МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

педагогики и психологии

ИФМИЭО

__________ Е. В. Андриенко

«___» ____________ 20___ г

 

Учебно-методический комплекс

Поддержка взрослых в период профессионального кризиса.

Направление подготовки:

050100.62. Педагогическое образование

Профиль:

Образование взрослых

Степень выпускника:

Бакалавр

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.Цель освоения дисциплины:

Изучение дисциплины способствует подготовке студентов к решению следующей задачи профессиональной деятельности:

-ориентация на профессиональное саморазвитие, самопознание;

в области культурно-просветительской деятельности:

-владение критериями психологического здоровья в профессиональной деятельности;

в области педагогической деятельности:

-представление о сущности кризисного феномена, факторов его возникновения и проявления в профессиональной деятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

-владения методами выявления кризисных явлений, переживаний личности в профессиональной деятельности;

-способами помощи и поддержки личности в период профессионального кризиса;

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «Поддержка взрослых в период профессионального кризиса» относится к вариативной части учебного плана. Преподавание курса «Поддержка взрослых в период профессионального кризиса» базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении курсов: «Психология», «Педагогика профессиональная» Освоение курса необходимо как предшествующее для педагогической практики.

3.Требования к результатам освоения курса.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: подходы к пониманию форм и типов кризиса; сущность, этапы профессиональное становления, иметь представления о методах коррекции и развития профессиональной направленности, ценностно-смысловой сферы, иметь представление об основных отечественных и зарубежных подходах поддержки личности в период профессионального и личностного кризиса;

уметь: выявлять и оценивать параметры профессионального развития; профессионального Я и его взаимосвязь с личностной идентичностью, типические и индивидуальные характеристики кризисности.

владеть: методами выявления и оценки противоречий в профессиональном становлении личности, методами оценки факторов риска профессионального кризиса; описывать и анализировать типические и индивидуальные характеристики кризисности, отличать их от сходных, методами развития личностной и профессиональной рефлексии.

Требования к результатам освоения программы. Курс направлен на формирование следующих компетенций: ПК-3, ОК-1, ОК-7, ОПК-1, (таблица 1).

 

Таблица 1. Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы

ПК-3 – способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии Знать: методами выявления и оценки противоречий в профессиональном становлении личности

Уметь: методами оценки факторов риска профессионального кризиса;

Владеть: методами анализа типических и индивидуальных характеристик кризисности, отличать их от сходных, методами развития личностной и профессиональной рефлексии.

 

ОК-1 –владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знать: подходы к пониманию форм и типов кризиса; сущность, этапы профессиональное становления,

Уметь: методами выявления и оценки противоречий в профессиональном становлении личности

Владеть: анализировать типические и индивидуальные характеристики кризисности,

ОК-7- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе Знать: представления о методах коррекции и развития профессиональной направленности, ценностно-смысловой сферы

Уметь: описывать и анализировать типические и индивидуальные характеристики кризисности, отличать их от сходных, методами развития личностной и профессиональной рефлексии.

Владеть: методами проектирования профессионального развития личности

ОПК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знать: иметь представление об основных отечественных и зарубежных подходах поддержки личности в период профессионального и личностного кризиса;

Уметь: ориентация на профессиональное саморазвитие, самопознание;

Владеть: владение критериями психологического здоровья в профессиональной деятельности и использовании в построении профессионального маршрута.

 

4.Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, аудиторных 90ч., лекций – 32 часа, лабораторных – 18 ч., практических – 40 ч., самостоятельная работа – 90 ч., зачетных единиц

Курс «Поддержка взрослых в период профессионального кризиса» изучается в 7 семестре.

 

4.1. Структура дисциплины

 

п/п

Раздел дисциплины (изучаемые темы) Виды и формы учебной работы Формы текущего, промежуточного, итогового контроля

Лекц

(ч.) ПЗ

(ч.) ЛЗ

(ч.) СР

(ч.)

