министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«новосибирский государственный педагогический университет»

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Советом ИФМИЭО

 

________________А. И. Хасанов

(подпись)

«______»______________ 20__ г.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры педагогики и психологии

Протокол № 2 от «12»сентября 2013г.

 

________________ Е.В. Андриенко

(подпись)

 

 

 

 

ПРОГРАММА по дисциплине

Ф.3.9 «сравнительная педагогика»

 

Направление: 050700.62 Педагогика

Профиль: Психология и педагогика домашнего образования

 

 

 

Составитель: Андриенко Е.В.,

д.п.н., профессор

 

 

 

 

Новосибирск 2013

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Дисциплина «Сравнительная педагогика» содержит компаративистику как отрасль педагогической науки, изучающей в сопоставительном аспекте состояние, закономерности и тенденции развития систем образования в различных странах и регионах мира. Сравнительная педагогика, аккумулируя знания о тенденциях развития зарубежных образовательных систем, позволяет лучше осознать приоритеты отечественного образования и обеспечивает целостное видение современных проблем обучения, воспитания, социализации. Поэтому знание компаративистики необходимо педагогу любого уровня. В процессе подготовки очень важным является развитие у студентов межкультурной компетенции, обеспечивающей сравнительный анализ и решение различных образовательных задач в международном контексте.

Курс “Сравнительной педагогики” близок по содержанию и основным методологическим подходам к курсу «История педагогики», поскольку также направлен на сопоставление состояния, закономерностей и тенденций развития педагогической теории и практики в различных странах мира, с выявлением форм и способов взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования зарубежного опыта.

Цель курса: систематизировать и углубить знания студентов по теории и практике компаративистики как базовой основы сопоставительного анализа образовательных систем разных стран.

Задачи курса:

1. Формирование у студентов системного представления об актуальных тенденциях развития мировых образовательных систем и образования в международном контексте.

2. Усвоение студентами фундаментальных знаний о процессе сопоставительного анализа в образовании, необходимых и достаточных для педагогической деятельности в условиях различных образовательных систем.

3. Формирование преподавательской компетенции, развитие умений анализировать собственный опыт сравнительного анализа, отбирать эффективные формы и методы организации образовательного процесса.

4. Содействие развитию у студентов научно-исследовательской компетенции, умению выделять наиболее ценное и значимое для отечественного образования из зарубежных образовательных систем.

5. Формирование у студентов психолого-педагогической готовности к реализации полученных знаний, умений, опыта творческой деятельности, профессиональных и специальных компетенций в практической работе.

6. Развитие способности прогнозировать возможные тенденции развития образовательных систем с позиции педагога в изменяющемся контексте.

 

Для содержания и организации научных исследований студентов в области сравнительной педагогики методологически важны объективность, комплексность, а также: конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный, амбивалентный, системный, герменевтический подходы. Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования.

Содержательно сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологий, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Содержание и организация учебного материала выстраиваются также с учетом принципа научности (соответствие содержания образования уровню современных научных исследований); принципа историзма (освещение проблем и основных направлений развития компаративистики с учетом различных этапов и задач мирового образовательного пространства); деятельностного подхода (формирование активного отношения студентов к приобретению теоретических знаний и использованию их в практике); межпредметных связей (философия, история образования, социальная педагогика, этнопедагогика, теория воспитания, дидактика и др.): модульности (укрупнение дидактических единиц) и др.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент должен знать:

-основные понятия и категории сравнительной педагогики, законы, закономерности развития её как науки и отрасли знания;

-основные тенденции развития и закономерности, а также актуальное состояние зарубежного образования и современной зарубежной педагогики;

-наиболее значимый и распространенный зарубежный образовательный опыт;

-формы, способы и приемы взаимообогащения национальных педагогических культур.

Студент должен уметь:

-осуществлять сравнительный анализ опыта обучения и воспитания в различных странах, выделять позитивные и негативные тенденции развития образования в современном мире;

-составлять структурно-логические схемы по модулю, теме, разделу, курсу; выполнять задания по алгоритму; оформлять в виде докладов, рефератов, видеопрезентаций учебный материал;

-оппонировать, дополнять, рецензировать содержание учебного материала, представленного на семинарах и лекциях.

Студент должен владеть:

-сравнительно-сопоставительным анализом различных образовательных систем;

-методикой обоснования и объяснения специфики образовательных моделей различных стран и границ переноса опыта;

-навыками сбора данных и научно-исследовательскими навыками в сфере сравнительной педагогики.

