Направление подготовки:

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Специальная дошкольная педагогика и психология

Квалификация: Бакалавр педагогики

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности в обучении, в усвоении программы как дошкольной, так и начальной школы, это все ведет к проблемам учебно-коммуникативного характера, к деформации личностного развития ребенка и к осложнениям их дальнейшей социальной адаптации.

Дошкольные образовательные учреждения специального назначения для детей с нарушениями зрения и школы для детей с нарушениями зрения нуждаются в специалистах, знающих закономерности, психические особенности воспитания, обучения и развития детей при дефектах зрения, которые способны грамотно организовать образовательный процесс, создать необходимые условия реализации личностно-ориентированного подхода, построить педагогический процесс на диагностической основе, организовать медико-психолого-педагогическую коррекционную работу с детьми с нарушениями зрения, осуществлять дифференцированный подход к детям с проблемами зрения, учитывать их индивидуальные особенности и тем самым осуществлять подготовку ребенка с нарушением зрения к школе.

3aдача учителя-дефектолога – помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, снять психоэмоциональное напряжение, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к познанию окружающего мира. Решение этих задач невозможно без правильного понимания особенностей детей, имеющих нарушения зрительного анализатора.

Студент-бакалавр должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения, управлять процессами развития детей с нарушениями зрения.

Программа курса «Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения» призвана решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить комплексный подход к организации и проведению работы с детьми с нарушениями зрения, к решению, как общих проблем по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки как сложных функциональных систем, так и специфические задачи учебной, трудовой и социальной реабилитации детей, имеющих различные зрительные нарушения.

Материалы учебно-методического комплекса дадут возможность студентам-бакалаврам получить представление об основных направлениях коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, формированию у них умений и навыков свободного самостоятельного ориентирования в окружающей действительности, использования сохранных анализаторов в различных видах деятельности с целью формирования у студентов-бакалавров профессионально-личностной направленности, эффективному овладению учебным материалом, росту мотивации обучения.

В рабочей программе комплекса по дисциплине указаны темы курса, вопросы и виды деятельности, выносимые на самостоятельное изучение. Материал по данным темам включен в вопросы на зачет по данному курсу.

Студенту также предоставляется возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов, сообщений, мини-презентаций, выполнения творческих заданий по темам курса. По итогам выполнения самостоятельных работ заполняется технологическая карта студента.

Методическое обеспечение самостоятельной работы предусматривает список основной и дополнительной литературы, а также электронных ресурсов.

Учебно-методический комплекс предоставляет возможность самостоятельно проверить уровень освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания.

Материалы комплекса включают методические указания и рекомендации студентам и преподавателям по изучению дисциплины, а также словарь специальных терминов.

1. Целью освоения дисциплины «Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения» является – сформировать у студентов-бакалавров пятого года обучения систему общекультурных и профессиональных компетенций в области освоения дисциплины Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО, особенностях выполнения самостоятельной работы, развить мотивацию и повысить интерес к работе с детьми с нарушением зрения:

– глубокое и полное усвоение учебного материала;

– формирование профессионального сознания, мировоззренческих установок, связанных не только с выбранной специальностью, но и общим уровнем развития личности;

– повышение эффективности профессиональной подготовки в процессе освоения основных знаний, умений и навыков.

Изучение дисциплины способствует подготовке студента к решению следующих задач профессиональной деятельности бакалавров:

  • в области педагогической деятельности:

а) ознакомить студентов с необходимой суммой знаний по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, а также способностью самостоятельно их пополнять;

б) сформировать навыки аналитического и логического мышления, способности профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение в работе с детьми с различными зрительными нарушениями по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

в) обеспечить у студентов понимание значимости диагностического изучения уровня развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки и на основе полученных результатов планирования организации, этапов, структуры и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения;

г) вооружить студентов знаниями о методах и приемах, способных развить зрительное восприятие и пространственную ориентировку у детей с нарушениями зрения;

  • в области культурно-просветительской и научно-исследовательской деятельности:

а) освоить разные подходы самостоятельно ориентироваться в разных видах информации;

б) привить умение непрерывно повышать свою квалификацию;

в) способствовать развитию творческого потенциала студентов.

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04