1. Теоретико-методологические основы феномена кризиса. 2 2 - 10 глоссарий

2.Психологические подходы к феномену кризиса, его позитивности и негативности во взрослой жизни.

2.1. Аналитическая и экзистенциальная

психология о проблеме кризиса. 2 2 - 5 Реферат

 

2.2. Гуманистическая психология о роли кризиса в жизни человека. 2 4 2 10 Диагностический инструментарий

 

2.3. Трансперсональная психология о кризисности духовной трансформации. 2 2 - 5 отчет

2.4. Проблема кризиса в понимании отечественной психологии. 2 2 - 10 -

3. Типология кризисов. 2 2 - 10 Таблица

Методический

материал

4.Кризисы в профессиональном становлении личности.

4.1. Сущность профессиональной деятельности, профессиональное становление. 2 2 - 10 -

4.2. Противоречия в профессиональном становлении 2 4 2 10 Отчет

Диагностический инструментарий

5.Структурные и содержательные компоненты профессионального кризиса.

5.1. Факторы детерминации кризисов профессионального развития. 2 4 2 10 -

5.2. Кризисы на стадиях профессионального становления личности. 2 4 2 12 -

5.3. Изменения подструктуры профессиональной направленности 4 4 2 10 Участие в коллоквиуме, выступление

6.Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки.

6.1. Подходы к формам и видам помощи в период профессионального кризиса. 4 4 4 10 -

6.2. Пути и методы поддержки личности, находящейся в профессиональном кризисе. 4 4 4 14 Методическая папка

Итого: 32 40 18 126

В т.ч. в интерактивной форме * 8 8

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

Теоретико-методологические основы феномена кризиса. Сущность категории «кризис». Соотношение категорий – кризис, кризисная ситуация, кризисное событие, критическая ситуация. Подходы к пониманию форм и типов кризиса - профессиональный кризис, жизненный кризис, возрастной кризис, психический кризис, духовный кризис и т.д. Л.С.Выготский о кризисных и стабильных периодах в онтогенезе.

Аналитическая и экзистенциальная

психология о проблеме кризиса. Действительность и система ценностей человека (К.Г.Юнг). Проблема прерывности-непрерывности жизни (М.Мамардашвили). Проблема самобытия в кризисе, способ самобытия как воздействие на обстоятельства (К.Ясперс).

Гуманистическая психология о роли кризиса в жизни человека. Жизнь, возможности и сумма характеристик (К.Роджерс). Проблема вочеловеченности, проблема самоактуализации (А.Маслоу). Нормативная последовательность психосоциальных приобретений, критические поворотные пункты, пространство времени индивидуума. Проблема предопределенности и неопределенности. Травматическая внезапность, норма и здоровье, инициативность как развертывание нового качества (Э.Эриксон).

Трансперсональная психология о кризисности духовной трансформации. Кризис как критическая ситуация, духовное проявление, проблема личностной трансформации, индивидуальный и коллективный уровень кризиса, духовность как пробуждение потенциальных возможностей, самореализация как осознание самости. Биографические и эмоциональные факторы в духовном кризисе, путь к достижению новой личностной интеграции, индивидуации (К.Гроф, С.Гроф).

Проблема кризиса в понимании отечественной психологии. Кризис самости и единичности (В.И.Слободчиков). Кризис и проблема семантического поля личности (Д.Б.Эльконин). Кризис и соотношение жизненного пути, поступки-события (Л.А.Пергаменщик). Жизненный путь, трудные жизненные ситуации, кризис. «Психологическая, смысловая невесомость» (И.В.Калинин).

Типология кризисов Кризисы рождения - родовой кризис, младенчества, детства, юности, взрослости, индивидуальной жизни и кризисы развития - новорожденности, раннего отрочества, молодости, зрелости (В.И.Слободчиков).

