От «стихийной» инклюзии к целенаправленной коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Бородина-Глебская Е.А., старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного педагогического университета

Главная цель деятельности ДОУ – создание условий для полноценного психического и личностного развития, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их готовности к школьному обучению. Достижение данной цели осложняется многими факторами: социально-экономическими, экологическими, психологическими и др. Так, труднорешаемой является задача обеспечения физического и психологического здоровья детей, так как детское сообщество по этому параметру является весьма разнородным. Специалисты отмечают тревожную тенденцию увеличения количества детей с проблемами в развитии. Сегодня практически в любом дошкольном учреждении можно встретить детей с нарушениями в когнитивной сфере, с эмоционально-волевыми расстройствами, с выраженными нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, длительно и часто болеющих и т.д. Возникает вопрос: как работать с этими детьми в условиях массового детского сада? Ответ на этот вопрос в определенной мере содержится в идее инклюзивного образования, предполагающего совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и здоровых детей. Разворачивание инклюзивного образования - это, по сути, ответ на вызов времени, на объективно сложившуюся ситуацию в дошкольном и школьном образовании.

Надо отметить, что в нашей стране десятилетия складывалась система коррекционного образования. В идеале коррекционное  и инклюзивное образование должны бы дополнять друг друга, обеспечивая родителям право выбора и возможность подобрать ребенку такие педагогические обстоятельства, которые максимально соответствовали бы его объективным и субъективным потребностям и позволили бы выстроить наиболее благоприятную для него социальную ситуацию развития. В этом взаимодействии коррекционного и инклюзивного образования есть еще один аспект: увеличивается шанс помочь большему количеству детей и тем самым решить задачу оказания адресной психолого-педагогической помощи каждому ребенку. Но возникает трудность: далеко не всякое ДОУ имеет возможность и желание открывать специализированные или инклюзивные группы для детей с особыми образовательными потребностями. При этом, как уже отмечалось, фактически в каждом общеразвивающем ДОУ есть дети с проблемами развития, хотя, конечно, степень тяжести нарушений и количественная концентрация таких детей не сопоставимы с тем, что существуют в системе специализированных ДОУ. Но такие дети, если их даже не очень много,  – это группа риска в аспекте возможных деформаций  в физическом, психическом и личностном развитии: они «не подпадают» под систему коррекционного образования (в том числе потому, что их проблемы недостаточно выражены), но они и «выпадают» из общей картины поведения, предпочтений, эмоциональных реакций, когнитивных проявлений так называемых «обычных» детей ДОУ. И перед дошкольным учреждением, перед воспитателями и специалистами встает конкретная проблема: как снизить риск спонтанной, «стихийной, дикой» инклюзии? Как строить работу в ситуации, когда дети с ОВЗ  реально посещают массовый детский сад, а нормативно-правовой, методической, финансовой базы для работы с такими детьми нет? Именно так выглядит ситуация в дошкольном образовании Новосибирска.

С нашей точки зрения, переход от «стихийной» инклюзии к целенаправленной коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – с детьми с ОВЗ) возможен через организацию  психолого-педагогического консилиума (далее – ППк) в каждом ДОУ. Консилиумы как консолидированные усилия специалистов могут стать особым инструментарием управления сложными психолого-педагогическими ситуациями развития детей. При грамотно построенной работе консилиум может выполнять ряд очень важных функций, способствующих оптимизации психолого-педагогического процесса в целом. Остановимся подробнее на том, что такое консилиум и что он может обеспечить. Как правило, психолого-педагогический консилиум представляет собой совещательный, систематически действующий  орган, предназначенный оказывать содействие  повышению эффективности   и качества работы с детьми группы риска. На заседаниях ППк анализируется ситуация развития конкретного ребенка, вырабатывается коллективное решение о мерах психолого-педагогического воздействия на ситуацию его развития.

В задачи ППк  входит:

  • Ø психолого-педагогическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями;
  • Ø выявление характера и причин отклонений в физическом, психическом, эмоциональном и личностном развитии, причин затруднений в обучении и нарушений в поведении;
  • Ø определение направлений коррекционно-развивающей, оздоровительной и воспитательной работы;
  • Ø координация усилий воспитателей и родителей в осуществлении коррекционно-развивающего и реабилитационного воздействия на воспитанников.

