эл. Версия в ЭБ НГПУ.

2. Свенцицкий А.Л. Социальная психология [ Электронный ресурс] : электронный учебник / А.Л.Свенцицкий. – СD: электрон. Текстовые, граф., зв. данные. – Москва: Кнорус: ИнфоФонд, 2009. – (Электронный учебник)

3. Социальная психология [ Электронный ресурс]: электронный учебник / под ред. А.М.Столяренко.- Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04