ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Направление подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль обучения «Психология и педагогика инклюзивного образования»

 

Степень выпускника:

Бакалавр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Программа педагогической технологии в работе с детьми с аффективно-волевыми нарушениями.

 

Целью освоения дисциплины является подготовка бакалавров профиля «Педагогика и психология инклюзивного образования» к решению задач профессиональной деятельности:

  1. Знание общих и специфических закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизического развития, особенностей регуляции поведения и деятельности детей с аффективно-волевыми нарушениями;
  2. Умение организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с аффективно-волевыми нарушениями для решения коррекционно-развивающих задач;
  3. Теоретическое и практическое владение педагогическими технологиями работы с детьми с аффективно-волевыми нарушениями;
  4. Знание и понимание особенностей взаимодействия с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития детей с аффективно-волевыми нарушениями.

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Педагогические технологии в работе с детьми с аффективно-волевыми нарушениями» является обязательной и входит в профессиональный цикл.

Преподавание дисциплины базируется на компетенциях, получаемых при изучении курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Социальная педагогика», «Психология развития», «Психолого-педагогическая диагностика», «психология нарушенного развития», «Нейропсихология детского возраста», «Возрастная психология» и др.

Дисциплина изучается в V семестре.

Формы контроля.

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля.

• Текущий контроль осуществляется в форме анализа устных и письменных учебных заданий студентов;

• Промежуточный контроль осуществляется в форме срезовой контрольной работы;

• Итоговый - в форме экзамена.

Требования к результатам освоения курса.

Курс направлен на формирование следующих компетенций:

Формируемые компетенции

Дескрипторы

ОПК-1–способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности, индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

Знать: общие и специфические особенности развития детей с ОВЗ (в первую очередь, с аффективно-волевыми нарушениями).

Уметь: организовывать деятельность детей с аффективно-волевыми нарушениями, опираясь на ресурс их развития.

Владеть: методами и приемами коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей.

ПКСП-1способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями.

Знать: принципы, формы и методы организации совместной и индивидуальной деятельности детей с аффективно-волевыми нарушениями.

Уметь: применять формы и методы организации деятельности данной категории детей при построении психолого-педагогического процесса.

Владеть: специфическими приемами установления индивидуального контакта с детьми данной категории.

ПКСПП-2 готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.

Знать: современные педагогические технологии, направленные на решение диагностических и коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с аффективно-волевыми нарушениями.

Уметь: грамотно осуществлять подбор психокоррекционных и диагностических методов и приемов в зависимости от специфики аффективно-волевых нарушений.

Владеть: методами и приемами психокоррекционной работы, обеспечивающий индивидуальный подход при работе с детьми данной категории.

ПКСПП-4 способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями.

Знать: специфические особенности эмоциональных и поведенческих проявлений детей с аффективно-волевыми нарушениями и их родителей.

Уметь: психологически грамотно выстраивать взаимодействие с детьми данной категории и их родителями.

Владеть: а) приемами самоконтроля своего эмоционального состояния в процессе решения профессиональных задач; б) приемами профессиональной рефлексии, позволяющими оптимально выстраивать профессиональную деятельность.

ПКД-6способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения  по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников.

Знать: спектр основных проблем взаимодействия психолога с семьей и педагогами образовательного учреждения при работе с детьми с аффективно-волевыми нарушениями.

Уметь: грамотно выстраивать взаимодействие  с семьей и педагогами образовательного учреждения при решении профессиональных задач.

Владеть: методами и приемами построения взаимодействия с семьей и педагогами, обеспечивающими взаимопонимание субъектов образовательного процесса.

 

Содержание дисциплины.

Тема 1. Базальная система эмоциональной регуляции.

Введение.

Связь с инстинктами и влечениями. Включенность ранних форм аффективного реагирования в более сложные в процессе нормального онтогенеза.

Особая роль памяти и речи.

Афферентное и эфферентное звенья в системе эмоциональной регуляции.

Соотношение эмоциональной и когнитивной систем.

Тема 2. Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.

Уровень полевой реактивности.

Уровень стереотипов.

Уровень экспансии.

Уровень эмоционального контроля.

Тема 3. Формирование эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе.

Разработка специальных аффективных механизмов регуляции поведения в различных ситуациях как условие успешного разрешения адаптационных задач. Последовательность включения базальных аффективных уровней уровней в регуляцию поведения. Роль референтного взрослого.

Тема 4. Уровневый подход к патологии эмоциональной системы.

