|
министерство образования и науки рф |
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ |
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
педагогики и психологии
ИФМИЭО
__________ Е. В. Андриенко
«02» июля 2013 г.
теория и практика современного сравнительного образования взрослых
Направление подготовки:
050100.68. Педагогическое образование
Магистерская программа:
Образование взрослых
Степень выпускника:
Магистр
Форма обучения: заочная
Новосибирск 2013
СОСТАВИТЕЛЬ: Е.В.Андриенко, доктор пед. наук, проф._______________
(подпись)
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры педагогики и психологии
(протокол № 16 от «02» июля 2012 г.)
СОГЛАСОВАНО
Директор ________________ Хасанов А.И.
(подпись)
Начальник УМАиД: _______________ Северина Ю.В.
(подпись)
Директор библиотеки ______________ Есина Л.Н.
(подпись)
Пояснительная записка
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной компетентности магистрантов педагогических вузов в области сравнительной педагогики и сравнительного образования, подготовка студентов к эффективному использованию содержания курса в профессиональной педагогической и научно-исследовательской деятельности в условиях современной образовательной среды различных учебных и воспитательных учреждений.
Изучение дисциплины «Теория и практика современного сравнительного образования взрослых» способствует подготовке магистрантов к решению следующих задач профессиональной деятельности:
1) обеспечить знание студентами основных методологических и теоретических положений современного сравнительного образования взрослых;
2) создать условия для освоения магистрантами образовательных технологий, применяющихся в профессиональной деятельности и развития профессиональных компетенций в данной области;
3) сформировать умения и навыки использования в обучении закономерностей и тенденций в сфере сравнительного образования, а также классификации, систематизации, сравнительного анализа количественных и качественных данных о развитии образования в различных странах;
4) научить студентов применять знания и информацию о сравнительной педагогике для решения актуальных профессиональных задач отечественного образования с учетом, анализа факторов, отображающих процесс развития образования взрослых в различных странах, прогнозировать возможные пути развития образования в различных странах на основе сравнительно-сопоставительного анализа.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина М1.В.ОД.1 «Теория и практика современного сравнительного образования взрослых» изучается на 1 курсе в рамках обязательных дисциплин вариативной части общенаучного цикла образовательной программы магистратуры по направлению 050100.68 Педагогическое образование.
Трудоемкость дисциплины 108 часов (3 ЗЕ). Общее количество часов – 108. В том числе: аудиторных – 18 (лекций – 4; практических – 14, в том числе в интерактивной форме - 8); самостоятельная работа – 86.
Формы контроля. Текущий контроль осуществляется с помощью разнообразных форм. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-3, ПК-1, ПК-8, ПрК-1 (таблица 1).
Таблица 1. Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции |
Дескрипторы |
ОК-3 – способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности |
Знать: современные ориентиры развития образования. Уметь: анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований. Владеть: навыками совершенствования и развития своего научного потенциала. |
ПК-1 – способность применять современные методики и технологии организации в реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях |
Знать: теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности. Уметь: использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности. Владеть: современными методами научного исследования в предметной сфере. |
ПК-9 – готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области |
Знать: современные парадигмы в предметной области науки. Уметь: выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании. Владеть: способами осмысления и критического анализа научной информации. |
ПрК-1 – готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы |
Знать: современные ориентиры развития образования. Уметь: использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности. Владеть: современными методами научного исследования в предметной сфере. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины «Теория и практика современного сравнительного образования взрослых» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование
Тема дисциплины |
Лекции |
Семинары, практич. занятия |
Самостоя- тельная работа |
1. Теория и практика сравнительного образования взрослых в современной структуре педагогической науки |
1 |
2 |
10 |
2. Основные тенденции развития мирового образования взрослых |
1 |
2 |
10 |
3. Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ в современных психолого-педагогических исследованиях
|
1 |
2 |
16 |
4. Отечественная система образования взрослых в меняющихся условиях глобализации |
|
2* |
10 |
5. Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования взрослых |
|
3* |
20 |
6. Компаративные научные исследования образования взрослых в современном мире |
1 |
3* |
20 |
Итого |
4 |
14 |
86 |
В том числе в интерактивной форме* |
|
8* |
|
Тема 1. Теория и практика сравнительного образования взрослых в современной структуре педагогической науки.
Современная направленность теории и практики сравнительного образования взрослых, взаимосвязь с компаративистикой и сравнительной педагогикой. Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знаний и науки в контексте исследования проблем образования взрослых. Терминологический аппарат науки. Прикладное значение сравнительного образования взрослых. Специфика использования методов сравнительного образования (описательного, исторического, социологического, статистического, сравнительного и др.). Основные методологические подходы в современном сравнительном образовании взрослых (амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и др.).
Тема 2. Основные тенденции развития мирового образования взрослых.
Интеграционные процессы в современном образовании. Глобализация, интернализация, стандартизация, локализация в образовании. Тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация регионализация, дифференциация, гуманизация и др. Болонский процесс (1999-2010), его цели и результаты. Компетенции и компетентностный подход в образовании взрослых. Специфика подготовки педагогов к работе в новой системе оценки качества образования. Международные стандарты качества образования и эффективности деятельности образовательных систем (PISA).
Тема 3. Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ в современных психолого-педагогических исследованиях.
Сравнительный анализ систем образования взрослых в Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Китае, Японии, России. Выявление сходств и различий, достоинств и недостатков, национальных особенностей. Подготовка педагогов в ведущих странах мира. Проблема образовательных универсалий. Выявление сходств и различий, достоинств и недостатков, национальных особенностей. Подготовка учителей и проблема образовательных универсалий.
