sign_bw

министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

гуманитарного и художественного образования

Института искусств

___________ Е.В. Лисецкая

«___» ____________ 20___ г.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Направление подготовки:

050100.62 Педагогическое образование

Профиль:

Художественное образование

Степень выпускника:

Бакалавр

Новосибирск 2012

СОСТАВИТЕЛЬ: А.В. Новиков, к.и.н., доцент

(И.О.Ф., учёная степень, звание, должность, подпись)

РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

на заседании кафедры гуманитарного и художественного образования

(протокол _____ от «____» ___________20__ г.)

СОГЛАСОВАНО

Директор ________________________ Елагин В.С.

(подпись) (Ф.И.О)

Начальник УМУ (УМАиД): _______________ __________________

(подпись) (Ф.И.О)

Директор библиотеки _________________ ___________________________

(подпись) (Ф.И.О)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель освоения дисциплины

Целью курса «Культурология» является формирование у студентов представлений о культуре как форме специфически человеческой самоорганизации.

Основные задачи курса «Культурология»:

1. Раскрыть содержание системы культурных ценностей и норм, присущих обществу в целом и его отдельным социальным слоям и группам;

2. Показать соотношение различных структурных компонентов культуры и ее вариантов: мифологии, религии, художественной культуры, идеологии, науки, сакральных и светских ориентаций, классического наследия и современных течений;

3. Показать соотношение различных проявлений культуры, место культурной элиты в производстве и поддержании культурных ценностей, различных разрядов интеллигенции в поддержании, распространении и сохранении достижений культуры;

4. Раскрыть культурные факторы, необходимые для других сфер деятельности;

5. Показать роль культуры во взаимодействии различных общностей и социальных слоев: этнических групп и наций, трудящихся и предпринимателей, профессиональных и половозрастных групп;

6. Определить характер перемен, совершающихся в культуре различных социальных слоев города и деревни, общества в целом, связь этих перемен с процессами, происходящими в политической и производственно-хозяйственной деятельности;

7. Выявить принципы понимания своего общества с его переплетением норм, ценностей и представлений и одновременно способствовать восприятию его людьми других обществ, с присущим им своеобразием в отношении к миру, целям человеческого бытия.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой / вариативной части цикла учебного плана.

Преподавание дисциплины «Культурология» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «История», «История искусств»

Освоение дисциплины «Культурология» необходимо как предшествующее при изучении следующих курсов: «Философия», «История искусства», «Эстетика».

Формы контроля. Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль осуществляется в форме анализа учебных текстов, презентации собственной рефлексивной позиции.

Промежуточный контроль осуществляется в тестовой форме.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачёта.

Курс направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-14; ОК-15; ОК-16. (таблица 1)

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОК-1– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Знать: ход развития и особенности культуры от древнейших времен до наших дней

Уметь: анализировать, обобщать, воспринимать информацию по вопросам культурологии

Владеть: способами оценки поставленной цели и выбору путей её достижения.

ОК-2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Знать: основные вопросы и проблемы, стоящие перед современной цивилизацией запада

Уметь: Провести сравнение мировоззренческих проблем цивилизаций Востока и Запада

Владеть: Методами систематизации и сравнения ценностных парадигм Востока и Запада

ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Знать: Теоретические основы ведущих западноевропейских культурологических школ.

Уметь: Интерпретировать значение культуры как формы человеческого существования в системе мировой художественной культуры;

Владеть: Разработанными современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества в системе мировой культуры.

ОК-6 умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Знать: способы устного и письменного выражения сформулированной мысли

Уметь: применить на практике различные способы изложения темы

Владеть: навыками формулировки основных положений темы.