Функциональные расстройства эмоциональной регуляции.

А) Явления гиперфункции отдельных уровней.

Б) Явления гипофункции отдельных уровней.

Повреждение механизмов эмоциональной регуляции (на модели раннего детского аутизма).

Тема 5. Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений.

Основные задачи коррекции.

Основные этапы коррекции.

Тема 6. Установление эмоционального контакта.

Общие принципы.

Установление контакта с аутичными детьми 1-й группы.

Установление контакта с аутичными детьми 2-й группы.

Установление контакта с аутичными детьми 3-й группы.

Установление контакта с аутичными детьми 4-й группы.

Тема 7. Коррекция страхов.

Коррекция страхов у аутичных детей 1-й группы.

Коррекция страхов у аутичных детей 2-й группы.

Коррекция страхов у аутичных детей 3-й группы.

Коррекция страхов у аутичных детей 4-й группы.

Тема 8 Коррекция агрессивных проявлений.

Общие принципы.

Коррекция агрессивных проявлений у аутичных детей 1-й группы.

Коррекция агрессии у аутичных детей 2-й группы.

- Самоагрессия.

- Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

- Генерализованная агрессия.

- Спонтанная свернутая психодрама.

- Агрессивный контакт как вариант свернутой психодрамы.

Коррекция агрессии у детей 3-й группы.

- Самоагрессия.

- Агрессия по отношению к окружающим объектам и людям.

- Уничтожение ребенком результатов своей деятельности.

- Агрессивное отношение к близкому человеку.

- Генерализованная агрессия.

- Устойчивые агрессивные действия.

- Агрессивный контакт.

Коррекция агрессии у аутичных детей 4-й группы.

- Самоагрессия.

- Агрессия по отношению к окружающим объектам.

Тема 9 Общая организация эмоционального поведения ребенка.

Общие принципы.

Формирование механизмов первого уровня аффективной организации поведения.

Формирование механизмов второго уровня аффективной организации поведения.

Формирование механизмов третьего уровня аффективной организации поведения.

Формирование механизмов четвертого уровня аффективной организации поведения.

Тема 10 Характеристика основных технологий, разработанных зарубежными авторами.

Оперантное обучение.

ТЕАССН – программа.

Холдинг – терапия.

Терапия «ежедневной жизнью»

Терапия «оптимальными условиями».

Тематическое планирование.

Темы

Лекции

П3

СР

Т.1

Базальная система эмоциональной регуляции. Введение.

2

2

6

Т.2

 

Уровни базальной системы

эмоциональной регуляции.

4

4

10

Т.3

 

Формирование эмоциональной

регуляции в раннем онтогенезе.

2

2

10

Т.4

Уровневый подход к патологии

эмоциональной системы.

4

4

4

Т.5

 

Уровневый подход к коррекции

эмоциональных нарушений.

4

4

10

Т.6

 

Установление эмоционального

контакта.

4

6

10

Т.7

Коррекция страхов.

4

8

10

Т.8

Коррекция агрессивных проявлений.

4

10

10

Т.9

Общая организация эмоционального поведения ребенка.

4

10

10

Т.10

Характеристика основных технологий, разработанных зарубежными авторами.

4

4

10

Итого:

36

54

90

 

Технологическая карта самостоятельной работы студентов.

Темы дисциплины

Задания для с/р

Форма отчета

Трудоемкость задания

1

Базальная система эмоциональной регуляции.

Изучение учебной литературы. Определение основополагающих идей

Краткий письменный отчет

6

2

Уровни базальной системы эмоциональной регуляции.

Изучение учебной литературы. Подготовка к учебному семинару. Составление таблицы: «Характеристика каждого уровня базальной системы эмоциональной регуляции».

Выступления на семинаре

Таблица.

10

3

Формирование эмоциональной регуляции в раннем онтогенезе.

Изучение учебной литературы. Подготовка аналитических сообщений по данной теме.

Устные выступления с аналитическими сообщениями. Письменный вариант аналитического сообщения.

10

4

Уровневый подход к патологии эмоциональной системы.

 

Изучение учебной литературы. Подготовка к учебному семинару. Составление плана тезисов по теме.

Выступление на учебном семинаре план - тезисы.

4

5

Уровневый подход к коррекции эмоциональных нарушений.

 

Изучение учебной литературы. Подготовка к учебной дискуссии по теме «Целеполагание задач и основных этапов коррекционной работы».

Участие в дискуссии. Составление выходной карты по результатам дискуссии.