Студент должен быть готовым:

-использовать элементы зарубежного образовательного опыта в отечественных условиях;

-проявлять творческую активность при разработке индивидуальной научно-исследовательской проблемы в сфере компаративистики.

 

Виды контроля

-входной (тестирование на выявление актуального состояния первичных представлений студентов относительно проблем отечественного образования по сравнению с проблемами зарубежной педагогики);

-текущий (конспектирование и реферирование научной литературы по проблемам сравнительной педагогики, подбор дидактического материала; презентация индивидуальной темы; фронтальный и индивидуальный опрос, выполнение тестовых заданий);

-промежуточная аттестация (экзамен в традиционной форме).

Основные понятия курса: сравнительная педагогика (компаративистика), сопоставительный анализ,методы сопоставительного анализа, функции сравнительной педагогики, качество образования, инновационные процессы в образовании, демократизация и гуманитаризация образования, рынок образовательных услуг, международные стандарты, экономическая эффективность образования, централизация и децентрализация в образовании (в системе управления образованием), непрерывное образование,модернизация образования, национальная система образования, тенденция развития образованияглобализация, интернационализация, интернализация, стандартизация, Болонский процесс.

Общее количество часов – 76; аудиторных – 40; самостоятельная работа – 36; лекций – 24; практических – 16. Проводится в 6 семестре (очное отделение).

ОЗО. Общее количество часов – 146; аудиторных – 18; самостоятельная работа – 128; лекций – 8; практических – 10.

Тематический план курса

Раздел дисциплины

(изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы
Л/озо
ПЗ/озо
ЛЗ
СР/озо
Всего часов по теме

ОО/ОЗО

1. Сравнительная педагогика как наука, её предмет, задачи, назначение.

2/1

2/1

 

4/17,5

16/15

2. Основные тенденции развития мирового образования.

2/1

2/1

 

4/17,5

16/15

3. Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ.

 

10/3

6/5

 

12/40

64/50

4. Отечественная система образования в меняющихся условиях

2/1

2/1

 

2/17,5

8/15

5. Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования

4/1

2/1

 

4/17,5

16/15

6. Компаративные научные исследователи в современном мире.

4/1

2/1

 

6/17,5

24/18

Итого:

24/8

16/10

 

32/128

76/146

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сравнительная педагогика как наука, её предмет, задачи, назначение.

Объект и предмет сравнительной педагогики, её основные задачи и функции, Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знаний и науки. Терминологический аппарат науки. Связь сравнительной педагогики с другими науками. Прикладное значение сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики (описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и др.). Основные методологические подходы в современной сравнительной педагогике (амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и др.).

Тема 2. Основные тенденции развития мирового образования.

Интеграционные процессы в современном образовании. Глобализация, интернализация, стандартизация, локализация в образовании. Тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация регионализация, дифференциация, гуманизация и др. Болонский процесс (1999-2010), его цели и результаты. Компетенции и компетентностный подход в образовании. Международные стандарты качества образования и эффективности деятельности образовательных систем (PISA).

Тема 3. Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ.

Сравнительный анализ систем образования в Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Китае, Японии, России. Выявление сходств и различий, достоинств и недостатков, национальных особенностей. Подготовка учителей в ведущих странах мира. Проблема образовательных универсалий. Выявление сходств и различий, достоинств и недостатков, национальных особенностей. Подготовка учителей в ведущих странах мира. Проблема образовательных универсалий.

Тема 4. Отечественная система образования в меняющихся условиях

Реформирование отечественного образования на рубеже веков. Влияние развития зарубежного образования на изменения российского среднего и высшего образования. Актуальные проблемы развития современного образования в России. Анализ понятий “стабильное сообщество” и “переходное сообщество”. Сравнительный анализ особенностей развития образования в стабильных и переходных сообществах. Осмысление роли и значения мирового образовательного опыта для реформ отечественной системы образования. Особенности организации международных форм образования. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.

Тема 5. Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования.

Педагоги, определившие способ педагогического мышления в ХХ веке: Д.Дьюи, А.С.Макаренко, М.Монтессори, Г.Кершенштейнер.

Тема 6. Компаративные научные исследователи в современном мире. Актуальные проблемы сравнительной педагогики. Отечественные исследователи сравнительного образования: А.Н. Джуринский, Б.Л. Вульфсон, З.А.Малькова и др. Особенности сравнительного педагогического исследования. Методы и формы организации исследования. Форматы презентации и критерии оценки работ.

