Целью освоения дисциплины
Цель дисциплины – обучение художника ДПИ, владеющего наследием декоративного, народного искусства на примере истории художественной росписи, для использования полученных знаний в  творческой деятельности.
Современный художник ДПИ с надлежащей глубиной должен овладеть теорией художественной росписи.
В системе профессиональной подготовки студентов по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «Художественная роспись») изучение истории художественной росписи занимает одно из важных мест. Изучение дисциплины «История художественной росписи» предполагает рассмотрение внутренней преемственной взаимосвязи явлений, лежащих в его основе. Историю невозможно изучить, произвольно, выделяя какие-то отдельные пласты, вне связи с предыдущей и последующей историей.
Поэтому важно, прежде всего, понять за счет каких внутренних процессов, происходящих в самой культуре, возникли те или иные изменения в художественной росписи.
В наши дни эта задача приобретает особо важное значение, так как, несмотря на возникновение множества новых технических способов росписи, в современной культуре наблюдается возросший интерес к народным традициям, историческим художественным стилям.
Знание истории художественной росписи позволяет судить о специфике и орнаментике различных видов росписи, определить, специфику росписи в связи с ее содержательной стороной.
История росписи – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры.
При изучении курса ставиться задача дать студентам знания в области различных видов художественной росписи.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «История художественной росписи» (В.2.9) относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин учебного плана.
Преподавание дисциплины базируется на компетенциях, полученных при изучении курсов: «История искусств» (ОПД Б.2.1), История  и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» (ОПД В.2.8)), «Цветоведение» (ДВ.2.10). Освоение дисциплины необходимо для  изучения соответствующих разделов  дисциплин «Проектирование» ( ПД Б.3.4), «Основы производственного мастерства» (Б.3.3) и «Материаловедение» (ДВ.3.8).
Дисциплина  изучается в 4  семестре. Трудоемкость дисциплины – 144 часа, 4 ЗЕ.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в виде фронтальных опросов по теоретическому материалу темы на каждом практическом занятии.
В течение курса обучения студенты пишут реферат.

Промежуточный контроль (остаточных знаний) проводится в виде контрольной работы по изученным темам. В конце семестра в соответствии с учебным планом – экзамен.
Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на развитие  следующих компетенций: ОК-1, ПК-1 (таблица 1).
Таблица 1.  Требования к результатам освоения программы
Формируемые компетенции Дескрипторы
ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
Знать: историю возникновения и развития  художественной росписи;
- основные характерные особенности различных росписей;
- отличительные черты традиционных художественных промыслов России.
Владеть:
- самостоятельно собирать и анализировать теоретический материал по вопросам истории художественной росписи;
- навыками работы со специальной литературой и электронными источниками.
ПК-1 - владение рисунком, и умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта;
- приемами работы с цветом и цветовыми
композициями;
Знать: законы и правила композиции, основные приемы стилистической подачи изображения
Уметь: составлять авторские композиции на основе  первоисточников
Владеть: навыками работы с творческими источниками; работы с графическими материалами..

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2 КУРС, 4 семестр
1. Вводное занятие. Орнамент, композиция и цвет в росписи. Характер орнамента и трактовка его мотивов. Мотивы орнамента. Средства художественной выразительности орнамента, материалы, оборудование и инструменты.
2. Кистевая роспись. Теоретический обзор основных особенностей свободной кистевой росписи. Семинар по видам кистевой росписи.
3. Хохломская роспись. История возникновения и развития хохломского промысла. Технология изготовления.
4. Городецкая роспись. История возникновения и развития Городецкой росписи. Технология изготовления.
5. Северные росписи. Особенности северных росписей. История и развитие мезенской, северо-двинской, ракульской росписи.
6. Роспись матрешки. История возникновения деревянной игрушки. Особенности сергиево-посадской, семеновской,  полхов-майданской матрешки.
7. Лаковая миниатюра. Особенности возникновения и развития лаковой миниатюры на примере Федоскино, Холуй, Мстеры, Палеха.
8. Жостово. История жостовских подносов. Технология выполнения.
9. Урало-сибирская роспись. Возникновение нижнее-тагильского промысла. Развитие урало-сибирской росписи.
Содержание дисциплины структурировано по видам учебных занятий с распределением объёмов учебной нагрузки (таблицы 2, 3).
Таблица 2. Тематическое планирование
№ п/п

Тематические разделы и темы дисциплины
Виды и формы учебной работы, в часах
лекции Л/З СР
час час час
2 курс. 4 семестр
1 Вводные занятия. Орнамент. Композиция и цвет в росписи.* 2 2 2
2 Кистевая роспись. 2 8 2
3 Хохломская роспись. 2 6 2
4 Городецкая роспись. 2 6 2
5 Северные росписи. 2 6 4
6 Роспись матрешек. 2 6 4
7 Лаковая миниатюра.* 4 10 4
8 Жостово. 2 10 4
9 Урало-Сибирская роспись. 2 6 4
Экзамен: 36
                        Всего: 20 60 64
В т.ч. в интерактивной форме 5

Таблица 3.  Технологическая карта  самостоятельной работы студента

№ п/п

Темы дисциплины
Задания
для самостоятельной работы
Форма отчета Трудоемкость задания, часы
2 курс. 3 семестр.
1. Вводные занятия. Орнамент. Композиция и цвет в росписи.* Эскизная  разработка  вариантов композиции. Готовая работа 2
2. Кистевая роспись. Завершение работы Готовая работа 2
3. Хохломская роспись. Завершение работы Готовая работа 2
4. Городецкая роспись. Завершение работы Готовая работа 2
5. Северные росписи. Завершение работы Готовая работа 4
6. Роспись матрешек. Завершение работы Готовая работа 4
7 Лаковая миниатюра.* Готовая работа Готовая работа 4
8 Жостово. Готовая работа Готовая работа 4
9 Урало-Сибирская роспись. Готовая работа Готовая работа 4
Подготовка и сдача экзамена 36
Итого: 64

