Психология развития

Тематическое планирование

 

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Компетенции

 

Лекции

ПЗ

СР

1.

Проблема развития: методологический и исторический аспекты

2

2

4

ОПК-3

ПК-4

2.

Категория развития. Закономерности, условия и движущие силы психического развития в интерпретации зарубежных психологов

2

2

4

ОПК-3

ПК-4

3.

Проблема условий и движущих сил развития в отечественной психологии*

2*

4*

4

ОПК-3

4.

Категория возраста и проблема периодизации психического развития. Кризисы, сензитивные и литические периоды психического развития

2

4

4

ОПК-3

ПК-4

5.

Развитие личности в онтогенезе

2

4

8

ОПК-3

ПК-4

6.

Развитие Я-концепции личности

2

2

4

ОПК-3

ПК-4

7.

Развитие субъектности личности

2*

4*

4

ОПК-3

8.

Психическое развитие в период юношества

1

2

4

ОПК-3

9.

Психическое развитие взрослого

1

2

4

ОПК-3

10.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии

2

2

4

ОПК-3

11.

Современные психологические теории обучения. Психологическая теория учебной деятельности

2

4

4

ОПК-3

12.

Структура и особенности педагогического труда.

Психологическая характеристика педагогической деятельности*

2*

4*

6

ОПК-3

13.

Психология педагогического общения*

2*

2*

6

ОПК-3

14.

Личность педагога: педагогическая направленность, эмоциональная устойчивость, индивидуальный стиль деятельности. Понятие о педагогических способностях и условиях их развития

2

4

8

ОПК-3

15.

Психология воспитания

 

2

2

4

ОПК-3

 

Экзамен

 

 

36

 

 

Итого:

28

44

108

 

В том числе в интерактивной форме*

8*

14*

 

 

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студентов

Темы дисциплины

Задания для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1.

Проблема развития: методологический и исторический аспекты

1. Графический организатор «Методы исследования в возрастной психологии» (схема, таблица, рисунок).

2. Тезисы доклада (сообщения) подготовленного выступления.

3. Текст эссе «Вопросы, на которые необходимо искать ответы современной возрастной психологии…»

 

Защита индивидуального задания

4

2.

Категория развития. Закономерности, условия и движущие силы психического развития в интерпретации зарубежных психологов

1. Презентация (слайды с комментариями) по теме «Персоналии»: обобщенная информация об одном из зарубежных психологов.

 

Защита индивидуального задания

4

3.

Проблема условий и движущих сил развития в отечественной психологии

1. Презентация (слайды с комментариями) по теме «Персоналии»: научные идеи и биография одного из отечественных психологов.

2. Эссе по темам: «Думая о судьбе Л.С. Выготского…», «Читая Выготского…» и т.п. (на выбор студента).

 

Защита индивидуального задания

4

4.

Категория возраста и проблема периодизации психического развития. Кризисы, сензитивные и литические периоды психического развития

1. Сопоставительная таблица «Периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии».

2. Рабочие материалы по статье Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития» (список самостоятельно составленных проверочных вопросов; глоссарий, письменный развернутый ответ на три вопроса по статье).

3. Терминологический словарь по теме.

 

Защита индивидуального задания

4

5.

Психическое развитие в период младенчества, в раннем детстве и дошкольном возрасте

1. Рабочие материалы по художественному тексту (на выбор студента) (целевая разметка текста, вопросы на понимание, обобщение художественных впечатлений).

2. Проект рекомендаций родителям по организации игрового пространства в домашних условиях для ребенка младенческого, раннего или дошкольного возраста (по выбору студента).

 

Защита индивидуального задания

8

6.

Психическое развитие в младшем школьном возрасте

1. Эссе «Маленький ребенок в большой школе».

2. Тезисы статьи Д.Б. Эльконина «О структуре учебной деятельности».

3. Психолого-педагогические рекомендации для родителей: «Как помочь младшему школьнику быть успешным и здоровым».

 

Защита индивидуального задания

4

7.

Психическое развитие в подростковом возрасте

1. Графический организатор научно-психологического материала о специфике психического развития в подростковом возрасте.

2. Письменная работа «Психологические проблемы подростков, требующие внимания и помощи взрослых».

 

Защита индивидуального задания

4

8.

Психическое развитие в период юношества

1. Презентация групповых исследовательских проектов на тему «Ценностные ориентации в юношеском возрасте»

2. Письменная работа по теме «Психологический облик современных юношей и девушек в различных социальных условиях их развития».

 

Защита индивидуального задания

4

 

9.