Сущность профессиональной деятельности, профессиональное становление Сущность профессиональной деятельности, профессиональное становление, профессиональное развитие. Этапы профессионального развития. Развитие профессионального Я и взаимосвязь с личностной идентичностью.

Противоречия в профессиональном становлении Противоречия в профессиональном становлении (мотивационно-ценностные, когнитивно-деятельностные, поведенческие и смысловые) перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменяющие направление профессионального развития. Профессиональная стагнация, апатия, деформация (А.К.Маркова, В.Я.Ядов, С.П.Безносов, Э.Ф.Зеер).

Факторы детерминации кризисов профессионального развития. Факторы детерминации кризисов профессионального развития. Потребность в самоутверждении, неудовлетворенность свои социальным статусом и самореализацией личностных потенций, между уровнем реализации профессиональной деятельности и возможностями карьерного роста. Закономерности возникновения кризиса, стихийность и объективность. Типические и индивидуальные характеристики кризиса. Проблема симптоматики кризиса в зарубежной и отечественной психологии. Э.Ф. Зеер, Э.Сыманюк – Нормативные, ненормативные кризисы, экстроординарные, нормативно-потенциальные. Детерминированность кризисов внешними и внутренними факторами; перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции, изменение взаимоотношений с окружающими людьми.

Кризисы на стадиях профессионального становления личности. Кризисы на стадиях профессионального становления личности. Кризис учебно-профессиональной ориентации, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора, кризис профессиональных экспектаций (несоответствие деятельности ожиданиям человека), кризис профессионального роста, кризис профессиональной карьеры, кризис социально-профессиональной самоактуализации, кризис утраты профессии.

Изменения подструктуры профессиональной направленности Изменения подструктуры профессиональной направленности (мотивы, ценности, ориентации, профессиональную позицию и профессиональное самосознание) в ходе кризиса. Роль эмоционального состояния, переживаний личности в прохождении кризиса. Проблема «невозможности» в жизнедеятельности субъекта. Роль ценностно-смысловой сферы, рефлексивно-ценностных компонентов личности в успешности разрешения кризиса. Индивидуально-типологическое реагирование на кризис. Кризис как переход на новый уровень профессионального развития (В.А.Дикова). Психические защиты в профессиональном кризисе (Н.А.Подымов). Понимание профессионального аспекта кризиса в логике возрастного развития личности (Г.Шинхи).

Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки. Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки. Выходы из кризиса: конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный. Изучение когнитивных, поведенческих, эмоциональных сфер личности как фактора риска в период кризиса, метод психографии, метод самооценки, биографический метод.

Подходы к формам и видам помощи в период профессионального кризиса. Подходы к формам и видам помощи в период профессионального кризиса. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности Г.С.Никифорова. Психология профессиональной адаптации М.А.Дмитриева. коррекция профессиональных установок (М.А. Алимова). Факторы совладания в период кризиса (Л.И.Анцыферова). Профилактика профессиональных кризисов (Г.С.Чеснокова). Витагенное образование взрослых как способ профилактики неразрешения кризиса (Н.О. Вербицкая).

Пути и методы поддержки личности, находящейся в профессиональном кризисе. Пути и методы поддержки личности, находящейся в профессиональном кризисе. Развитие личностной и профессиональной рефлексии как способ профессионального роста. Регуляция системы ценностей личности. Формирование стратегии преодолевающего поведения. Осмысление и переработка профессионального опыта в системе повышения квалификации. Техники жизнедеятельности, способствующие формированию качества жизни. Проектирование профессионального развития личности как способ коррекции мотивации. Содействие рефлексивной культуре как фактору личностно-профессионального развития. Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям. Актуализация ценностно-ориентационного поля личности. Использование активных имитационных методов. Творчество как способ актуализации субъектной позиции.

