СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Специфика и функции телевидения. Начало регулярного телевизионного вещания в 1939 году. Специфика телевидения, его природные свойства, его устойчивые характеристики и особенности. Преимущества  телевидения перед остальными СМИ: Общественные функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная).

Тема 2. Экономика государственного телевидения. Три основные модели организации телевизионной индустрии: Коммерческое ТВ. Общественное ТВ. Государственное ТВ. Смешанная модель финансирования: государственный бюджет, реклама, спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам. Государственное телевидение в  странах Европы. Пошлина с пользователей  теле и радиоприемников. Государственное телевидение и массовый зритель. Функции социальной  и культурной интеграции населения, просвещения, воспитания патриотизма и единой национальной идентичности. Экономические особенности телевидения. Объем аудитории телеканалов как важный экономический показатель их деятельности.

Тема 3. Жанры телевизионной журналистики. Классификация жанров. По предмету познания и отображению объекта. Информационные жанры: заметка, отчет, выступление, репортаж, интервью, пресс-конференция.

Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия. Особое место ток-шоу в структуре ТВ-программ.

Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Документальный телефильм

Тема 4. Инфотейнмент  как особая форма подачи материала. Инфотейнмент как способ подачи материала. Инфотейнмент зародился в 80-е годы в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ, вынудило журналистов, изменять формат телевизионных новостей. Тенденции в информационных и эстетических потребностях, присущих большой части телеаудитории. “Гибридные” передачи, в которых формулы привычных жанров соединяются с ходами, приемами, стратегиями шоу, игры, театрализованной постановки.

Тема 5. Специальный репортаж как особый жанр. Драматургия специального репортажа.            Репортажность – имманентное, природное свойство телевидения. Наиболее распространенным среди практиков является деление репортажей по способу трансляции (на прямой и фиксированный) и по содержанию (на событийный и проблемный). Специальный репортаж  как результат взаимовлияния и взаимопроникновения элементов различных жанров телепублицистики.

Тема 6. Подготовительные процессы создания специального репортажа. Синопсис. Подбор эффективной авторской группы, разработки темы и заканчивая составлением сценарного плана. Первичная разработка темы - непосредственное знакомство с предметом будущего материала, поиск инсайдеров, проверка всей получаемой информации,  прединтервью.

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

 


Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.

Тема лекционного занятия: Специфика и функции телевидения.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Начало регулярного телевизионного вещания в 1939 году.
  2. Специфика телевидения, его природные свойства, его устойчивые характеристики и особенности. Преимущества  телевидения перед остальными СМИ:
  3. Общественные функции телевидения (информационная, культурно-просветительская, социально-педагогическая, организаторская, образовательная, рекреативная, интегративная).

 

Тема 2. Экономика государственного телевидения

Тема лекционного занятия: Основные модели организации телевизионной индустрии.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Коммерческое ТВ. Общественное ТВ. Государственное ТВ.

2. Смешанная модель финансирования: государственный бюджет, реклама, спонсорская помощь крупных корпораций, близких к государственным структурам.

3. Государственное телевидение в  странах Европы.

4. Экономические особенности телевидения. Объем аудитории телеканалов как важный экономический показатель их деятельности.

 

Тема 3. Жанры телевизионной журналистики

Тема лекционного занятия:

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Классификация жанров. По предмету познания и отображению объекта.

2.Информационные жанры: заметка, отчет, выступление, репортаж, интервью, пресс-конференция.

3.Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия. Особое место ток-шоу в структуре ТВ-программ.

4.Художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе, фельетон. Документальный телефильм

 

Тема практического занятия: Жанры телевизионной журналистики

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Выделите основные жанры новостных сюжетов информационных выпусков вашего региона.
  2. Подготовьте сообщение по жанровой палитре одного  регионального и нескольких федеральных каналов. Каковы основные темы, жанры  материалов?

 

 

Тема 4. Инфотейнмент  как особая форма подачи материала.

Тема лекционного занятия: Инфотейнмент как способ подачи материала

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Инфотейнмент в США. Формат телевизионных новостей.
  2. Тенденции в информационных и эстетических потребностях телеаудитории.
  3. “Гибридные” передачи, ходы, приемы, стратегии шоу, игры.

 

Тема практического занятия: Инфотейнмент как способ подачи материала

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Найдите в региональных теленовостях сюжеты или стендапы в форме инофотейнмента.
  2. Выберите тему, которую уместно было бы раскрыть в форме инфотейнмента.
  3. Подготовьте сюжет в форме инфотейнмента.

 

 

Тема 5. Специальный репортаж как особый жанр

Тема лекционного занятия: Жанр специального репортажа.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Драматургия специального репортажа.

2.Репортажность – имманентное, природное свойство телевидения.

3. Прямой и фиксированный  репортаж, событийный и проблемный

4. Специальный репортаж  как результат взаимовлияния  различных жанров телепублицистики.

Тема практического занятия: Специальный репортаж как особый жанр

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Посмотрите не менее десяти выпусков программ серии «Профессия репортер» телеканала НТВ. Определите жанр, выбранных выпусков. Проанализируйте тематику. Авторские «ходы», драматургические приемы.
  2. Выберите тему собственного специального репортажа. Обоснуйте выбор. Раскройте его фабулу.

 

Тема 6. Подготовительные процессы создания специального репортажа.

Тема лекционного занятия: Специальный репортаж – подготовительный этап.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

  1. Подбор эффективной авторской группы, разработки темы, заканчивая составлением сценарного плана.
  2. Первичная разработка темы - непосредственное знакомство с предметом будущего материала, поиск инсайдеров, проверка всей получаемой информации,  прединтервью.
  3. Синопсис специального репортажа.

