Сравнительная педагогика

Лекция 1.

Введение в сравнительную педагогику (педагогическую компаративистику)

1.     Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции, понятие национальной системы образования, основные категории сравнительной педагогики).

2.     Методологические основы сравнительной педагогики. (Методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

3.     Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.

1. Сравнительная педагогика как отрасль знания и предмет изучения (понятие сравнительной педагогики, её объект, предмет, задачи и функции; понятие национальной системы образования).

Понятие сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика или компаративистика изначально возникла в рамках философии, которая рассматривала многие вопросы, в том числе и проблемы воспитания подрастающего поколения в разных странах. Уже с древних времен в философских учениях содержалось немало описаний того, как обучали и воспитывали детей народы в тех или иных государствах. Обобщались ценности и методы воспитания, анализировались особенности передачи опыта от старшего поколения младшему.

В современной науке сравнительную педагогику также называют компаративистикой. Слово компаративизм (от лат. comparativus - сравнительный) означает сравнение и сопоставление, включающее установление сходства и различий, тенденций исторического развития, установление соответствий между схожими явлениями и т.д. В  английском языке «to compare» также означает «сравнивать». Как понятие компаративизм используется в разных науках, в том числе и в литературоведении для обозначения сравнительно-исторического анализа развития образов и сюжетов в произведениях литературы разных народов. В теории образования понятие «компаративистика» стоит в одном синонимическом ряду с понятием «сравнительная  педагогика», хотя, с нашей точки зрения, точнее было бы обозначение «педагогическая компаративистика».

Исследователи отмечают, что в зарубежных источниках чаще всего употребляют термин не «сравнительная педагогика», а «сравнительное образование», поскольку само слово «образование» («education» англ.) имеет более широкую трактовку на Западе в отличие от слова педагогика («pedagogie»). В зарубежной педагогической традиции слово «образование» обозначает единство развития, воспитания и обучения, в то время как  педагогика имеет отношение только к образованию и воспитанию детей. Поэтому в зарубежной интерпретации понятие «сравнительное образование» («еducаtion compare») мы встречаем гораздо чаще, чем понятие «сравнительная педагогика» («рegagogie comparative»). Мы будем употреблять понятия «сравнительная педагогика», «педагогическая компаративистика», «сравнительное образование» и «компаративистика» в синонимическом ряду, поскольку, несмотря на некоторые различия в современной педагогической теории и практике,  довольно часто данные понятия используются для обозначения одних и тех же явлений и процессов. В России понятие «сравнительная педагогика» на сегодняшний день является наиболее распространенным.

В самом общем виде  сравнительная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в различных странах  и  регионах. Сравнительная педагогика в широком смысле - это область педагогической науки, изучающая состояние, закономерности и тенденции развития образования в различных странах и регионах мира; выявляющая  способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования  зарубежного опыта. Сравнительная педагогика в более конкретном смысле определяется  как «область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляющая формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путем использования ими зарубежного опыта» [3, стр.376]. Все три подхода к пониманию сравнительной педагогики характеризуют специфику её содержания. Во-первых, это определенная область педагогической науки. Во-вторых, нацелена на изучение процесса развития образования, воспитания, обучения, педагогической теории и  практики в разных странах и регионах мира. В-третьих, анализ осуществляется в сравнительно-сопоставительном плане для того, чтобы использовать зарубежный опыт. В-четвертых, выявляются возможные формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем.

Национальная система образования. В последние годы появились исследования, посвященные сравнительному анализу социализации подрастающего поколения в разных странах. Многие из этих исследований носят межпредметный характер и осуществляются «на стыке» сравнительной педагогики, социальной педагогики, социальной психологии и сравнительной психологии. Кроме того, следует иметь в виду, что сравнительная педагогика базируется, прежде всего, на сопоставлении национальных систем образования в разных странах. Национальная система образования представляет собой целенаправленную социализацию подрастающего поколения силами государства и общества. Национальная система образования включает:

  1. государственные органы управления образованием (министерство образования, управления и отделы образования и т.д.);
  2. участников образовательного процесса (преподаватели, студенты, учителя, школьники, воспитатели и т.д.);
  3. образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
  4. учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы (школы, университеты, колледжи, детские сады, учреждения дополнительного образования и др.).

В рамках национальной образовательной системы, как правило, предусматривается преемственная реализация  различных уровней образования: дошкольного, начального школьного, общего среднего школьного, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования,  послевузовского образования.