 

Таблица 3. Технологическая карта самостоятельной работы студента

№ Темы дисциплины Задания

для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы

1. Теоретико-методологические основы феномена кризиса. Работа с источниками 1,2

Составление глоссария курса

Проведение мини-опроса среди педагогов глоссарий 10

2. Психологические подходы к феномену кризиса, его позитивности и негативности во взрослой жизни. Работа с источниками 2,4

Напишите реферат по одному из вопросов занятия с учетом дополнительных источников.

Подберите диагностический инструментарий по одному из вопросов.

Проведите мини-исследование «Кризисы в моей биографии» Реферат,

диагностический инструментарий,

отчет 20

3. Типология кризисов. Работа с источниками 3,5

Составьте сводную таблицу «Периодизация кризисных явлений в жизни взрослого человека»

Подберите методический материал в педагогической литературе по проблеме занятия. Таблица,

методический

материал 10

4. Кризисы в профессиональном становлении личности. Работа с источниками 1,3

Проведите мини-исследование «Кризисы в моей профессиональной биографии, причины и приобретения» с лицами разных профессий и уровня профессионализма.

Подберите диагностический материал и проведите исследования, составьте отчет.

Проведите мини-исследования «Оценка трудностей профессиональной деятельности педагогами» Отчет,

диагностический инструментарий 20

5. Структурные и содержательные компоненты профессионального кризиса. Работа с источниками 1,2

Подготовьте выступления на коллоквиум с использованием информации из дополнительных источников. Участие в коллоквиуме, выступление 20

6. Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки. Сформируйте методическую папку к защите на основе материалов, собранных в процессе изучения курса.

Примите участие в защите материалов с учетом теоретической позиции, которую вы приняли с учетом тематики курса. Методическая папка 10

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы феномена кризиса.

Практическое занятие

1. Л.С.Выготский о кризисных и стабильных периодах в онтогенезе.

2. Соотношение категорий – кризис, кризисная ситуация, кризисное событие, критическая ситуация. Подходы к пониманию форм и типов кризиса - профессиональный кризис, жизненный кризис, возрастной кризис, психический кризис, духовный кризис и т.д.

Задания для самостоятельной работы

1. Составление глоссария курса

2. Проведение мини-опроса среди педагогов

 

Тема 2. Психологические подходы к феномену кризиса, его позитивности и негативности во взрослой жизни.

Практическое занятие

1. Действительность и система ценностей человека (К.Г.Юнг).

2. Проблема прерывности-непрерывности жизни (М.Мамардашвили).

3. Проблема самобытия в кризисе, способ самобытия как воздействие на обстоятельства (К.Ясперс).

4. Жизнь, возможности и сумма характеристик (К.Роджерс).

5. Проблема вочеловеченности, проблема самоактуализации (А.Маслоу).

6. Кризис самости и единичности (В.И.Слободчиков).

7. Кризис и проблема семантического поля личности (Д.Б.Эльконин).

Лабораторное занятие

1. Кризис и соотношение жизненного пути, поступки-события (Л.А.Пергаменщик).

2. Кризис как критическая ситуация, духовное проявление, проблема личностной трансформации (К.Гроф, С.Гроф).

Примечание: примите участие в практических заданиях, проведите самобследование, представьте отчет.

Задания для самостоятельной работы

1. Напишите реферат по одному из вопросов занятия с учетом дополнительных источников.

2. Подберите диагностический инструментарий по одному из вопросов.

3. Проведите мини-исследование «Кризисы в моей биографии»

 

Тема 3. Типология кризисов.

Практическое занятие

1. Периодизация кризисов в возрастной психологии.

2. Периодизация кризисов в понимании гуманистической психологии.

3. Периодизация кризисов в психологии труда.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте сводную таблицу «Периодизация кризисных явлений в жизни взрослого человека»

2. Объясните противоречия в позициях исследователей

3. Подберите методический материал в педагогической литературе по проблеме занятия.

 

Тема 4. Кризисы в профессиональном становлении личности.

Практическое занятие

1. Сущность профессиональной деятельности, профессиональное становление, профессиональное развитие.

