Содержание и организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм обучения, которая предусмотрена Государственным образовательным стандартом и рабочим планом по специальности.

Целью самостоятельной (внеурочной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, а также развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины «Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология)» студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:


Темы

Содержание задания

Часы

I. Введение

1.

Предмет, задачи, цели тифлопсихологии. Методология, связь с другими науками.

1. Дополнение материалов лекции подбором и анализом тифлопедагогической литературы по вопросам психологии детей с нарушением зрения.

4

2.

Роль зрения в жизнедеятельности человека.

1. Разработка плана реферата:

а) Зрение и внутренний мир ребенка.

б) Зрительный анализатор – бесценный источник знаний.

2. Подобрать пословицы, поговорки, строчки из песен, стихотворений о глазах и зрении.

4

3.

Компенсация слепоты и слабовидения

1. Конспектирование:

  • Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 9-15.
  • Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения. // Дефектология. – 1997. – №2.
  • Литвак А.Г. Путь реабилитации и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика. //Дефектология. – 1991. – № 6. – С. 23-30.
  • Гудонис В.П. Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология. – 1995. – №2. – С. 32-38.
  • Зотова A.M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации. // Дефектология. – 1997. – №6.

2. Аннотирование:

  • Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  • Короленко В.Г. Слепой музыкант. – Минск: Юнацтва. 1981.

6

II. Особенности чувственного отражения мира при нарушении зрения

1.

Сенсорный дефект. Изменение сенсорной организации при слепоте.

1. Конспектирование:

  • Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности психики аномальных детей // Дефектология. – 1971. – № 6. – С.15-19.
  • Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения // Дефектология. – 2005. – № 3. – С.39-47.

4

2.

Проблема отражения при суженой сенсорной сфере. Структура чувственного отражения мира.

1. Конспектирование:

  • Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир // Дефектология. – 1985. – № 1. – С.89-91.

2. Аннотирование:

  • Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 1973.
  • Никулина Г.В. Гилилов Е.И. Обучение и воспитание слепых и слабовидящих: Ретроспективный анализ, состояние, тенденции: учебное пособие. – СПб., 2001.

4

3.

Зависимость развития психики от состояния зрительных функций.

1. Заполните таблицу, найдите соотношение:

Слепые (незрячие) – с остротой зрения от … до … с коррекцией на лучше видящем глазу

Слабовидящие – с остротой зрения от … до … с коррекцией на лучше видящем глазу

1. Абсолютно (тотально) слепые –

с остротой зрения ….

2. Частичнозрячие (частичновидящие, парциально слепые) с остротой зрения от светоощущения до … с коррекцией на лучше видящем глазу

3. С глубоким слабовидением – острота зрения от … до … с коррекцией на лучше видящем глазу

4. Слабовидящие с остротой зрения от … до … с коррекцией на лучше видящем глазу

2. Сообщение по теме с мультимедийной презентацией по зрительным диагнозам детей:

  • Амблиопия
  • Косоглазие
  • Астигматизм
  • Близорукость
  • Дальнозоркость
  • Нистагм
  • Альбинизм

Литература:

  • Арнаутов А.Г. Здоровье ваших глаз. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Просвещение, 2000.
  • Биресфорд С.М., Мьюрис Д.В., Ален М.Дж., Янг Ф.А. Избавьтесь от очков и линз // Пер. с англ. Л.А. Бабук. – Минск: ООО Попурри, 2005.
  • Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб.: КАРО, 2006.
  • Минаева М.В. Защита зрения у детей. – М.:Миклош, 2006.
  • Норбеков М. Опыт дурака, или ключ к прозрению. – СПб.: ИД ВЕСЬ, 2001.
  • Панков О.П. Очки-убийцы. – М.: Метафора, 2005.
  • Савельева Ю. Методы улучшения зрения. – М.: РИПОЛ классик, 2004.
  • Федоров А. Методы улучшения зрения. – СПб.: ИК Невский проспект, 2004.
  • Цинн У., Соломон Г. Зрение, очки и контактные линзы. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  • Шкарлова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

8

III. Особенности психических процессов при дефектах зрения

1.