Как определенная область педагогической науки и учебная дисциплина сравнительная педагогика связана с историей педагогики и образования, этнопедагогикой и этнопсихологией, дидактикой, теорией воспитания, психологий, этнографией, социологией, философией, а также другими науками и направлениями исследований. В то же время сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Большое значение для сравнительной педагогики имеет история педагогики, философия и история образования, поскольку именно в рамках данных курсов наиболее полно и комплексно рассматриваются проблемы развития педагогической мысли в различных странах. В то же время история педагогики, философия и история образования не дублируют содержание сравнительной педагогики, которая нацелена на выявление общих тенденций развития образования с учетом специфики цивилизационных возможностей той или иной культуры, в контексте которой изучается образование.

Объект, предмет, задачи и функции сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика, являясь определенной областью педагогической науки (наряду с социальной педагогикой, дидактикой, теорией воспитания, истории педагогики и др.) имеет вполне конкретный объект и предмет исследования, определяющие главные задачи данной науки и учебной дисциплины. Объект сравнительной педагогики - образование в глобальном, региональном и национальном масштабах. Предмет сравнительной педагогики – сравнительный анализ состояния, тенденций и закономерностей развития зарубежного и отечественного педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные задачи  сравнительной педагогики:

  • анализ и описание фактов, отображающих процесс развития образования в различных странах;
  • классификация, систематизация, сравнительный анализ количественных и качественных данных о развитии  образования в различных странах;
  • выявление закономерностей и тенденций развития образования в различных странах;
  • прогнозирование возможных путей развития образования в различных странах;
  • сравнение и сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.
  • общий анализ систем образования в разных странах.

Основные функции сравнительной педагогики:

  • унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами;
  • сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования;
  • прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем;
  • разработка планов развития образования.

Сравнительная педагогика изучает достаточно широкий круг проблем: не только теорию, содержание и всю организацию образования в разных странах (как в исторической перспективе, так и в современных условиях), но также методы, формы и средства образования, его организацию, управление, ценности и т.д. Исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Сопоставляет и сравнивает системы образования и динамику их развития с учетом культурно-исторической специфики и социально-политических особенностей.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики. Сравнительная педагогика использует  общие педагогические и психологические категории: образование, обучение, воспитание, развитие, социализация и т.д.   Специфические для компаративных исследований категории: сравнительная педагогика, педагогическая компаративистика, мировая система образования, национальная система образования, глобализация образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, тенденции образования, глобализация, стандартизация  и др.

2. Методологические основы сравнительной педагогики (общие методологические подходы в сравнительной педагогике, методы сравнительной педагогики).

Методологические подходы в сравнительной педагогике. В рамках одного курса невозможно изучить и сопоставить  разнообразие  информации по образованию во всех странах мира, тем более что в 2012 г. было зафиксировано 257 стран только с определенным статусом [12]. Существуют страны, которые не имеют четко определенного в мире государственного статуса (н-р, Абхазия). Несмотря на это вполне можно выделить некоторые региональные особенности развития образования и его современного состояния для стран, которые имеют некие общие существенные основания для сравнения по культурной и социально-экономической идентичности исторического развития. Решение этой сложной задачи потребует необходимости придерживаться совокупности различных методологических подходов.

Для научных исследований в области сравнительной педагогики  методологически важны амбивалентный, комплексный, гуманистический, исторический, культурологический, этнопсихологический, аксиологический, цивилизационный и некоторые другие подходы.

Амбивалентный подход реализуется при исследовании противоречивых тенденций в процессе развития того или иного явления; позволяет изучать проблемы сравнительной педагогики с учетом противоречия между самобытностью и спецификой развития образования в какой-то стране с учетом неизбежности его некоторой унификации в условиях современного мира.  Этот подход полезен также при анализе кризисных явлений развития образования, которые характерны для многих стран.

Комплексный подход важен для выделения и анализа наиболее значимых компонентов (составляющих) современного образования (например: содержание образования, методы образования, формы организации обучения, ценности воспитания, основные этапы или уровни образования и т.д.). Реализация данного подхода позволяет сравнивать между собой образовательные системы по тем или иным основаниям. Весьма значимым для сравнения разных образовательных систем являются такие составляющие современного образования, как, например, цель воспитания или цель обучения, которые дают представление об образовательном идеале системы.

Гуманистический подход значим для понимания путей и способов развития личности в образовании, её роли и значения. Здесь важна субъектная позиции как педагога, так и воспитанника; анализ учета гуманистических возможностей образования в разных странах и значение выдающихся деятелей образования, которые внесли существенный вклад в мировую педагогику. Данный подход помогает при анализе взаимоотношений между учителем и учениками в различных образовательных системах, а также понимания социальной и индивидуальной позиции личности каждого обучающегося в том или ином образовательном учреждении.

Исторический подход позволяет анализировать и характеризовать образование в разных странах, учитывая процесс становления, динамики  развития во времени и в меняющихся исторических, социально-экономических, политических и других условиях. При реализации данного подхода необходимо учитывать исторические события, которые во многом определили тенденции развития образования в той или иной стране.