2. Этапы профессионального развития.

3. Развитие профессионального Я и взаимосвязь с личностной идентичностью.

4. Противоречия в профессиональном становлении (мотивационно-ценностные, когнитивно-деятельностные, поведенческие и смысловые).

5. Профессиональная стагнация, апатия, деформация.

 

Лабораторное занятие

1. Кризисные явления на этапе профессиональной подготовки.

2. Личностные характеристики как фактор риска непройденности кризиса.

3. Негативные и позитивные приобретения кризиса.

4. Субъективная оценка кризисного явления людьми на разных этапах профессиональной деятельности и мастерства.

Примечание: примите участие в практических заданиях на занятии, составьте самоотчет.

Задания для самостоятельной работы

1. Проведите мини-исследование «Кризисы в моей профессиональной биографии, причины и приобретения» с лицами разных профессий и уровня профессионализма.

2. Подберите диагностический материал и проведите исследования, составьте отчет.

3. Проведите мини-исследования «Оценка трудностей профессиональной деятельности педагогами»

 

Примерные вопросы к контрольной работе:

1. Сравните положения Л.С.Выготского о кризисах в период детства и позицию какого-либо исследователя о кризисах взрослости.

2. Проведите сравнительный анализ следующих категорий: кризис, кризисная ситуация, кризисное событие, критическая ситуация.

3. Укажите, кто из исследователей использует термин «критическая ситуация»?

4. Объясните выражение «критическое событие» имеет отношение к внутреннему конфликту или к внешним событиям при кризисе?

5. Как понимается выражение прерывности жизни в системе ее ценностей?

6. Каким образом самобыие и событие могут влиять на обстоятельства в ситуации кризиса?

7. Соотнесите понимание А.Маслоу самоактуализации как фактора успешного прохождения кризиса.

8. Представление о феномене кризиса в отечественной психологии.

9. Укажите, позитивно или негативно к кризисам взрослого периода жизни относятся в концепциях отечественной возрастной психологии.

10. Укажите, влияет ли профессиональный стаж на возникновение кризиса?

11. Укажите этапы и содержание профессионального развития личности.

12. Объясните, что относят к трудностям, трудным ситуациям и кризисам в психологии труда.

 

Тема 5. Структурные и содержательные компоненты профессионального кризиса.

Практическое занятие

1. Факторы детерминации кризисов профессионального развития.

2. Закономерности возникновения кризиса, стихийность и объективность.

3. Проблема симптоматики кризиса в зарубежной и отечественной психологии.

4. Кризисы на стадиях профессионального становления личности.

5. Изменения подструктуры профессиональной направленности (мотивы, ценности, ориентации, профессиональную позицию и профессиональное самосознание) в ходе кризиса.

6. Роль эмоционального состояния, переживаний личности в прохождении кризиса.

 

Лабораторное занятие

1. Проведение диагностической работы «Факторы риска формирования профессионального кризиса» - самоанализ

2. Коллоквиум «Закономерность и случайность профессиональных кризисов»

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте выступления на коллоквиум с использованием информации из дополнительных источников.

 

Тема 6. Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки.

Практическое занятие

1. Выходы из кризиса: конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный.

2. Изучение когнитивных, поведенческих, эмоциональных сфер личности как фактора риска.

3. Подходы к формам и видам помощи в период профессионального кризиса (психологического обеспечения, профессиональной адаптации, коррекция профессиональных установок, витагенное образование взрослых).

Лабораторное занятие

1. Регуляция системы ценностей личности.

2. Формирование стратегии преодолевающего поведения.

3. Осмысление и переработка профессионального опыта в системе повышения квалификации. Техники жизнедеятельности, способствующие формированию качества жизни.

4. Проектирование профессионального развития личности как способ коррекции мотивации. Содействие рефлексивной культуре как фактору личностно-профессионального развития. Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

5. Актуализация ценностно-ориентационного поля личности.

