1

История отечественного радиовещания

 

Становление радиопрограмм (1921–1927). Радио тоталитарного государства (1928–1941).

Первая специализированная газета «Новое радио». Основные задачи первых радиогазет. Дикторское разнообразие. Социально- политическая направленность событийных трансляций. Форма радиосообщений. Опыты  звукозаписи оптическим способом. Первый опыт внестудийных программ.

Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)

Эвакуация радиовещательных станций на восток страны. Становление радиовещания в первые годы войны. Пуск новой сверхмощной радиостанции в 1943 году.    Роль радиотрансляционных узлов. Прямой репортаж с Красной площади. Формирование выездной редакции фронтового вещания.

Сводки Совинформбюро : задачи и цели. Антифашистские митинги  - особая форма идеологической работы на радио.

Радио тоталитарного государства (продолжение: 1945–1970) .

Жесткое требование записи всех программ на пленку. Политика антиинтеллектуальных тенденций и разжигания классовой борьбы. Роль радиовещания. Научный радиотеатр - цикл спектаклей о творческих достижениях науки и техники. Постановление ЦК КПСС «О  мерах по улучшению централизованного вещания». Устный рассказ у микрофона – новая форма литературных программ. Радиопрограмма «Маяк» - новая концепция радио. Радио эпохи социального застоя (1970–1985). Первые перемены 1965 года. Тематическое планирование радиопрограмм по рубрикам. Основные задачи радиовещания этого периода, реорганизация Гостелерадио.    Прямой эфир с Красной площади, как единственная форма прямого репортажа.     Развитие детского радиовещания, создание «золотого фонда».

Радио «перестройки и гласности» (1985–1991) .Активное преобразование радио. Закон о печати. Отмена цензуры. Государственный спектакль – закрытые темы перестройки. Молодежный канал радиостанции «Юность» - возрождение прямого эфира. Первый радиомост «ССР_США» 1986 год. «Радиоанкета перестройки» - новые черты радиопублицистики. «Депутатский канал» - первый опыт прямого радиообщения с политиками.

Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991–1999). Новые программы РГТРК «Останкино».             Программная концепция Радио России.            Коммерческое вещание. Появление FM – вещания.        Конкурентная борьба государственного и частного радиовещания.

 

2

Особенности радио как средства массовой информации

 

Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Функции радиовещания. Эстетическая основа радиовещания. Технологические и экономические основы радиовещания. Радиовещание и аудитория: особенности контакта

Три основные природные свойства радио. Взаимоотношения радио и прессы. Основные  функции радиовещания. «Звуковое включение» - радионаблюдение за действительностью. Диапазоны вещания. Особенности контакта радиожурналиста и аудитории.     Типы слушания радио

3

Жанры и формы радиожурналистики

 

Понятие о жанре. Система современных жанров радиожурналистики. Назначение жанров. Основной способ отражение действительности. Три группы жанров.

Информационные жанры. Аналитические жанры.  Документально-художественные жанры. Формы радиожурналистики.

Личность ведущего радиопередачи.

Формообразующие средства радиожурналистики. Стилеобразующие средства радиожурналистики. Документ и обобщение в структуре радиопередач. Драматическая композиция радиопрограммы. Функции музыки и интершума. Группа стилеобразующих средств. Реверберация, звуковая мизансцена, голосовой грим, монтаж. Виды монтажа.      Документ в структуре радиопрограммы

 

4

 

Работа радиожурналиста: основы методики

 

 

Предварительная подготовка к эфиру.   Общение в работе радиожурналиста. Репортер в прямом эфире.  Работа радиожурналиста в экстремальных условиях. Репортер на событии: подготовка к передаче в записи.  Работа с режиссером.  Ведущий информационно-музыкальной радиостанции.  «Авторская программа» и особенности работы над ней. Работа радиожурналиста в пресс-службе. Этапы подготовки к эфиру.

Творческая «заготовка» -  плюсы и минусы. Факторы, влияющие на готовность контакта с радиожурналистом. Навыки необходимые для  работы в прямом эфире. Достоверность – основное требование радиорепортажа. Особенности работы с микрофоном.

 

 

5

Организационные структуры радиовещания и основы программирования

 

 

 

 

 

 

Типовая структура государственной радиовещательной организации и особенности «тематического планирования»

Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования

Структура современной радиостанции. Горизонтальная стратегия планирования.    Особенности процесса программирования. Форматы радиостанций. Классификации по форме собственности, по типам радиовещания, по формату вещания. Специализация эфира. Как выбрать свой формат?

 

6

Радиоаудитория и ее изучение.

 

Понятие «аудитория СМИ». Формы и методы изучения радиоаудитории. Рейтинг передачи. Возрастные и социальные особенности целевой аудитории. Новости или музыка. Соотношение в эфире. Музыка как инструмент программирования. Исследования в категории горячей ротации.           Единицы измерения эфирного пространства.      Общие правила программирования и редактирования. Интерактивность на радио как обязательный способ привлечения внимания радиослушателей. Общая оценка аудитории. Модель измерений Recency—Frequency  Методика – Day- After- Recall. Недельные дневниковые исследования.

9 основных  параметров исследования.

Способы изучения своей аудитории радиостанцией. Анализ редакционной почты. Редакционная почта важный компонент редакционной и журналистской деятельности и как источник (письмо – человеческий документ) информации об аудитории. Анализ информации на специализированных форумах.

Анализ телефонных звонков. Анализ внестудийных мероприятий радиостанций. Анализ интерактивного участия радиослушателей. Анализируется социально - демографический портрет дозвонившихся, поскольку вне эфира радиослушателям задают вопросы о возрасте, социальной принадлежности и т.п.Анализ эфирных мероприятий.  Анализ данных  анкетирования

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список основной литературы

Радиожурналистика. Учебник для вузов.М., 2002 (36 экз.)

Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Учебное пособие – М., 2002. (14 экз.)

б) дополнительная литература

Смирнов В.В. Формы вещания / В.В. Смирнов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 203 с.

Бубукин, А.В Какое радио мы слушаем? / А.В. Бубукин // Шоу-мастер. –2000. –  №2. –  С. 24–27.

Бубукин, А.В. Эфирные тайны / А.В. Бубукин. – Новосибирск: FM – реклама, 2003. –  148 с.

Варфоломеев, В.В. Выпуски новостей / В.В. Варфоломеев // Время работать на радио / Под ред. Филимоновых Е.Н. – М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. – С. 86–100.

Васильева, Т.В., Осинский, В.Г., Петров, Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики / Т.В. Васильева, В.Г. Осинский, Г.Н. Петров. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.

Горяева, Т.М. Радио России: Политический контроль радиовещания в 1920-х – начале 1930-х годов. Документированная история / Т.М. Горяева. – М.: РОССПЭН , 2002. –  175 с.

Гулидов, Р.П. Форматы радиостанций / Р.П. Гулидов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 123 с.

Землянова, Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М.: Издательство Московского университета, 2004. –  301 с.

Ломов, А. Это сладкое слово – интерактивность… / А. Ломов [Электронный ресурс]. – М.,  2002. – Режим доступа: http://www.getinfo.ru/article208.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2010).

Мкртчян, А.С. Только ли интерактивны новые медиа? / А.С. Мкртчян // Журналистика в 2003 году: Сборник материалов научно-практической конференции. – М.: МГУ, 2004. – Ч.1. – С. 45–51.

Овсенни, Т. Радио России – реформа без цели  / Т. Овсенни // Среда. – 1998. –  № 2. – С. 8–12.

Онищенко, М.Э. Интерактивное общение в радиоэфире в экстремальной ситуации / М.Э. Онищенко // Журналистика в 2002 году: Сборник материалов научно-практической конференции.– М.: МГУ, 2003. – Ч. 2. – С. 35–38.

Отечественное радио в современных условиях: В 2-х ч. / Под ред. Шереля А.А. – М.: ИПК работников ТВ и РВ, 1998. – Ч. 1. – 243 с.

Официальный сайт радиостанции Маяк [Электронный ресурс]. – М.: Радиокомпания «Маяк», 2010. – Режим доступа: //http://www.radiomayak.ru/info.html, свободный (дата обращения: 05.04.2010).

Радиожурналистика информационная и аналитическая: новые формы и технологии: [круглый стол] / материал подгот. Е.А. Болотова, Л.А. Круглова, М.Н. Максимова // Журналистика и культура русской речи. – 2007. – № 2. – С. 4–26.

Периодические издания:

  1. Broadcasting. Телевидение и радиовещание
  2. Звукорежиссер
  3. 3. Журналистика и медиарынок
  4. 4. Журналист
  5. Искусство кино

 

г) Интернет-ресурсы:

  1. www.paratype.ru
  2. www.publish.ru
  3. www.kursiv.ru
  4. www.kak.ru
  5. www.gipp.ru
  6. 6. www.abc.com - сайт американской телесети Эй-Би-Си
  7. 7. www.bbc.com - сайт телерадиовещательной корпорации Великобритании Би-Би-Си
  8. 8. www.ctc-tv.ru  - сайт российской телесети СТС
  9. 9. www.gdf.ru      - Мониторинг Фонда защиты гласности

10. www.glasnet.ru            - оборудование для телевещания

11. www.cbs.com  - сайт американской телесети Си-Би-Эс

12.  www.cnn.com  - сайт новостного круглосуточного телеканала Си-Эн-Эн

13. www.columbia.edu  – сайт американских ссылок и ресурсов по теме Broadcast Journalism

14. www.inform.umd.edu:8080/news/AJR/ajr.html – Американское Журналистское Обозрение

15. www.intrnews.ru – Международная Некоммерческая организация “Интерньюс” (сайт российского представительства)

16. www.nat.ru      - сайт Национальной Ассоциации Телевещателей России

17. www.nbc.com - сайт американской телесети Эн-Би-Си

18. www.npi.ru      - сайт Национального Института Прессы

19. www.ntv.ru      - сайт телекомпании НТВ

20.  www.ortv.ru    - сайт Общественного Российского телевидения (ОРТ)

21.  www.pbs.org   - сайт американского общественного телевидения Пи-Би-Эс

22. www.ren-tv.com          - сайт телесети Рен-ТВ

23. www.smi.ru     - сайт Интернет-журнала “СМИ.ru”, посвященного масс-медиа

24. www.tht.ru       - сайт сети ТНТ

25. www.tsn.ru      - сайт Телевизионной Службы Новостей

26. www.tv2.tsu.ru            - сайт независимой телекомпании ТВ-2 (Томск)

27. www.tv6.ru      - сайт телесети ТВ-6

28. www.tvradio.ru            - официальный сайт Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию (ФСТР)

29. www.vesti-rtr.com - сайт программы “Вести” (РТР)

30. www.vid.ru      - сайт телекомпании “ВИД”

31.  www.webtv.ru/intervision – телеканалы, вещающие в Интернет

32.  www.625-net.ru – мультимедиажурнал + Интернет-магазин

33. www.bc.groteck.ru – сайт компании Гротек, издающей группу профессиональных журналов («Broadcasting. Телевидение и радиовещание» и др.)

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04