Культурологический подход дает возможность соотнесения состояния развития образования в той или иной стране основам развития культуры общества. Этнопсихологический подход базируется на понимании влияния национальных особенностей народов, их самосознания, обычаев и традиций на развитие образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Особенно значимым является учет специфических условий культуры и этнопсихологических особенностей, которые обусловливают развитие образования. Так, исследователями-компаративистами был предложен цивилизационный подход к анализу историко-педагогических явлений, нацеленный на  понимание сущности той или иной цивилизации, без чего невозможно объективно исследовать образование, его истоки, тенденции и закономерности. С некоторой долей условности можно сказать, что цивилизационный подход представляет собой сочетание и интеграцию культурологического, этнопсихологического и исторического подходов.

Аксиологический подход позволяет анализировать процессы образования в контексте их ориентированности на главные ценности и смыслы, которые реализуются при передаче социального опыта от одного поколения к другому в той или иной стране.

Методы сравнительной педагогики. Методы сравнительной педагогики непосредственно связаны с методологическими подходами и во многом определяются ими. Сравнительная педагогика  применяет методы смежных наук и не только. Большое значение для компаративистики имеют несколько методов: описательный, исторический, социологический, статистический, сравнительный и некоторые другие. Научные исследования, которые проводятся в рамках сравнительной педагогики (сравнительно-педагогические исследования), позволяют увидеть достоинства и недостатки отдельных систем образования, явления и процессы, требующие особого внимания и даже реформирования.

Очевидно, что главным методом сравнительно-педагогического исследования является сравнительно-сопоставительный анализ. Причем сравнение применимо для анализа схожих образовательных систем, которые имеют существенные общие основания для анализа.

Так, вполне можно сравнивать образование в современных Европейских странах, культура которых еще во времена Римской империи была связана с латинским языком, являющимся сегодня «мертвым языком», но, тем не менее, явившимся базовым основанием для развития английского, французского, немецкого и некоторых других европейских языков. Кроме того, во многих европейских странах  существуют схожие традиции развития образования (например, развитие европейских университетов).

Сопоставление чаще используется для анализа образовательных систем, которые  не имеют достаточного количества общих существенных оснований для сравнения, т.е. базируются на разных культурных традициях. Так, например, очевидна возможность сравнения образовательных систем Китая и Японии, но целесообразнее использовать сопоставление образовательных систем данных стран с образовательными системами Европы.

Описательный метод требует поиска и накопления необходимой и достаточной информации для анализа, интерпретации определенных фактов, объективности, группировки, систематизации и классификации, предусматривает определение единичного и типичного в системе образования. Нередко описательный метод дает яркие иллюстрации процесса воспитания и обучения в разных странах, что можно найти как в научной литературе, так и в художественных произведениях.

Например, в публицистических произведениях известного российского журналиста и писателя В.В.Овчинникова «Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)», «Ветка сакуры (Рассказ о том, что за люди японцы)» мы найдем великолепные описания, иллюстрирующие особенности воспитания и социализации детей в Великобритании и Японии. А в знаменитой книге философа-моралиста XVIII в.  Честерфильда «Письма к сыну» обнаружим, не утратившие своей значимости для многих современников, ценностные ориентиры для воспитания представителей светской молодежи Англии того времени.

Исторический метод предполагает анализ процесса и особенностей развития проблем образования в разных странах, нацелен на более глубокое понимание актуального состояния изучаемых педагогических явлений.  Историко-педагогическая интерпретация фактической информации является очень важным методом для понимания и исследования современных проблем сравнительного образования.

Социологический метод базируется на оценке того, насколько современное образование соответствует потребностям развития данного общества. Так, например, при анализе инновационных процессов в современном образовании важно определить соотношение между традициями и инновациями, то, насколько соответствуют или не соответствуют   инновации традициям, существует ли между ними преемственность, каковы противоречия и как они разрешаются в различных национальных системах образования.

Статистический метод связан с анализом и интерпретацией количественных показателей образования.

Метод сравнения позволяет определить общее и особенное в системах образования, черты сходства и различия педагогической теории и практики, фиксирует универсальные и специфические проявления тенденций и закономерностей.

Теоретический, сравнительно-сопоставительный и сравнительно-исторический анализ литературных, архивных источников, материалов педагогической печати, позволяет использовать значительное количество фактического материала для его качественного анализа. Для обучающихся анализ источников представляет собой важнейший метод изучения и исследования. К источникам можно отнести, прежде всего, произведения педагогов прошлого и настоящего, нормативно-правовые документы, касающиеся образования, исследования ученых, архивные материалы, статистические данные, учебные планы и программы и др.