Психическое развитие взрослого

1. Эссе « Зрелость как вершина жизни». Проект рекомендаций для людей пенсионного возраста по старости «Психологические условия долголетия жизни, или «Как жить долго и счастливо!».

 

Защита индивидуального задания

4

10.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии

1. Рабочие материалы по статье И.С. Гессена: список самостоятельно составленных проверочных вопросов, глоссарий, письменный развернутый ответ на вопросы по статье.

2. Презентация (слайды с комментариями) группового проекта «Современные исследования в педагогической психологии»

 

Защита индивидуального задания

4

11.

Современные психологические теории обучения. Психологическая теория учебной деятельности

1. Материалы психолого-педагогической диагностики личности учащегося: протокольная запись проведенных диагностических процедур, развернутый детальный анализ полученных результатов, психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.

2. Психолого-педагогический анализ урока: протокольная запись одного урока, развернутый детальный анализ данного урока, выводы о соответствии урока принципам развивающего обучения.

 

Защита индивидуального задания

4

12.

Структура и особенности педагогического труда.

Психологическая характеристика педагогической деятельности

1. Графический организатор (по выбору студента) – сравнительная характеристика интерактивных и традиционных методов обучения.

2. Список сформулированных принципов обучения взрослых.

 

Защита индивидуального задания

6

13.

Психология педагогического общения

1. Тезисы индивидуального доклада по книге Ш.А. Амонашвили.

2. Проект психолого-педагогических рекомендаций для взрослых (педагогов, родителей) по конструктивному построению межличностных отношений с детьми младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

 

Защита индивидуального задания

6

14.

Личность педагога: педагогическая направленность, эмоциональная устойчивость, индивидуальный стиль деятельности. Понятие о педагогических способностях и условиях их развития

1. Рабочие материалы по статье Л.С. Выготского «Психология и учитель»: письменный развернутый ответ на вопросы по статье.

2. Текст эссе на тему «Учитель XXI века: психологические размышления…»

 

Защита индивидуального задания

8

15.

Психология воспитания

 

1. Текст эссе «Как современному учителю найти социальных партнеров?»

Тексты письменных работ по одной из выбранных тем «Психологические проблемы воспитания современных подростков (или - одаренных детей, детей-мигрантов, детей- инвалидов, приемных детей, детей с девиантным поведением, детей-сирот)».

Защита индивидуального задания

4

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Основная литература

1. Зорькина, Ольга Сергеевна
Возрастная психология : учебно-методическое пособие / О. С. Зорькина ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2009. 135 с.  - Библиогр.: с. 133.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2008 - 384 с.

2. Абрамова, Галина Сергеевна
Возрастная психология : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Г. С. Абрамова.  - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2006. 702 с.  - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0641-8 (Академический Проект). - ISBN 5-902766-13-3 (Альма Матер).

3. Зимняя, Ирина Алексеевна
Педагогическая психология : учебник для вузов по пед. и психол. направлениям и специальностям : рек. М-вом образования РФ / И. А. Зимняя.  - Москва : Логос, 2008. 384 с. табл.  - (Новая Университетская Библиотека). - Библиогр.: с. 368-377. - Указ. имен: с. 378-380. - ISBN 978-5-98704-069-8.

 

Дополнительная литература

  1. Психология развития : учебник для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др. ; под ред. Т. Д. Марцинковской.  - Москва : Академия, 2005. 528 с.  - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 5-7695-2031-0.
  2. Педагогическая психология: учебник для вузов по специальности «Педагогика и психология», «Педагогика»: доп. М-вом Образования и науки РФ /Н.В. Клюева и др.; под ред. Н.В. Клюевойю – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 – 399 с.

 

Электронные образовательные ресурсы

1. Шапошникова Т.Е. Возрастная и педагогическая психология : учебно-методический комплекс : в 2 ч.. Ч. 1 / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 249 с. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/62231/uviOiuDlEPoygSTyck4e7cgQ8c.pdf. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

2. Шапошникова Т.Е. Возрастная и педагогическая психология : учебно-методический комплекс : в 2 ч.. Ч. 2 / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов ; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 159 с. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/62232/vwC1TblxKF6cMEFukf1n135hpI.pdf. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

3. Педагогическая психология: учебник для вузов по специальности «Педагогика и психология», «Педагогика»: доп. М-вом Образования и науки РФ /Н.В. Клюева и др.; под ред. Н.В. Клюевой – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 – 399 с. : ил., табл. - (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце гл.. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55825/. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 5-305-00083-1.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04