ОК-7 готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе

Знать: Способы толерантного обсуждения в коллективе проблем

Уметь: действовать в группе коллег, толерантно относиться к суждениям в группе по определенной теме

Владеть: методами оценок действия коллектива

ОК-8 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Знать: Основные методы работы с компьютером в различных программах

Уметь: применять навыки работы с компьютером как средством управления информацией

Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации по культурологии

ОК-14 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

Знать: основные типы культурных традиций

Уметь: применять в практической жизни толерантное отношение к различным типам культурных традиций

Владеть: наладить межкультурный диалог

ОК-15 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

Знать: основные движущие факторы эволюции культурного процесса

Уметь: провести сравнение различных культурных типов

Владеть: методами систематизации культурных процессов

ОК-16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

Знать:Формы и способы акцентирования внимания слушателей на важной информации

Уметь: Демонстрировать способность в решении проблем

Владеть:Сформулировать устный ответ по различным вопросам культурологии

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы 1 – 4. Развитие представлений о культуре. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье. Представления о культуре в Новое время. Культурологические идеи И.Г. Гердера, Ж.Ж. Руссо, Дж. Вико. Представления о культуре в ХIХ в. Понимание культуры в философии марксизма. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда. Представления о культуре в конце ХIХ - ХХ в. Представления о культуре К.Г. Юнга, Философия культуры О. Шпенглера, Культурологическая концепция Н. Бердяева, философия культуры А. Тойнби, Культурологическая концепция П. Сорокина.

Тема 5. Функции культуры. Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая. Дисфункции культуры. Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость; Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм.

Тема 6. Молодежная субкультура. Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура.

Тема 7. Формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы). Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма.

Тема 8. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура.

Содержание дисциплины «Культурология» структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).

Таблица 2. Тематическое планирование

Тематические разделы и темы дисциплины

Виды и формы учебной работы, в часах

Лекции

ПЗ

ЛЗ

СР

1

Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье.

2

2

-

4

2

Представления о культуре в эпоху Просвещения.

2

1

-

6

3

Культурологические концепции ХIХ в.

2

1

-

6

4

Культурологические концепции ХХ в.

4

2

-

4

5

Общие свойства культуры. Функции и дисфункции культуры, сферы культуры.

2

1

-

6

6

Структурирование культуры, молодежная субкультура.

2

1

-

6

7

Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры.

2

2

-

5

8

Культура и природа. Культура и этнос, культура и цивилизация.

2

2

-

5

Итого

18

12

-

42

В т. ч. в интерактивной форме

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

Темы дисциплины

Задания

для самостоятельной работы

Форма отчета

Трудоемкость задания, часы

1

Представления о культуре в античности и западноевропейском средневековье.

Подготовка текстовых и материалов по темам семинарских занятий

Предоставление тетради по курсу для проверки преподавателю

4

2

Представления о культуре в эпоху Просвещения.

Доклад на семинарском занятии по одной из тем

Устный ответ

6

3

Культурологические концепции ХIХ в.

Подготовка реферата по культурологии

Предоставление реферата для проверки преподавателю

6

4

Культурологические концепции ХХ в.

Подготовка рецензии на статью или книгу по культурологии

Предоставление рецензии и устное изложение на семинаре

4

5

Общие свойства культуры. Функции и дисфункции культуры, сферы культуры.

Подготовка презентаций по предложенным темам

Предоставление материалов презентаций для проверки преподавателю

6

6

Структурирование культуры, молодежная субкультура.

Доклад на семинарском занятии по одной из тем

Устный ответ

6

7

Формы и механизмы приобщения к культуре. Культурная динамика. Нормативная система культуры.

Доклад на семинарском занятии по одной из тем

Устный ответ

5

8

Культура и природа. Культура и этнос, культура и цивилизация.

Подготовка текстовых и материалов по темам семинарских занятий

Предоставление тетради по курсу для проверки преподавателю

5

Итого

42

Список вопросов для подготовки к зачету и темы презентаций.

1. Общее сравнение развития представлений о культуре в Западной Европе в античности и средневековье.

2. Культурологические идеи И.Г. Гердера.

3. Культурологические идеи Ж.Ж. Руссо.

4. Понимание культуры в философии марксизма.

5. Концепция «культурно-исторических типов» Н.Я. Данилевского.

6. Культура и бессознательное начало человека: концепция З. Фрейда.