Использование любого метода предполагает решение главного методологического вопроса сравнительной педагогики, который состоит в том, какими средствами и в каких формах возможно наиболее эффективно использовать достижения современного зарубежного образовательного опыта в отечественной теоретической и практической педагогике.

  1. 3. Основные этапы развития сравнительной педагогики как области знания и науки.

С учетом использования совокупности методологических подходов к анализу сравнительной педагогики, мы выделили пять основных этапов её развития: донаучный этап, этап становления, этап развития, кризисный этап и интеграционный этап.

1 этап (донаучный)  - с древнейших времен по начало ХIХв.

2 этап (становления)  - с начала ХIХ в. до начала ХХ в.

3 этап (развития) – с начала ХХ в. по 60-е годы  ХХ в.

4 этап (кризисный) - с  60-х годов  ХХ в. по 80-е годы ХХ в.

5 этап (интеграционный) - с  80-х г.г.  ХХ в. по наше время

Первый этап развития сравнительной педагогики – донаучный древнейших времен до начала ХIХ века). Иначе его можно назвать философским, поскольку все проблемы образования, воспитания и обучения подрастающего поколения в сравнительном аспекте рассматривались в рамках философии. Воспитание и обучение детей в различных странах интересовало многих еще в глубокой древности. Нередко ставилась цель воспользоваться опытом соседей для улучшения воспитания молодежи в своих странах. Например, древнегреческий философ Платон описывал возможности использования методов спартанского воспитания для развития детей в его родных Афинах, а древнеримский историк         Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» раскрывал особенности воспитания и обучения детей и молодежи в германских племенах того времени.

Практически все философы мира в той или иной степени затрагивали проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, нередко сравнивая обычаи и традиции воспитания и обучения в разных странах. Некоторые имели сами непосредственное отношение к образованию и воспитанию, как, например, Д.Локк (Англия) или Конфуций (Китай). Примеры сравнительного, описания образования в разных странах можно найти в трудах Я. А. Коменского и других знаменитых педагогов. Можно также найти интересные материалы в литературно-философских работах, например М. Монтеня (Франция) или Честерфилда (Великобритания). М.Монтень описывал в своих «Опытах» нравы и особенности воспитания во Франции в эпоху возрождения. А его взгляды на воспитание как развитие всех сфер личности ребенка и высокая оценка воспитательной среды для развивающего обучения позднее повлияли на педагогические теории Д.Локка, Ж.Ж.Руссо и других мыслителей, которые внесли заметный вклад в развитие педагогики.

Несмотря на то, что истоки научной дидактики восходят именно к работам Я.А.Коменского, мы, тем не менее, не можем обозначить период его деятельности как начало научной сравнительной педагогики, поскольку сравнительная педагогика как наука системно стала развиваться только в ХIХ веке, чему способствовал ряд социально-экономических, политических и культурных обстоятельств.

Второй этап развития сравнительной педагогики – становление научной сравнительной педагогики (с начала ХIХ в. до начала ХХ в.). Это был этап становления и выделения сравнительной педагогики в отдельную область научной педагогики.  По сути, это первый этап развития научной сравнительной педагогики, которая уже становится самостоятельным направлением изучения и анализа педагогических явлений. В данный период начинается осознание закономерностей и тенденций развития образования в разных странах. Делаются первые научные попытки их сравнительно-сопоставительного анализа.

ХIХ век характеризуется высокими темпами развития науки и образования на фоне промышленной революции, роста производительности труда и урбанизации. Именно в это время наука становится профессиональной. Появляются первые научные журналы с периодическим изданием, широкое распространение получает сам процесс систематизации знаний, активно издаются энциклопедии во многих странах мира. Несмотря на то, что энциклопедические труды известны с древнейших времен (в виде различных сводов, летописей и др.),

В эпоху развития промышленности  расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. Именно в этот период начинается переход многих стран к обязательному школьному образованию: США (1852), Великобритания (1870), Франция (1882). Появляются первые центры сравнительной педагогики и сравнительного образования, которыми стали различные национальные  и международные информационные  учреждения, проводящие постоянный подбор и обработку материалов о состоянии образования в разных странах (Служба просвещения в Вашингтоне (1866), Музей педагогики в Париже (1879) и др.).

В ХIХ веке происходят многочисленные реформы различных национальных систем образования, во многом связанные с тремя обстоятельствами. Во-первых, с необходимостью введения или совершенствования  начального школьного образования, которое в развитых индустриальных странах становится обязательным для всех детей определенного возраста, вне зависимости от их происхождения, социального статуса и материального обеспечения (т.е. государственная система начального образования). Во-вторых, существенными изменениями, которые в содержательном и организационно-методическом планах стали проходить во многих школах различных стран.  Во-третьих, потребностями общества в быстрых темпах развития профессионального образования, связанного с ускоренной динамикой экономического потенциала общества.