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Тема дисциплины

Задания для самостоятельной работы

Форма

отчета

Трудоём-кость

задания, часы

ОО/ОЗО

1

Сравнительная педагогика как наука, её предмет, задачи, назначение.

Работа с источником (по списку дополнительной литературы), выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

16/15

2

Основные тенденции развития мирового образования.

Работа с источниками; выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

16/15

3

Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ.

 

Работа с источниками, выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

16/40

4

Отечественная система образования в меняющихся условиях

Работа с источниками, выполнение группового задания

Защита группового задания

2/17,5

5

Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования

Работа с источниками (по списку дополнительной литературы), выполнение индивидуального задания

Защита индивидуального задания

4/17,5

6

Компаративные научные исследователи в современном мире.

Работа с источниками (по списку дополнительной литературы), выполнение группового задания

Защита группового задания

6/17,5

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое: качественная оценка за текущую работу (на лекции и на семинарах); выполнение индивидуального творческого научно-аналитического задания с подготовкой реферата, доклада, видеопрезентации; экзамен.

Цель контроля: диагностика уровня обученности студентов по дисциплине и овладение ими знаний и умений по курсу.

Уровни овладения курса:

-ориентировочный (овладение студентами основных понятий, готовность воспроизвести основные теоретические положения, закономерности, методы компаративистики);

-репродуктивно-аналитический (готовность к выполнению заданий репродуктивно-аналитического характера, умение сопоставлять различные образовательные системы, обобщать материал по организации образования в разных странах);

-эвристический (умение студентов разрабатывать и оформлять проекты, писать эссе, делать развернутый и глубокий анализ различных образовательных систем, выполнять творческие и групповые работы).

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет и место сравнительной педагогики в системе педагогических наук.

2. Этапы развития сравнительной педагогики. Элементы сравнительной педагогики до Х1Х века.

3. Развитие сравнительной педагогики за рубежом в ХХ веке.

4. Развитие сравнительной педагогики в России в ХХ веке.

5. Задачи сравнительной педагогики.

6. Функции сравнительной педагогики и методы сравнительно-педагогического исследования.

7. Первые компаративисты.

8. Основные идеи К.Д.Ушинского по сравнительной педагогике.

9. Прагматистская педагогика Д.Дьюи и его последователей в США.

10. Теория и практика воспитания и развития детей дошкольного возраста в педагогике М.Монтессори (Италия).

11. Педагогическая система Г.Кершенштейнера (Германия).

12. Педагогическая система А.С.Макаренко (Россия).

13. Приоритеты воспитания в современном мире.

14. Основные факторы воспитания (на примере одной-двух стран).

15. Проблемы интеграции в современном образовании.

16. Гражданское воспитание в опыте разных стран.

17. Сравнительный анализ опыта нравственного воспитания.

18. Воспитание в духе мира.

19. Поликультурное воспитание.

20. Трудовое воспитание.

21. Самоуправление школьников (сравнительный анализ разных стран).

22. Идеи болонского соглашения.

23. Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств.

24. Школьная система России.

25. Школьная система США.

26. Школьная система Великобритании.

27. Школьная система Японии.

28. Школьная система Китая.

29. Школьная система Германии.

30. Школьная система Франции.

31. Высшее образование в России.

32. Высшее образование в Китае.

33. Высшее образование в Великобритании.

34. Высшее образование в Японии.

35. Высшее образование в Германии.

36. Высшее образование во Франции.

37. Педагогическое образование в Германии и Франции.

38. Специфика высшего образования в разных странах.

39. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России.

40. Инновационные идеи зарубежного опыта и его применение в России.

41. Система дошкольного образования.

42. Опыт непрерывного образования.

43. Экологическое воспитание как глобальная проблема.

44. Существующие системы оценки знаний.

45. Роль и место частной школы.

46. Понятие «элитарная школа», её функции и значение.

47. Учитель – ключевая фигура в образовании. Условия труда современного учителя в разных странах.

48. Основные дидактические концепции (концепции западной педагогики, японская модель, отечественные концепции школьного образования).

49. Результативность образования. Пути повышения уровня образования.

50. Традиционные и новые учебные дисциплины. Модернизация содержания общего образования.

