МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


 

- подготовка к коллоквиумам, викторинам, тестам, контрольным работам;

- работа с информационными источниками – исследованиями и альбомами по искусству, информационными базами данных, сайтами музеев;

- составление таблиц, терминологического словаря,

- написание эссе, рефератов, рецензий на концерт, спектакль, выставку;

- искусствоведческий анализ художественных произведений;

- участие в проектной деятельности (разработка тестов по пройденным темам, подготовка заданий для викторины, слайдовых презентаций).

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел: «Античное искусство»

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовка сообщений по темам: Религиозные воззрения древних грековеме "ородская архитектура

2) Выполнение конспектов по темам: Эгейское искусство, Стилистические особенности изобразительного искусства Древней Греции, Вазопись, Общая характеристика Эгейской культуры, Особенности религиозных воззрений жителей бассейна Эгейского моря, Архитектурные сооружения, возводимые на о.Крит, Фресковая живопись Древнего Крита Вазы стиля Камарес - композиция, виды орнамента, Микенекая культура, Архитектурные сооружения Микен, Особенности фресковой живописи Микен, Особенности культуры Этрурии, Архитектура Этрурии, Фресковая живопись и скульптура этрусков

3) Подготовка сообщений по темам: Религиозные воззрения древних римлян, еме "ородская архитектураИстория строительства Колизея

4) Выполнение конспектов по темам: Стилистические особенности изобразительного искусства Древнего Рима. Мозаики и фрески

Раздел: «Искусство Средних веков»

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовка сообщений по темам: Возникновение византийского государства, еме "ородская архитектураИстория возникновения христианства, Иконоборческий период в культуре Византии

2) Выполнение конспектов по темам: Символический характер искусства Византии, Мозаичные иконы, История строительства храма Святой Софии в Константинополе

3) Подготовка сообщений по темам: Католицизм и его особенности, еме "ородская архитектураХарактеристика культуры европейского средневековья

4) Выполнение конспектов по темам: Искусство империи Каролингов, Стилистические особенности фресковой живописи романского периода

5) Подготовка сообщений по темам: Характеристика культуры готического периода, еме "ородская архитектураВитраж в искусстве готики

6) 7)7Выполнение конспектов по темам: Декоративно–прикладное искусство готического периода, Стилистические особенности средневековой книжной миниатюры

Раздел: «Искусство Возрождения»

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовка сообщений по темам: «Характеристика культуры Возрожденияеме "ородская архитектура».

2) Выполнение конспектов по темам «Творчество братьев Лоренцетти», «Творчество Дуччо ди Буонисенья».

3) Выполнение конспектов по темам «Донателло», «Мазаччо», « Паоло Учелло», «Андреа Мантенья», «Пьетро Перуджино», «Карло Кривели», «Джентиле Беллини», «Пинтуриккио»

4) Подготовка сообщений по темам: «Жизнь и творчество Леонардо да Винчиеме "ородская архитектура», «Тайная вечеря да Винчи», «Жизнь и творчество Микеланджелоеме "ородская архитектура», «Композиция фрески «Страшный суд»», «Жизнь и творчество Рафаэляеме "ородская архитектура», «Сикстинская мадонна – вершина живописного мастерства Рафаэля».

5) Выполнение конспектов по темам «Образа Давида в творчестве мастеров Возрождения», «Образ Мадонны в творчестве мастеров Высокого Возрождения».

6) Подготовка сообщений по темам: «Жизнь и творчество братьев Ван Эйкеме "ородская архитектура», «», «Жизнь и творчество И . Босхаеме "ородская архитектура», «Развитие искусства гравюры», «Жизнь и творчество П.Брейгеляеме "ородская архитектура», «Творчество Дюрера».

7) Выполнение конспектов по темам «Творчество М. Грюневальда», «Творчество Гольбейна», «Творчество Кранаха», «Творчество И. Патинира», «Искусство Возрождения во Франции», «Творчество Ж.Фуке», «Искусство Возрождения в Испании», «Творчество Эль Греко».

Раздел: «Западноевропейское искусство XVIIXVIII вв.»