Кроме того, именно в ХIХ веке происходит расцвет европейской педагогической мысли. Педагогика Песталоцци (Швейцария), свободное воспитание Руссо (Франция), философские и педагогические положения Канта о нравственном воспитании (Германия) получили широкий общественный резонанс во многих странах Западной Европы и всего мира. В России все это усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины – сравнительной   педагогики.

Основателем научной сравнительной педагогики считается французский публицист и исследователь Марк Антуан Жульен (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Он первый употребил в 1817г. термин «Сравнительная педагогика» для обозначения  процесса изучения содержания и способов воспитания и обучения, а также теории, которая явилась бы результатом аналитического сопоставления практики образования в различных странах. Марк Антуан Жульен опубликовал свою статью «Набросок и предварительные заметки к работе по сравнительной педагогике», в которой представил сопоставительный анализ педагогического опыта в школах Швейцарии и Франции.

Позднее, его стали называть Жульен Парижский – имя, под которым он вошел в историю сравнительной педагогики. По его мнению, главная задача сравнительной педагогики – это изучение педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования в мировом масштабе. Поскольку Жульен Парижский был  активным публицистом и сторонником Робеспьера, естественно, что его образовательные ценности совпадали с ценностями самой революции. Для него ключевой идеей развития сравнительной педагогики стала идея способствования прогрессу общества и сплочению народов на этой основе. Идея прогресса, как поступательного развития общества, его восхождения от низших форм существования к высшим формам (любыми средствами, в том числе и через революцию) явилась важным постулатом французских просветителей (Вольтер, Монтескье и др.), которые стояли у истоков Французской буржуазной революции. Именно просвещение, образование в широком смысле - «царство разума» считалось необходимым и основным условием для ускорения общественного прогресса, и именно поэтому педагогические реалии в разных странах стали интересовать в первую очередь идеологов французской революции.

В то время это была относительно новая  идея выработки общей для всех европейских стран теории образования, которая бы способствовала  культурному прогрессу. Она была связана с главным лозунгом французской буржуазной революции, провозгласившей свободу, равенство и братство основополагающими ценностями развития общества. Свобода, равенство, братство (фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции, широко известный левый лозунг, который и в наше время является государственным девизом Франции. В тот период этот лозунг стал своеобразной идеологической основой реформирования французского образования.

Жульен Парижский призывал создать международный исследовательский орган для классификации и сравнения содержания и методов обучения в воспитательных учреждениях различных стран Европы. Кроме того, он считал необходимым создать международный педагогический журнал. С его точки зрения,  для того, чтобы педагогика была эффективной наукой, необходимо, чтобы она основывалась  на анализе фактического материала разных стран; содержала некую систематизацию разнообразных фактов и определяла способы их анализа, интерпретации. Без такого подхода  образовательная деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных взглядов, от индивидуальной позиции тех, кто занимается обучением.

М.Л.Родионов указывает, что в России первые сравнительные педагогические исследования появились в конце ХIХ - начале ХХ в.в. К ним можно отнести некоторые работы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого [родионов]. Они оба, анализируя европейские системы воспитания, достаточно критично характеризовали их применительно к российскому образовательному опыту. Ушинский, подчёркивая приоритет национальной системы воспитания, предлагал использовать лишь отдельные элементы зарубежного опыта в русской школе. Толстой как убеждённый сторонник народной школы резко выступал против заимствования иностранных систем воспитания, кроме лишь отдельных элементов, которые могли быть применимы и для России. Он советовал, прежде всего, отличать, что в них основано на вечных законах разума, а что родилось только вследствие исторических условий.

Третий этап развития сравнительной педагогики – развития начала ХХ в. по 60-е годы  ХХ в.).

Зарубежная сравнительная педагогика в этот период развивалась очень динамично. Один из известных в России исследователей этого направления – американский ученый Пол Монро, изучавший образование и педагогические теории различных стран и регионов мира в историческом аспекте, особое внимание уделял национальным системам образования, особенностям социализации, воспитанию и обучению [ ]. Заслуга Монро в том, что он анализировал ценности и цели образования, в сравнительно-сопоставительном плане раскрывая достоинства и недостатки различных подходов к воспитанию и обучению. Именно он стал  научным редактором первой в США энциклопедии по образованию («A ciclopedia of education»), изданной в 1911 – 1913 г.г.

