Фрагмент рабочей программы
по дисциплине «Педагогика: теория и методика воспитания»

Пояснительная записка

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки уровень образования код и наименование направления, утвержденным приказом Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91, профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Дисциплина является дисциплиной базовой части блока 1 «Дисциплины», 1.2.Блока общепрофессиональной подготовки учебного плана образовательной программы, изучается в 4 семестре. Трудоемкость дисциплины: 3 ЗЕ /108 часов, в том числе 42 часа – контактная работа с преподавателем, 66 часов – самостоятельная работа (на очной форме обучения) (таблица 2).

Цель освоения дисциплины: становление профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования на основе осознания сущностных характеристик воспитательного процесса и осмысления педагогического опыта.

Предполагается, что в результате изучения дисциплины студенты смогут:

–   сформировать современное научное представление о сущности воспитательного процесса и современных педагогических технологиях;

–   освоить ценностно-смысловые основы педагогической деятельности и наполнить предметные знания личностным смыслом;

–   сформировать умения и навыки осуществления воспитательного процесса и обеспечить готовность к выполнению разнообразных видов собственной профессиональной деятельности;

–   развить профессионально важные качества личности и педагогические способности (самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, инициативность, творческие качества, способность к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и др.);

–   сформировать навыки профессиональной рефлексии – инструмента  осмысления динамики профессионального и личностного развития в процессе учебно-познавательной  деятельности по освоению дисциплины.

Содержание работ по дисциплине

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Практические

Тема 1. Общие основы педагогики

2

1

2

5

Тема 2. Современная этика отношения к детству

1

2

3

Тема 3. Основы педагогического общения

2

2

4

Тема 4. Основы деятельности классного руководителя

2

2

4

Тема 5. Содержание воспитания

2

1

2

5

Тема 6. Приоритетные стратегии воспитания

2

5

4

11

Тема 7. Диагностика воспитанности личности и коллектива

2

4

4

10

Тема 8. Формы организации воспитательного процесса

2

4

4

10

Тема 9. Методы воспитания

2

4

4

10

Тема 10. Современные технологии воспитания

2

4

4

10

Контроль: экзамен

-

-

36

36

Итого по дисциплине

14

28

66

108

Для интенсификации образовательного процесса при изучении курса «Педагогика» широко используются интерактивные формы и методы обучения.

Задания для самостоятельной работы по каждой теме включают 4 задания, охватывающие основные теоретические вопросы темы. Их выполнение обязательно для всех студентов. Кроме того, с целью организации самостоятельной работы студента по формированию практических навыков и осознания личностного смысла изучаемого содержания составлен комплекс заданий различной степени трудности. Их выполнение предполагает освоение содержания каждой темы на одном из уровней:

– задания, отмеченные одной звездочкой * – на уровне обязательных результатов обучения, в виде узнавания  учебной информации, ее применения в стандартных ситуациях;

– задания, отмеченные двумя звездочками ** – на уровне повышенной трудности, требующем применения полученных знаний в разнообразных педагогических ситуациях, когда необходимы умения анализировать, сравнивать, обобщать;

– задания, отмеченные тремя звездочками *** – на уровне творческой, исследовательской деятельности. Они содержат спектр разнообразных мнений по поводу основных проблем науки о воспитании, фрагменты первоисточников, собрание изречений и оригинальных высказываний, что позволит студенту развивать умения  обоснованно излагать собственную педагогическую позицию.

Студенту предоставляется право выбора уровня трудности и объема заданий для самостоятельной работы. Нужно только иметь в виду, что полное выполнение заданий на том или ином уровне приводит к различным образовательным результатам, указанным выше, и по-разному оценивается преподавателем. Как правило, освоение учебного материала на обязательном уровне соответствует отметке «удовлетворительно», на уровне повышенной трудности – «хорошо», на уровне исследовательской деятельности – «отлично». Выполненные задания для самостоятельной работы учитываются при выставлении оценки по результатам промежуточной аттестации

Форма промежуточной аттестации по дисциплине – экзамен. Фонд оценочных средств согласуется с дескрипторами, представленными в таблице 1.

Промежуточная аттестация обучающихся по дисциплине включает:

1)      портфолио;

2)      тестирование;

3)      собеседование по экзаменационным билетам.

Портфолио

В состав портфолио включаются результаты выполненной самостоятельной работы по всем темам дисциплины, а также работа рефлексивного характера «Динамика моего профессионального и личностного развития» по предлагаемой схеме. Выполнение заданий для самостоятельной работы осуществляется в ходе семестра, портфолио сдается на проверку преподавателю до начала сессии. Наличие портфолио обязательно в качестве допуска к промежуточной аттестации по дисциплине.