Задания для самостоятельной работы:

1) Подготовка сообщений по темам: «Болонская Академия братьев Карраччи и методика преподавания в ней», «Микеланджело да Караваджо - глава реалистического направления в итальянской живописи XVII века»,

2) «Характеристика раннего периода творчества Караваджо», «Религиозная тематика в искусстве Караваджо», «Специфика композиций «Призвание апостола Матфея», «Обращение Павла».

3) .Подготовка сообщений по темам: «Питер Пауль Рубенс - ведущий мастер европейско­го искусства XVII века», «Роль античной темы в творчестве Рубенса», «Цельность и эмоциональ­ность портретных характеристик», «Рубенс как мастер героического пейзажа», «Особенности графической техники Рубенса».

4) Подготовка сообщений по темам: «Творчество Рембрандта как одна из вершин искусства», «Отображение внутреннего мира человека и его пережива­ний в их богатстве и драматической сложности в произведениях Рембрандта», «По­ртретное творчество Рембрандта», Бюргерские типы, роль бытового «Мифологические темы в творчестве Рембрандта», «Ночной дозор" и перелом в творческом развитии Рембрандта», «Трансформация группового портрета в историческую картину на совре­менную тему», «Человечность и жизненная естественность евангельс­ких сцен», «Автопо­ртреты Рембрандта и их особое значение в его творчестве».

5) Подготовка сообщений по темам: «Великий живописец Испании Диего Родригес де Сильва Веласкес и его творческая эволюция», «Ранние портреты и каноничность композици­онного решения , физиогномичесная острота», «Сдача Бреды – новаторское решение исторической сцены как реальной драмы характеров», «Иннокентий X – как выражение социальной сущно­сти типа», «Венера с зеркалом – особенности композиционного и об­разного решения», « Объективное осмысление сложных человеческих отношений в «Менинах».

6) Подготовка сообщений по темам: «Никола Пуссен - ведущий мастер классицизма XVII века», «Героические и ва­кхические сюжеты», «Тема человеческой судь­бы в творчестве Пуссена, апология разума и воли в натуре героя», «Обра­щение к многофигурным историческим сценам», «Автопортрет Пуссена, его философски-этическое содержание», «Творческий метод мастера».

7) Подготовка сообщений по темам: «Творчество Антуана Ватто и рождение нового художественного мировосприятия», «Специфика сюжетных мотивов Ватто – соединение тонкой наблюдательности с влечением в сферу поэтической меланхолии». «Паломничество на остров Киферу», «Общество в парке», «Жиль», «Франсуа Буше, его многообразная деятельность в различных сферах искусства», «Живопись Буше, ее тематика и художественные приемы». «Жан Батист Симеон Шарден и формирование его худо­жественных принципов, освоение реалистических традиций», «Ранние натюрморты Шардена, их празднично-декоративный характер», «Жанровые сцены Шардена и их глубокая значительность повседневного бытия», «Колористическое мастерст­во Шардена, воссоздание структуры предметов и их взаимосвязи, роль цветовых рефлексов», «Творчество Жана Оноре Фрагонара и преодоление академических стандартов», «Костюмированные портреты Фрагоннара», « Роль пейзажей Фрагонара в обогащении чувства природы», «Клод Лоррен и его классицистический пейзаж».

8) Составление конспекта по теме: «Становление национальной школы английской живописи», «Пейзажная живопист Д.Констебла».

9) Подготовка сообщений по темам: «Выдающийся английский художник Уильям Хогарт. Его борьба против академических правил», «Реалистический бытовой жанр Хогарта, его критическая направленность», «Анализ композиций «Ка­рьера распутницы», «Модный брак» «Выдающийся портретист второй половины ХУШ века Томас Гейнсборо. Этапы развития его искусст­ва». «Внимание к внутреннему состояние модели, духовная сущность персонажей в портретах Гейнсборо», «Анализ композиций «Миссис Грэм», «Джонатан Баттол», «Супруги Халлет», «Своеобразие живописных приемов Гейнсборо

Раздел: «Западноевропейское искусство XIX века»

Задания для самостоятельной работы:

1) Составление словаря терминов по искусству XIX века.

2) Составление конспекта по теме: «Наследие Энгра и развитие французского искусства XIX века».