Развитие компаративистики совпало с бурными изменениями и противоречиями различных социально-политических и экономических систем. В этот период весьма значительно расширилась сеть организаций, занимающихся сравнительно-педагогическими  исследованиями. Было создано Международное бюро просвещения, которое выступило в качестве координационного центра сравнительных педагогических исследований. Появились и специальные периодические международные издания: «Международный ежегодник воспитания и образования», «Ежегодник просвещения» (США), «Международный педагогический журнал» (Германия) и др. Разработкой методологии сравнительной педагогики и конкретными исследованиями углублённо занимались И. Кэндел, П. Монро, В. Рассел  (США), Н. Хэнс (Англия), Ф. Шнайдер (Германия), П. Россельо (Швейцария) и др.

В России, после революции 1917 года  развитие сравнительной педагогики продолжало развиваться. Группа педагогов, работавших в системе Народного комиссариата просвещения, занималась изучением зарубежной педагогической теории и практики школы.  Приоритетным направлением анализа была именно школьная система образования в различных странах. Стали издаваться различные педагогические журналы для педагогов-профессионалов и для широкой общественности. Зарубежной школе и педагогическим теориям  посвящали многие статьи педагогические российские журналы: «Начальная школа», «Учитель», «Журнал для воспитания» и др.  В журнале «На путях к новой школе» (ред. Н. К. Крупская) систематически публиковались статьи, анализировавшие состояние образования за рубежом.

Следует отметить, что в то время педагоги весьма часто использовали слово «просвещение», которое редко употребляется в современном педагогическом лексиконе. Просвещение как распространение знаний, распространение образования (С.И.Ожегов), было необходимо в стране, имеющей высокий процент неграмотного населения, в том числе и среди взрослых. Поэтому даже комиссариат (аналог современного министерства), занимающийся управлением образования в России назывался Народным комиссариатом просвещения.

Ознакомлению с опытом школ и с педагогическими теориями способствовали поездки иностранных учёных в СССР и советских педагогов за рубеж. Эта практика также внесла свой вклад в развитие отечественной педагогики. В первой трети ХХ века в  Советском Союзе побывали многие ученые – педагоги и психологи из разных стран мира. В том числе выдающийся американский ученый, педагог, психолог, теоретик и практик, заложивший теоретические основы современного американского образования – Джон Дьюи. На русский язык было переведено много его книг и статей, содержание которых остается до сих пор актуальным для совершенствования и модернизации системы образования во многих странах мира.

Анализу зарубежного педагогического опыта посвятили свои труды в то время российские ученые-педагоги: П.Ф. Каптерев, П.Г. Мижуев, А.П.Пинкевич и многие другие. На русский язык переводились наиболее значительные работы иностранных специалистов по общей и экспериментальной педагогике. Издавался «Бюллетень зарубежной, педагогики» (ред. А. П. Пинкевич).  А.П.Пинкевич, анализировал проблемы российского образования в контексте сравнительного анализа с проблемами педагогики в Америке, Франции, Германии, Австрии и других стран. При этом он особенно выделял проблему влияния социальной среды и изменений в ней на воспитание подрастающего поколения. П.Ф.Каптерев считал, что общечеловеческие ценности должны преобладать над народными, национальными ценностями, которые сами по себе различаются в зависимости от социального статуса того или иного сословия в любом обществе. Поэтому, с его точки зрения, необходимо было изучать в образовании разных стран то общее, универсальное, что применимо вне зависимости от специфики ментальности народа. В этом смысле его педагогические взгляды были космополитическими. П.Г.Мижуев – автор многочисленных работ по истории западноевропейского, американского и азиатского образования. Один из немногих отечественных педагогов, имевших столь обширный диапазон исследований. Анализировал и обобщал деятельность выдающихся зарубежных педагогов, опубликовал ряд книг и статей по вопросам просвещения за рубежом. В сфере интересов П.Г. Мижуева было образование в Германии, Франции, Швеции, США, Англии, Норвегии и других странах.

В целом, несмотря на многообразие подходов, точек зрения и аргументации работы российских авторов сближает общая идея, которая, впрочем,  совпадает с подобными идеями зарубежных исследователей: ценно не слепое копирование, а творческое использование зарубежного, опыта в практике отечественной школы и педагогики.

Следует отметить, что важной особенностью развития сравнительной педагогики в этот период было мощное идеологическое противостояние двух политических систем (социалистической и капиталистической), что не могло не отразиться на трактовках ценностей образовательных систем. Особенно это противостояние усилилось с 1929 года (в СССР – год «великого перелома»), после которого достаточно жесткие цензурные запреты мешали исследованию и публикации объективных данных об образовании в других странах. Некоторые ученые, изучающие зарубежное образование, были репрессированы  (А.П.Пинкевич и др.).