Тестирование

Непосредственно на экзамене происходит процедура тестирования. Банк тестовых заданий представлен в электронном виде в AST-формате, включает 120 тестовых заданий. Во время экзамена обучающемуся методом случайного выбора предлагается ответить на 40 тестовых заданий в течение 40 мин. (выборка включает в себя тестовые задания по каждой теме дисциплины). Результаты тестирование отражаются сразу после его окончания на мониторе.

Собеседование по экзаменационным билетам

Примерный перечень вопросов для подготовки к собеседованию на экзамене:

1.    Педагогика как наука и практика. Основные категории педагогики.

2.    Нормативные документы, отражающие современную этику отношения к детству.

3.    Понятие о воспитательных системах. Анализ воспитательных систем гуманистической направленности.

4.    Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса.

5.    Основы педагогического общения и педагогической техники. Владение различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

6.    Эволюция концепции коллективистского воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания.

7.    Функции, содержание, формы и методы взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся и другими членами семьи. Основы просветительской деятельности.

8.    Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательной организации.

9.    Современные подходы к определению содержания воспитания.

10.  Сущность гражданского воспитания детей и юношества. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения. Использование в процессе воспитания потенциальных ресурсов учебных дисциплин.

11.  Сущность нравственного воспитания: задачи, содержание, формы организации, критерии и показатели воспитанности.

12.  Воспитание веротерпимости и религиозной толерантности. Особенности реализации процесса воспитания в условиях поликультурного и полиэтнического общества.

13.  Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности в современных социокультурных условиях России.

14.  Система экологического воспитания детей и юношества в формировании мировоззрения школьников. Использование в процессе воспитания потенциальные ресурсы учебных дисциплин.

15.  Воспитание экономической культуры школьников как приоритетная стратегия воспитания. Использование в процессе воспитания потенциальные ресурсы учебных дисциплин.

16.  Сущность эстетической культуры личности. Система работы школы по эстетическому воспитанию учащихся. Использование в процессе воспитания потенциальные ресурсы учебных дисциплин.

17.  Воспитание физически здоровой личности как приоритетная стратегия воспитания.

18.  Половое воспитание и воспитание сексуальной культуры личности как актуальный аспект воспитательной работы.

19.  Сущность и специфика игровых и состязательных форм организации внеучебной деятельности школьников.

20.  Организация и технология применения демонстрационных форм осуществления внеучебной деятельности школьников.

21.  Характеристика методов формирования сознания обучающихся в аспекте просветительской деятельности педагога.

22.  Особенности применения методов организации деятельности в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений.

23.  Способы осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения. Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности.

24.  Методология педагогических исследований проблем  воспитания. Критерии и показатели воспитанности личности и коллектива.

25.  Методики диагностики воспитанности личности и коллектива. Варианты оформления результатов педагогической диагностики.

26.  Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий.

27.  Технология проектирования образовательного процесса, ориентированная на  особенности возрастного развития личности.

28.  Технология воспитания, разработанная Н.Е. Щурковой

29.  Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания, разработанная Н.П. Капустиным.

30.  Коллективные творческие дела. Технология организации коллективной творческой деятельности, обоснованная И.П. Ивановым.

Шкала оценивания:

–          «отлично» – высокий уровень сформированности компетенций – задания для самостоятельной работы (портфолио) выполнены на творческом уровне, выражена личностная значимость деятельности; в эссе выполнен  содержательный, структурированный, глубокий анализ всех компонентов учебно-познавательной деятельности; обращение к системе ценностей и личностным смыслам; демонстрирует осознание своего образовательного «приращения»; правильное выполнение тестовых заданий в объеме 95-100%;  при устном ответе высказывает суждение на основе исследования теоретических источников, логично и аргументировано излагает материал, связывает теорию с практикой посредством иллюстрирующих примеров, свободно отвечает на  дополнительные вопросы;

–   «хорошо» – средний уровень сформированности компетенций – самостоятельные работы в содержании портфолио имеют аргументацию, выполнены добросовестно; в эссе представлена репродуктивная позиция в описании знаний, логическая последовательность вопросов темы; содержание доминирует над смыслом; адекватная оценка своих интеллектуальных возможностей; правильное выполнение тестовых заданий в объеме 90-94%; при устном ответе объясняет учебный материал, интерпретирует содержание, экстраполирует выводы;

–   «удовлетворительно» – базовый уровень сформированности компетенций – полное содержание портфолио, но  выполнено формально, кратко; рефлексия выполнена кратко, формально, представлено поверхностное описание образовательного процесса; правильное выполнение тестовых заданий в объеме 85 – 89%; при устном ответе демонстрирует знание базовых положений и ключевых понятий, верно воспроизводит учебное содержание без использования дополнительного материала;

–   «неудовлетворительно» – низкий уровень сформированности компетенций / компетенции не сформированы – не полный состав содержания портфолио, очевиден плагиат; правильное выполнение тестовых заданий в объеме менее 85%; при устном ответе допускает фактические ошибки в использовании научной терминологии и изложении учебного содержания, делает ложные выводы.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04