Джером Брунер (США). Впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определённым предметам, тем большими кажутся их размеры.
Пояснение. Один норвежский учёный уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читал в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание – нарисовать карту Европы. В результате он является обладателем нескольких тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе – на настоящую карту Европы. Оказалось, что у каждого народа она, Европа, - своя, и даже очертания её все воспринимают по-разному. Учёного-норвежца, естественно, в значительной степени волновал вопрос, как европейцы воспринимают его родные края. Именно здесь разница оказалась особенно заметной. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называют Скандинавским полуостровом, - как не играющие большой роли в настоящей Европе.

Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие. Брунер ввёл термин «социальное восприятие», подчёркивая зависимость восприятия от социального опыта детей. Анализируя структуру восприятия, Брунер выделил в нём 3 компонента: представление об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Брунер создал теорию перцептивных гипотез. Все познавательные процессы представляют собой категоризацию, т.к. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества.

Задание. Прочитайте цитату. К чему может привести неправомерная классификация объектов? Цитата. Краевский В.В. «Парад парадигм», журнал Педагогика. «Все животные делятся на тех, которые принадлежат императору; бальзамированных; дрессированных; свиней; бродячих собак; русалок и водяных; сказочных; дрожащих, как если бы они были бешеными; нарисованных очень тонкой верблюжьей кисточкой; бесчисленных; тех, что только что разбили цветочную вазу; тех, которые включены в данную классификацию; и всех других, напоминающих мух с большого расстояния.»

Овладение понятийным мышлением происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определённые классы. Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребёнком выработанной в данной культуре «усилителей», т.е. способов, знаков, операций, помогающих ребёнку справиться с решением возникающей перед ним задачи. Успешность повышается за счёт искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти усилители могут быть реальными, техническими, так и символическими, причём разные культуры вырабатывают разные усилители. Проведённое Брунером исследование феноменов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребёнком тех требования, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Брунер также разработал методику формирования искусственных понятий, которая была опробована на разных детях. На основании этих данных Брунер доказал, что каждый ребёнок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, т.к. всем детям присущи любопытство и желание научиться решать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами, в результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и появляется чувство скуки.
Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:05