ППк  создает реальные условия для консолидации всех специалистов, работающих с конкретным ребенком, что является в принципе важным условием для организации жизни и развития любого ребенка, а для ребенка с проблемами в развитии – особенно.

ППк может обеспечить не только основополагающую траекторию развития ребенка в целом, но и возможность быстрого совместного реагирования, когда намечается какое-либо неблагополучие.

ППк может помочь улучшить психологический климат в детской группе, оптимизировать педагогический процесс в целом. Поясним данный тезис. Так называемые «сложные, проблемные» дети создают в группе «очаг напряженности», причем в силу разных причин: повышенной утомляемостью, отсутствием интереса к занятиям, предлагаемым педагогом, стремлением отвлечься на что-то постороннее во время организованных форм деятельности, повышенной конфликтностью, спонтанной, неуправляемой агрессией, создающей реальную угрозу и себе и другим детям, склонностью к девиантному поведению. ППк, разбирая и анализируя подобного рода факты, стремится установить причины имеющихся нарушений и определить педагогическую  стратегию и конкретные педагогические тактики в деятельности специалистов и воспитателей, тем самым помогает реализовать на практике подлинно индивидуальный подход к проблемному ребенку в контексте жизнедеятельности всей группы. Благодаря этому нивелируются, если не снимаются полностью, негативные поведенческие и эмоциональные проявления, что обязательно благотворно скажется на общей психологической атмосфере в группе. Кроме того, поведение и эмоциональное состояние педагога, который начинает понимать причины, «подводные камни» в поведении и эмоциях ребенка, тоже должно улучшить ситуацию в целом. В идеале - меняются глубинные профессиональные и человеческие установки педагога, происходит то, что можно назвать «педагогическим прозрением»: человек перестает действовать «вслепую», по привычке. Это еще один, на наш взгляд, очень важный аспект. ППк выводит педагогов на уровень профессиональной рефлексии, приобретается и нарабатывается опыт размышлений в отношении целей и задач развития конкретного ребенка, формируется особая психолого-педагогическая зоркость и собственная педагогическая ответственность. Педагог начинает отчетливо осознавать пространство собственной педагогической компетентности. Как результат деятельности консилиума рождается ясная, прозрачная картина того, что на самом деле происходит с ребенком: почему он так себя ведет, так реагирует, так общается с другими людьми. ППк помогает преодолеть опасные педагогические стереотипы и отказаться от них в практике взаимодействия с детьми.

Таким образом, ППк может быть своего рода подготовкой к появлению подлинной инклюзии, когда и психологически, и педагогически специалисты готовы к тому, что дети с ОВЗ находятся среди здоровых детей и занимают свою особую нишу в детском саду, что признается и детьми, и их родителями. Это, с нашей точки зрения, является хорошей альтернативой той самой «дикой» инклюзии, когда дети с ОВЗ посещают детский сад, но никакой специальной помощи не получают.

Несколько слов о работе консилиума.

Консилиум, как показал наш опыт, должен проводиться  один раз в месяц. Периодичность работы консилиума обусловлена характером решаемых задач. Более частые встречи, скорей всего, окажутся недостаточно подготовленными, так как на консилиум возлагается большой объем работы. Во-первых, ППк стратегически определяет линию поведения педагога-психолога, логопеда, медика и других специалистов ДОУ. А это предполагает очень кропотливый, углубленный, всесторонний анализ психофизического развития, социальной ситуации развития, поведения ребенка дома и в детском саду. Для такого анализа   требуется достаточно много времени.  Анализ строится на основе данных педагогических, психологических наблюдений, предварительной диагностики (с согласия родителей),  результатов медицинского, логопедического обследования и т.д. Такой анализ продолжается не менее часа-полутора часов. Его результаты обязательно фиксируются в протоколе заседания ППк, на основе анализа вырабатываются конкретные рекомендации каждому участнику процесса медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Действия каждого реализуют общую психолого-педагогическую стратегию.

Вторым важным направлением деятельности  ППк является отслеживание психолого-педагогического процесса. Мониторинг, осуществляемый членами ППк, позволяет уточнить, при необходимости скорректировать первоначальный вариант рекомендаций, зафиксировать положительную динамику и, конечно же, своевременно отреагировать на отрицательные и проблемные проявления в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии, когнитивном развитии, общении со сверстниками и взрослыми.