Ощущения детей с нарушением зрения

1. Аннотирование:

2. Ознакомление с видео материалом о Дидро Дени. [Электронный ресурс] – video.mail.ru›mail/tayan-khan/9/24.html

4

2.

Восприятие и его типы при нарушении зрения

1. Подобрать, проанализировать и адаптировать диагностические методики по изучению восприятия детей с нарушением зрения.

2. Заполните таблицу:

Процесс восприятия:

Взрослый

Ребенок

Статичный


Свернутый


Симультанный


Репродуктивен (способен к

репродукции, самовоспроизведению)


Опознание


Сила восприятия - быстрота



4

3.

Представление детей с нарушением зрения.

1. Подбор литературы и разработка плана реферата:

а) Возрастные особенности представлений слепых и слабовидящих детей

б) Особенности образов памяти слепых и слабовидящих дошкольников

4

4.

Особенности развития памяти детей с нарушением зрения.

1. Конспектирование:

  • Подугольникова Т.А., Носова М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 67-73.

4

5.

Своеобразие развития мышления у детей с нарушением зрения.

1. Подобрать, проанализировать и адаптировать диагностические методики по изучению мышления детей с нарушением зрения. Обосновать условия организации.

4

6.

Характеристика свойств и видов внимания у детей с нарушением зрения.

1. Конспектирование:

  • Москвина А.Г., Анисимова И.В. Как помочь ребенку с нарушением внимания // Дефектология. – 2000. – № 1. – С. 61-65.

4

7.

Воображение детей с нарушением зрения.

1. Подобрать, проанализировать и адаптировать диагностические методики по изучению воображения детей с нарушением зрения.

4

8.

Пространственная ориентация при нарушениях зрения.

1. Разработать методические рекомендации педагогам:

а) Основные этапы работы по повышению готовности анализаторов дошкольников с нарушением зрения к восприятию предметов и явлений окружающего мира.

б) Возможности обучения ориентировке на основе использования сохранных органов чувств.

4

IV. Особенности личностного развития и деятельности дошкольников с нарушением зрения

1.

Личностное развитие детей с нарушением зрения. Основные виды деятельности.

1. Составить характеристику ребенка с нарушением зрения как субъекта воспитательно-образовательного процесса (возраст, характер и глубина зрительного нарушения, время наступления дефекта).

2. Дать характеристику системы коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения.

2. Подготовиться к беседе:

а) Возможности и пути стимулирования познавательной, игровой и другой деятельности ребенка с нарушением зрения.

3. Составить кроссворд из специальных тифлопсихологических терминов (не менее 15 слов).

6

V. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте.

1.

Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте.

1. Выборочное конспектирование:

  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников // Дефектология. – 2001. – № 2.
  • Каффеманас Р.Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей // Дефектология. – 1988. – № 6.
  • Денискина В.З., Петрова Г.Г. Развитие обоняния у детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 2005. – № 4. – С.58-62.
  • Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 88-92.

2. Подготовить письменное сообщение:

а) Способы общения ребенка с нарушением зрения в семье (с родителями, братьями, сестрами).

б) Состояние проблемы причин рождения слепых и слабовидящих.

в) Особенности физического развития в условиях зрительного дефекта.

8

VI. Психолого-педагогические основы подготовки детей с нарушениями зрения к школе.

1.

Подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема.

1. Назовите и обоснуйте основные направления подготовки к школе ребенка с нарушением зрения.

2. Конспектирование:

  • Лонина В.А. Цели, задачи и содержание работы тифлопсихолога // Дефектология. – 1995. – № 1. – С.21-29.
  • Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения. // Дефектология. – 1973. – № 6. – С.3-16.
  • Уфимцева Л.П., Курегешева Т.Н. Психодиагностические методики для работы с младшими школьниками, имеющими глубокие нарушения зрения // Дефектология. – 2002. – № 6. – С.6-11.
  • Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования основных зрительных функций у слабовидящих школьников // Дефектология. – 1976. – № 4.

3. Описать условия организации для проведения диагностического исследования по подготовке к школе.

4. Разработка методических рекомендаций для родителей «Как подготовить ребенка с нарушением зрения в школу».

8





Итого:


84

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04