51. Общая характеристика экспериментальных школ.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ

  1. Основные этапы развития образования в России
  2. Основные этапы развития высшего образования в России
  3. Основные этапы развития школьного образования в России
  4. Развитие образования в Российской Империи
  5. Развитие образования в СССР
  6. Развитие образования в мире в ХХI веке
  7. Реформаторская педагогика в Германии
  8. Реформация и её влияние на европейское образование
  9. Влияние философских идей И.Канта на развитие немецкой педагогики
  10. И.Кант о нравственном воспитании
  11. Школа как инструмент преобразования общества в воззрениях М.Лютера
  12. Теория гимназического образования И.Штурма
  13. Развитие протестантской педагогики в Западной Европе
  14. Развитие «паблик скулз» под влиянием пуританской церкви в Англии
  15. Развитие университетов в Западной Европе
  16. Развитие университетов в США
  17. Развитие университетов в Германии
  18. Развитие университетов в Великобритании
  19. Развитие университетов в России
  20. Развитие университетов во Франции
  21. Развитие университетов в Италии
  22. Развитие университетов в Швеции (Швейцарии, Японии, Китае и др.).
  23. Развитие университетов в России
  24. Воспитание джентльмена в творчестве Честерфильда
  25. Джентльмен как деловой человек в теории воспитания Д.Локка
  26. Формальное и материальное образование как культурно-исторический феномен
  27. Педагогическая система М.Монтесорри
  28. Педагогическая система А.С.Макаренко
  29. Педагогическая система Г.Кершенштейнера
  30. Педагогика прагматизма Д.Дьюи
  31. Педагогическая система Томаса Арнольда
  32. Философско-педагогические идеи Г.Спенсера
  33. Развитие образования в мире: динамика и основные этапы
  34. Болонский процесс как феномен глобализации
  35. Глобализация и её влияние на современное образование
  36. Развитие теории свободного воспитания и «педоцентризм»
  37. Сравнительная педагогика в трудах отечественных исследователей (П.Ф.Каптерев, К.И.Салимова, Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова, Н.К.Гончаров, Н.Д.Никандров, Н.А.Константинов, В.П.Лапчинская, С.А.Тангян, А.Н.Джуринский, Г.И.Каджаспирова и др.).
  38. Сравнительная педагогика в трудах Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского
  39. Развитие Болонского процесса в современных условиях
  40. ЮНЭСКО и его роль в развитии образования
  41. Проблемы международного сотрудничества в области образования
  42. Сравнительный анализ развития педагогических идей в Германии
  43. Сравнительный анализ развития педагогических идей во Франции
  44. Сравнительный анализ развития педагогических идей в России
  45. Сравнительный анализ развития педагогических идей в США
  46. Сравнительный анализ развития педагогических идей в Японии
  47. Сравнительный анализ развития педагогических идей в Китае
  48. Сравнительный анализ развития педагогических идей в Италии
  49. Сравнительный анализ развития педагогических идей в Великобритании
  50. Сравнительный анализ теории социокультурного воспитания в США (У.Бронфенбреннер и др.) и теории социального воспитания в России (А.Мудрик и др.).
  51. Сравнительный анализ янглийского и японского воспитания в художественном творчестве В.В.Овчинникова.
  52. Сравнительный анализ педагогических систем Томаса Арнольда (Англия ХIХ в.) и А.С.Макаренко (Россия ХХ в.).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы. / Б.Л.Вульфсон; Ун-т Рос. Акад. образования.- Москва: УРАО, 2003.- 232С.

2. Титов В.А. Сравнительная педагогика (Конспект лекций). М., 2008.

 

Дополнительная литература

1. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: учебное пособие для ун-тов, пед. ин-тов, ин-тов повышения квалификации работников образования / Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова; Акад. пед. и соц. наук ; Моск. Психолого-социальный ин-т. – Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 256С.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. М-вом образования РФ / А.Н.Джуринский. – Москва: Владос, 2004.- 240с.

3. Ромм Т.А. Исторический генезис теоретических образов социального воспитания за рубежом: монография / Т.А.Ромм; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 170с.

Электронные образовательные ресурсы

1. Волкова А.А. Традиции и инновации в развитии школьного образования Австралии [Электронный ресурс]: монография / А.А.Волкова; Новосиб.гос.пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2011.- 182с.

2. Трайнев В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс [Электронный ресурс]: обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчан, А.Я.Савельев.- Москва: УРАО, 2003. – 232с.

3. Титов В.А. Сравнительная педагогика [Электронный ресурс]: конспект лекций / В.А.Титов. – Москва: А-Приор, 2008. – 158с. – Доступна эл. Версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04