6. Использование активных имитационных методов.

7. Творчество как способ актуализации субъектной позиции.

Примечание: проведение занятия в форме выполнения практических заданий, подготовленных студентами.

Задания для самостоятельной работы

1. Сформируйте методическую папку к защите на основе материалов, собранных в процессе изучения курса.

2. Примите участие в защите материалов с учетом теоретической позиции которую вы приняли с учетом тематики курса.

 

Примерные вопросы к контрольной работе:

1. Чем отличаются и сходны профессиональная деформация, стагнация и апатия.

2. Может ли стагнация привести к возникновению профессионального кризиса?

3. В чем состоят трудности при изучении кризисных явлений на этапе вузовской подготовки?

4. Какие факторы влияют на оценку самим человеком профессионального кризиса?

5. Какие факторы позволяют противостоять кризисным явлениям?

6. Укажите параметры, которые указывают на наличие профессионального кризиса.

7. Назовите мотивационные и ценностные изменения. Которые происходят у личности в период кризиса.

8. Объясните, как влияет эмоциональное состояние, переживания личности на прохождение кризиса.

9. Укажите, какие факторы содействуют деструктивному выходу из кризиса.

10. На какие моменты необходимо обратить внимание при выявлении симптомов кризиса?

11. Укажите теоретические основания для оказания поддержки человеку в период профессионального кризиса.

12. Объясните как метод проектирования профессионального развития личности влияет на устойчивость к деструктивным результатам кризиса.

13. Назовите методы содействия рефлексивной культуре как фактору личностно-профессионального развития и укажите механизм их влияния.

 

Тестовые задания

1.В классификации кризисов выделяют:

1.профессиональный кризис;

2.жизненный кризис;

3.социально-психологический кризис.

 

2.Кризисные и стабильные периоды в онтогенезе раскрывает:

1.Л.С.Выготский;

2.К.Г.Юнг;

3.С.Гроф.

 

3.Проблема прерывности и непрерывности жизни актуальна для работ:

1.К.Г.Юнга;

2.М.Мамардашвили;

3.К.Ясперса.

 

4.Самоактуализацию как способ прохождения кризиса обозначает:

1.К.Роджерс;

2.А.Маслоу;

3.Э.Эриксон.

 

5.Сущность кризисного переживания как поиск индивидуации выделяет:

1.С.Гроф

2.А.Маслоу;

3.Э.Эриксон.

 

6.Содержание кризиса самости и единичности раскрывает:

1.В.И.Слободчиков;

2.Д.Б.Эльконин;

3.Л.А.Пергаменщик.

 

7.Проблема субъективного одиночества характерна для:

1.кризисов рождения

2.кризисов развития

3.кризисов деятельности.

 

8.На последней стадии вузовского обучения наступает кризис профессиональной стагнации: 1.А.К.Маркова;

2.В.Я.Ядов;

3.С.П.Безносов;

4.Э.Ф.Зеер.

 

9.Э.Сыманюк считает, что кризисы можно распределить на:

1.нормативные и ненормативные кризисы;

2.экстроординарные и интерординарные.

 

10.среди кризисов профессионального развития выделяют:

1.кризис учебно-профессиональной ориентации;

2.кризис ревизии и коррекции профессионального выбора;

3.кризис профессионального контроля.

 

Темы рефератов

1. Кризисные и стабильные периоды в онтогенезе.

2. Проблема прерывности-непрерывности жизни.

3. Проблема вочеловеченности, проблема самоактуализации.

4. Травматическая внезапность, норма и здоровье, инициативность как развертывание нового качества.

5. Духовность как пробуждение потенциальных возможностей, самореализация как осознание самости.

6. Кризис самости и единичности.

7. Кризис и проблема семантического поля личности.

8. Кризис и соотношение жизненного пути, поступки-события.

9. Кризисы рождения и кризисы развития в жизни человека.

10. Противоречия в профессиональном сознании.