7. Представления о культуре К.Г. Юнга

8. Философия культуры О. Шпенглера.

9. Культурологическая концепция Н. Бердяева.

10. Философия культуры А. Тойнби.

11. Культурологическая концепция П. Сорокина.

12. Функции культуры. Гуманистическая (социализирующая); Трансляционная; Нормативная; Гносеологическая; Семиотическая.

14. Общие свойства культур. Стабильность, нестабильность; Толерантность, интолерантность; Открытость, замкнутость. Демократизм, элитарность; Прогрессивность, регрессивность, консерватизм

15. Нормативная система культуры. Классификация культурных норм; Функции культурных норм; Основные виды культурных норм; Этикет как культурная норма

16. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологии.

17. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура

18. Молодежная субкультура. Психофизиологические особенности тинейджеров; Социально-экономический статус тинейджеров; Функции молодежной субкультуры; Стратификация молодежной субкультуры; Молодежные объединения

19. Формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация и воспитание (составные части и разновидности социализации); Фазы социализации, агенты, институты социализации; Родительство как элемент первичной социализации; Десоциализация и ресоциализация, аккультурация, ассимиляция; Культурные заимствования, культурная диффузия; Культурная динамика (культурные процессы)

20. Культура и этнос. Роль культуры в этнической самоидентификации; Этническая культура и национальная культура; Мировая культура (культурный глобализм); Индустриально-городская культура

21. Массовая и популярная культура. Постиндустриальная цивилизация: основные черты и тенденции развития; Причины, место и время появления массовой культуры; Основные черты массовой культуры; Элементы массовой культуры; Соотношение категорий массовая и популярная культура

22. Культура и природа. Учение о ноосфере В.И. Вернадского; Экологическое сознание Востока и Запада; Соотношение природного и внеприродного в человеке; Взаимоотношение полов как проблема культурологи

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Культурология : учебное пособие для вузов : рек. М-вом образования РФ / Г. В. Драч и др. ; под науч. ред. Г. В. Драча.  - Москва : Феникс, 2008. - 570 с. : ил. - (Высшее образование). - Библиогр. в конце гл.. - Авт. указ. на с. 5. - ISBN 978-5-222-14586-9.

2. Культурология : учебник для вузов по дисциплине "Культурология" : рек. М-вом образования и науки РФ / [В. М. Дианова и др.] ; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана.  - Москва : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 566 с. : ил. - (Университеты России). - Библиогр. в конце гл.. - Словарь: c. 537-550. - Персналии: с. 551-566. - ISBN 978-5-9916-0503-8 (Издательство Юрайт). - ISBN 978-5-9692-0820-9 (Высшее образование).

3. Никитич, Людмила Алексеевна. Культурология : теория, философия, история культуры : учебник для вузов : рек. М-вом образования РФрек. УМЦ / Л. А. Никитич.  - Москва : Юнити, 2008. - 559 с. - Библиогр.: с. 555-556. - ISBN 978-5-238-01316-9.

Дополнительная литература

1. Гуревич П. С. Культурология: Учебник. 4-е изд. — М., 2005.

2. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. СПб., 2005

3. Кравченко А. И. Культурология: Учебник. — М., 2005.

  1. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. М. Академический Проект, 2000, 736 с.

5. Культурология.. Учебник. Под ред. Ю. Н. Солонина. — М., 2005.

  1. Мареева К.В. Культурология. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., исправ. и доп. М, Экзамен, 2003.
  2. Романов Ю.И. Культурология СПб, Питер Пресс, 2007, 206 с.
  3. Черная Л.А. Культурология: основы теории. М. Логос, 2003, 184 с.
  4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

10. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология : Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М. ФАИР-ПРЕСС, 2000, 400 с.

11. Борзова Е. П. История мировой культуры. 3-е изд. — М., 2004.

  1. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1999.
  2. Гуревич П. С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999.
  3. Гуревич П.С. Культурология. Учеб. пособие. М., 1996.
  4. Гуревич П.С. Философия культуры. 2-е изд. М. Аспект Пресс, 1995 288 с.
  5. Гуревич П.С. Философия культуры. Учеб. пособие. М., 1994.