После 2-й мировой войны к разработке вопросов сравнительной педагогики обратились Общество Сравнительной педагогики США (1956), Европейское общество Сравнительной педагогики в Лондоне с отделениями в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Испании, общества в Австрии, Канаде, Японии; Институт педагогики в Гамбурге, Институт международных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (ФРГ), Институт Сравнительной педагогики в Зальцбурге (Австрия), Институт Сравнительной педагогики при Университете Кюсю и Государственный институт педагогических исследований (Япония) и др. В это же время действуют Европейское общество сравнительной педагогики и Всемирный совет обществ сравнительной педагогики, проводятся конгрессы. Издаются многочисленные международные журналы: «Сравнительная педагогика», «Обзор по сравнительной педагогике», «Мир образования»  и др.

Четвертый  этап развития сравнительной педагогики – кризисный (с 60-х годов  ХХ в. по 80-е годы ХХ в.). На данном этапе развитие компаративистики совпало с осознанием в педагогической науке и практике противоречия между потребностями общества и тем, что может дать образование. Директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО Филипп Г. Кумбс в 1968 г. написал свою знаменитую работу «Кризис образования», которая стала мировым бестселлером. В этой книге автор определил сущность мирового кризиса образования, который с его точки зрения коснулся большинства цивилизованных стран. Обосновал его причины и условия. Популярность книги была во многом связана с тем, что Кумбс четко обозначил именно те проблемы, которые были очевидны в социальной жизни. Эти  проблемы можно было наблюдать в расширении молодежного движения «хиппи», в «сексуальной революции», в «женском движении» и других социальных явлений, так или иначе связанных с протестами молодого поколения против существующих правил, традиций и обычаев жизни общества. Молодежь отказывалась усваивать социальный опыт и ценности своих родителей. Это вызвало значительное увеличение количества сравнительно-сопоставительных работ в области образования и воспитания.

Следует отметить, что отечественное образование в начале этого периода кризис не коснулся. Он разразился позднее, когда была разрушена советская система образования (перестройка). А в 60-е годы в России наблюдается подъем и заметная активизация исследований в области образования. Успехи страны в развитии науки и техники, существенная государственная поддержка образования, а также потребность в высококвалифицированных кадрах для новых направлений (космическое производство и т.д.) способствовал высокому темпу развития, подъему и стабилизации всех уровней образования (от дошкольного до университетского). Уже в 50-х годах (а кое-где и ранее) создаются научные городки, которые значительно позже стали именоваться наукоградами.   Появились академгородки  (Новосибирск, Обнинск и др.), которые стали центрами весьма динамичного развития науки и образования Советского Союза. Активно готовили молодежь классические университеты в Москве, Ленинграде, Казани, Воронеже, Новосибирске и многих других городах по всей стране. Высшее образование было элитным и готовило высококвалифицированных кадров для науки и промышленности. В вузы страны был огромный конкурс среди абитуриентов, что способствовало отбору наиболее талантливых молодых людей, способных освоить сложнейшие программы подготовки. В этот период активизировалась работа теоретиков педагогики в области зарубежного образования.

Заметный вклад в развитие российской сравнительной педагогики внесли Б. Л. Вульфсон, В. П. Лапчинская, 3. А. Малькова, И. Б. Марцинковский, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова и др. Центры сравнительно-педагогических исследований стали работать в системе Российской академии образования (РАО) и некоторых вузах страны. В 70-80-х г.г. издано несколько сборников «Вопросы сравнительной педагогики» и ряд учебных  пособий для студентов. В 60-70-х г.г. в условиях идеологического противостояния «холодной войны» общественно-политических систем материалы сравнительно-педагогических исследований нередко становились источником для  противопоставления образовательных систем капиталистического и социалистического сообществ. В основе такого противопоставления лежала, как правило, жесткая идеологическая критика образовательной системы. Такой подход был характерен как для  отечественной, так и зарубежной педагогики. Среди  задач, стоящих перед компаративистикой в этот период, наиболее актуальными явились исследования причин и механизмов мирового кризиса образования, особенностей его проявления в различных странах для того, чтобы прогнозировать кризисные явления и по возможности смягчить их влияние.

С сер 80-х г.г. ХХ в. основной задачей компаративистики стал  всесторонний, критический, сопоставительный анализ школы и педагогики разных стран. Его цели - выявление  общих проблем и тенденций развития образования для прогнозирования перспектив развития на национальном и региональном уровнях. Изучение исторических, экономических, социально-политических, социально-психологических, культурологических факторов влияния на образование; исследование зарубежного опыта для определения  возможности его использования, с учетом национальных особенностей и традиций в образовании. Некоторые исследователи опираются преимущественно на историю, другие - на социологию, третьи - на философию и т.д.