11. Факторы детерминации кризисов профессионального развития.

12. Закономерности возникновения кризиса, стихийность и объективность. Типические и индивидуальные характеристики кризиса.

13. Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора.

14. Роль эмоционального состояния, переживаний личности в прохождении кризиса.

15. Проблема «невозможности» в жизнедеятельности субъекта.

16. Факторы совладания в период кризиса.

17. Витагенное образование взрослых как способ профилактики неразрешения кризиса.

18. Осмысление и переработка профессионального опыта в системе повышения квалификации. Техники жизнедеятельности, способствующие формированию качества жизни.

19. Актуализация ценностно-ориентационного поля личности.

 

Вопросы к зачету

1. Соотношение категорий – кризис, кризисная ситуация, кризисное событие, критическая ситуация. Психолого-педагогические подходы к пониманию форм и типов кризиса.

2. Проблема самобытия в кризисе, воздействие на обстоятельства.

3. Нормативная последовательность психосоциальных приобретений, критические поворотные пункты, пространство времени индивидуума.

4. Кризис как критическая ситуация, духовное проявление, проблема личностной трансформации.

5. Биографические и эмоциональные факторы в духовном кризисе.

6. Кризис и соотношение жизненного пути, поступки-события

7. Сущность профессиональной деятельности, профессиональное становление, профессиональное развитие.

8. Противоречия в профессиональном становлении и перестройки профессионального сознания.

9. Профессиональная стагнация, апатия, деформация.

10. Факторы детерминации кризисов профессионального развития.

11. Закономерности возникновения кризиса, стихийность и объективность. Типические и индивидуальные характеристики кризиса.

12. Проблема симптоматики кризиса в зарубежной и отечественной психологии.

13. Кризисы на стадиях профессионального становления личности.

14. Изменения подструктуры профессиональной направленности в ходе кризиса.

15. Роль эмоционального состояния, переживаний личности в прохождении кризиса.

16. Психические защиты в профессиональном кризисе.

17. Факторы разрешенности профессионального кризиса, возможности поддержки.

18. Выходы из кризиса: конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный.

19. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.

20. Психология профессиональной адаптации и коррекция профессиональных установок.

21. Проблема профилактики профессиональных кризисов

22. Развитие личностной и профессиональной рефлексии как способ профессионального роста. Формирование стратегии преодолевающего поведения.

23. Проектирование профессионального развития личности как способ коррекции мотивации. Содействие рефлексивной культуре как фактору личностно-профессионального развития. Повышение психической устойчивости к стрессовым ситуациям.

24. Актуализация ценностно-ориентационного поля личности.

25. Творчество как способ актуализации субъектной позиции.

 

5.Образовательные технологии

- имитация игровых, образовательных, диагностических ситуаций и дальнейший анализ содержательных, структурных компонентов со студентами в рамках освоения методов обучения и воспитания в системе высшей школы;

- методов и приемов изучения, описания, анализа особенностей учебной деятельности студентов, преподавателя в соответствии с педагогическими подходами;

- создание и представление визуальных презентаций теоретического материала о видах и способах, образовательных технологиях в системе педагогики высшей школы.

6.Организация самостоятельной работы студентов

В процессе освоения содержания курса «Поддержка взрослых в период профессионального кризиса» предполагается выполнение студентами работ разного уровня: тестовые задания по содержанию курса, изучение основных категорий; чтение и анализ дополнительных источников, выполнение заданий, составление таблиц, доклады.

7.Формы контроля

Текущий контроль в течение семестра осуществляется посредством оценки выполнения домашних и аудиторных заданий, тестовых заданий. В рамках текущего контроля оцениваются работы, в ходе освоения основного и дополнительного содержания курса.

Итоговый контроль предполагает проведение зачета в конце семестра в форме устного собеседования и контрольных тестовых заданий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм : монография / Е. В. Андриенко ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 188 с.