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Фокина, Л. В.  История декоративно-прикладного искусства : учебное пособие / Л. В. Фокина.  – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 239 с. : ил., 16 л. ил. – (Высшее образование). – Библиогр.: с. 239-240. – Словарь: c. 1069-1111. – ISBN 978-5-222-14376-6.
2. Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов по специальности "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" : рек. М-вом образования и науки РФ / Р. А. Гильман.  – М. : ВЛАДОС, 2008. – 159 с. : ил. – (Учебное пособие для вузов) (Изобразительное искусство). – Библиогр.: с. 156. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56709/. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". – ISBN 978-5-691-00726-2.
3. Косогорова, Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства : учебник для высш. проф. образования / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина.  – М. : Академия, 2012. – 224 с. : ил., 8 л. цв. ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогическое образование) (Бакалавриат). – Библиогр.: с. 217-220. – ISBN 978-5-7695-7186-2.


Электронные образовательные ресурсы
1. Жостовский поднос [электронный ресурс]  нашего рода потомкам. – М.: Кордис &Медиа, 2004. – (GorDIs) (Народные промыслы России).
2. Лаковая миниатюра [Электронный ресурс]: Мстёра. Федоскино. Палех. Холуй. Ликино-Дулёво.  – М.: Кордис & Медиа, 2001. – (Народные промыслы). – Систем. требования: программа предназначена для работы на компьютерах с процессорами Pentium 133 и выше, с оперативной памятью не менее 16 Мбайт и под управлением операционной системы Windows 95/98/NT/Me/ 2000 или более поздней версии. для полноценной работы программы необходимо, чтобы компьютер имел звук. карту и поддерживал графическое разрешение 800*600 High Color или выше.
3. Сонцов, Д. П.  Роспись древней русской утвари из церковного и домашнего быта до 18 столетия, находящейся в археолого-нумезматическом хранилище [Электронный ресурс]. Ч. 1-2.  – Москва : Типография В. Готье, 1857. – 61 с. : ил. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/110210/. – Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".
4. Тащева, Н. Е. Художественная роспись–методические рекомендации для студентов ХГФ / сост. Н. Е. Тащева; под ред. Т. Н. Тропиной; НГПУ, Ин-т искусств. – Новосибирск: НГПУ, 1997.  16 с. – Библиогр.: с. 16. – Режим доступа: http://lib.nspu.ru/file/library/176744/3921b6f8913f7c08.pdf. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.

Дополнительная литература
1. Бадаев, В. С.  Русская кистевая роспись: учебное пособие для вузов по специальности "Изобразительное искусство": доп. УМО вузов РФ / В. С. Бадаев.  – М.: ВЛАДОС, 2007. – 32 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов). – Библиогр.: с. 31. – ISBN 978-5-691-01220-4. Величко, Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: [энциклопедия] / Н. Величко.  – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений). – ISBN 978-5-462-00954-9.
2. Жегалова, С. К. Русская народная живопись / С. К. Жегалова – М.: Просвещение, 1997. – 191 с.
3. Народные художественные промыслы России=FolkhandicraftsofRussia: каталог – альбом / сост. В.П.Антонов; пер. на англ. Э.Е.Русакова. – 2-е изд. - М.: Интербук-бизнес, 2001. –247 с.; ил.  – ISBN 5-89164-064-3.
4. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей / [отв. Ред. Т. Граблевская]. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 206 с.:  ил. - Основой изд. "Карманный сборник стильных мотивов", 1905 г.. – ISBN 978-5-17-067545-6 (АСТ). – ISBN 978-5-271-28397-0 (Астрель).
5. Емельянова, Т. И. Золотая хохлома: декоративная роспись по дереву / Т. И. Емельянова; сост. ил. Г. И. Иванова, Н. А. Гущин; фот. А. Я. Стребков.  – М.: Интербук-бизнес, 2001. – 167 с.: ил. – (Шедевры народного искусства России). – Библиогр.: с. 167. – ISBN 5-89164-087-2.
6. Основы художественного ремесла: в 2 ч.: пособие для учителя: рек. М-вом просвещения СССР. Ч. 2 / В. А. Барадулин и др.; под ред. В. А. Барадулина.  – М.: Просвещение, 1987. – 272 с.
7. Пирогова, Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех: [альбом] / Л. Л. Пирогова; фотосъёмка: С. К. Филь, П. В. Киселев; дизайн А. А. Вишталюк.  – М.: Интербук-бизнес, 2001. – 158 с.: цв. ил. – (Шедевры народного искусства России). – На обл. авт. не указ. – ISBN 5-89164-068-6.
8. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ / М. С. Соколова.  – М.: ВЛАДОС, 2005. – 304 с.: ил., 16 л. ил. – (Учебное пособие для вузов). – Библиогр. в конце гл. – Словарь: с. 299-302. – ISBN 5-691-00556-1.
9. Соловьева, Л. Н. Матрешка: альбом / Л. Н. Соловьева; фот. Е. И. Гаврилов.  – М.: Интербук-бизнес, 1997. – 96 с.: ил. - (Русский сувенир). – ISBN 5-89164-015-5.
10. Федоскино: альбом / авт. вступ. ст. и сост. Н. Я. Малахов.  – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 167 с.: ил. – Библиогр. в примеч.: с. 26.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05