В-третьих, ППк должен своевременно реагировать на нестандартные ситуации, так как в поле зрения членов консилиума находится наиболее сложный контингент детей.

В заключение приведем пример психологической характеристики ребенка и составленных консилиумом рекомендаций для педагогов группы, которую посещает ребенок, и его родителей.

Психологическое заключение по результатам обследования Димы Б. (5лет и 2 месяца)

Особенности поведения:

Яркой особенностью поведения Димы является пониженная чувствительность к социальным нормам. Поведение  мальчика характеризуется импульсивностью, неуправляемостью при высокой активности действий, неожиданными аффективными всплесками, которые представляют реальную угрозу его собственному здоровью и здоровью других детей. Воспитатели отмечают деструктивный, агрессивный характер большинства действий мальчика: бьет детей, ломает постройки, сделанные ими, игрушки.

Обнаруживает некоторую предрасположенность к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, осознанный интерес к сексуальным отношениям взрослых, склонность к онанизму).

Не проявляет особого интереса к организованным формам деятельности: быстро устает, прекращает деятельность.

В режимных моментах обнаруживается недостаточная самостоятельность ребенка. Выполняет необходимые действия самообслуживания лишь при жестком контроле со стороны взрослых или при их активной помощи.

Безусловным достоинством ребенка является присущая ему любознательность, интерес к миру, выраженная потребность в новых впечатлениях.

Особенности эмоционально-волевой сферы:

Дима  отличается незрелостью эмоциональной сферы. Проведенное исследование позволило обнаружить наличие у  мальчика явного страха наказания, физической расправы за совершенные действия. Очевидно, ребенка часто наказывают, обижают в семье. Семья ребенка является психологически неблагополучной (стесненные материально-бытовые условия, высокий уровень конфликтности в отношениях между матерью и отцом, враждебные отношения между старшими и младшими детьми и т.д.). Семья не обеспечивает необходимого эмоционального комфорта для ребенка.

Уровень развития регуляторной  функции ниже возрастной нормы. Поэтому поведение характеризуется, как уже было отмечено,  импульсивностью, непредсказуемостью для окружающих.

Позитивным моментом является то, что ребенок испытывает потребность в положительных эмоциях, проявляет привязчивость к референтным взрослым.

Исследование восприятия

Особенности восприятия времени:

По результатам тестирования: уровень восприятия времени  ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия цвета, формы, величины:

Восприятие цвета, формы, величины предмета  ниже   возрастной нормы.

Особенности восприятия пространственных отношений:

Восприятие пространственных отношений   ниже возрастной нормы.

Особенности внимания:

Внимание значительно ниже  возрастной нормы. Произвольное внимание практически отсутствует. Некоторая  концентрация, переключение  и распределение внимания возможны лишь при условии активной тонизации и поддерживающей помощи со стороны взрослого.

Особенности памяти:

Уровень развития  памяти  ниже  возрастной нормы. Лучше развита эмоциональная память: ребенок хорошо удерживает в памяти события, связанные с положительными эмоциями.

Особенности мыслительно-речевой деятельности:

Мышление ниже возрастной нормы. Дима испытывает явные трудности при выполнении операций обобщения, анализа, классификации, построения аналогий. Мальчик не может самостоятельно выполнить действия, связанные с отвлечением, абстрагированием от конкретной ситуации. Не умеет строить умозаключения, выдвигать гипотезы, формулировать исследовательские вопросы. Но пытается понять инструкцию взрослого и установить простейшие причинно-следственные связи между событиями, явлениями. Серьезным препятствием для осуществления интеллектуальной деятельности является низкий уровень речевого развития ребенка, а также ограниченность представлений об окружающем мире.

Особенности воображения:

Воображение ниже возрастной нормы.

Особенности коммуникативно-речевой сферы:

Уровень развития коммуникативной сферы ниже возрастной нормы. Репертуар коммуникативных средств ограничен и имеет определенную направленность: в общении со взрослыми ведет себя как двух-трехлетний  ребенок (прижимается, обнимается, делится своими секретами и т.п.); в общении со сверстниками чаще всего использует стратегию подкупа по отношению к тем, к кому он расположен,  и стратегию запугивания по отношению к тем, кого не принимает. Социометрический статус ребенка в группе  неблагополучен: мальчик относится к  категории пренебрегаемых. Сверстники обижаются на Диму, часто жалуются на проявления грубости и жестокости с его стороны. Собственный неблагоприятный  статус в группе пока ребенком не осознается.