2. Василькова Т.А. Основы андрогогики: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика»: рек. УМО вузов РФ/Т.А.Василькова – Москва:Кнорус,2009-256с.

3. Изард К.Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions / C. E. Izard / К. Э. Изард ; пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаевой. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 461 с.

4. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология : полный жизненный цикл развития человека : [учебное пособие для вузов] / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий ; [авт. предисл. В. П. Зинченко]. - Москва : Академический Проект : Трикста, 2011. - 420 с.

5. Педагогика : учебное пособие для вузов по непед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / [Б. З. Вульфов и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2011. - 502 с.

Дополнительная литература

1. Наливайко Н. В. Введение в философию образования : учебное пособие для студентов-бакалавров, магистрантов вузов / Н. В. Наливайко ; под ред. В. В. Целищева ; Ин-т философии и права СО РАН, Новосиб. гос. пед. ун-т, НИИ философии образования, Новосиб. гос. пед. ун-т, Науч.-образоват. центр философии и социологии образования [и др.]. - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 272 с.

2. Подласый И. П. Педагогика : учебник для бакалавров : учебник для вузов по непед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2012. - 574 с.

3. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для вузов по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮРАЙТ, 2012. - 567 с.

Электронные ресурсы

1. Вербицкий А. А. Инварианты профессионализма [Электронный ресурс] : проблемы формирования / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - Москва : Логос, 2011. - 288 с. - Библиогр.: с. 201-223. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/119448/.

2. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : учебного пособия для доп. образования преподавателей проф. учеб. заведений / М. Т. Громкова. - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 447 с. - Библиогр.: с. 403-404. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117717/.

3. Козырева Т.С. Базовые теории и методы психотерапии [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Т. С. Козырева ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 810 КБ - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/89b5b3f890a05bc2/.

4. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Электронный ресурс] : монография / Т. Ф. Орехова. - Москва : Флинта, 2011. - 353 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83457/.

5. Профессионализм современного педагога [Электронный ресурс] : методика оценки уровня квалификации педагогических работников / [А. В. Карпов и др.] ; под ред. В. Д. Шадрикова. - Москва : Логос, 2011. - 168 с. - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/85032/. - Авт. указ. на обороте тит. л.. - ISBN 978-5-98704-597-8.

6. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте [Электронный ресурс] / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко ; Институт психологии РАН. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2011. - 512 с. - (Психология социальных явлений). - Доступна эл. версия. ЭБС "Университетская библиотека ONLINE". - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/86285/.

Рекомендации для преподавателя. Изучение содержания данного курса предполагает знакомство студентов с психолого-педагогическими позициями по проблеме поддержки личности в период профессионально кризиса. Необходимо обратить внимание слушателей, что в настоящее время не существует устойчивого представления в науке по поводу предпочтения профилактического или поддерживающего подхода при работе с лицами, имеющими профессиональные кризисные признаки. Желательно сосредоточить внимание на понимание студентами основных категорий курса и знакомство с различными научными концепциями. Аналитические навыки студентов рекомендуется развивать посредством выполнения самоанализа, диагностической работы, участия в практических заданиях по курсу. Выполнение студентами работы по материалу курса позволяет им собрать методический материал, который может быть использован ими в практической работе.

Рекомендации для студента. При освоении содержания дисциплины в зависимости от собственной профессиональной и педагогической готовности ориентации Вы можете ориентироваться на минимальный и средний уровень освоения, который предполагает: владение категориальным полем дисциплины, знание позиций основных научных школ. В настоящее время не существует устойчивого представления в науке по поводу предпочтения профилактического или поддерживающего подхода при работе с лицами, имеющими профессиональные кризисные признаки.

Повышенный уровень освоения дисциплины требует обращенности дополнительным источникам (диссертационные, экспериментальные исследования, авторские разработки по отдельным вопросам), участие в практически и прикладных заданиях курса, выполнение мини-исследований.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04