Тема практического занятия: Синопсис специального репортажа.

Вопросы  для обсуждения, задания:

  1. Напишите синопсис специального репортажа на выбранную вами тему.
  2. Пропишите локации съемок. Продумайте, необходимо ли  дополнительное оборудование для  этих съемок.
  3. Охарактеризуйте истории героев репортажа.
  4. Пропишите сценарный план репортажа. Пропишите  авторские драматургические «ходы».
  5. Снимите сюжет по вашему сценарию.

 

Основная учебная литература

1. Олешко В.Ф. Психология журналистики: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика" / В. Ф. Олешко.  - Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В. А., 2006.

2. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / Е. Е. Пронина.  – М.: Университет, 2006.

3. Реснянская Л.Л. СМИ и политика: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика": рек. УМО вузов РФ / Л. Л. Реснянская, Е. А. Воинова, О. И. Хвостунова; под ред. Л. Л. Реснянской.  – М.: Аспект Пресс, 2007.

4. Типология периодической печати: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика": рек. УМО вузов РФ / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской.  – М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Средства массовой информации России: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Журналистика": рек. УМО вузов РФ / М. И. Алексеева и др.; под ред. Я. Н. Засурского.  – М.: Аспект Пресс, 2008. - 380 с.

Радиожурналистика. Учебник для вузов. М., 2002 (36 экз.)

6.Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие – М., 2002.

7.Ульянов В.В. Быть услышанным и понятым: техника и культура речи: лекции и практические занятия / В. В. Ульянов.  - Санкт-Петербург: БВХ-Петербург, 2012. природного голоса человека.

8. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика": рек. УМЦ / В. Л. Цвик.  – М.: Юнити, 2009.

Дополнительная учебная литература

9. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учебное пособие для вузов: доп. М-вом высш. образования РФ / Е. Л. Вартанова.  – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2003. - 335 с .

10. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: [учебное пособие для вузов] / Н. А. Голядкин.  – М.: Аспект Пресс, 2011

11. Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: учебное пособие: рек. УМО вузов РФ / Е. Е. Пронина.  – М.: Университет, 2001.

12.  Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса «Психология журналистского творчества». – М., 2001.

13. Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». – М., 2006.

14. Средства массовой информации России: учебное пособие для вузов по специальности "Журналистика": рек. УМО вузов РФ / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; под ред. Я. Н. Засурского; науч. ред. Е. Л. Вартанова, М. В. Шкодин.  – М.: Аспект Пресс, 2005. - 382 с.

4.3. Ресурсы сети "Интернет"

15. МедиаТренды [Электронный ресурс]: электронный информационно-аналитический бюллетень. № 13 (30): Ценности современного общества и СМИ.  – М., 2012. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

16. Макеенко М.И.    Радиовещание и телевидение США в новом столетии [Электронный ресурс]: структура, экономика, стратегии / М. И. Макеенко.  – М.: МГУ, 2010. - 559 с. - (21 век: информация и общество). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - ISBN 978-5-211-05793-7.

17. МедиаТренды [Электронный ресурс]: электронный информационно-аналитический бюллетень. № 15 (32): Индустрия кино.  – М., 2012. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

18. МедиаТренды [Электронный ресурс] : электронный информационно-аналитический бюллетень. № 7 (12) : Российское ТВ на перекрестке мнений.  – М., 2010. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс.

 

Ресурсы НГПУ:

19.История отечественного телевидения: взгляд исследователей и практиков: учебное пособие для вузов по направлению подготовки и специальности "Журналистика": доп. УМО вузов РФ / [Е. Л. Вартанова и др.]; под ред. Г. А. Шевелева; Моск. гос. ун-т, Высш. шк. (фак.) телевидения.  – М.: Аспект Пресс, 2012. - 160 с. - Библиогр.: с. 158-159. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-7567-0658-1.

20.Макеенко М.И.  Радиовещание и телевидение США в новом столетии [Электронный ресурс]: структура, экономика, стратегии / М. И. Макеенко.  – М.: МГУ, 2010. - 559 с. - (21 век: информация и общество). - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13344. - ISBN 978-5-211-05793-7.

21.Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики, 1929-2013: учебно-методический комплект: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Журналистика" : доп. УМО вузов РФ / Г. В. Прутцков ; под ред. Я. Н. Засурского.  – Москва: Аспект Пресс, 2013. - 432 с. - (Учебник нового поколения) (Для бакалавров). - Библиогр. в сносках и в конце тем. - Доступна эл. версия. ЭБС "IPRbooks". - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8853. - ISBN 978-5-7567-0689-5.

22.Система СМИ [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс дисциплины по образовательной программе бакалавриата 031300.62 "Журналистика", профиль - "Журналистика" / сост. Л. Н. Кислая; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 27 с. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/20540/read.html.

23. Агамян   Е.Ю.    Основы тележурналистики: учебное пособие / Е. Ю. Агамян; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т филологии, массовой информации и психологии.  - Новосибирск: Гаудеамус, 2011. - 224 с. - Библиогр: с. 177-185. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. - ISBN

Ресурсы открытого доступа:

24.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика Учебное пособие /  В.Л. Цвик. - Москва: Аспект – Пресс,  2009. Режим доступа: https://vk.com/doc15451999_138713087

25. Гаврилов, К. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом / Константин Гаврилов. — Санкт – Петербург: Амфора. 2009. Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/smi/gavrilov-kak_del_sujet-2007-l.pdf

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04