17. Гуревич П.С. Философская антропология. Учеб. пособие. М., 1997.

  1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Изд.2-е М. Аспект Пресс, 1997 591 с.
  2. Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении. М. Академия. 1999, 216 с.

20. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: В 2-х кн. — СПб., 2003.

21. Круглова Л.С. Основы культурологии. Т.1-2. - М., 1994.

22. Культура и культурология: Словарь. Сост. А. И. Кравченко — М., 2003.

  1. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. Д.ф.н., профессора Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. Феникс. 1999, 480 с.
  2. Культурология. XX век. М., 1995.
  3. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
  4. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2 т. СПб., 1998.
  5. Культурология. Основы теории и истории культуры. СПб., 1996.
  6. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс. 1997. 576 с.
  7. Культурология. Составитель и отв. редактор А.А. Радугин. М. Центр, 1998 304 с.
  8. Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т. Культурология: экзаменационные вопросы с ответами. Экспресс-пособие для студентов вузов. Воронеж. Изд-во “Учитель”. 1999. 264 с.
  9. Мамонтов С.П. Основы культурологии. 3-е изд. М. “Олимп”, “Инфра-М”, 1999, 320 с.
  10. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001, 400 с.
  11. Полищук В.И. Культурология. М. Гардарика. 1998. 446 с.
  12. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994.
  13. Теория культуры. Отечественные исследования. Хрестоматия. М., 1996.
  14. Учебный курс по культурологии. Под ред. д.ф.н., профессора Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, 576 с.
  15. Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб, Изд-во “Лань”, 1998, 448 с.
  16. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. Академический Проект, 2000, 496 с.
  17. Эстетика: Словарь. М., 1989.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Мартысюк, П. Г. Культурология [Электронный ресурс] : пособие для вузов / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко.  - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 272 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-985-536-179-5.
  2. Горелов, Анатолий Алексеевич. История мировой культуры [Электронный ресурс] : учебное пособие : рек. РАО / А. А. Горелов.  - Москва : Флинта : МПСИ, 2011. - 512 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-9765-0005-1 (Флинта). - ISBN 978-5-9770-0183-0 (МПСИ).
  3. Гуревич, Павел Семенович. Культурология [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. С. Гуревич.  - Москва : Омега-Л, 2010. - 427 с. - (Университетский учебник). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - ISBN 978-5-370-01307-2 .

Технологическая карта студента по дисциплине «Культурология»

Направление: 050100.62 Педагогическое образование Профиль Художественное образование

Преподаватель: А.В. Новиков

Срок проведения модуля: 15.02.2012 – 31.05.2012

Виды учебной деятельности

Баллы (мин – макс)

Форма отчетности

Сроки сдачи

Балл

Оценка

Подпись преподавателя

1

Подготовка текстовых и материалов по темам семинарских занятий

25 - 100

Предоставление тетради по курсу для проверки преподавателю

В течение 2 семестра, в соответствии с учебным планом семинарских занятий

0 – 25

26 – 50

50 – 80

80 - 100

2

3

4

5

2

Доклад на семинарском занятии по одной из тем

25 - 100

Устный ответ

В течение 2 семестра, в соответствии с учебным планом семинарских занятий

0 – 25

26 – 50

50 – 80

80 - 100

2

3

4

5

3

Подготовка реферата по культурологии

25 - 100

Предоставление реферата для проверки преподавателю

май

0 – 25

26 – 50

50 – 80

80 - 100

2

3

4

5

4

Подготовка рецензии на статью или книгу по культурологии

25 - 100

Предоставление рецензии и устное изложение на семинаре

Январь - май

0 – 25

26 – 50

50 – 80

80 - 100

5

Подготовка презентаций по предложенным темам

25 - 100

Предоставление материалов презентаций для проверки преподавателю

В течение 2 семестра, в соответствии с учебным планом семинарских занятий

0 – 25

26 – 50

50 – 80

80 - 100

2

3

4

5

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04