Уровень развития речи во всех её функциях значительно ниже возрастной нормы. Наблюдается  скудость словарного запаса, примитивность синтаксических  конструкций. Репертуар используемых речевых жанров  мал. Связная речь только начинает формироваться.

Безусловным позитивным моментом является то, что в течение 2009/2010 года наблюдалась выраженная динамика именно в речевом развитии ( от отсутствия речи до появления фразовой речи).

Личностно-характерологические  особенности:

Личностное развитие ребенка осуществляется по деформированному варианту. Дима отличается личностной незрелостью, инфантильностью,  импульсивностью, агрессивностью, эмоциональной привязчивостью к референтным взрослым.В ситуациях эмоционального комфорта становится более спокойным, ласковым, доброжелательным.

Неблагоприятный сценарий развития обусловлен не только отягощенным анамнезом, но и педагогической запущенностью. Мальчик растет в психологически неблагополучной семье, что практически не осознается мамой; мама не выполняет рекомендаций педагогов и психологов, не находит времени, чтобы вовремя пролечить ребенка у невропатолога, не включается в коррекционную работу, проводимую специалистами ДОУ.

 

Заключение («проблемные зоны», личностные и познавательные ресурсы):

Проблемные зоны: отставание в развитии всех сфер (когнитивной, эмоционально-личностной, коммуникативно-речевой).

Ресурсы: потребность в общении и признании взрослых и сверстников, потребность в новых впечатлениях и положительных эмоциях, эмоциональная теплота в отношениях с теми людьми, которые его принимают; выраженная динамика в речевом развитии.

Проведенное обследование, составленная  консилиумом характеристика ребенка послужили основой для разработки конкретных психолого-педагогических рекомендаций.

 

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей по организации коррекционно-развивающей работы с  Димой Б.

  1. С целью коррекции отношений  со сверстниками, обеспечения  полноценного эмоционально-личностного развития  ребенка целесообразно использовать систему игр и игровых упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, предложенных Е.О. Смирновой и  В.М. Холмогоровой.

(См.: Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003.)

  1. Предлагайте Диме  и детям, к которым он испытывает симпатию, поиграть вместе с вами; в процессе игры показывайте, как  нужно договариваться, идти на компромиссы, обосновывать свои предложения и т.п. По окончании игр обязательно проводите небольшие рефлексивные беседы, обсуждайте с детьми, понравилось ли им играть вместе, как играть без ссор и т.п. На первых порах обязательно хвалите  Диму  за стремление понять другого ребенка, уступить кому-либо, конструктивным способом разрешить конфликт.
  2. Помогите Диме в привлекательной для него продуктивной деятельности приобрести опыт  сорадования с другими детьми, испытать особое чувство единения с группой. Например, вся группа может сделать своими руками  какие-либо подарки малышам. В процессе продуктивной деятельности помогите ребятам представить, как обрадуются малыши подаркам, проявлению заботы о себе. Учитывая интерес Димы к вырезанию картинок из журналов, к аппликации,  предложите ему сделать какой-либо коллаж, при необходимости – помогите. После реализации данного проекта обсудите, что испытали ребята, какие чувства пережили, когда смогли доставить радость младшим детям.
  3. Поговорите при удобном случае с мамой о необходимости больше внимания уделять Диме, разговаривать с ним, хотя бы изредка  играть с ним в развивающие игры, записать его в спортивную секцию для занятий каким-либо командным видом спорта.
  4. Обеспечивайте возможность Диме  и другим детям, отличающимся эмоциональной лабильностью, неуравновешенностью, «выплескивать» появляющееся напряжение в физкультминутках, подвижных играх по правилам, в танцевальных импровизациях под музыку  и т.д.
  5. Старайтесь разговаривать с ребенком спокойно, строго, но не жестко, избегайте угроз; аргументируйте свои требования и обязательно хвалите за попытки ребенка следовать этим требованиям.

Целенаправленная и кропотливая работа психолого-педагогического консилиума ДОУ обеспечивает позитивную динамику в развитии каждого «особого» ребенка вследствие опоры на его личностные и познавательные  ресурсы. В ДОУ нарабатывается опыт положительного отношения к детям с ограниченными возможностями, принятия их такими, какими они являются.

 

 

Последнее изменение: Среда, 24 Октябрь 2018, 17:04