3) Подготовка сообщений: «Доминик Энгр - глава официальной академической школы, ведущий художник французского академического классицизма», «Роль на­следия античности и Возрождения в искусстве Энгра», «Особенности портретной живописи Энгра», «Графическое наследие мастера».

4) Составление конспекта по теме: «Общие тенденции развития искусства Англии и Германии в XIX веке»

5) Подготовка сообщений: «Романтические искания в живописи Отто Рунге», «Характерные особенности пейзажной живописи Каспара Фридриха», «Создание «Братства прерафаэлитов». Сущность искусства прерафаэлитов. «Д.Рескин и прерафаэлиты», «Творчество Данте Габриэля Росетти», «Творчество Эдварда Берн-Джонса», «Творчество Холмена Ханта», «Творчество Джона Миллеса», «Эстетические воззрения и художественная деятельность Уильяма Морриса».

6) Подготовка сообщений: «Эдуард Мане - крупнейший мастер французской жи­вописи», «Особенности твор­ческой манеры Мане», «Мане - мастер изображения сцен современной жизни», «Связь с классической традицией искусства Нового времени и живописное новаторство Мане» «Ранние композиции и пейзажи К. Моне». «Новые живописные приемы в работах К. Моне: дивизионизм!, «Работа Моне над сериями пейзажей «Руанские соборы», «Стога сена», «Вокзал Сен–Лазар», «Противоречия позднего творчества Моне, усиление декоративистских тенденций».

7) Составление конспекта по теме: Достижения и ограниченность метода импрессионистов в пейзажном искусстве.

8) Подготовка сообщений: «Камиль Писсарро - ведущий представитель импрессионизма»," «Тема города в искусстве Писсарро», «Работы Писсарро в области портретного жанра», «Особенности художественного языка Писсарро», «Альфред Сислей и поиски новой системы в области художественной формы».

9) Подготовка сообщений: «Своеобразие импрессионизма Ренуара», «Световые эксперименты и живописное мастер­ство Ренуара», «Мужские и женские портреты кисти Ренуара», «Синтез жанровой композиции и пейзажа в работах Ренуара» «Портреты раннего Дега», «Темы городской жизни в творчестве Дега», «Тема кафешантана и балета в творчестве Дега», «Живописное и композиционное мастерство Дега», «Пастели Дега».

10) Подготовка сообщений: «Винсент ван Гог, глубокая человечность и демокра­тические основы его искусства», «Стилистические особенности голландского периода творчества («Едоки картофеля»)», «Арльский период художественной деятельности ван Гога», «Портреты, натюрморты и пейзажи ван Гога», «Образный строй автопортретов художника», «Экспрессивность искусства Ван Гога. Своеобразие живописных приемов, композиции, рисунка».

11) Подготовка сообщений: «Поль Гоген . Преодоление импрессионизма и художест­венной системы Сезанна», «Символистский характер работ Гогена бретонского периода», «Гоген на Таити. Поиски эстетического идеала», «Философское осмысление бытия в живописи Гогена», «Гоген – скульптор», «Черты символизма в работах таитянского периода».

12) Подготовка сообщений: «Морис Дени, Поль Серюзье - идеологи группы «Наби», «Два направления в группе М.Дени, П.Серюзье - символистская линия», «Импрессионистические тенденции в творчестве П.Боннара, Э.Вюйара», «Пейзаж в творчестве П.Боннара, Э.Вюйара, его особенности», «Тема интерьера в творчестве Э.Вюйара», «Творчество Ф.Валлотона. Отражение современной жизни в его творчестве»

I. Т Е М Ы Р Е Ф Е Р А Т О В

1.Древнегреческий театр.

2.Титаны эпохи Возрождения.

3.Мадонны Рафаэля.

4.Французский театр 18 в.

5.Венские классики.

6.Композиторы-романтики.

7.Жанр портрета в западно-европейском изобразительном искусстве.

8.Жанр пейзажа в западно-европейском изобразительном искусстве.

9.Историческая живопись.

10.Жанровая живопись.

11.Рождение и развитие жанра оперы

12.Рождение и развитие жанра балета.

13.Инструментальные жанры в музыке.

14.Вокальные жанры в музыке.

15.Музеи мира (Лувр, Прадо, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др.)

II. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ КОМПОЗИТОРОВ. ЖИВОПИСЦЕВ. ЗОДЧИХ, СКУЛЬПТОРОВ (практическая работа):

1. список произведений

2. таблица «Жизненный и творческий путь»:

 

Годы

События жизни

События творчества

 

Композиторы: Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен, Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Свиридов.

Живописцы: Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Рембрандт, Рубенс, Веласкес, Эль Греко, Давид, Делакруа, Моне, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Пикассо, Дали, Боровиковский, Левицкий, Брюллов, Федотов, Крамской, Суриков, Репин, Перов, Ге, Шишкин, Левитан, Бенуа, Сомов, Бакст, Рерих, Врубель, Кончаловский, Глазунов, Шилов

Скульпторы: Донателло, Канова, Гудон, Фальконе, Рюд, Роден, Майоль, Бурдель, Шубин, Козловский, Мартос, Опекушин, Трубецкой, Коненков, Голубкина, Мухина.

Архитекторы: Браманте, Борромини, Мансар, Эйфель, Ле Корбюзье, Гауди, Трезини, Растрелли, Казаков, Баженов, Воронихин, Росси, Монферран, Шехтель, Щусев

РЕЦЕНЗИИ / ЭССЕ НА

- спектакль,

- концерт,

- выставку изобразительного искусства.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

- Боттичелли «Рождение Венеры»,

- Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»,

- Рафаэль «Афинская школа», «Сикстинская мадонна»,

- Джорджоне «Спящая Венера», «Сельский концерт»,

- Тициан «Любовь земная и небесная», «Святой Себастьян»,

- Питер Брейгель «Охотники на снегу», «Слепые»,

- Дюрер «Меланхолия»,

- Рубенс «Воздвижение креста», «Персей и Андромеда»

- Рембрандт «Даная», «Возвращение блудного сына»,

- Пуссен «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия»,

- Гудон Статуя Вольтера,

- Констебл «Собор Солсбери»,

- Гойя «Маха», серия «Капричос»

- Давид «Клятва Горациев», «Смерть Марата»

- Жерико «Плот «Медузы»»,

- Делакруа «Свобода на баррикадах»

- Коро «Порыв ветра»,

- Милле «Человек с мотыгой», «Кашка», «Анжелюс»

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

- Бах «Органная токката и фуга» ре минор

- Моцарт «Маленькая ночная серенада»

- Бетховен Увертюра «Эгмонт»

- Шуберт Баллада «Лесной царь»

- Григ Сюита «Пер Гюнт»

- Равель «Болеро»

- Глинка «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота»

- Даргомыжский Романс «Старый капрал»

- Мусоргский Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

- Римский-Корсаков «Шехеразада»

- Чайковский Фрагменты из балетов

- Бородин Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»

- Рахманинов Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

- Лядов «Кикимора», «Волшебное озеро»

- Стравинский Фрагменты из балета «Петрушка»

- Прокофьев Сюита из балета «Ромео и Джульетта»

- Шостакович Симфония № 7 I часть

- Свиридов «Курские песни»

- Щедрин «Озорные частушки»

Формы контроля

Форма итогового контроля дисциплины – зачет.

В О П Р О С Ы К З А Ч Е Т У:

1.Искусство как эстетическая категория.

2.Видовая классификация искусства.

3.Жанровый состав и техники живописи

4.Типология пластических искусств

5.Графика: средства выразительности, технологические особенности

6.Проблемы типологии архитектуры

7.Средства выразительности и жанровая типология музыки

8.Основные этапы развития искусства. Проблемы периодизации.

9.Первобытное искусство.

10.Искусство Древнего Египта.

11.Искусство Передней Азии.

12.Искусство Древней Греции.

13.Искусство Древнего Рима.

14.Искусство каролингов и меровингов в западно-европейском средневековье.

15.Романский стиль.

16.Готика.

17.Искусство Итальянского Возрождения.

18. Искусство Северного Возрождения

19.Искусство Византии.

20..Барокко в западно-европейском искусстве.

21.Рококо в западно-европейском искусстве.

22.Классицизм в западно-европейском искусстве.

23.Романтизм в европейском искусстве 19 в.

24.Реализм в европейском искусстве 19 в.

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04