Пятый  этап развития сравнительной педагогики – интеграционный (с 80-х г.г.  ХХ в. по наше время). Специфику данного этапа определило развитие глобализации и её влияние на развитие современного образования. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой взаимозависимость экономик, культур, политики, образования и науки разных стран. Данный процесс ведет к стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближению и слиянию культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов [гринин]. Происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.

Впервые слово «глобализация» употребил К.Маркс для обозначения роста интенсивности международной торговли и расширения экономических связей между странами. Для глобализации характерен рост международного общения, что приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Мы можем говорить сегодня об экономической глобализации, литературной глобализации, кинематографической глобализации, глобализации образования и т.д. Нас окружает огромное количество символов глобализации (символ экономической глобализации – IKEA (Швеция); символ литературной и кинематографической  глобализации – Гарри Потер (Великобритания) и т.д..

Огромную роль в ускорении темпов глобализации имеет интернет. Процессы глобализации влияют на развитие политики в области образования. Чтобы развивать эффективную политику в области образования, важно уточнить цели и идеал, к которому необходимо стремиться. Поэтому важно знать, какие реформы проводятся в других странах, на каком этапе развития они находятся, какой зарубежный педагогический опыт можно использовать в своей стране. Особое практическое значение сравнительная педагогика имеет и в современных странах Европы. Европейская интеграция способствует развитию стремлений стран узнать лучше друг друга, вести совместные проекты в образовании. С одной стороны, нельзя не видеть прокладывающих себе до­рогу тенденций к унификации бытовых, этических, эстетических, образовательных стандартов, которые нацелены на решение раз­нообразных задач человеческого существования. Например, такая важная сфера деятельности, как естествознание, практически полностью универсализировалась, превратив ученых-естествоиспыта­телей в сословие действительных или потенциальных космополи­тов.

Нечто подобное наблюдается в искусстве, прежде всего в му­зыке, эстраде, кинематографе. С другой стороны, процессам глобализации и интеграции со­путствуют процессы регионализации - дезинтеграции. Например, в образовании вводится на всех уровнях обучения региональный компонент, подавляющее большинство стран имеет национальные театры и филармонии, в науке каждая страна стремится подчерк­нуть достижения отечественных ученых. Мало того, во многих европейских странах в последние годы набирает силу движение «антиглобалистов», представляющее собой социальные группы различ­ных по возрасту людей и политических партий.

Сегодня исследования в области сравнительной педагогики представлены в России в виде серьезных научных школ, которые возглавляют ведущие ученые. В современной России весьма интенсивно разрабатываются проблемы в сфере сравнительной педагогики: Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, К.И. Салимова, Н.Д.Никандров, В.В.Краевский, М.Л.Родионов и др. Можно сказать, что сегодня практически все направления педагогических исследований в той или иной степени, в том или ином аспекте содержат в себе материалы сравнительного анализа  образовательных, воспитательных, обучающих систем в разных странах.

Литература

  1. Аттали Ж. Карл Маркс, Мировой дух. М., 2008.С.192
  2. Бражник Е.И. Особенности методологии сравнительных педагогических исследований// Электронный педагогический журнал. АРТ 975. Январь-июль 2005. emissia.offline.2005/
  3. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: История и современные проблемы. – М.: УРАО, 2003. – 232 С.
  4. Вульфсон Б.П., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М.:
  5. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.
  6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М.: «Академия», 1998. – 176с.
  7. Ивановский З.В. Образование в условиях глобализации // Знание. Понимание.Умение. – 2006. - №1.С.69-70.
  8. Монро П. История педагогики. Новое время. Под ред. Проф. Н.Д.Виноградова / Государственное издательство.1923. Москва – Петроград.
  9. Родионов М.Л. Сравнительная педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. Т.2.М., 1999.С. 378-377.

10.Словарь иностранных слов. М., 2007.

11.www.dictionary.fio.ru

12.http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Вопросы по теме

  1. Почему возрастают роль и значение сравнительной педагогики на современном этапе развития общества?
  2. В чем заключается смысл понятий: глобализация, интернационализация, интернализация, локализация, стандартизация?
  3. Почему в зарубежной традиции предпочтительнее понятие «сравнительное образование» понятию «сравнительная педагогика»?
  4. Какие методологические подходы нужны для научных исследований и анализа  образовательных систем в разных странах?
  5. Какие основные понятия использует сравнительная педагогика?
  6. Какие методы исследования используются в сравнительной педагогике?
  7. Что такое национальная система образования?
  8. Назовите и раскройте содержание основных этапов развития сравнительной педагогики.

Задания для самостоятельной работы

  1. Дайте краткую характеристику международным организациям: ЮНЕСКО, ООН, ЮНИСЕФ. Подумайте, какие международные проблемы в сфере образования могут решать данные организации?

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04