Тема 1. Общее понятие и уровни методологии как науки
1. Наука как особый способ человеческой деятельности.
2. Методологические уровни науки (характеристика, сущность); функциональная роль методологического знания.
3. Педагогика как область научного познания и преобразования действительности.
4. Основные подходы в определении базовых понятий и категорий педагогики.


Практические задания:
1. На основе анализа статей в периодической печати (журнал «Педагогика») за 2002 – 2012 гг., дать характеристику актуальных проблем теоретико-методологического характера в педагогической науке.
2. Приведите примеры «заимствования» педагогической наукой идей и концепций из других гуманитарных наук (психологии, социологии и пр.)
3. Составьте тезаурус основных терминов педагогики 1960-х, 1970-х, 1980-х, 1990-х, 2000-х гг. Как он изменился сегодня?
4. Подготовить аннотацию статьи по теоретико-методологическим проблемам педагогики: а) актуальность темы (в связи с чем написана статья); б) основные вопросы, которые затрагивает автор статьи (перечислить); в) практическая значимость данного материала (при решении каких проблем современной педагогической реальность может быть полезен данный материал)
5. Проанализировав статью Кривова Ю.И. Education и воспитание (краткие заметки об их соотношении) / Ю.И. Кривов. - Вопросы воспитания. - 2009. — № 1. -С. 40 - 42, подобрать аргументы, подтверждающие или опровергающие позицию автора
6.Опорный конспект вопроса «Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования» (см. Загвязинский В.И., с. 39 – 48).
7. Понятие о методологии в педагогике (на основе анализа статьи Бордовской Н.В. Системная методология современных педагогических исследований / Н.В. Бордовская // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 21 - 29).
8. Проанализировать особенности одного из философско-методологических подходов, актуальных в современной педагогике: антропологический, аксиологический, герменевтический, феноменологический, парадигмальный, цивилизационный, формационный, личностно-ориентированнй культурологический и др., дать оценку его эвристическим возможностям.
План:
а) возникновение подхода,
б) определение основных понятий,
в) сущность основных положений, раскрывающих подход,
г) что дает для постижения педагогических явлений, какие связи, свойства и отношения проясняет,
Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов
• Определите специфику и функции методологического психолого-педагогического знания в отличие от теоретического?
• Определите отличие «принципа» от других нормативных категорий, в частности от «требования»?
• Вам предстоит рассмотреть и мотивированно принять (или отклонить) предложение о дополнении методологических принципов психолого-педагогического исследования следующими положениями:
принципом проблемности целей, предмета и содержания исследования;
принципом открытости его проведения;
принципом конфиденциальности (фактов, результатов, рекомендаций).
• Как можно говорить о принципе объективности, если исследование ведет человек, обладающий собственной позицией, предпочтениями, системой утвердившихся взглядов и ценностей?
• В чем отличие общенаучных методологических принципов сущностного анализа и генетического анализа? В чем они пересекаются?
Литература
1. Ананьин Г.Е. Системный подход в воспитании / Педагогика. – 2011. - №. 8. – С. 77. – 84..
2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В.  «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С.7-10
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001
4. Кичаева И.В., Неверова Т.А. Современные трансформации терминологии воспитания / Педагогика. – 2012. - №. 3. – С. 49 – 59
5. Методология педагогических исследований / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1972

Тема 2. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

1. Тенденции современной стратегии обновления и развития образования.
2. Разнообразие предметной направленности исследований в современном образовании.
3. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований.

Практические задания:
1.Определить преимущественный характер следующих исследований:
• «Динамика престижности образовательного учреждения»
• «Влияние здоровья на успешность обучения школьников»
• «Сравнительное изучение эффективности развития образовательных технологий»
• «Выявление одаренности детей-дошкольников»
Характер исследований (социологический, психологический, педагогический, валеологический, комплексный) Приведите доказательства своего выбора.
3. Сделайте конспект статьи Д.И. Фельдштейна (на выбор):
Фельдштейн, Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – С. 47 – 56.
Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования – Мир психологии. – 2010. - № 4.
Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. – педагогика. – 2009. - № 1. – С. 8 – 14.
Приведите примеры (факты), подтверждающие актуальность выделенных в статье проблем для исследований психолого-педагогической науки.
4. На основе анализа статьи Филонова Г.Н. Междисциплинаронео исследование процесса воспитания / Педагогика. – 2010. – 9. С. 3 – 9 показать особенности развития современной педагогики
4. Проанализировать основные документы, определяющие стратегию развитию современного образования:
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
«Наша новая школа»;
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
Фундаментальное ядро содержания общего образования
www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4263
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области / www.websib.ru/develop/page.php?article=87

Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов
• Определите, каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования.
• В чем несоответствие понятий: «качество знаний» и «качество образования»?
• Можно ли говорить о региональной стратегии развития образования или стратегия для страны одна, а существуют только региональные особенности ее воплощения?
• Что означает понятие «единое образовательное пространство»?  Можно ли вводит единые образовательные стандарты, избежав возврата к унифицированному образованию? Не нарушает ли единства образования признание его многомерности и вариативности?
• Какие задачи развития образования могут в исследовательском плане решать психолог, педагог, управленец? Чем обусловлен комплексный характер психолого-педагогических исследований?
• В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии?
• Любое ли педагогическое исследование является комплексным?

Литература:
1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997
2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В.  «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С. 3-13.
3. Загвязинский В.И., Ахтанов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001
4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание: Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996
5. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. – М., 1991
6. Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. – М., 1998
7. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000
8. Ямбург Е.А. Школа для всех. – М., 1997


Тема 3. Логическая структура исследования
1. Общая характеристика элементов научного исследования.
2. Сущность понятий «проблема исследования». Признаки научной проблемы.
3. Понятие объекта и предмета исследования,
4. Определение его цели и задач психолого-педагогического исследования.
5. Гипотеза психолого-педагогического исследования.

Практические задания

1. На основе анализа материалов в педагогической прессе составьте набор актуальных для современной ситуации практических задач и соответственно им - научных педагогических проблем.
2. Покажите проблематизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:
• роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
• развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте;
• отношения сотрудничества в педагогическом процессе.
3. Выявить и сформулировать на основе противоречий проблему и тему исследований по:
а) дидактике;
б) теории воспитания;
в) социальной педагогике;.
План: противоречие- проблема - тема
Например: несоответствие современных методик информационного обеспечения урока (противоречие) — каковы возможности информационных средств в методическом обеспечении урока? (проблема дидактики)
4. Выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой».
5. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
А) коллектив педагогов и студентов Института педагогики и психологии КГУ имени Н.А. Некрасова,
Б) процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;
В) психолого-педагогические условия комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;
Г) зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.
6. Выделите предположительный предмет (или предметы) изучения в  следующих исследовательских темах:
1. Предметно-эстетическая среда как средство социального воспитания учащихся школы
2. Развитие опыта созидательного взаимодействия младших подростков в школьном классе;
3. использование информационных компьютерных технологий в создании воспитательного пространства школы.
7. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет:
социально-педагогические условия формирования интеллектуальных потребностей подростков в научно-популярной информации;
воспитание нравственных личностных качеств у учащихся на уроках;
социально-педагогические условия формирования опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса.
8.Сформулируйте гипотезы к следующим исследованиям:
- тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьника»;
- тема: «Пути и средства дифференциации обучения».
9.Подвергните критическому анализу следующие гипотезы:
- тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии».
Гипотеза исследования: Если обучение школьников решению геометрических задач будет производиться поэтапно, с последовательным завершением обработки необходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических знаний и приемов работы, то у учащихся будут сформированы умения и навыки самостоятельного решения геометрических задач, что повысит в целом качество обучения геометрии.
- тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей».
Гипотеза исследования: Управление процессом обучения одаренных учащихся старших классов будет эффективным  при условиях, если: используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип; в школе есть возможность для творческой самореализации старшеклассников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспечена исследовательская среда; используется проблемно-модульная технология управления процессом обучения.
10.Отнесите приведенные ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, к звеньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: проблема – исходные теоретические положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат.
Необходимо учить всех по достаточно сложным программам, и учить успешно.
Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.
Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый должен! победно!
Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создает для каждого «точку опоры».
Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, «тихого» опроса и других средств и приемов.
Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятельности как база для успешного образования и утверждения в жизни.

Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов

• Объясните различия понятий: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация».
• Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось преодолеть; неудачи?
• Объясните начинающим исследователям в популярной форме различия между объектом и предметом исследования.
• Можно ли считать деятельность целесообразной, если нет уверенности в правильности или реальной достижимости поставленной цели?
• Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?
• Полезны ли в практической и исследовательской работе цели-идеалы, которые полностью осуществить невозможно?
• Чем гипотеза отличается от концепции?
• При каких условиях возможно заимствование для собственного исследования ужу сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?


Литература:
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В.  «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С. 17-20
2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000
3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994
4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001
5. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2001
6. Краевский В.В. Методология психологического исследования: Пособие для педагога-исследователя. – Самара, 1996
7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000

Тема 4. Методы исследования и основы диагностики в педагогике

План
1. Понятия «исследование» и «диагностика».
2. Охарактеризовать наблюдение как метод педагогического исследования.
3. Анкетирование в педагогическом исследовании.
Практические задания.
1. Выберите и охарактеризуйте наиболее распространенные в педагогике психологические методики. Покажите, для решения каких исследовательских проблем они могут быть применены.
2. Покажите применение метода наблюдения для решения выбранной исследовательской задачи; предложите форму Дневника наблюдения.
3. Разработайте бланки для проведения анкетирования и интервьюирования, проведите их, сделайте выводы по результатам исследований.
4. Подобрать методику исследования педагогической проблемы по образцу:
а) проблема исследования (напр. "определение социально-педагогических условий, при которых оздоровительный лагерь может реализовать воспитательные функции))
б) описание выбранной методики (напр. "методика развития коллектива по А.Н. Лутошкину");
в) предполагаемый результат с точки зрения проблемы (напр. "получение данных об уровнях развития первичных коллективов в условиях оздоровительного лагеря")

5. Подберите тест по тематике Вашего исследования, проведите тестирование.
6.Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.
8. Разработайте карту экспертной оценки.
9. Привести аргументы, примеры, служащие иллюстрацией условий совершенствования эксперимента в педагогических исследований на основе статьи Ибрагимова Г.И. Педагогический эксперимент: проблемы и основные направления совершенствования / Педагогика. – 2010. - № 3. – С. 20 – 27.

Тема 5. Истолкование, апробация и оформление результатов исследования

1. Основные виды анализа и их место в процессе обобщения эмпирических данных.
2. Интерпретация, апробация и оформление результатов исследования
3. Мультимедийные презентации как средство изложения результатов исследования

Практические задания
1. Составьте план изложения темы (например, «Диагностика и профилактика трудновоспитуемости»):
а) на основе воспроизведения хода исследования;
б) на основе изложения результатов и анализа способов их получения;
в) на основе теоретического воссоздания предмета исследования.
2. Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой преступности или необходимости дифференцированного и индивидуализированного подхода к учащимся), используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный.
3. Составить план написания статьи по проблеме психолого-педагогического исследования
4. Разработка запросов для поиска научной и эмпирической информации.
5. Библиографическое оформление различных литературных источников.


Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов
• Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта?
• Чем отличаются друг от друга логическая и художественно-образная интерпретация?
• Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора (опыта, установок, предпочтений, склада мышления) интерпретатора на результаты интерпретации.
• По В.И. Далю («Толковы словарь живого великорусского языка»), толковать – значит рассуждать, беседовать, советоваться, разбирать дело, объяснять, давать толк (смысл), значение, выводить догадки и заключения.
• Какие из этих определений больше подходят к интерпретации результатов педагогического поиска?
• Чем апробация отличается от опробирования?
• Объясните, как следует относиться к критическим замечаниям, если они противоречат принятой исследователем концепции (выберите ответ, который бы вас устроил):
• а) оставить без внимания;
• б) обосновать возражения, доказав их несостоятельность;
• в) попытаться выявить непосредственную причину возникновения замечания, понять позицию оппонента.

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. «Методология и методы психологического исследования»: Учебное пособие для вузов.- М.: 2006. – С.68-76
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – С. 89-132, 163-178
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05