Лекция 2.

Основные тенденции развития мирового образования.

Болонский процесс.

Международные стандарты качества образования.

1.     Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в мире.

2.     Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.

 

1. Глобализация и интернализация как ведущие тенденции развития образования в современном мире. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур, экономик, социальных движений является в современных условиях важным обстоятельством развития образования. Мировое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи, - доминирующая тенденция современности. Одно из следствий этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Глобализация образования означает постепенную трансформацию различных образовательных систем в единую общеевропейскую, а затем мировую, при сохранении различий, обусловленных традицией и культурой. Сравнительная педагогика извлекает или должна уметь извлекать суть информации из уже существующих данных. Результаты сравнительно-педагогических исследований расширяют и модифицируют данные и выводы специальных исследований и обеспечивают обратную связь с отдельными дисциплинами.

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатны, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции РФ). В настоящее время, в большинстве развитых индустриальных стран мира, общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан. Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах создание частных организаций в сфере общего образования запрещено; в других (в том числе в России), большинство из уровней подлежит лицензированию. Практически во всех странах общее образование можно получить бесплатно.

Проблема глобализации относительно нова и неоднозначна. Глобализация охватывает все стороны жизни современного общества. Влияние глобализации на культуру и, в частности, на высшее образование привлекает интерес исследователей в последнее десятилетие и особенно активизировался в России после подписания ею Болонской декларации в 2003 году. В России в XXI веке неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Основные цели и задачи образовательной политики в России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

Понимание сущности глобализации (в широком смысле) и глобализации образования (в более конкретном смысле) невозможно без раскрытия взаимосвязи данных процессов с такими явлениями, как интернационализация, интернализация, локализация. В современном мире большинство педагогов компаративистов определяют глобализацию и интернализацию в качестве ведущих тенденций развития мирового образования всех уровней.

В процессе глобализации образования большое значение имеет его интернационализация и интернализация.  Интернационализа́ция (от лат. inter - между, nation – народ) представляет собой признание чего-либо международным,  превращение чего-либо в интернациональное (например, предоставление всем государствам по договору права пользования каким-либо продуктом, территорией и т.д.). Интернализация (англ. internalization) — совокупность технологических приёмов разработки, упрощающих адаптацию продукта (такого, например, как программное обеспечение) к языковым и культурным особенностям региона, отличного от того, в котором разрабатывался продукт. Особенно большое распространение интернализация получила в связи с развитием интернета. Собственно само понятие интернализации связывают с этим процессом. Есть важное различие между интернационализацией и локализацией. Интернализация - это адаптация продукта для потенциального использования практически в любом месте, в то время как локализация — это добавление специальных функций для использования в некотором определённом регионе. Интернализация производится на начальных этапах разработки, в то время как локализация — для каждого субъекта потребления в условиях совершенствования и адаптации продукта в середине  процесса реализации.

В современных условиях происходит модернизация образования во многих странах мира. Не случайно её называют «вынужденной модернизацией», потому, что такие факторы, как, например, расширение интернета и его влияние на подрастающее поколение,  касаются всех. Процесс модернизации есть процесс реформирования образования, затронувший многие цивилизованные страны мира,  который связан с современными социально-экономическими, политическими и культурологическими проблемами. Так называемые «вызовы времени» или «системные вызовы» определяются глобализацией, неустойчивостью социально-экономического развития, периодически возникающими экономическими кризисами (которые возникнув в одной стране, нередко вызывают подобные явления в других странах), высокими темпами социальных изменений и расширением информационного пространства. Для России (и для многих европейских стран) немаловажными факторами также являются: демографическая неустойчивость, смена парадигм воспитания (от советской к постсоветской), противоречие ценностных ориентиров разных социальных групп.

2. Общие тенденции развития высшего образования: фундаментализация, прагматизация, компьютеризация, индивидуализация, гуманизация, стандартизация.

Несмотря на то, что весь мир признает очевидность и влияние глобализации и интернализации, следует также выделить и те тенденции развития образования, которые были определены задолго до осознания мировых ведущих тенденций. Но если глобализация и интернализация признаются ведущими, основополагающими тенденциями мирового развития образования, то фундаментализацию, информатизацию, регионализацию, индивидуализацию и прагматизацию можно выделить в качестве наиболее общих тенденций развития образования, характерных для большинства развитых стран. Эти тенденции являются общими, но не являются устойчивыми,  и исследователи  фиксируют постоянную смену той или иной доминирующей тенденции. За последние годы осуществляется относительно быстрый переход доминирования: сначала фундаментализации, затем информатизации и сегодня, в связи с кризисом и нестабильностью общественного развития – прагматизации.

Фундаментализация образования. Этимологически понятие фундаментального образования связано со значением слова фундамент (от лат. fundamentum – основание), т.е. та база (платформа, основа), которая воспринимает нагрузки и передает их на основание (С.И.Ожегов). Фундаментальное образование направлено на постижение глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, восходящих к первичным сущностям. Оно лежит в основе формирования адекватных суждений образованного человека. Фундаментализация образования является самым значимым фактором профилактики ошибочных решений в мире сложнейших современных технологий. Именно фундаментальные ошибки разработчиков нередко ведут к техногенным катастрофам.

Фундаментализация образования постулирует науку и научные достижения в качестве самого главного компонента содержания образования. Поэтому все образовательные программы и концепции разрабатываются с учетом новейших достижений в научной сфере.

Прагматизация образования. Тенденция прагматизации современного образования обусловливает его развитие в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества. Данная тенденция зависит от рыночных отношений, конкуренции и наиболее востребованных направлений развития общества. Если востребованы на рынке труда программисты, то приоритетное  развитие соответствующего направления образования будет очевидным. Когда в России было недостаточно экономистов, юристов, менеджеров, образование сразу же отреагировало на этот «профессиональный дефицит». В различных учебных заведениях, как правило, открываются новые отделения, специальности, специализации, соответствующие актуальным потребностям рынка труда. Специфика прагматизации определяется тем, что данная тенденция не может быть запланирована и реализована с учетом только предполагаемого направления развития образования в тех или иных условиях. Условия могут измениться. Поэтому данная тенденция обусловлена только рыночными отношениями и соответственно конкуренцией, причем как на рынке образовательных услуг, тик и на общем рынке труда.

Компьютеризация (информатизация) образования связана, прежде всего, с развитием технологий информационных процессов, всеобщей компьютеризацией. В современном мире происходит повсеместное формирование единого научно-образовательного пространства на основе постоянно обновляющихся средств телекоммуникаций и информационных технологий, а также организация образовательных программ различного уровня по дистанционной форме обучения. В образовательный процесс повсеместно внедряются информационные и коммуникативные технологии, значительно влияющие на темп (скорость получения необходимой информации) и характер обучения в сторону его интерактивности.

Широкое распространение получил термин «открытое образование».

Индивидуализация образования определяется возможностями учета индивидуальных особенностей обучаемого, опоры на его способности, самораскрытие и профессиональную самоактуализацию. В учебных планах и программах должны быть предусмотрены специально отведенные часы на индивидуальную работу с каждым обучающимся. Причем чем большее количество часов образовательное учреждение может выделить на индивидуальную работу, тем более качественное образование получает студент. Именно при таком образовании происходит подлинное профессионально-личностное развитие специалиста.

Мировая практика высшего образования показывает, что чем более  престижным является университет, тем в большей степени реализуется принцип индивидуализации образования. Кроме того, именно индивидуализация образования позволяет преподавателям вуза подготовить студентов к самостоятельному решению сложных профессиональных проблем. Это происходит при подготовке реферативных, курсовых, дипломных работ. Будущие специалисты обучаются распознавать и четко формулировать профессиональные проблемы, выстраивают методологию научного и практического поиска, в соответствии с которой самостоятельно решают сложные задачи. Такая работа может быть строго индивидуализированной, и именно её качество свидетельствует об уровне профессиональной готовности выпускника вуза.

Регионализация образования связана с социально-экономическими и политическими потребностями региона, в котором оно осуществляется. Значимость регионализации определяется возможностями выпускников без особых проблем найти себе работу по специальности. Специфика социально-экономического развития региона выявляет потребность в профессиональных кадрах определенной квалификации.

 

Современное понимание цели высшего профессионального образования акцентирует не только высокий уровень овладения профессиональной деятельностью, но и соответствие стандартам и объективным требованиям. Особенно важна способность человека успешно выполнять сложную профессиональную педагогическую деятельность в постоянно меняющихся условиях. Сама профессиональная компетентность все чаще трактуется, как способность эффективно решать наиболее типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающие в реальных условиях деятельности.

Стандартизация образования. Стандартизация, как правило, связана с деятельностью по установлению правил и характеристик в целях их многократного использования, направленная на упорядочение для повышения конкурентоспособности образовательных услуг. В образовании стандартизация проявляется в разработке, публикации и применении стандартов образования. В России – Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): общего, среднего профессионального, высшего образования. Государственный стандарт образования включает нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников и основные требования к обеспечению образовательного процесса (материально-техническое обеспечение, учебно-лабораторное, информационно-методическое и требования к квалификации кадрового состава преподавателей).

Основными целями стандартизации – повышение уровня безопасности, обеспечение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение возможности взаимозаменяемости средств и их информационной совместимости, создание систем классификации, катологизации для более удобного и легкого поиска потребителей. В основе стандартизации лежит идея унификации (приведение к единообразию, единой форме) для соотнесения стандартов с международными программами образования.

Причем содержание компетенций определяется по задачам. Так ключевые компетенции нацелены на успех личности в меняющемся мире и необходимы для любой профессиональной деятельности. Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (в нашем случае педагогической). Специальные компетенции проявляются в конкретной предметной деятельности. Все компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены, особенно в реализации предметной педагогической деятельности.

При этом особое внимание сегодня уделяется образовательным ресурсам нового поколения, которые включают в себя, прежде всего информационные ресурсы. В современном понимании обучения понятие «образовательные ресурсы» становится более популярным, чем понятие «дидактические средства». Кроме того, особое внимание придается созданию дидактических средств на основе информационных подходов. В качестве главных достоинств таких средств выступает, во-первых, их направленность на организацию самостоятельной работы. Во-вторых, возможность индивидуализации образования. В-третьих, создание учебных материалов на электронных носителях. В-четвертых, размещение разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов. Однако интернет как уникальный образовательный ресурс,  имеет не только возможности, но и существенные  проблемы, которые могут возникать в процессе «интернет – образования». А именно: большой объем вторичной информации («информационный мусор»), развитие у детей и молодежи «экранного мышления», формирование интернет-зависимости (киборг-аддикции). Здесь вопросы педагогически грамотного управления новым образованием выдвигаются на первый план.

 

И.А. Липский, проведя анализ ряда нормативных документов в области образования последних лет,  пришел к выводу о том, что государство «уходит из воспитания». Исследователь подчеркивает тот факт, что, например, в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г. термин «воспитание» не встречался ни разу, несмотря на то, что Закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает  образование как единство обучения и воспитания. Выдвигая на первый план ценностные ориентации человека на конкурентоспособность, социальную самостоятельность, стремление к успешности, профессиональную карьеру, в воспитании основной упор сегодня делается на институты гражданского общества – семью, Церковь, общественные объединения и т.д. [2]. Это важно и необходимо, однако воспитание, которое осуществляется в образовательных учреждениях,  имеет не меньшую ценность.

 

 

Литература

  1. Андриенко Е.В. Значение высшего образования в становлении педагогического профессионализма / Педагогический профессионализм как фактор развития современного образования. Новосибирск. 2005. С.19-26.
  2. Липский И.А. Основные парадигмы воспитания / Педагогическое образование и наука. 2009.№5.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г.

 

Задания для самостоятельной работы

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ  РАЗДЕЛ

Конституция Российской Федерации

Глава 2. Статья 43. Каждый имеет право на образование.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04