10

6

Установление эмоционального контакта.

Изучение учебной литературы. Подготовка к активному семинару (с элементами тренинга).

Участие в активном семинаре. Письменный рефлексивный анализ хода и результатов семинара.

10

7

Коррекция страхов.

Изучение учебной литературы. Подготовка к активному  семинару (с элементами тренинга).

Участие в активном семинаре. Письменный рефлексивный анализ хода и результатов семинара.

10

8

Коррекция агрессивных проявлений.

Изучение учебной литературы. Подготовка к активному  семинару (с элементами тренинга).

Участие в активном семинаре. Письменный рефлексивный анализ хода и результатов семинара.

10

9

Общая организация эмоционального поведения ребенка.

 

Изучение учебной литературы. Подготовка к учебному семинару, разработка концептуальной таблицы «Организация эмоционального поведения ребенка», «Формирование механизмов I-II-III-IV уровней».

Выступление на семинаре. Таблица.

10

10

Характеристика основных технологий, разработанных зарубежными авторами.

Изучение учебной литературы. Подготовка к семинару в форме учебно-научной конференции

Выступление с аналитическим мини докладом, письменный текст выступления.

10

 

Экзаменационные задания.

  1. Доработка всех заданий для самостоятельной работы (с учетом замечаний преподавателя).
  2. Разработка мини-проекта по теме курса (с учетом специфики какого-либо из эмоциональных расстройств у детей).
  3. Защита мини-проекта (с обязательным моделированием фрагмента разработанного коррекционно-развивающего занятия).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

 

  1. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго – М., 2011.-384с. – ISBN 5-9268-0341-1/
  2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности [Текст] / Под общ. ред. М.М. Семаго – М.: Генезис, 2011.-240с.
  3. Специальная психология [Текст]: учебник для студентов вузов для направлений подготовки бакалавров, Л.М. Шипицина и др.; под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2010.-252с. - ISBN 5-9268-0214-8.

 

Дополнительная литература

  1. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми [Текст] / И.Б. Карвасарская – М.: Теревинф, 2003.-70с. – (Особый ребенок) - ISBN 5-901599-12-8.
  2. Каган В.Е. Аутизм в детстве / В.Е. Каган. – Л.: Медицина, 1981.-206с.
  3. Каган В.Е. Неконтактный ребенок / В.Е. Каган. - Медицина, 1989.-180с.
  4. Карвасарский Б.Д. Неврозы / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина, 1990.
  5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] / В.В. Лебединский – М.: МГУ, 1985, 2-е издание испр. Издательский центр «Академия», 2011.-144с.–ISBN 978-5-7695-8071-0.
  6. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / Лубовский В.И. – М., 1989-104с. – ISBN 5-7155-0113-Х.
  7. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская. – М., 1985.-167с.
  8. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка/ М.М. Либлинг// Дефектология. – 1996.-№3.-с.56-67.
  9. Личко А.Е. Псипатия и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. - Л., 1983.
  10. Никольская О.С. Аффективная среда человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма / О.С. Никольская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг. – М., 2000.-290с.
  11. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, М.М. Либлинг. – М.: Просвещение, 1997.-310с.
  12. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] / О.С. Никольская – М.: Центр лечебной педагогики, 2000.-364с. Библиогр.: - ISBN 5-901599-16-0.
  13. Сорокин В.М. Специальная психология: учеб. пособие / В.М. Сорокин; под науч. Ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003.-216с.
  14. Семаго Н.Я., Семаго М.М. проблемные детьи. Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго – М.: АРКТИ, 2004.-208с. – ISBN 5-89415-108-2.
  15. Специальная психология [Текст] учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.И Лубовицкий. – 2-е изд. испр. доп. – М.: Издательство: Академия. – 464с.
  16. Шипицыны М. Хрестоматия по РДА / М. Шипицына. – М., 2001.
  17. Эмоциональные нарушения в детсом возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-197с.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Семаго М.М., Семаго Н.Я.» Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности» [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.-2012.-N 3 (14).- URL: http//medpsy.ru, свободный.- Загл. с экрана.
  2. «Психология»; «Психоресурсы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psycho-ressources.com/babillard.html, свободный.- Загл. с экрана.
  3. «Мир психологии» [Электронный ресурс] – Режим доступа: , http://psychology.net.ru свободный.- Загл. с экрана.
  4. «Психология он-лайн» [Электронный ресурс] http://www. Psychology-online.ru. - Загл. с экрана.

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04