СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                      1 курс. 2 семестр. «Стилизация и основы композиции»
             
      Первый раздел дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» является базовым разделом дисциплины и состоит из двух блоков: стилизации и композиции. Каждое занятие данных блоков включает вводный теоретический курс и выполнение практических заданий.
                                                  СТИЛИЗАЦИЯ

      В курсе «Основы ДПИ» основной упор делается на стилизацию. Тема стилизации в практическом курсе основ композиции занимает одно из важных мест. В ней наиболее четко проявляются художественно-композиционные принципы системной организации изобразительного материала.
      Основное средство выражения художественного образа – форма. На выразительности формы держится художественный образ. Стилизация – один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты объекта и отбрасываются ненужные детали. Трансформация – это изменение формы предмета в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т.д.
      Методическая ценность этой темы в том, что на основе стилизации осуществляется художественно-образное преобразование объектов окружающего мира в обобщенную, целостную и визуально гармоничную форму. Задания предусматривают изучение графических техник и материалов, расширяют представления о многообразии технических и изобразительных средств и их выразительности.

      Введение. Задачи курса «Основы ДПИ». Материалы графики: карандаш графитный, гуашь (работа кистью, аэрографом), тушь (работа кистью, пером, палочкой), акварель (кисть) и т.д. Свойства графических материалов и инструменты для работы.
      Основные элементы изобразительного языка. Выразительные средства графики: линия, пятно, штрих, точка. Линеарные и пятновые  изображения. Точка, линия, пятно – элементы организации плоскостной композиции. В пятновом  изображении форма определяется сочетанием различных по конфигурации пятен. Под пятном понимается часть плоскости, выделенная каким-либо цветом, и образованная группой точек, линий или штрихов. 
Эстетика штриха в искусстве графики связана с культурой нанесения изображений от руки. Разновидности штрихового рисунка. Точечное изображение  (техника пуантели) наиболее трудоемкое. Основа современной полиграфической печати – совмещение в различных сочетаниях мельчайших точек основных цветов.

                                Упражнение 1.  Графические приемы

1. Выполнить равномерное заполнение плоскости с помощью: точки,  штриха (академического или декоративного), линий, пятна;
2. С помощью указанных графических приемов выполнить заливку плоскости «от темного к светлому», используя не менее 4 градаций.

Формат А3. Материал: тушь, перо. Рекомендуемая схема выполнения упражнения: 2 ряда по 4 квадрата 7Х7 см.

                              Упражнение 2. Стилизация природных текстур

      С помощью средств черно-белой графики передать текстуру природных материалов (дерева, камня и т.д.) с последующей декоративно-орнаментальной стилизацией.
Два ряда по 4 квадрата 7х7 см. Первый ряд - рисунок с натуры. Второй ряд - декоративно-орнаментальная трактовка. Материал: тушь, перо.

                              Упражнение 3. Стилизация растительных форм

      Выполнить 6 вариантов стилизации одного объекта. В стилизации растительной формы использовать различные графические техники (линеарное и силуэтное изображение,  изображение с помощью точки или штриха), а также прием декоративно-орнаментальной стилизации и стилизации «под материал».

Формат А3. Тушь, перо. Свободная компоновка в листе.

                              Упражнение 4. Стилизация природных форм: животные, птицы, рыбы
      Выполнить 6 вариантов стилизации одного объекта, используя прием  компоновки в простую геометрическую форму (круг, квадрат, треугольник), а также, прием метафоры. Для выполнения метафоры необходимо обозначить переходное состояние природной формы в «искусственную».

Формат А3. Материал: тушь, перо, кисть. Свободная компоновка в листе.
         
                              Упражнение 5. Стилизация природных форм: насекомые

      Выполнить 3 изображения насекомых (бабочки, жуки, стрекозы и т.д.) в цвете.
Техника исполнения: аппликация (цветная бумага, «выкраски») с графической доработкой деталей.
Приемы стилизации: геометризации, компоновка в геометрическую форму, обобщение до знаковой формы.

Формат А3. Материал: бумага цветная, гуашь. Свободная компоновка в листе.

                                                ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

      Основной закон композиции. Художественно-выразительные средства композиции. Статика и динамика. Понятие симметрии, асимметрии, контраст, нюанс, тождество. Пропорции и отношения. Золотое сечение. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему. Ритмический и метрический строй. Организация доминанты.
      Условия и общие требования, предъявляемые к выполнению практических заданий по композиции. Этапы работы над композицией. Материалы и инструменты.

                                Упражнение 6. Равновесие

      Первое упражнение блока композиции. Выдача этого задания предваряется характеристикой декоративной композиции, обозначением основных закономерностей восприятия композиционной плоскости, обоснованием равновесия как основного условия существования композиции. Упражнение состоит в размещении на заданной плоскости ряда простых геометрических фигур с соблюдением зрительного равновесия: а) по принципу статики (симметричная композиция); б) по принципу динамики (асимметричная композиция), в) с передачей активного движения. Повторный вариант каждой композиции необходимо скорректировать с учетом введения дополнительного цвета.

Формат А3, композиционная плоскость -  квадрат 10Х10 см., аппликация из черной и цветной бумаги.

                                Упражнение 7. Организация доминанты

      Разработать 3 варианта композиции 10Х10 см с использованием различных способов организации композиционного центра.

Формат А3, цветная графика, произвольная техника.

                                Упражнение 8. Ритм. Метр

        Упражнение включает следующие задачи:
1) Разработать линейный орнамент, используя схему сложного метра.
2) Разработать композицию форматом 15Х15 см с использованием 3-х различных схем сложного ритма.

Формат А3, цветная графика, произвольная техника.

                                Упражнение 9. Открытая и замкнутая композиция

      Для практического освоения различных типов композиции необходимо выстроить 2 принципиально различные схемы: с центростремительным и центробежным движением. В первом случае все элементы и средства композиции подбираются для организации восприятия внутри композиционной плоскости, во втором – достигается впечатление зрительного выхода за рамки формата. В открытой композиции необходимо организовать так называемые точки входа и выхода, причем точек выхода может быть несколько.

Формат А3, цветная графика, произвольная техника.

                                  Упражнение 10. Приемы декоративной композиции

        Данное упражнение предполагает разработку композиции на основе единого изобразительного материала и в соответствии с эффектами оверлеппинга и коллажа. Оба приема должны продемонстрировать выразительные возможности декоративной композиции.
      Выполнить 2 композиции формата 15Х15см., произвольная техника.
Итоговая работа должна подтвердить усвоение студентами основных приемов организации изобразительных элементов на плоскости. Составляя декоративную композицию, необходимо соблюсти предложенные в билетах условия.

Формат композиции: 15Х15 см., произвольная техника, формат поисковых вариантов 7х7 см.
   
Самостоятельная работа (42 часа). Повторение изученного на занятиях в аудитории материала. Разработка форэскизов композиций. Завершение аудиторной работы.


                                       
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05