Тема 4. Отечественная система образования взрослых в меняющихся условиях глобализации
Реформирование отечественного образования на рубеже веков. Влияние развития зарубежного образования на изменения российского среднего профессионального и высшего образования. Актуальные проблемы развития современного образования в России. Анализ понятий “стабильное сообщество” и “переходное сообщество”в контексте изменения парадигмы образования взрослых. Сравнительный анализ особенностей развития образования в стабильных и переходных сообществах. Осмысление роли и значения мирового образовательного опыта для реформ отечественной системы образования взрослых. Особенности организации международных форм образования взрослых. Адаптация зарубежного опыта в образовательных учреждениях России.
Тема 5. Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования взрослых.
Педагоги, определившие способ педагогического мышления в ХХ веке: Д.Дьюи, А.С.Макаренко, М.Монтессори, Г.Кершенштейнер, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм, С.Салливан, Р.Бернс и др. Их влияние на ценности образования взрослых. Значение и роль педагогического образования для решения актуальных проблем социального воспитания, обучения и успешной социализации детей в современном мире.
Тема 6. Компаративные научные исследования образования взрослых в современном мире.
Актуальные проблемы сравнительного образования взрослых. Отечественные исследователи сравнительного образования: А.Н. Джуринский, Б.Л. Вульфсон, З.А.Малькова и др. Особенности сравнительного педагогического исследования. Методы и формы организации исследования. Форматы презентации и критериальная оценка работ.
Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы магистранта
№ |
Тема дисциплины |
Задания для самостоятельной работы
|
Форма отчета |
Трудоёмкость задания, часы
|
1 |
Теория и практика сравнительного образования взрослых в современной структуре педагогической науки |
Работа с источником 1-3 (о.л.), выполнение индивидуального задания |
Защита индивидуального задания в форме устного выступления с мультимедиа-презентацией |
10 |
2 |
Основные тенденции развития мирового образования взрослых |
Работа с источниками 1,2 (д.л.); выполнение индивидуального задания |
Реферат |
10 |
3 |
Мировые образовательные системы: сопоставительный анализ в современных психолого-педагогических исследованиях
|
Работа с источниками 3-8 (д.л.), выполнение индивидуально-группового задания, подготовка доклада в соавторстве |
Защита группового проекта с подготовкой доклада от группы студентов |
16 |
4 |
Отечественная система образования взрослых в меняющихся условиях глобализации |
Работа с источниками 1-4 (э.р.), выполнение индивидуального задания; подготовка тезисов выступления на научную конференцию |
Тезисы |
10 |
5 |
Вклад выдающихся педагогов и психологов в развитие современного мирового образования взрослых |
Работа с источниками 1 (о.л.), 3,4 (д.л.), 1,4 (э.р). Подготовка статьи для публикации. |
Статья. |
20 |
6 |
Компаративные научные исследования образования взрослых в современном мире |
Работа с любыми тремя источниками (на выбор) для подготовки аннотаций на исследование по актуальной проблеме образования взрослых |
Аннотации |
20 |
|
Итого |
|
|
86 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика: учебное пособие: рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / А.Н.Джуринский.- Москва: ГАРДАРИКИ, 2008.- 383с. ISBN 978-5-8297-0354-7.
2. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. - Москва: Владос, 2010. - 647 с. - (Педагогическое наследие). - Библиогр. в конце лекций. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-691-01654-7.
Дополнительная литература
1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм: монография / Е.В.Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2011. – 186с.
2. Андриенко Е.В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя: монография / Е.В.Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Москва - Новосибирск: НГПУ, 2002. – 266с.
3. Бернс Р. Развитие я-концепции и воспитание / Р.Бернс. – Москва: Прогресс, 1986. – 420с.
4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: учебное пособие для ун-тов, пед. ин-тов, ин-тов повышения квалификации работников образования / Б.Л.Вульфсон, З.А.Малькова; Акад. пед. и соц. наук ; Моск. Психолого-социальный ин-т. – Москва: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 256
5. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для вузов по пед. специальностям: рек. М-вом образования РФ / А.Н.Джуринский. – Москва: Владос, 2004.- 240с.
6. Зыбина, Л.Н. Методы активного социально-психологического обучения [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л. Н. Зыбина; Новосиб. гос пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2011. - 119 МБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
7. Наливайко Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография / Н.В.Наливайко, В.И.Панарин, В.И.Паршиков; отв. ред. В.В.Целищев; Рос.акад.наук, Сиб. отд-ние, Ин-т философии и права; М-во образования и науки РФ, НГАУ, НГПУ.- Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – 298с. ISBN 978-5-76-92-1161-4.
8. Пилиповский В.Я. Педагогическая мысль в странах Запада: традиции и современность / В.Я Пилиповский; Красноярск.- КГПУ, 1998.-200с.
9. Ромм Т.А. Исторический генезис теоретических образов социального воспитания за рубежом: монография / Т.А.Ромм; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 170с.
Электронные ресурсы
|
1. Волкова А.А. Традиции и инновации в развитии школьного образования Австралии [Электронный ресурс]: монография / А.А.Волкова; Новосиб.гос.пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2011.- 182с.
2. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура [Электронный ресурс]: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ / Т. Н. Персикова. - Москва: Логос, 2008. - 224 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-98704-127-9.Трайнев В.А
3. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс [Электронный ресурс]: обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчан, А.Я.Савельев.- Москва: УРАО, 2003. – 232с.
4. Титов В.А. Сравнительная педагогика [Электронный ресурс]: конспект лекций / В.А.Титов. – Москва: А-Приор, 2008. – 158с. – Доступна эл. Версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE».